Миры Ктулху (Cthulhu realms)

Внешность и имя бога-монстра

Если судить по барельефу, описанному в «Зове Ктулху», морской бог представляет собой некий симбиоз дракона, человека и, конечно, осьминога. Его тело зелёного цвета, оно способно к очень быстрой регенерации, мгновенно залечивает раны и увечья, которые могут нанести Ктулху его враги. Поднимаясь над волнами, Ктулху напоминает гору – настолько велико его туловище:

Произношение имени также остаётся загадкой. Несмотря на привычный вариант, имя божества правильно звучит как “Кхлул’Хлуу”. Английский писатель Брайон Ламли, занимавшийся изучением подобных монстров, отметил, что звучание имени Ктулху напоминает рычание или шипение, но вовсе не привычную нам человеческую речь.

Поразительно, но интерпретация имени, данная Лавкрафтом, с обилием звуков “у” и глухими согласными, очень напоминает африканские диалекты. Более того, в одном из рассказов того же Лавкрафта есть сведения о горе, расположенной в одном из регионов Африки. Называется она Клулу. Согласитесь, сходство названий просто бросается в глаза.

2018: Call of Cthulhu

А это уже новейшая на данный момент игра про Ктулху от французской компании Cyanide, известной по Styx: Master of Shadows и еще добром десятке игр в самых разных жанрах. Полное название, Call of Cthulhu: The Official Video Game имеет такую приставку, потому что ее издатель Focus Home Interactive обзавелся лицензией на оригинальную настольную ролевую игру 80-тых.

За красивую графику здесь отвечает «рабочая лошадка» всех движков — Unreal EngineЗа красивую графику здесь отвечает «рабочая лошадка» всех движков — Unreal Engine

Этот «Зов Ктулху» представлен в жанре приключенческого хоррора. Авторы дополнили ее элементами RPG и даже условным открытым миром.

Дело происходит в 1924. Главный герой — частный детектив Эдвард Пирс, который расследует смерть семьи Хокинсов, погибших в пожаре в своей усадьбе.

Эдварду Пирсу будет нелегко сохранить рассудок, столкнувшись со сверхъестественнымЭдварду Пирсу будет нелегко сохранить рассудок, столкнувшись со сверхъестественным

В дальнейшем Пирс втягивается в попытки разобраться в том, что же вообще происходит в городе Даркуотер, куда его забросила судьба. Вдобавок Пирса преследуют кошмары, которые ему снятся после Первой мировой.

У этих сектантов своя атмосфераУ этих сектантов своя атмосфера

Игра получила положительные оценки. Критики отметили высокую динамику, которой от нее поначалу не ожидаешь, красивые и детализированные локации, умело нагоняемый страх, который чередуется с передышками. Читайте наш обзор игры! Попробовать однозначно стоит всем поклонникам хорроров и приключений.

2019: The Sinking City

Выход The Sinking City должен состояться летом 2019 года. Frogwares уже несколько раз переносила дату выхода, видимо из-за больших амбиций.

Ранее благополучный город совсем обветшалРанее благополучный город совсем обветшал

Главный герой здесь, внезапно, детектив. Чарльзу Риду придется посетить город Окмонт в штате Массачусетс, некогда процветающий, а ныне заброшенный и упадочный. Многократные наводнения совсем разрушили инфраструктуру, превратив его, местами, в кошмарный вариант Венеции. Жители страдают от массового умопомешательства, за которым стоят сверхъестественные силы.

Перемещаться здесь часто придется на моторной лодкеПеремещаться здесь часто придется на моторной лодке

Создатели игры посещали Бостон, с которого списан их город, для того чтобы достоверно смоделировать его в игре; изучали множество описаний близлежащих мест в литературе тех годов, прорабатывали планировку и характерную архитектуру.

Придется проводить расследования, осматривать сцены преступлений и допрашивать подозреваемых. Frogwares решила перейти на новый уровень и воплотить задуманное в форме приключения в открытом мире (мало кто знает, что это не первый open world проект компании — см. 80 Days).

На пути героя встретится много разнообразных личностейНа пути героя встретится много разнообразных личностей

Зная умение разработчиков выстраивать интересные детективные сюжеты, «Тонущий город» однозначно стоит подождать. Остается надеяться, что увлеченность политическими отсылками не сыграет негативной роли в восприятии проекта.

Современный культ

Несмотря на то, что Ктулху является всего лишь авторским персонажем, сегодня можно говорить о целом культе этого создания. Популярностью Ктулху пользуется в самых разных странах, существуют даже объединения людей, что верят в возвращение монстра, ждут его пробуждения как начало нового этапа жизни человечества.

В 2014 году в США была зарегистрирована религиозная община почитателей Ктулху. Сами её представители отмечают, что их деятельность – это всего лишь шуточное поклонение персонажу, однако подобные факты говорят о невероятный масштабах популярности вымышленного божества.

Статуя Ктулху / Dope Pope / dopepope.artstation.com

Я думаю, не стоит недооценивать Ктулху из-за его “молодости” и авторской подачи. Образ этого создания был заимствован из настоящих полинезийских верований

Кроме того, важно помнить, что все самые известные нам предания, древнегреческая или египетская мифология тоже изначально были “сборником” рассказов, придуманных кем-то. Конечно, имена тех древних авторов нам узнать не суждено, а вот Ктулху и его популярность принадлежат писателю с поистине неуемной фантазией, Говарду Лавкрафту

Арт на обложке: Guillem H. Pongiluppi / guillemhp.artstation.com

Старшие боги

Elder Gods — группа сверхъестественных существ, противостоящих Древним (Great Old Ones), а также другим, менее крупным божественным «фракциям» — Внешним богам (Outer Gods) и Великим (Great Ones).

Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого Лавкрафта, поскольку они были созданы его последователями и, по сути, являются компиляцией из целого ряда мифов древности.

Баст (Bast), или Бастет — божество, заимствованное у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Гипнос (Hypnos) — персонификация сна из греческой мифологии. Мать Гипноса — Никс (Ночь), брат — Танатос (Смерть). Его чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса — так называемые Онерои: Морфеус (сновидения), Фобетор, он же Иселус (ночные кошмары) и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).

Эндимион — молодой пастух, влюбился в богиню луны Селену и получил от Гипноса редкий дар — способность спать с открытыми глазами, чтобы даже во сне он мог смотреть на свою любимую.

Н’Тси-Каамбл (N’tse-Kaambl) — малозначительное женское божество из разряда Старших, введенное в мифы Ктулху писателем Гари Майерсом (повесть «Дом Червя»). Иногда оно отождествляется с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют предположения, что имя этого божества — омоним имени Нэнси Кэмбелл, правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса.

Внешний вид, способности, место обитания

Лавкрафт описывал Ктулху как божество, которое спит на тихоокеанском дне. Автор позиционирует существо в качестве Зверя Миров. Впервые Ктулху появился на страницах одноименного произведения «Зов Ктулху», опубликованной в 1928 году.

Внешний вид этого персонажа внушает страх

Иные лица, присутствующие в книге, описывают движения Ктулху величественными, неспешными. Он издавал хлюпы, по его телу стекала зеленая слизь. Расправиться с чудовищем не так и просто, он быстро заживлял любые ранения.

Зверь Миров имел колоссальные габариты. Он не только доставал ногами до дна, но и возвышался над водой.

Неординарные способности монстра

Он обладал психоделическим воздействием на людей. Пребывая во сне, Ктулху мог лишь влиять на человеческие сны, обрекая жертву на страдания, безудержный ужас. Отдельные персонажи не смогли противостоять влиянию чудовища, лишились рассудка.

Место обитания Ктулху

Руины города Р’льех, находящегося глубоко под водой. Если звезды выстроятся в определенном порядке, обитель чудовища выйдет на поверхность, а Зверь Миров пробудится ото сна.

Мнение

«Миры Ктулху» (Cthulhu Realms) — самостоятельная и во многом оригинальная игра, которая имеет как достоинства, так и, к сожалению, недостатки. Но она мне нравится – безумие происходящего и чёрный юмор симпатизируют, а тактическая глубина увлекает. «Звёздные Империи» оставлю в своей коллекции как взвешенную дуэльную стратегию, а «Миры Ктулху» как безрассудную веселую бойню в компании.

Плюсы

  • Полноценно играется от 2 до 4 человек
  • Небольшое время партии (20-40 минут)
  • Преемственность механики «Звёздных Империй»: нанесение урона сопернику, срабатывание союзных свойств
  • Интересные и мощные комбинации
  • Интересное взаимодействие между игроками: общие торговые ряды и одновременный урон
  • Отличный и стильный чёрный юмор
  • Компактная коробка и неплохое качество локализации (вот только протекторы желательны)
  • Удобный планшет подсчёта рассудка

Минусы

  • Чрезмерная динамика – партия развивается стремительно, сила комбинаций непропорциональна затраченному игровому времени
  • Игра сама присуждает победу – в какой-то момент мощность комбинаций становится почти одновременно у всех игроков настолько эффективной, что решающее значение имеет текущая очередность хода
  • Запутанная и сложная иконографика

Оценка: 7/10

Игра предоставлена издательством GaGaGames.

  • Посмотреть рейтинг «Миры Ктулху» в семейном ТОПе настольных игр
  • Правила игры на русском
Сложность правилЕсть сложности с иконографикой
Сложность игрыСложнее Звёздных Империй
КонфликтностьПрямая
ОформлениеХороший юмор, отличные иллюстрации
АтмосфераЕсли есть чувство юмора. то весело
РеиграбельностьСредняя
ВпечатлениеСпецифический формат – сложная для новичка, непредсказуема для опытного игрока
Время игры, мин30 вместе с подготовкой на троих
Компания, чел.2-4. Обычно играем на троих
Сколько местаНебольшой стол

Небожественные существа

Подземные

Подземные (Chtonians) — милые зверюшки, напоминающие крупных кальмаров и отличающиеся от них удлиненными телами, покрытыми скользкой слизью (эта морфологическая особенность позволяет им легко перемещаться под землей). О Подземных известно, что они живут тысячи лет, ревностно охраняют свое потомство от людей и издают тягучие печальные звуки, по которым легко определить их приближение. Подробнее об этих тварях можно узнать из сборника рассказов Брайана Ламли “Из глубины” (1974).

Глубоководные

Глубоководные (Deep Ones) — рыбо-лягушкоподобные существа, обитающие глубоко в океане. Будучи амфибиями, они неплохо чувствуют себя на суше и иногда выходят к людям. В обмен на человеческие жертвы Глубоководные могут дарить золото, украшения и наполнять сети рыбой. Глубоководные также могут спариваться с людьми, порождая гибридов. В молодости такие дети выглядят совершенно обычно, однако с возрастом они постепенно превращаются в Глубоководных. Их глаза становятся выпученными, веки атрофируются, голова сужается, волосы выпадают, а кожа покрывается чешуей.

Глубоководные поклоняются Дагону и Ктулху. Лавкрафт подробно описал их в романе “Тень над Иннсмаутом”.

Старцы

Старейшие (Elder Things) / Старцы — инопланетяне, населявшие Землю до людей. Представляли собой помесь растения и животного. Старцы строили гигантские города на земле и под водой, воевали с богами (без особого успеха) и, вероятно, произвели на свет тех существ, которые населяют планету и по сей день. Цивилизация Старейших погибла в ледниковый период, их замерзший город в Антарктиде был обнаружен лишь в 1931 году. Подробно описаны в “Хребтах Безумия”.

Старцы первыми пришли из далеких глубин космоса на молодую Землю. В то время они были высокоразвитой в технологическом отношении расой, но использовали свои знания только в случае крайней необходимости. Старцы ушли со своей планеты по причине техногенного кризиса. Считали свою прошлую механистическую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы. Первоначально Старцы населяли только подводные пространства Земли, но впоследствии расселились и на суше.

Ранние поселенцы — Старцы создали первые «местные» живые организмы на Земле, которые затем эволюционировали до современного состояния, а также искусственно отбирали интересные виды и ограничивали развитие вредных, с точки зрения Старцев, видов. Так, прообраз человека и обезьяны — результат селекции, с целью выведения вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Одним из уникальных видов организмов, созданных Старцами, были шогготы, существа из протоплазмы, способные принимать любую форму по телепатическому приказу, и используемые Старцами для выполнения различных физических работ.

В ходе развития своей цивилизации Старцы были вынуждены сражаться с потомками Ктулху, с Ми-го, с вышедшими из-под контроля создателей Шогготами.

Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Воспитание и образование Старцев было на высочайшем уровне. Как предполагает главный герой романа «Хребты Безумия», строй государства Старцев был социалистическим.

На протяжении длительного времени пребывания на Земле технические и физиологические возможности Старцев угасали. Так, они утратили изначально доступную способность к космическим перелетам и не смогли покинуть Землю, а также потеряли контроль над шогготами.

Одно из наиболее значимых и последних известных наземных поселений Старцев располагалось в Антарктиде. Окруженный горами город процветал на протяжении целых геологических эпох, но со временем изменение климата (сильное похолодание) вынудило Старцев переселиться в согретые геотермальными водами пещеры под ним. Руины города были обнаружены в 1931ом году экспедицией Мискатонского университета. Судя по обнаруженным исследователями трупам Старцев и некоторым другим признакам, вышедшие из-под контроля шогготы всё-таки победили Старцев и заняли даже подводный антарктический город.

Гули

Гули (Ghouls) — существа, некогда бывшие людьми, но превратившиеся в человекоподобных чудовищ, прячущихся от солнца под землю. Причиной такой метаморфозы является людоедство. Вполне логично, что гули сохраняют свои прежние кулинарные пристрастия и питаются человеческими трупами. Подробнее о них можно узнать из романа “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата”.

Многообразие существ мифов Ктулху данным списком не ограничивается. В других статьях мы еще поговорим о низших расах, о многочисленных монстрах, локациях и персонажах произведений Лавкрафта.

Ньярлатхотеп

Ньярлатхотеп (Nyarlathotep) — Ползучий хаос, Посланец Азатота, Черный человек. Это божество очень сильно отличается от своих собратьев. В отличие от Хастура, живущего на звездах, или Ктулху, спящего в морской глубине, Ньярлатхотеп полон жизни и активно вмешивается в судьбу мироздания.

Его излюбленная внешность — высокий человек с темными волосами и хорошим чувством юмора. Он говорит на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит посланником Азатота, реализуя его волю на Земле.

Ньярлатхотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом, а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой («дымящееся зеркало») и Ксайп Тотеком («человеком без кожи»).

1993: Shadow of the Comet

Shadow of the Comet (также известная как Call of Cthulhu: Shadow of the Comet) — классический квест старой школы с пиксель-хантингом и тому подобными милыми особенностями, разработанный и изданный Infogrames.

Старинные страшные дома и жуткие пейзажи прилагаютсяСтаринные страшные дома и жуткие пейзажи прилагаются

Сюжет завязывается самым захватывающим образом. 1910 год. В американский городок приезжает лондонский фотограф Джон Паркер. Его заинтересовали изыскания лорда Болескина, наблюдавшего некую комету. Однажды лорд увидел в телескопе нечто, что буквально свело его с ума. И вот, фотограф Джон Паркер хочет запечатлеть ту самую комету и узнать подробности об этом лорде.

Прогуливаясь по городку, он наталкивается на секту, которая поклоняется Ктулху, а теперь она хочет уничтожить незваного свидетеля.

Для игры существует русский неофициальный перевод — его можно найти в СетиДля игры существует русский неофициальный перевод — его можно найти в Сети

Несмотря на то, что изначально она выпущена в эпоху системы DOS, в нее можно поиграть и сейчас — она доступна в GOG и Steam. Имеется также непрямое продолжение, Prisoner of Ice (1995). Помимо ПК, оно уже попало на консоли, в частности, Saturn и PlayStation; тоже есть в GOG.

1998: Anchorhead

Продолжим рассказ о самых первых играх про Ктулху. Anchorhead — это interactive fiction или текстовый квест. Игры такого жанра были распространены до появления графических квестов, но продолжили появляться и потом. Суть в чтении сюжета и выборе вариантов действия, которые приведут к новым поворотам в истории.

Создал ее всего один человек по имени Майкл Джентри (Michael Gentry): он не только написал код игры, но и сюжет по мотивам книг Лавкрафта.

Иллюстрированное издание игрыИллюстрированное издание игры

Изначально Anchorhead вышла в 1998 году. Позже появилось издание с иллюстрациями, а сейчас ее можно купить в Steam.

Р’льех[править]

Основная статья: Lovecraft/R’lyeh

Древний город

Р’льех — древний город, построенный потомством Ктулху и сгинувший в волнах много миллионов лет назад. Его архитектура «противна человеческому разуму» и выглядит так, будто город «построен по законам неевклидовой геометрии». Судя по всему, Р’льех изредка подымается со дна океана где-то между Антарктидой и Австралией. Есть основания полагать, что адепты культа бывали там. В «Зове Ктулху» описано происшествие с моряком Йохансеном, который из-за шторма оказался в Р’льехе и, едва сохранив рассудок после увиденного, сумел добраться до берегов Австралии и рассказать о чудовищном городе.

Лавкрафт поместил Р’льех в 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы. Однако Август Дерлет, один из последователей Лавкрафта и основатель понятия «Мифы Ктулху», утверждает, что он расположен на 49° 51′ южной широты и 128° 34′ западной долготы. Обе точки расположены на юге Тихого океана.

Летом 1997 года подводные акустические сенсоры несколько раз зафиксировали чрезвычайно громкий ультранизкочастотный звук, получивший название Bloop. Исследования показали, что источник звука расположен примерно по координатам 50° ю. ш. 100° з. д.HGЯO По общему характеру звук походил на произведённый животным, которое должно было иметь гигантские размеры, гораздо больше голубого кита, однако оказался звуком раскалывающихся айсбергов(по версии NOAA).

Литературные истоки

«В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху ждет, сны видит…»

Впервые Ктулху появился в рассказе «Зов Ктулху» (The Call of Cthulhu), принадлежащему перу американского писателя Говарда Лавкрафта. Изначально его напечатал бульварный журнал Weird Tales («Фантастические истории») в 1928. Популярность он получил, как и другие произведения автора, уже после смерти писателя. Постоянно переиздавался и был переведен на многие языки.

Рассказ положил начало вселенной, названной «Мифами Ктулху». Помимо самого Ктулху, в ней есть другие чудища, и в целом своя сложная мифология.

В «Зове Ктулху» речь идет о различных людях, которые расследуют дело дьявольского культа, и о сектантах, которые поклоняются таинственному божеству.

Вас когда-то пугали книги?

В последней из трех частей рассказа можно прочитать историю помощника капитана Йохансена. Вместе с другими моряками он совершал рейс на шхуне, пока та не сбилась с курса и не встретилась с пиратской яхтой. Пираты потребовали от моряков чтобы те повернули назад, но моряки ослушались. Они вступили в схватку с пиратами и им удалось победить. Йохансен взял на себя командование яхтой. На ней же моряки нашли жуткую статуэтку странного идола, вызывающего ужас и отвращение.

Моряки причалили к острову-городу, который оказался Р’льехом. Решили осмотреть его из любопытства и набрели на огромную дверь. В проеме появился великий Ктулху, пробудившийся ото сна. Кто-то погиб от страха, кого-то чудище проглотило заживо…

Ктулху готовится к атакеКтулху готовится к атаке

Выжил лишь Йохансен, который описал происшедшее в рукописях. Через время Р’льех ушел под воду. Но Ктулху все равно должен пробудиться.

Злой бог из Р’Льеха

Внешностью Ктулху подобен одновременно осьминогу, дракону и человеку; он принадлежит роду Древних, ровесникам Вселенной, и лежит во сне, на вершине подводного города Р’льех, затерянного посреди Тихого океана. «При верном положении звезд» Р’льех появляется над водой. Тогда Ктулху освобождается.

У него есть множество почитателей, сектантов, а культы существуют во всех уголках Земли. Ктулху способен влиять на разум людей, но из-за своего нахождения под толщей воды ему остается лишь влиять на сновидения особенно чувствительных личностей. Некоторые сны, навеянные Ктулху, способны довести до сумасшествия.

Мемы о Ктулху

Рассказ в дальнейшем экранизировался, а в середине двухтысячных, нежданно-негаданно Ктулху стал интернет-мемом. В 2006 году на пресс-конференции президенту В. Путину даже задавали вопрос, как он относится к пробуждению Ктулху. Популярны в Сети были также фразы «фтагн», «зохавать» и т.п., сопровождавшие веселые картинки с божеством.

Ктулху стал героем множества мемов. Вариация шутки на тему поклоненияКтулху стал героем множества мемов. Вариация шутки на тему поклонения

Как вообще персонаж старого, казалось бы, почти забытого рассказа вдруг стал мемом и даже вновь привлек читателей к первоисточнику? Тем более что как литератора Лавкрафта оценивают по-разному. Сложно сказать. Напишите, что вы думаете об этом в комментарии.

Тематика привлекла внимание разработчиков. На основе историй Лавкрафта стали делать компьютерные игры

Один из первых таких проектов вышел в 1993 году.

Хастур

Хастур (Hastur) — Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ «Пастух Гаита»), где Хастур был покровителем пастухов — сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта «Шепоты во мраке».

Говард Лавкрафт, прочитав «Жёлтый знак» Чемберса в 1927 году, высоко оценил рассказ и решил совместить использованную британским писателем символику со своими мифами Ктулху. В результате он создал «классический» образ Хастура как одного из Древних Богов, являющегося в обличье чёрного вихря и способного похищать душу и рассудок того, кто увидит его.

Вероятно, единственное произведение Лавкрафта, в котором Хастур действует непосредственно — это рассказ «Обитающий во мраке», где, кроме того, упоминается о культе его последователей и неком их священном предмете — «сверкающем трапециоэдре», способном вызывать Хастура. Также имя этого божества встречается в рассказе «Шепчущий во тьме», где вновь говорится о существовании культа его почитателей и вскользь упоминается Жёлтый Знак из одноимённого рассказа Чемберса. Лавкрафт не описывал роль Хастура в изобретённом им пантеоне сколько-нибудь подробно.

Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.

Йог-Сотот

Йог-Сотот (Yog-Sothoth) — Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт:

– Г. Ф. Лавкрафт, «Врата серебряного ключа».

Роль Йог-Сотота в пантеоне — нейтральное (ложное) божество, хранитель Врат между мирами, физическое воплощение мироздания. В рассказе Лавкрафта «Врата Серебряного Ключа» герой называет его «Бытие». Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота, а мудростью — Йиб-Тстлла. По мнению писателя Кларка Эштона Смита, Йог-Сотот в одном из своих воплощений мог повелевать временем.

От Йог-Сотота у земной женщины из Данвича Лавинии Уэйтли рождаются близнецы. В своей нечеловеческой природе сын Йог-Сотота Уилбер имел чешуйчатую оболочку и исходящие из живота серо-зеленые щупальца (tentacles) с красными присосками. Его нечеловеческий близнец имел форму огромного многоглазого куриного яйца с дюжиной ног и состоял из желеобразной (jelly) субстанции. В описании монстр сравнивается с осьминогом (octopus) и сороконожкой (centipede).

У Йог-Сотота было несколько воплощений. Среди них:

Афоргомон

Афоргомон, по спорному утверждению некоторых, является воплощением Йог-Сотота. Бог Афоргомон был придуман писателем Кларком Эштоном Смитом как сверхсущество, почитаемое во многих народах. Афоргомон — бог времени, повелевающий временем и пространством. О внешности этого воплощения Йог-Сотота ничего не известно, потому что Афоргомон показывается только тем, кто разгневал его, а после его появления прогневавшие уже ничего не могут рассказать. Известно, однако, что его появление сопровождается слепящим светом. Афоргомон — смертельный враг Ксексанота, видимо, одного из Древних Богов или из Внешних Богов, тоже придуманного Кларком Эштоном Смитом.

Тавил ат-Умр

Тавил ат-Умр (Tawil at-U’mr), иначе называемый Умр ат-Тавил, Самый Древний и Старый из Живущих — воплощение Йог-Сотота. Властвует над огромными пространствами за Воротами Серебряного Ключа, в которых нет времени, и над почти всемогущими Древними, обитающими там. Описывается как человекоподобное существо под странной, пенистой вуалью. Если он решает снять вуаль, то тот, кто посмотрит на него, сойдёт с ума. Тавил ат-Умр считается благодушным богом, в отличие от злого Афоргомона.

2007: Sherlock Holmes: The Awakened

Sherlock Holmes: The Awakened, в русской версии названная «Шерлок Холмс и секрет Ктулху» — детективная игра от Frogwares.

Играли в игры про Шерлока Холмса от Frogwares?

Знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс в один прохладный осенний день откликается на просьбу своего соседа разобраться, куда же пропал его слуга, который и так последнее время вел себя странно. Случайно Холмс и его друг доктор Ватсон выходят на секту почитателей Ктулху.

Локации в The Awakened очень большие и часто открытыеЛокации в The Awakened очень большие и часто открытые

Это прежде всего квест, с головоломками и подчас весьма сложными, однако играется он очень свежо и даже динамично — во многом благодаря виду от первого лица. Странно, но по ощущениям это напоминает подчас шутеры, но главное оружие здесь не автоматы и ружья, а дедукция, смекалка и здравый смысл. Хотя в одном эпизоде придется пострелять.

Улицы Лондона можно разглядывать с видом от первого лицаУлицы Лондона можно разглядывать с видом от первого лица

При этом авторы воплотили даже задачки, полагающиеся на физику. Сюжет очень концентрированный и забросит игрока то на лондонские улицы, то в морской порт и бар «Русалка» со странными посетителями, то в частные владения, куда заведут Холмса дальнейшие попытки разобраться в тайне; заставит оказаться в психиатрической клинике и на темном острове c маяком (где случится развязка).

Можно еще отметить русскую локализацию, в которой особенно удались главные герои (голос Холмса — Борис Репетур).

Квартира Холмса и ВатсонаКвартира Холмса и Ватсона

Позже авторы выпустили новое издание, улучшив графику, добавив помощь в прохождении и дополнительный классический вид «со стороны», как в старых квестах. Именно оно доступно в Steam.

Гхатанотоа / Гатаноа

Гхатанотоа (Ghatanothoa) — Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.

Гатаноа  — центральное мифическое божество произведения Говарда Лавкрафта «Вне времени», оставленное на Земле пришельцами Ми-го с планеты Юггот задолго до начала существования человеческой цивилизации.

Гатаноа бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо, в царстве К’наа, на исчезнувшем континенте Му. Географически гора расположена вблизи Новой Зеландии. По легенде, любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и продолжат жизненную активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку. Чтобы избежать пробуждения Гатаноа, люди царства К’наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы.

Самое значительное выступление человека против Гатаноа было совершено служителем храма Шуб-Ниггурата по имени Т’юог, о чём рассказывается в «Безымянных культах» Фредерика фон Юнтца. Т’юог создал свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества, но из-за подмены жрецами Гатаноа свитка на поддельный, он потерпел неудачу. Описываемые события относятся к Году Красной Луны, что по версии фон Юнтца соответствует 173148 году до н.э.

По серии рассказов Лина Картера “Xothic legend cycle”, Гатаноа является первенцем Ктулху.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий