Эволюция и Покорение Марса – мои любимые научные игры

Mars Colony Builder

Как построить на Марсе целый город? Изучением этого вопроса вы и займетесь в градостроительном симуляторе Mars Colony Builder. Добывайте ресурсы, понаставьте зданий где только можно, проложите дороги, обеспечьте жителей самым ценным ресурсом – кислородом – и не бойтесь выбираться за пределы безопасного купола с целью изучения окружающего мира.

Проще говоря, игра включает все лучшие механики жанра, но благодаря тому, что действие разворачивается на другой планете, даже самые продвинутые любители градостроительных симуляторов найдут игру занимательной.

Пример расчет по методике автора

В заключении мы бы хотели привести пример расчета эффективности случайной карты по методике автора. В качестве случайной карты выберем проект «Земледелие». Кстати, именно над этой картой раздумывает герой Мэтта Дэймона из фильма «Марсианин» на нашей титульной заставке к статье.

Эффективность карты

Во-первых, оценим только эффективность карты:

  • покупка карты 3 МК;
  • стоимость розыгрыша карты 16 МК;
  • увеличение производства МК на два 10 МК;
  • увеличение производства растений на два 20 МК;
  • получение двух растений 4 МК;
  • два победных очка 10 МК;
  • поправка на требование по температуре -4 МК.

Таким образом, стоимость карты оценивается в 3+16=19 МК, свойства карты оцениваются в 10+20+4+10-4=40 МК, а ее эффективность 40-19=21 МК. Отлично, карта эффективна, надо играть. Но ведь данный результат не учитывает то, что происходит на поле. Поэтому, во-вторых…

Эффективность карты с учетом идеальной ситуации в игре

Во-вторых, оценим эффективность карты с учетом идеальной ситуации для игрока обладателя данной карты. Предположим, что два растения позволят выложить лес:

  • это уже принесет: +1 ПО (5 МК); а если выложим лес при не полном уровне кислорода: еще +1 ПО (5 МК) и +1 производство МК (5 МК);
  • лес возле своего города: +1 ПО (5 МК); а если возле еще двух своих городов: еще +2 ПО (10 МК);
  • лес даст возможность получить достижение «Садовод»: +5 ПО (25 МК);
  • лес рядом с океаном: 2 МК;
  • лес на гексе с территориальный бонус: 4 МК.

Таким образом, при стоимости карты в 19 МК, оценки ее свойств в 40 МК, полезности при выкладывании леса на карту Марса в 61 МК, эффективность 61+40-19=82 МК. В общем не карта, а находка! Надо покупать и играть. Однако, если такое и возможно, то только с полными дилетантами и в идеальном мире Покорения Марса. Поэтому, в-третьих…

Эффективность карты с учетом реальной ситуации в игре

В-третьих, оценим эффективность карты с учетом реальной ситуации в игре, когда карту возможно разыграть, т.е. при температуре +4 градуса Цельсия или выше. Как правило, глобальный параметр температура поднимается самым последним, и наверняка, до окончания игры останется повысить температуру пару раз, что, с высокой степенью вероятности, сделают в ту же эпоху, в которую вы разыграете карту «Земледелие». Таким образом, вы не получите совершенно никакого эффекта от производства мегакредитов и растение. Скорей всего, полученные два растения, что принесет карта, не позволят выставить лес, если вы в течение игры не занимались повышением производства растений или каким-то иным образом не собирали растения. А значит единственное полезное свойство карты — два победных очка (10 МК).

Таким образом, при стоимости карты в 19 МК, оценки ее свойств в 10 МК, эффективность 10-19=-9 МК. Отрицательная эффективность. Выходит, что карту играть не надо, она не эффективная.

Эффективность карты исходя из опыта

Что же говорит наш опыт и скажет любой игрок, сыгравший в «Покорение Марса» хотя бы несколько партий. А то, что покупка двух победных очков за какие-то 19 МК при избытке денег в конце игры это подарок судьбы, который может привести к победе. И для понимания этого не нужна никакая «Математика Марса».

Moons of Madness

Фантастический хоррор, разработчики которого не так позитивно представляют колонизацию Марса. Согласно их игре, геймер в роли инженера занимается обслуживанием станции, с которой был зафиксирован загадочный сигнал. Правда, его тут же засекретили, поэтому обслуживающий персонал работает, как ни в чем не бывало. Пока ужасные монстры не вылезли наружу.

Игроку предлагается исследовать марсианскую базу, прятаться от чудовищ и решать различные головоломки с помощью компьютеров, роверов, электросистем и так далее. Также вы сможете выбраться за пределы базы и исследовать темную сторону Красной планеты.

Общие мысли

Сколько будет идти игра?

Автор рассуждает о длительности игры. Количество эпох в партии — это еще один фактор в копилку дополнительных условий для определения эффективности карты. Их уже столько накопилось, что учесть их при расчёте не представляется возможным. Если вы внимательно читали статью, то заметили, что с каждой последующей главой к определению эффективности карты добавлялись разные условия. И снова мы возвращается к вопросу — какой смысл расчета базовой стоимости карты, если она не позволяет оценить эффективность карты? В этом же разделе автор поделился тем, как он любит строить движки даже для коротких партий в восемь поколений. Хотя до этого писал, что в этом нет необходимости.

Корпорации

Оооо, это «очень интересный» раздел! Автор решил оценить эффективность корпорации, основываясь на ее базовой стоимость. Зачем все так усложнять?! Все корпорации играбельны, тем более, если вам пришли под нее карты. А вот в рассуждениях автора про «Форсидскую республику» с формулировками «…не существует очевидного способа удержать эту корпорацию от застраивания на поле Марса, пока остальные строят свои движки» мы узнали себя, до того момента пока не поняли, что тактику «Форсидской респулики», оказывается, можно легко сломать.

Впечатление

Игра доставит вам высшее удовольствие. Конечно, несколько подводит оформление. Но даже в этом случае игра остаётся интересной для восприятия, с ее помощью можно накопить новый опыт.

Плюсы игры

Тем, кто уже играл в терраформирование Марса, известно, что данная забава состоит из одних преимуществ. Для начала, тут очень простые правила. И, хотя колонизация и освоение Марса является сложными, стоит сыграть пару партий, и всё сразу становится понятным. Из этого понятно, почему данная забава вошла в рейтинг лучших настольных игр. Играть в неё понравится всем, от взрослых до детей.

Для этой забавы выбран очень серьезный жанр с рациональным подходом. Причём, сделано тут всё очень точно, ведь один из создателей игры обладает кандидатской степенью в химической отрасли. Поэтому с точки зрения мельчайших деталей всё выглядит достаточно правдоподобно. Фантастическая атмосфера не может не привлекать участников. Каждый чувствует себя как будто бы по-настоящему на Марсе. Ещё, в комбинациях есть карточки с бонусами. То есть, буквально в течение одного раунда ситуация на игровом поле может значительно измениться.

Контакт? Есть контакт!

Контакт между участниками является ещё одним преимуществом. При этом, дружеская атмосфера постоянно конкурирует с борьбой за существование. Тактические и стратегические возможности игры Покорение Марса представлены красными, зелеными и синими карточками. Комбинируя их, можно создать множество новых интересных ходов. В целом, тут есть динамика, интересный темп.

Планета раскрывает свои возможности с каждым новым поколением, она эволюционирует и изменяется. Есть варианты как для новичков, так и для опытных игроков, что действительно не могут не радовать. А еще, вы приобретаете игру, сделанную из действительно качественных материалов. То есть, картон не рассыплется и не мокнет через несколько партий. Он прослужит вам длительное время, позволяя играть очень долго.

Surviving Mars

Игра про Марс от Haemimont Games. В Surviving Mars игроки могут отстроить собственную марсианскую колонию, заселить ее различными специалистами (учеными, инженерами, врачами, рабочими и так далее), наладить внутренний уклад и связь с Землей. Отличительная особенность игры состоит в том, что много внимания требуют сами колонисты, каждый из которых обладает собственными потребностями и чертами характера. Учет всех этих нюансов при назначении колониста на должность либо повысит эффективность его работы, либо наоборот, приведет к апатии и даже уходу в запой.

Также Surviving Mars радует ретрофутуристическим стилем с большим количеством строительных объектов и модулей для них, расширенным древо технологий и настраиваемыми элементами транспортно-логистической системы. В общем, здесь есть все, чтобы игрок смог почувствовать себя настоящим правителем марсианской колонии.

Red Faction Guerilla Re-Mars-tered

Переиздание одной из лучших игр про Марс. В ремастере присутствует полностью обновленная графика, множество добавленных и доработанных визуальных эффектов и поддержка 4K-разрешения.

Геймплей при этом остался нетронутым. Вы отправитесь в будущее, в котором человечество колонизировало Марс. Играя за повстанца, вы сразитесь за свою свободу. Главное преимущество игры – это детальная разрушаемость практически всего окружения. Геймер будет использовать эту фишку постоянно, устраивая засады, прорубая себе путь и атакуя врагов. Re-Mars-tered – это отличная возможность познакомиться с серией или для повторного прохождения.

Первая частная марсианская миссия

В 2016 году на международном космическом форуме в Мексике основатель SpaceX Илон Маск представил систему межпланетного транспорта, на которой люди смогут отправиться на Марс.

Система состоит из возвращаемой ракеты-носителя, самого космического корабля и танкера для дозаправки на орбите Земли. После запуска многоразовой ракеты с космическим кораблем с людьми и грузом на орбиту, ракета возвратится обратно на Землю за топливом, которое затем доставит обратно на корабль. Такая процедура будет проделана несколько раз, пока на корабле не будет достаточно топлива.

По мнению Маска, для колонизации нужен 1 млн добровольцев. Изначально планировалось, что одна ракета в течение нескольких десятков лет доставит на Марс необходимое количество людей. Но в 2020 году планы изменились: теперь Маск планирует построить 1 тыс. ракет. По плану предпринимателя, они и займутся доставкой колонизаторов и груза.

В одной ракете помещается 100 человек и 100 т груза. План по заселению Марса Маск планирует реализовать к 2050 году. Добровольцы, по словам главы SpaceX, должны быть готовы умереть, потому что эта миссия крайне опасна.

Стоимость отправки одного человека составляет $10 млрд. Маск понимает, что это очень дорого, поэтому стоимость билета будет $200 тыс. В феврале 2021-го SpaceX привлекла $850 млн в результате долевого финансирования. Месяцем ранее, став ненадолго самым богатым человеком планеты, бизнесмен сказал, что продает все свое имущество, чтобы иметь больше средств для реализации проекта.

Лететь планируется на ракетах Starship, двигатель для которой был успешно протестирован в июле 2019 года. Следом начались испытания самого аппарата. Все попытки были неудачными. Ракеты взрывались или разбивались. 4 марта 2021 года прошли очередные испытания. Аппарат смог подняться на высоту 10 км и вернуться на посадочную стойку. Через несколько минут он взорвался.

Атмосфера

Конечно, это каламбур. Какая уж там на Марсе атмосфера – смех один.  С этим связана и основная игровая интрига. Заключается она в том, что на Земле человечеству стало тесно. Поэтому экспедиция, собранная из лучших специалистов разных отраслей, отправляется покорять далекую и суровую планету. И, естественно, первым делом нужно увеличить атмосферный слой, обводнить и озеленить этот негостеприимный край.

Разработчики, решившие выпустить игру полтора года назад, поняли, что людям эта тема интересна. Ведь даже те, кто не имеет дело с космосом, хотят исследовать и преобразовать пустыню. В августе 2017 года интерес достиг своего пика. Поэтому была создана игра, позволяющая стать лидером гигантской корпорации, сотрудники которой превратят пустыню в оазис.

MarZ: Tactical Base Defense

Что может омрачить выживание на Марсе или его свободное исследование? Присутствие монстров, которые скрываются в глубинах неисследованной планеты. Представитель жанра «защита башен» MarZ: Tactical Base Defense предлагает возвести базу и выдержать нападение от полчищ марсианской нежити, среди которой есть как известные нам зомби, так и твари пострашнее.

Игра порадует сюжетной линией, по мере прохождения которой игрок выяснит причину появления мутантов, трехмерной графикой и насыщенным на краски и спецэффекты экшеном. Башни же можно размещать где угодно, и в бой вступят даже бойцы под контролем геймера – тут игра порадует и любителей стратегий.

Мнение

Terraforming Mars «Покорение Марса» — отличная настольная игра. Несмотря на погрешности дизайна она шедевральна – поиск и реализация оптимальных комбинаций карт и борьба за территории на игровом поле доставляют высшее удовольствие. Глубина, баланс и динамика делают её увлекательной и дают с каждой партией новый игровой опыт и отличный фан. Сочетание стратегических и тактических возможностей при тесном, но не агрессивном взаимодействии дают ощущение симулятора по терраформированию, игра атмосферная. Если вы ещё не раскладываете её, то зря теряете время.

Плюсы

  • Сеттинг, научная фантастика, Марс
  • Атмосфера
  • Баланс и комбинаторика карт
  • Есть элемент евроигр с «прокачкой» ресурсов на личном планшете
  • Удачна реализована механика Area Control, карты и захват территорий отлично дополняют друг друга
  • Взаимодействие между игроками без агрессии
  • Глубина стратегических и тактических возможностей
  • Реиграбельность
  • Динамика партий
  • Простота освоения

Минусы

  • Длительность ожидания хода
  • Дизайн и реализация не проработаны
  • Стоимость высокая с учётом необходимости самостоятельной «доработки»

Оценка: 10/10

  • Правила игры
  • Позиция в нашем ТОПе
  • Обзор дополнений:  «Эллада и Элизий», «Проект Венера»
  • Впечатления от соло-партии
Сложность правилХорошо изложены, логичны
Сложность игрыПриготовьтесь много думать
КонфликтностьБольше, чем в евро, но меньше, чем требует “захват территорий”
ОформлениеСтранное
АтмосфераОщутимая
РеиграбельностьВысокая
ВпечатлениеШедевр!
Время игры, мин120 на троих, включая подготовку и сборы
Компания, чел.2-5. Играли вдвоём и втроём – отлично! Соло-режим великолепен!
Сколько местаСредний стол

Дополнение «Покорение Марса. Пролог»

В 2018 году на полках магазинов настольных игр появилось следующее дополнение к настольной игре «Покорение Марса» с названием «Пролог».

Состав дополнения

Коробка по размерам еще меньше коробки «Проекта Венера» и включает в себя:

  • 35 карт пролога;
  • 5 карт корпораций;
  • 7 карт проектов.

Карты пролога

В первое поколение добавлена фаза пролога, когда игроки по очереди разыгрывают карты пролога. Данные карты дают различные существенные положительные эффекты. Например, такие как увеличение производства или получение ресурсов, выкладывание тайлов города или океана, повышение глобальных параметров. Перекосов между картами прологов в эффективности мы не заметили. Карты прологов хорошо сбалансированы между собой, разнообразны и можно подобрать бонусы, которые дополнят эффект/действие вашей корпорации.

Корпорации

Vitor – на фоне других корпораций начальный бонус и эффект корпорации выглядит слабо, так как сильно зависит от случая, а точнее от прихода нужных карт проектов.

Robinson Industries – в начальном бонусе только мегакредиты, а эффект корпорации заключается в действии по увеличению самого низкого производства на 1. Как правило, игроки концентрируются на максимизации одного или двух ресурсов, получение бонуса в 1 производство ресурса, который Вам не нужен для экономического движка, конечно приятно, но ощутимого позитивного эффекта не принесет.

Valley Trust – сильный начальный эффект в виде дополнительно разыгранной карты пролога может дать огромное преимущество перед соперниками на старте. Эффект корпорации направляет Вашу игру в русло научных проектов (проекты с меткой науки). В нашей компании играющие через научные проекты, неоднократно побеждали, набирая на картах большое количество очков. Но все будет зависеть от прихода нужных карт с метками науки и карт с метками энергии, так, как правило, карты науки зависят от энергии.

Cheung Shing Mars – сильный начальный бонус подарит Вам неплохую прибавку к доходу, а эффект корпорации позволит еще больше экономить на проектах с меткой строительства. Хороших и сильных карт с меткой строительства достаточно много, единственный минус на них большая конкуренция и они нужны всем.

Point Luna – начальный бонус в виде добычи 1 титана не самый сильный старт, но будет зависеть от прихода карт на дальнейшее увеличение производства титана и карт с меткой космоса. А вот эффект корпорации достаточно сильный, что позволит вам при работающим экономическом движке бесплатно перебирать колоду и разыгрывать карты.

Мнение

Положительные эффекты  карт пролога разгоняют экономику игроков еще на старте игры. А в сочетании с эффектами корпораций и карт проектов, можно в первый ход построить сильнейшую экономику или даже взять какое-либо достижение.

В целом, отличная задумка ускоряющая темп игры уже на первых ходах, но есть и минус. И минус этот в том, что пришедшие на руку карты пролога могут не сочетаться с эффектом/действием корпорации и картами проектов у вас на руках. Это приведет к сильному отставанию от более удачливых соперников. Конечно, такой вариант бывает крайне редко, так как на руку вы получает 2 корпорации и 4 карты пролога и из этого что-нибудь да можно выбрать.

Темп игры ускоряется, но вот количество поколений и общее время игры только увеличивается. Данный эффект связан с тем, что разыграв на старте сильные проекты и проекты которые могут каждый ход генерировать победные очки, у игроков теряется интерес к увеличению глобальных параметров стандартными проектами. Потому что все прекрасно понимают, что чем больше поколений — тем больше победных очков на картах проектов. А учитывая тот факт, что в игре много карт генерирующих победные очки, играть через карты-проекты становиться выгоднее, чем через стандартные проекты.

Waking Mars

Жанр 2D-платформеров на ПК представлен не шибко сильно, но при желании и здесь можно отыскать с десяток неплохих проектов. К числу таковых можно отнести и Waking Mars – игру 2012-го года от независимой студии Tiger Style. Ее события происходят в недалеком будущем на Марсе, в недрах которого, оказывается, веками существовала необычная форма полуразумной растительной жизни.

После не совсем удачной попытки установления контакта главный герой оказывается запертым внутри целого комплекса марсианских пещер, и теперь должен выяснить все о здешних обитателях и устройстве их экосистемы. Если, конечно, желает выбраться живым и невредимым из столь необычной ловушки. Для этого ему необходимо внимательно наблюдать за десятками различных существ, запоминать алгоритм их поведения, использовать особенности одних против других, при этом постоянно перемещаясь по запутанным тоннелям здешних локаций при помощи ракетного ранца.

Одна из лучших инди-игр 2012-го года, помимо оригинальной концепции заслужившая признание своим приятным музыкальным сопровождением и удобным управлением.

Tharsis

Самая необычная игра про Марс на ПК из присутствующих в нашем списке, представляющая собой смесь космического симулятора про выживание и традиционной ролевой игры с применением кубиков.

По сюжету межзвездный корабль, направляющийся к Марсу, выходит из строя так и не добравшись до пункта назначения. Помощи ждать неоткуда. И теперь члены экипажа (каждый со своими бонусами и определенными способностями) вынуждены ремонтировать судно собственными силами. Причем успех или неудача во многом зависят от фактора случайности.

В Tharsis вообще практически все зависит от слепого случая, определяемого результатом броска. Сам игровой процесс проходит в пошаговом режиме, где каждый ход равен неделе, в течение которой игроки переживают определенные ситуации (чаще всего стихийные и малоприятные) на борту своего поврежденного корабля.

Как терраформировать?

Ключевое слово – «карта». Карты разыгрываются с руки, применяются их эффекты или действия – это основной способ получения ПО, плюшек, и возможностей для терраформирования (изменения планеты с целью сделать её пригодной для жизни).

Дисклеймер — фото компонентов и игрового процесса обязательно будут, но чуть позже. Сижу на даче, камера и фотоархив остались в городе. Сори.

Покорение Марса (Terraforming Mars) коробка локализованной игры

Также задействовано игровое поле в виде настоящей карты Марса, на нём собственно и происходит терраформирование: выкладываем жетоны океанов и озеленения, повышаем температуру и уровень кислорода. В общем, развиваем и меняем ландшафт в тесном взаимодействии с другими участниками глобальной колонизации.

Есть ещё личные планшеты, отображающие ресурсы, которые требуются для различных покупок и активации купленного. Игроки поочерёдно разыгрывают карты с руки, применяют их действия, выкладывают гексы территорий на карту. Игра заканчивается, когда на планете появятся 9 океанов, кислород достигнет 14%, а температура +8 по Цельсию.

Mars Tomorrow

Открывает наш список браузерная стратегия Mars Tomorrow, главные особенности которой: продуманный и опирающийся на научную базу сеттинг; мощная экономическая составляющая; возможность терраформирования поверхности планеты; большая база игроков с возможностью создания или вступления в гильдию и так далее. Если кому-то играть в окне браузера кажется не слишком удобно, предусмотрена возможность скачать и установить на свой ПК клиентскую версию Mars Tomorrow.

Однозначно одна из самых лучших мирных стратегий про колонизацию Марса, особенно если учесть, что эта браузерная игра распространяется по модели free-to-play.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий