Королевский Замок: развиваем память и внимание

Книги

Не зря в советах я писала о стихах. Они тренируют и увеличивают объем памяти. Так же действуют и книги.

Чтение развивает память, ведь когда мы читаем, возникают образы, мы запоминаем сюжет, переживаем его. Читать очень полезно. А читать о развитии наших психических процессов – это еще полезнее.

Поэтому предлагаю вам выделить время на изучение суперских книг:

  • Денис Букин “Развитие памяти по методикам спецслужб”
  • Рюта Кавашима “Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга”
  • Джонатан Хэнкок “Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!”
  • Станислав Матвеев “Феноменальная память. Методы запоминания информации”
  • Кевин Хорсли “Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго”

Что такое память и запоминание?

Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.

Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

1

 
Запоминание– процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала

Запоминание – очень важный процесс, развитию которого будет уделено ключевое внимание в нашем курсе. Однако этот процесс не является единственным.

2

 
Хранение– процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации

Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека. Кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

3

 
Воспроизведение– это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Также можно выделить забывание. Оно тоже является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы тоже узнаете из этого курса.

Роль внимания

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов

В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия. Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена

Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации. Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека

Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом

Об этом вы прочитаете дальше.

Как развить память у ребенка

Занимаясь с ребенком, нужно учитывать его возраст. До 12 лет все упражнения должны проходить в игровой форме. Например, можно играть в подбор ассоциаций: устроить соревнование, кто подберет больше разных образов и ассоциаций к одному слову. Еще можно воспроизводить сложные цепочки (например, из 20 слов) на скорость.

Желательно, чтобы один из родителей показывал приемы запоминания на собственном примере, поясняя, как именно он это запомнил, (через какие ассоциации). Особенно полезно, если объекты сложны для запоминания (например, цифры). Нужно составить на цифры образный алфавит (понять, на что, по-вашему, похоже каждое число от 0 до 9). Например:

  • 0 напоминает пончик;
  • 1 — подъемный кран;
  • 2 — лебедь;
  • 3 — лук с натянутой тетивой;
  • 4 — перевернутый стул;
  • 5 — морской конек;
  • 6 — замок;
  • 7 — коса;
  • 8 — снеговик;
  • 9 — воздушный шарик. 

Создав свой собственный образный алфавит, можно учить даты, составляя цепочку и придумывая историю. Например, дату Ледового побоища (1242 год) можно запомнить так: представьте большой подъемный кран, в кабине которого сидит лебедь. Он цепляет на крюк стулья и сбрасывает вниз, где их ловит другой лебедь.

Чтобы различать двух лебедей, можете надеть на них разные свитера или кепки. По мере тренировки можно будет опускать единицу, потому как большинство дат начинаются одинаково. Цепочку можно сократить до трех элементов. В результате ребенок сам начнет придумывать ассоциации и запоминать намного быстрее. 

Unsplash

Как развить память?

Если подходить к этому вопросу комплексно, то можно выделить целый арсенал приемов и действий, помогающих человеку развивать, тренировать и улучшать свою память. Вот что позволяет это делать:

 
создание ассоциаций;
 
игры со словами (например, произношение наоборот);
 
решение головоломок и пазлов;
 
разгадывание сканвордов, кроссвордов и т.п.;
 
занятия творчеством;
 
регулярное чтение разной литературы (в том числе и вслух);
 
культурно-познавательная деятельность (посещение музеев, выставок, кружков чтения);
 
систематическое повторение важной информации;
 
писательство и поэзия;
 
придумывание и рассказывание историй;
 
игры и задания на внимательность и концентрацию;
 
необычные виды деятельности (например, письмо двумя руками);
 
изучение иностранных языков;
 
использование специальных приложений (Peak, Brain+, Brain Wars, Elevate и другие).

Безусловно, для развития памяти (и мышления в целом) огромнейшее значение имеет и соблюдение правил здорового образа жизни. Сюда относятся правильное питание, отказ от вредной пищи, достаточное количество чистой воды, здоровый сон, занятия спортом, минимизация стрессовых ситуаций. Все это играет свою роль, ведь от общего качества нашей жизни зависит и эффективность функционирования нашего организма, в особенности мозга.

И в дополнение ко всему в развитии памяти превосходно помогают направленные на это методики, такие, к примеру, как метод Айвазовского, мнемотехники, таблицы Шульте и т.д. Сюда же можно включить и особые курсы, зачастую оказывающиеся не только не менее, но и более эффективными, чем отдельное применение каких-либо методов. К таким курсам относится и наш курс, и далее мы хотим познакомить вас с тем, что же вы будете изучать.

А перед этим предлагаем вам оценить, насколько хорошо вы запоминаете информацию, с помощью нашей игры. Примерьте роль метрдотеля ресторана и попробуйте запомнить лица, имена и предпочтения многочисленных посетителей, чтобы получить максимальный балл за свою работу. Вы можете использовать эту игру также и для тренировки памяти:

Cтатистика На весь экран

Другие курсы онлайн

С помощью цифровых технологий мы можем жить, например, в Камышине, а учиться в Москве или Новосибирске. Главное – чтобы уроки проходили онлайн. Давайте рассмотрим еще несколько школ, дающих нам возможность развивать умственные способности не выходя из дома.

Суперпамять – Школа “СуперМозг”

Автор курса Суперпамять предлагает методы и приемы запоминания, с помощью которых можно улучшить память и работу мозга в целом и находить верные решения даже в сложных ситуациях. Вы научитесь с первого раза запоминать людей, даты, имена, номера телефонов, иностранные слова и легко извлекать сведения в нужный момент, даже спустя продолжительное время сможете вести несколько дел сразу, переключаясь между ними.

Курс с поддержкой стоит 25 000 руб., без поддержки – 7 500 руб.

Развитие памяти для взрослых. Эйдетика – Разум Плюс

На курсе Развитие памяти для взрослых. Эйдетика вы научитесь усваивать большие объемы информации, сможете увеличить работоспособность и продвинуться по карьерной лестнице. Он подойдет студентам, предпринимателям, людям с травмами и пожилого возраста.

Всего вас ждет 10 индивидуальных занятий по Skype или очно, если вы живете в Ижевске и хотите посещать уроки. Стоимость составляет 15 000 руб.

Мнемотехника. Развитие памяти и внимания – Efimova School

Мнемотехника. Развитие памяти и внимания – курс для преподавателей, состоящий из 19 занятий

Вы разовьете свою память и внимание, научитесь объяснять суть мнемотехник и приемы эйдетики детям от 7 до 12 лет, тестировать уровень их способностей, проводить занятия в группах, узнаете, как увеличить свои доходы

Базовый курс стоит 3 990 руб. Он включает видеолекции, рабочие тетради для преподавателя и детей, раздаточные и демонстрационные материалы для уроков с доступом на 90 дней.

Мнемотехника для начинающих. Теория – ichebnik.ru

Мнемотехника для начинающих. Теория – это 27 бесплатных уроков, рассчитанных примерно на месяц. Вы можете изучить их и за один день, если получится, но я не советую спешить. В курсе представлена теория в текстовом формате. Чтобы закрепить ее, нужна ежедневная практика.

Память – Центр Развития Памяти

Память – это двухдневный онлайн-тренинг по инструментам и приемам мнемотехники

Вы узнаете, как запоминать последовательности из слов и чисел, воспроизводить их в любом порядке, целенаправленно задействовать долговременную и кратковременную память, развивать визуальное мышление, концентрацию и способность быстро переключать внимание

2 дня интенсивных занятий с 10 утра до 7 вечера стоят 150 евро.

Суперпамять – Президентская бизнес-школа

С помощью курса Суперпамять вы сможете развить логическое и образно-ассоциативное мышление, научиться запоминать тексты с первого прочтения с высокой точностью на длительное время.

Стандартный онлайн-курс состоит из 5 встреч по 3 часа. Занятия в группе из 4 человек стоят 7 900 руб., из 2 человек – 14 900 руб. Дату следующего старта смотрите на сайте школы.

Как проходить курс?

Представленный курс построен таким образом, что в нем постепенно рассматриваются все более сложные темы. Поэтому, даже если вы уверены в себе и своих способностях, мы рекомендуем не пропускать ни одного урока и проходить их именно в той последовательности, в которой они представлены. От этого будут зависеть ваши результаты.

Как вы уже знаете, курс состоит из шести уроков. Как показывает практика, наиболее эффективно проходить один урок в 1-2 дня. Это способствует полноценному восприятию, анализу и пониманию материала. А практические задания помогут вам начать практиковаться уже с самого первого дня

Не забывайте уделять достаточное время и внимание упражнениям и задачам. В целом же в курсе нет ничего сложного, поэтому нам остается лишь пожелать вам удачи

Как создать свой чертог

Суть приема такова. Наша память — это совокупность кластеров. Если долго учиться, читать, то ячейки для информации переполнятся, и процесс перестанет быть эффективным. А античный лайфхак позволяет разложить данные по хранилищам малыми порциями, налаживая ассоциативные связи: ячейки не перенасытятся.

Скорее же к практике! Например, вам нужно запомнить много поручений, и все очень срочные: оплатить коммуналку, выбрать подарок коллеге, записаться на автомойку, купить батарейки, свозить кошку на прививку. Предположим также, что вы — идейный борец за экологию и не хотите тратить бумагу для записи всего этого, а телефон разрядился.

Алгоритм такой:

  1. Представьте локацию, которая вам нравится и знакома в мельчайших деталях. Это может быть кабинет офиса, бабушкин дом в деревне, ваша квартира и пр.
  2. Теперь обозначьте опорные пункты, «крючки» в своих чертогах: привяжите к этим местам ассоциации, связанные с ощущениями. Чем абсурднее получится цепочка, тем лучше все запомнится!
  3. Начинаем. Представьте, как вы отпираете свою дверь, но скважина заклеена квитанцией ЖКХ — ключом нужно с трудом ее проткнуть. Ура, вам это удалось — наступаете на коврик, и тут раздается писклявая мелодия Happy birthday to you — вот и еще одна напоминалка сработала. Пошли мыть руки — а в раковине сидит ваша грустная машинка и укоряет: «А меня помыть, хозяин?!»
  4. Вы в полнейшем изумлении вытираете руки о полотенце, а оно покалывает кожу — совсем так, как в детстве, если лизнуть батарейку. Пережив и это, вы шествуете в кухню и ставите чайник на плиту. Но, заглянув в него, обнаруживаете, что внутри кипятятся шприцы — для прививки кошке, разумеется…

Теперь даже если вас, как говорится, разбудят ночью, вы назовете все дела по списку!

Таким же образом можно запоминать, скажем, гостей и их пристрастия и особенности. У Маши аллергия на шоколад — значит, она будет пустой конфетницей. Костя все время опаздывает — в своем воображении поместите его физиономию на циферблат настенных часов. Юля постоянно худеет, сало и «Наполеон» ей не предлагать — ну и пусть тогда будет в вашей фантазии кухонными весами с ярким красным нулем!

Тренируйтесь в удовольствие — в том числе и вместе с Викиум: прокачать память помогут тренажеры «Наблюдатель», «Запомни порядок», «Тайная комната», а также специальные курсы. Все они действуют в игровой форме — заниматься на них приятно в качестве отдыха. Незаметно для себя вы улучшите механизмы запоминания, станете более наблюдательным, что однозначно поможет в учебе и работе.

И очень важный совет на дорожку: прежде чем запоминать суперважные данные, обязательно потренируйтесь на чем-нибудь не столь серьезном и нейтральном.

Игры

Есть много игр для детей, подростков, взрослых и даже пожилых людей, которые помогают тренировать этот познавательный процесс.

Игра для развития слуховой памяти. Партнер должен прочитать пары слов, а вы должны их запомнить:

  • булка – мука;
  • сестра – брат;
  • свитер – нитка;
  • папа – сын;
  • вагон – рельсы.

Потом партнер по игре говорит первое слово, а вы второе.

Игра на развитие зрительной памяти. Человеку дается задание посмотреть на ряд чисел и запомнить их в правильном порядке за 30 секунд. Например: 3, 5, 4, 7, 8 (ряд по желанию можно продолжить).

Потом числа закрываются и следуют такие вопросы:

  • Какое число стоит справа от 4?
  • Какое число между 3 и 5?
  • Какие два числа слева от 7?
  • Какое число получится при сложении первых трех цифр?

Игра на развитие ассоциативной памяти. Очень полезная игра. Ассоциации – это один из самых эффективных способов запоминания информации и приемов тренировки памяти. Подходит для детей, которые умеют писать, и взрослых.

Нужно придумать к словам определения, подробно описывая прилагательными указанные существительные. Исходные слова не записываются, а диктуются. Определения не должны повторяться:

  • кукла – …;
  • шуруповерт – …;
  • река – …;
  • мама – …;
  • дерево – …;
  • небо – …;
  • письмо – …;
  • суп – …;
  • конверт – …;
  • игрушка – …;
  • компьютер – …;
  • инстаграм – …;
  • дом – … и другие.

А после списка определений человеку нужно сказать исходные слова к каждому из них.

Игра на скорость запоминания и развитие умственных способностей. Кому-то в компании предлагается назвать 5 предметов или названий за отведенное время. Например, имена девочек: Яна, Оля, Юля, Света, Лена. Это первый этап. Потом усложняем. Нужно назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, круглые предметы: солнце, шар, летающая тарелка, просто тарелка, новогодняя игрушка.

Вам нужно повторить первую цепочку (с именами) и назвать свою, например, предметы квадратной формы. Следующему игроку нужно повторить цепочку с круглыми предметами и придумать свою. И так далее.

Как пользоваться дворцом памяти?

Сначала введу новое слово: локус. Локус – это те объекты, которые вы выделяли в своём дворце памяти, это одна «станция» вашего маршрута.

Важно: можно выделять для запоминания детали одного объекта, например, брать не весь холодильник, а отдельно дверцу, морозильную камеру и т.д. Тогда локусами будут дверца и морозильная камера, а не холодильник в целом

Механизм использования дворца памяти легче всего продемонстрировать на примере. Допустим, у нас есть случайный набор слов и какой-то маршрут.

Слова: мороженое, футбольный мяч, смартфон, окунь, палитра, жёлудь, лошадь, молоко, любовь, декабрь.

Теперь идём по маршруту и оставляем на каждом локусе по одному или по два слова. Давайте на первых двух оставим по одному, а потом будем оставлять по два.

Допустим, первый локус  – книжная полка. Представляем, как на ней между книг лежит тающее мороженое.

Далее – настольная лампа. Воображаем, будто бы она проткнула футбольный мяч.

Стул. Позвольте своей фантазии положить на него огромного окуня, на которого сверху давит метровый смартфон.

Примечание:
Запоминаемые предметы и локусы должны быть примерно одного размера. Несоответствие реальности допускается. Также, поскольку мы читаем слева направо сверху вниз, то слово, которое идёт раньше, должно быть выше. Именно поэтому смартфон находится над окунем.

Батарея. Представьте, что в неё вколочен большой жёлудь, из которого сверху торчит палитра.

Люстра. За край люстры зацепился пакет молока, в который вцепилась зубами висящая лошадь.

Примечание: У многих существительных воображаемый образ очевиден: нужно запомнить кота – представляем кота, ручку – ручку. Но существуют и абстрактные понятия, образ которых не всегда очевиден (чувства, эмоции, названия городов и стран, имена и т.д.). Тогда нужно использовать ассоциативное мышление. Любовь у меня ассоциируется с сердцем, а декабрь с подарком, потому что у меня в декабре день рождения и Новый год вдобавок. И да, ассоциации могут быть сугубо индивидуальными, нелогичными и странными. Критерий один: вы должны их понимать.

Представляем вешалку, на которую насадили сердце, к которому снизу привязан подарок.

Всё. Мы запомнили эти слова.

Теперь самое интересное: мы мысленно проходим по маршруту и видим на локусах те слова, которые запоминали. Возьмите те же слова или какие-нибудь другие и попробуйте разместить их в своём дворце памяти. Это работает!

Дворец памяти универсален. Пример со словами я взял потому, что он самый простой и повторить это сможет любой новичок. Но вы можете оставлять на своих локусах также и цифры, текст речи для выступления или даже размещать в своих дворцах памяти целые учебники.

Ошибки, которые часто допускают при создании дворца памяти:

  1. Использование одинаковых локусов. То есть, если у вас на маршруте будет два одинаковых объекта (две абсолютно одинаковые тумбочки, например), вы будете их путать. Это приведёт к ошибкам. Можно использовать однотипные локусы, вроде люстр разного вида или аквариумов разной формы, но одинаковые использовать нельзя.
  2. Ошибки, связанные с передвижением по дворцу памяти. Лучше всего будет выбрать одно общее правило для всех маршрутов и придерживаться его. Тогда вы точно будете знать, что за чем идёт.
  3. Забывание локусов. Вы должны хорошо знать свой дворец памяти. Непозволительно иногда пропускать некоторые из локусов. Регулярно тренируйтесь запоминать или хотя бы просто прогуливайтесь по своему дворцу памяти.

Желаю успехов!

Улучшение организации внимания

Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым)

Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.

Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах

Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.

Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.

Внешние раздражители

Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха

Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание. Сложные условия делают человека «непробиваемым», помогают человеку научиться организовывать свое внимание и отключаться от внешних раздражителей

Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу, в парк в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М

Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Тренинг, связанный с обучением вхождению в состояние транса, только создается нашими авторами, как только он будет готов, здесь появится ссылка

Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания

Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:

Не останавливайтесь и не отказывайтесь. Очень часто выполняя какое-либо задание, мы останавливаемся на полпути и поддаемся соблазну ускользнуть от работы, так и не завершив ее. Старайтесь бороться с этим желанием, например, применив правило пяти. Если Вы читаете книгу, прочитайте еще пять страниц или потратьте ещё 5 минут, и вы увидите, что вам может захотеться прочитать еще больше. Есть такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают».

Делайте одно дело. Все лишние проблемы и вопросы отложите в сторону и занимайтесь одним делом. Помните о правиле Миллера, и о том, что объем нашего внимания ограничен.

Получайте эмоциональную отдачу

При запоминании важно не только наличие внимания, но и эмоциональная отдача. Концентрация на выполнении любимого и полезного дела всегда выше, чем при выполнении скучной и ненужной работы

А как сделать процесс запоминания увлекательным, написано дальше.

Cтатистика На весь экран

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий