Да здравствует король! Обзор игры Феод (Feudum)

Что внутри?

Взгляд скользит по коробкам с настольными играми. Синяя «Пандемия», оранжевая «Агрикола», чёрные «Звёздные Войны: Восстание», светло-серая «Цивилизация»… А тут что? Фиолетовая коробка нестандартного размера — это «Феод». Игра тяжёлая – весом в 3  килограмма и сложностью в 24 страницы нелёгких правил.

В комплекте:

  • Мешочек с разноцветными маленькими кубиками пяти цветов — это ресурсы. Белая селитра, жёлтая сера, коричневое дерево, чёрное железо и зелёные яблоки. Зелёный мешочек. На ощупь приятный.
  • Большие кубы. Это подданные каждого игрока, люди, руками которых мы свершаем наши дела. Держать под контролем можно троих. Подданный принадлежит к одной из шести гильдий (картинка гильдии смотрит наверх при размещении подданного на поле) и имеет специальное свойство, разыгрываемое с карты действия.
  • 11 карт действий для каждого игрока. Здесь у нас основное и дополнительное (необязательное) действие на каждой карте. Что выберешь, то и будешь делать. Интересное правило: когда игрок выбрал, какие карты будет использовать в этом ходу, он должен сказать «Да здравствует король». После этого карты перевыбирать нельзя. Восхитительный штришок, который мы неукоснительно используем в каждой партии. Он настолько хорош и несуразен одновременно, что данное правило незаметно перекочевало и в другие игры.
  • Жетоны эпох. Нужны, чтобы отмерять длительность партии. На обратной стороне возделываемые земли – территория, на которой производятся особые штучки. Считаются (только мной, но кого это волнует?) символом феодализма.
  • Жетоны поселений — заставы, фермы, города и феоды. То, что расположено на карте игры. Каждый раз по-разному, прошу заметить. Вариативность. Эти поселения в течении партии будут принадлежать игрокам и приносить выгоды.
  • Жетоны денег. Номиналом в один и пять шиллингов. Можно заменить на настоящие.
  • Монстры. Две раскрашенных фигурки наземного великана и подводного змея. Красивые, проработанные. Великан вообще милашка, если забыть о том, что по сюжету он питается людьми. Вы ими восхищаетесь, пока не возьмёте в руки. Они тяжёленькие! Предположительно, сделаны из гипса. Вы удивлены. На секунду. А потом снова восхищаетесь, но уже немножечко больше.
  • Памятка для каждого игрока, чтобы никто не забыл свои права и обяз… Только права, обязанностей нет.
  • Приятный запах настольной игры. Тут без комментариев.

Поле заслуживает отдельного упоминания. По его краям нарисованы люди – первые лица представителей гильдий. Рядом явно места для заполнения жетонами или кубиками, и их довольно много. Это будущие ресурсы гильдий.

Карта королевства Дэниэла (именно здесь развернутся игровые события) изобилует городами, дорогами, птичками, пузырьками… А ведь эти птички и пузырьки – тоже дороги, только для подводных или воздушных кораблей. Передвижение, значится, тоже происходит не просто так. Ландшафт разнится – тут вам и высокие скалы, в которые не пройдёшь пешком, знойная пустыня с чарующими оазисами, острова, омываемые озером, города, стоящие прямо в воде, густые леса, живописные холмы и объединяет их кропотливая прорисовка. Стиль изумительный.

В нижней части карты бочки — это вино, которым можно будет поить своих и чужих подданных. Алкоголь, к слову, в мире «Феода» (и не только) играет немаловажную роль. И в этот момент, несмотря на стиль рисовки, игра перестаёт быть детской…

Сложно играть-то?

Игра не простая. Порог вхождения высокий.

Первая партия в комплексные игры всегда сопровождается книгой правил. Вторая тоже. Здесь, чтобы сыграть правильно, нужно иметь опыт — двумя вводными партиями дело не ограничится. Да, «Феод» — игра очень непростая, но не особыми правилами, а их количеством. Согласно народному рейтингу на BGG, сложность оценивается в 4,56 из 5. Дело не в механиках или взаимодействиях — дело в «если» (в правилах это слово встречается сто семнадцать раз). Если вы хотите сделать действие А, и если на поле есть предмет Б, то получите результат В, иначе… — такого в правилах очень много и всё это надо держать в голове. Мне, например, чтобы разобраться во всём и более-менее играть без ошибок, потребовалось прочитать их четыре (четыре, Карл!) раза. Написаны они несложно. Информации много. Однако за всем этим кроется интересный и открытый мир игры. Мы не скованы слишком жёсткими рамками и вольны делать, что задумали. И вот на каждую из таких многочисленных задумок есть свои ограничения и последствия. Да, автор не смог уместиться в элегантные механики и спугнул много игроков. Но давайте отнесёмся к этому так: кто «Феод» осилил — прошёл отбор, красавчик, гигант мысли и входит теперь в элитный клуб «покорители непокоряемого».

Так что, играть-то будем?

Если вы
запомните все нюансы игры, если вы любите сложные игры про свободу, если вас не
отпугнёт оригинальный стиль, если вы хотите почувствовать себя средневековым феодалом
и если у вас голова ещё не закружилась от этих «если», нам с вами по пути.

Феод – игра
странная, необычная, сложная и красивая. Она позволяет развлекаться и отдыхать
на ином уровне. Ты просто играешь, строишь свою маленькую империю,
зарабатываешь на продаже товаров и воруешь яблоки. Создаёшь. Поэтому я Феод и
люблю. Всегда готов сыграть, была бы компания.

А если у тебя настрой а-ля «ничего не жду от партии, не знаю, что делать» — лучше не играть. Тут всё серьёзно. И вообще, казуальным хлюпикам в суровом средневековье не место.

Еще статьи с нашим обзором настольных игр и мнением о них можно почитать по этим ссылкам:

  • Fallout. Мнение;
  • «Покорение Марса. Кризис». Обзор;
  • «Особняки безумия». Обзор.

Что внутри?

Наполнение в коробке достаточное, чтобы с гордостью произнести солидное «стоило того», хотя есть и один неприятный момент. В коробку положили просто кучу макулатуры на разных языках. Может конечно, если вы решили поиграть на испанском или польском, то вас вполне устроит две дополнительные копии книги правил и планшеток-подсказок, но по мне так стоимость могла бы быть пониже, если бы издатель ограничился одним русским. Выбрасывать жалко, а хранить для сбора пыли тоже не хочется. Однако этот мелкий недочёт меркнет на фоне качества самих компонентов. Деревянные элементы покрыты яркой краской, поле и жетоны сделаны из самого толстого картона, что я видел. Фигурки классные и увесистые (и предпокрашены!), карты приятные, мешочек – просто блеск. Ещё есть промокомплект с зафойлёнными дополнительными карточками и брэндированным мешочком. В общем, по качеству и количеству компонентов игра просто кайф. Добавьте к этому оформление внутренней и внешней части коробки и вообще можно на стену вешать вместо картины.

Но мы ведь не судим книги по обложке. А Феод ведь так навязчиво сообщает нам какой он необычный. Необычная стилистика в пастельных тонах, проработанный до мелочи (и в той же необычной стилистике) арт на картах, игровом поле, даже внутренняя сторона коробки имеет картинку с сюжетом! Кубики, которые не надо кидать, монстры, которые похожи на дружелюбных великанов – всё очень выделяющееся. Поле выглядит совсем не как игровое. На нём минимум значков и информации и максимум художественности. Видите, пузырьки на воде? А они не для красоты, это на самом деле игровое обозначение. Птички в небе, восходящее на горизонте солнце, высокие холмы и холодные пики гор. Всё это – часть игры. Это сразу и прекрасно, и пугающе. Всё-таки как-то надо в это играть, а не просто глазеть.

Правила

Вас только что изгнали и на начало игры у вас есть только корзина яблок и пригоршня шиллингов.

Ваша цель – восстановить справедливость, набрав как можно больше очков почтения к началу 5-й эпохи.

В вашем распоряжении 11 карт действий и трое подданных, которые станут всевозможными персонажами от прекрасной мисс Элисон до благочестивого брата Люстни.

Каждый раунд вы выбираете 4 карты действий и по очереди разыгрываете по одной из них.

Эти карты позволяют сделать множество вещей:

  • Возделывание земель
  • Сбор налогов
  • Восхождение на высочайшие вершины королевства и т.д.

Некоторые карты действий позволяют добавить маркер влияния в поселение, чтобы упростить положения в местных гильдиях. Будьте первым и станьте управляющим поселения, а оказавшись вторым, станьте скромным крепостным. Или вы можете улучшать поселения за счёт специальных карт, что принесёт вам не только очки почтения, но и жетоны с землями, которые смогут возделывать ваши крепостные. Чем быстрее игроки будут разбирать жетоны, тем быстрее закончится партия.

Есть карты, которые позволят вам купить ресурсы, такие как:

  • Селитра
  • Корабли
  • Королевские печати
  • Молельные чётки

Однако, лишь члены гильдии смогут разыграть эту карту, чтобы переместить ресурсы из одной гильдии в другую.

В процессе игры вы будете конкурировать за положение в 6 гильдиях. Воплощать цикличную экономику в гильдиях не обязательно. Но, если вы станете пренебрегать своими обязанностями, друзья смогут затащить вас на весёлую пирушку и похозяйничать в вашей гильдии, пока вы будете «недоступны».

Игроки, получающие в управление Феод, становятся вассалами. Это, конечно, здорово. Но теперь они должны оказывать военную поддержку королю, нападая на других игроков. Иначе, вы потеряете очки за непослушание.

Вращаясь в круговороте возможностей, не забывайте кормить и поить подданных, а не то они умрут от голода.

Подробный игровой процесс смотрите в видео от CG и на сайте компании —> https://www.crowdgames.ru/collection/feod

Однако!

Давайте теперь отбросим эти сосунковые условности и я вам
расскажу про настолку, которую обожаю.

Феод = свобода. Феод = возможности.

Каждый раз, готовясь к партии, у меня уже есть на неё план. Я уже прикидываю, в какой гильдии я хочу быть главным, и по какой стратегии идти. В процессе я обожаю обзаводиться новыми поселениями, подгонять их под мои цели и нужды. Как приятно ощущение своей власти! Редко, но получается договариваться с соперниками-союзниками о чём-то и действовать сообща. Маленькие союзы в евро-играх всегда греют душу. Я обожаю получать прибыль от действий других игроков. Действия в гильдиях имеют вес: кто бы что ни делал, условия для остальных могут меняться. Сложные правила? Пфф! Я осилил их и готов помогать другим в этом деле. У меня на пару часов есть своя империя, которую я создал сам – это ж обалденно! И, чёрт возьми, какая же шикарная тут рисовка!

Как платили за владение феодом

Вассал был обязан сопровождать сеньора в походах.

Основная плата за получение феода — несение военной службы. Между сеньором и вассалом заключался устный договор, после чего последний должен был:

  • 40 дней в году быть воином для сеньора, сопровождать в походах;
  • помогать финансово при посвящении в рыцари или женитьбе старших детей сеньора;
  • выкупать его из плена.

Обязанности перед вассалами и крестьянами имел и сеньор. Основная — это защита от церкви и других сеньоров. Он помогал выкупиться из плена вассалам, а их сыновьям — получить рыцарское воспитание. Также он обеспечивал права подчиненных:

  • вассалам предоставлял феод с работающими людьми;
  • крестьянам давал надел земли.

Битвы и конфликты за землю

В средние века владение землей часто приводило к конфликтам и войнам.

В феодальную эпоху много конфликтов и междоусобиц было связано с землей. Первоначально отношения между сеньорами и вассалами строились на взаимной преданности. Но с установлением наследственности феодов верность сменилась необходимостью нести службу за владение землей и передачу ее потомкам.

Вассалами становились не для поддержки и помощи сеньору, а с целью сохранения феода. Один дворянин мог иметь несколько сеньоров, что приводило к конфликтам и даже битвам между странами. Так, английский король Вильгельм I Завоеватель никому не подчинялся в своем государстве, но был вассалом французского короля, как герцог Нормандский.

«Подводные камни» есть?

Конечно.

После определённого количества партий один мой друг
столкнулся с тем, что игра его никак не цепляет. Я не мог не поразмышлять об
этом и пришёл к такому выводу.

Конфликт вроде есть — каждый хочет побольше территорий. За места в гильдиях порой идёт нешуточная борьба. Постоянно нужно думать о прокорме своих подданных. Невероятно сложными эти действия не назовёшь, однако в совокупности с игровыми планами в тонусе они держат. Что не так?

Проблема пришла, откуда не ждали — реально открытый и свободный мир. Настолько, что у тебя не будет вообще никаких обязанностей (кроме базовых). Игра не выдаёт никакую миссию. Заработать больше всех ПО — это да, к этому стремятся, однако это  цель. Есть карты, дающие очки за владения — их в принципе можно отнести к миссиям (к простоватым и незахватывающим). Миссии в «Феоде» каждый определяет для себя сам. Песочница же.

Таким образом, Феод можно сравнить с одной небезызвестной игрой про темнокожего угонщика автомобилей в период между миссиями. Мир открытый, возможностей уйма, но сюжет, будь добр придумывай сам. Такой подход может подойти не всем.

Немного о игре

Вам сегодня не везёт! Вас и ваших подданных изгнали из родного края оставив вам лишь пару шиллингов и немного еды. За что? За неописуемые деяния. Само собой, вы этого не делали. Но вам всё равно пришлось бежать в далёкие земли. Очень далёкие!

Земли, где вас ждут высокие холмы, моря и прекрасные дамы. Ах да, ещё и голодный великан, похожий на леденец. Чтобы восстановить справедливость вам нужно найти путь к богатству и славе. Кем вы станете? Фермером – филантропом, Франтом – фригольдером или фигурой, формирующей фарватер феодализма? Ваши возможности, как и буквы «Ф» в прошлом предложении, безграничны. Быть может вы будете честным землепашцем, успешным торговцем, изобретательным алхимиком, стойким солдатом, не слишком благородным дворянином или смиренным монахом. Какой бы путь вы не избрали, верно одно, без поддержки местных гильдий у вас ничего не выйдет. Лишь они сделают вас самым почтенным лордом на земле. Феод – не детская, но весёлая игра о феодах и феодалах!

Мнение

Редкий случай, когда игра не оправдала твоих ожиданий, но только в положительном ключе. Я действительно думал, что Феод – просто пёстрая картинка для сбора хайпа, а сложные правила –что бы показать всем, какой ты хардкорщик. Для меня же игра очень самобытна. Это целый отдельный мир, в который всегда хочется вернуться. Не просто атмосферная игра по знаменитому брэнду, а реально продуманная микровселенная. Самое главное – работающая.

Минусы: объективно — это значки

Игра чарует своим художественным наполнением, но либо в партии должен быть игрок, знающий все нюансы карты, либо стоит привыкнуть к тому, что любая мелкая буковка может иметь потенциально важное значение в вашей стратегии, а вы этого просто не заметите по незнанию. Карта может и безумно красивая, но очевидно неинтуитивная.

Плюсы: всё остальное

Исполнение — блеск, игровой процесс захватывает, баланс игроки определяют своими действиями, но ты никогда не чувствуешь, что тебя обманывают. Пока во всех партиях игроки шли прям вровень, выбирая при этом разные варианты стратегий.

Кому бы я посоветовал игру: всем тем, кто осилит это видео https://www.youtube.com/watch?v=eyI1NPAIrb0 (можно включить русские субтитры) или прочтёт правила самостоятельно. Вначале всегда сложно и не понимаешь что и зачем. Но дочитав до конца, закрываешь книгу правил и сидишь в ступоре от восхищения проработанности игрового процесса и взаимодействия между игроками.

Играйте только в хорошие игры!

Причины появления феодализма

Вследствие великого переселения народов, отсутствия функционирующей денежной системы и нарастающей потребности в  мобилизации обученной армии возникли феодальные отношения. Также важный фактор появления этого исторического явления — необходимость поддерживать целостность государства во время постоянных войн и изменений, вызвавших несостоятельность административной системы.

Владения в средние века делились по феодальной иерархии.

Для решения проблемы потребовались королевские ставленники на отдельных территориях — сеньоры. Они  жили за счет этих земель, следили за порядком, руководили сбором войск, давали клятву верности правителю и получали:

  • инвеституру — право распоряжаться выделенной территорией;
  • бенефиции — непосредственно землевладения, передаваемые в пожизненное пользование с условием несения военной и административной службы.

Так как площадь надела была огромной, единолично выполнять свои обязательства перед сюзереном сеньор не мог. Поэтому он передавал часть бенефиций — феоды — третьим лицам за службу. Они также могли часть своих участков передавать другим. Так выстраивалась своеобразная лестница — феодальная иерархия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий