Ферма на вашем столе. Обзоры игры Зеленые просторы (Fields of Green)

Получаем деньги и начинаем

Для начала владельцы хозяйств получают каждый  по 15 монет и башни – водонапорную и силосную. Их они сразу выкладывают перед собой и наполняют соответствующими ресурсами. Водонапорную башню наполняют тремя капельками, а силосную только одним снопом сена из 4ех существующих. Именно с этих башен и начинается ферма, дальше  — к ним будут пристраиваться следующие карты — постройки, здания, поля и пастбища.

Пристраивать можно по горизонтали или вертикали.  Если не были оговорены дополнительные условия, водоснабжение участков осуществляется на расстоянии до 2х квадратов от водонапорной башни

Это очень важное условие, о котором нельзя забывать на протяжении  всей игры. В начале каждого раунда автоматически восстанавливается вода, но не полностью – только две капли, независимо от количества водонапорных башен

Так что заранее нужно продумать где взять необходимое количество воды. Для этого можно использовать соответствующие постройки или постоянно строить новые водонапорные башни. 

Процесс игры

Игра с участием 3-4ех игроков. Каждый участник берет по 6 карт из 4х основных колод.Карты должны браться,как минимум, из трех. После чего игрок выбирает одну из выбранных карт, кладет ее лицом вниз перед собой. Оставшиеся отдает соседу.

Затем игроки одновременно используют свои карты разными способами. Они могут менять их на деньги, строить участки и так далее. И так до тех пор, пока все шесть карт не будут использованы.

Если игроков двое,  правила чуть другие. Вначале каждый игрок берет также  шесть карточек минимум из трех колод. После все 12 карт смешиваются и 6 из них отправляются на игровой стол. Потом все по очереди берут по одной карте, используют их, а затем берут следующие. И так пока не применят все карты. Карта-подсказка, которая советует, какие карты лучше выбрать в каждый год. В начале лучше выбрать поля и животных, а ближе к концу — постройки и здания. Потому что  сначала готовим базу, затем получаем  очки.

Как могут применяться карты

Каждую карт может быть использована следующими пятью способами:

Есть пять способов использования каждой карты: 

  1. построить ее, как участок
  2. сбросить ее и построить водонапорную башню
  3. построить вместо нее силосную башню
  4. продать за три монеты на рынке 
  5. потратить на восстановление заброшенного участка

Нейтрально

• Тема и тематичность. Я не большой фанат сельской тематики в играх, но у меня это всего одна из двух-трёх таких коробок на полках, и потому тема вызывает нейтральные чувства. Если бы у меня уже сидели «Агрикола», «Рейкхольт» и ещё тыща других вариаций в этом сеттинге, я бы, наверное, уже и не взглянула на «Зелёные просторы».

Да и тематичность карт под вопросом. Некоторые ещё более менее (например, гуси, которым надо быть рядом с водой), но у большинства свойство не связано с тем, какое животное/растение они представляют. Жаль.

• Драфт как механика. Я, опять же, не горячий фанат этой механики как таковой, да и имею в коллекции несколько других игр с ней, больше не надо. Плюс, чего мы в драфте не видели. Если бы здесь был только он, не заинтересовалась бы.

• Оформление. В инстаграме мне оставили комментарий под фото этой игры, что по иллюстрациям подумали, что это дополнение к «Виноделию», и, знаете, я согласна. Оформление не блещет, но веет от него каим-то сельским идиллическим уютом. Приятно видеть на картинках всю эту мелкую живность, поля, домики. Очень успокаивает 🙂

Что понравилось

• Пространственный элемент

А вот то, что сделало эту игру для меня привлекательной — мы ведь не просто драфтим карточки, мы выкладываем их на стол в виде фермы, и более того, расположение карт относительно друг друга здесь очень важно! Большинство карт имеют свойство, которое работает в зависимости от того, рядом с какими картами она лежит или, наоборот, каких карт рядом нет. Ну клёво же

А ещё ну оочень понравился момент с водонапорными башнями и тем, как они должны находиться максимум в 2 картах от полей, которые орошают, и при этом каждое поле должно орошаться каждый год (всего их 4), иначе не принесёт ничего полезного и вовсе засохнет! Поля же сами нужны для того, чтобы произвести еду, которую можно скормить животным и так обменять на деньги/очки. Т.е

орошение полей очень важно, одно-два поля, которые вы не смогли полить, может поломать вам весь движок на год. И это прям кризиса, планирования и стратегии добавляет, ведь мало надрафтить хороших карт, их ещё и расположить надо так, чтобы они работали

Очень здорово.

• Игроки сами определяют, сколько каких типов карт будет участвовать в раунде. И это тоже очень здоровский момент, поскольку из 4 видов — животные, поля, постройки и здания — в начале каждого игрового «года» карточки выбираются осознанно самими игроками. Приятно и правильно, что нам позволяют нивелировать рандом на выходе карт и строить планы на будущее.

• Движок. Строим ферму мы не просто так ради интереса, а для того, чтобы 4 раза за игру «активировать» её и собрать с неё «урожай» в виде победных очков. И это само по себе интереснее, чем если бы мы получали очки один раз при постройке карт (хотя и такие тут есть).

У меня в инстаграме спросили, а не ощущается ли игра монотонной из-за активации движка раз за разом. Должна признать, что мне за наши партии так не показалось. Возможно, если бы годов было больше, и мы бы активировали цепочку раз 6 и больше, то это бы надоело. А тут, считай, только нормально построил, только наладил, а уже и конец.

•  Ещё приятный момент, что активацию ферм можно делать параллельно, и это не съедает времени партии. Это ещё один плюс игры — она ощущается вполне комплексной и заставляющей подумать, и при этом укладывается в меньше часа.

• Вариативность и реиграбельность. Я бы не назвала свойства карт супер-интересными или необычными, но вот из-за того, что выходить они будут по-разному каждую игру, партии будут ощущаться свежими раз за разом. Сегодня у меня помидоры, овёс и коровы, а завтра тыквы, яблони и утки, а поскольку каждый вид животных и полей требует своего «ландшафта» фермы для правильной работы, двух одинаковых у вас не будет. Да и здания, которые приносят очки, тоже разные. Соответственно, и реиграбельность на высоте.

С такими играми у меня всегда создаётся ощущение: «Ммм, а что мне выйдет сегодня? Что я смогу из этого сделать? Ну-ка посмотрим!» Очень люблю это ощущение в играх.

• Правила на двоих. Когда я читала правила игры (до покупки я не делают это почти никогда, и тут не делала тоже), то взгрустнула: драфт! Значит, на двоих будут какие-то костылищи или вообще неинтересно будет…

Оказалось всё гораздо лучше, я прям приятно была удивлена. А всего-то заменили закрытый драфт на открытый — и вуаля! Никаких костылей, ещё и интереснее получается. Да и вдвоём легче следить за фермой противника и подрезать очень нужные тому карты.

Не ожидала этого, но у меня стойкое чувство, что в эту игру мне захочется играть только вдвоём в принципе. А вот на троих-четверых с большим удовольствием разложу «Королевство кроликов», которые очень уж запали в душу.

Как выглядят детали игры

На картах нарисован вид на ферму сверху. В своих загончиках пасутся свинки, лошади и коровы. В пруду плавают утки и гуси, рядом во дворе курочки клюют зернышки. Вы можете увидеть ровные ряды зерновые культур и овощей. Около посаженных фруктовых деревьев расположились  мастерские, курятники, сараи,парники и остальные строения. 

Качество карт и дополнительных деталей хорошее. Ого красочные, с интересными рисунками и их интересно разглядывать. 

Иконографика простая и понятная — путаницы нет, что сколько стоит, к какой группе относится и каких трат требует в фазе урожая. 

Хорошо оформлены правила- все понятно, четко и просто. На них изображены дополнительные иллюстрации и примеры. К игре прилагается удобный блокнот для подсчёта очков

Финансирование или с чего начать?

В начале игры будущие фермеры получат по 15 монет, а также силосную и водонапорную башни, которые сразу выкладывает перед собой, наполняя их соответствующими ресурсами (водонапорная башня наполняется полностью (тремя «капельками»), силосная загружается только одним снопом сена из возможных 4х). С башен и начинается ферма — к ним будут пристраиваться по вертикали и горизонтали следующие карты — постройки, здания, поля и пастбища. При этом необходимо учитывать, что орошение участков происходит на расстоянии до 2х квадратов от водонапорной башни (если не оговорено иного)

Это очень важное условие, о котором надо помнить в течение всей игры. Вода восстанавливается автоматически в начале каждого раунда, но лишь частично (восстанавливаются только 2 «капельки» независимо от количества водонапорных башен), то есть этот момент тоже необходимо продумывать — откуда брать необходимое количество воды

Это может быть использование соответствующих построек или приспособлений или же строительство новых и новых водонапорных башен.

«Зеленые просторы». С чего начинается ферма

Что не понравилось

Начну с полохого, потому что это первое, что замечаешь, когда берёшь игру в руки.

• Огромная пустая коробка. Я понимаю весь этот маркетинг, но настолько гротескное соотношение наполнения и воздуха даже по сравнению с другими играми встречается нечасто. Судите сами!

Казалось бы… …а на самом деле.

Т.е. нет даже большого поля, как в том же «Месте преступления», которое могло бы оправдать размер коробки… У всех, у кого, как и у меня, полки ломятся от игр, вопрос места, занимаемого коробками, встаёт довольно остро и жаль, что издательство не позаботилось о нас 🙁

• Вторая проблема, как ни смешно, тоже связана с размером, но на этот раз с огромным местом на столе, которое требуется для самой игры! Вот парадокс. Вдвоём мы более-менее помещаемся на нашем столе, но я ума не приложу, как играть вчетвером. На полу, наверное, только 🙁 Ну очень уж огромные фермы становятся к концу игры.

Как и положено, играли в неё «на просторе» 🙂

• При этом шрифт на картах мелкий, хорошо уже, если вы сумеете прочитать все свои карточки, а уж углядеть, что там у соперника — даже и не пытайтесь.

• Но с другой стороны, каждый в прямом смысле копается в своём огороде большинство времени, поэтому вам особо и не важно, что там у соседа. Взаимодействие тут есть в момент драфта и только, да и то, в «Просторах» показалось выгоднее брать что-то для себя, чем «хейт-драфтить», т.е

намеренно уводить карту, которая принесёт больше очков сопернику, ведь вам она может совсем не подходить. Только если вы её «продадите» или пустите на водокачку или силосную башню, а это может быть совсем не то, что вам надо в этот момент.

Плюсы и минусы

Плюсы: 

  • низкая конфликтность
  • хорошее качество 
  • интересное оформление с массой забавных подробностей
  • простые и понятные правила
  • оригинальное взаимодействие между компонентами
  • много вариантов игры
  • глубокий и сложный игровой процесс
  • интересна опытным игрокам
Минусы:

  • требует много места для игрового поля
  • коробка большевата для игры
  • не хватает дополнительной памятки для подсчета очков
  • ограничение времени

Оценка: 8 баллов из десяти

Сложность правилПростые
Сложность игрыСредняя
КонфликтностьНизкая
Оформлениемилое и забавное, но в то же время реалистичное
РеиграбельностьВысокая
АтмосфераУсловная
ВпечатлениеЭкономическая игра со сложным взаимодействием между отдельными компонентами
Время игры, минот 45 до 90 минут
Компания, чел.2-4 человек
Сколько местаБольшой игровой стол

Впечатление

Положительные стороны

Несмотря на видимую простоту (это касается и оформления, и правил, и механики), игра оказалась непростой и достаточно глубокой. Она требует предельной концентрации и постоянного планирования действий. Так много важных моментов надо держать в голове одновременно, что мозг начинает медленно закипать от усилий. Одним словом, хлопот полон рот. Тут сена не хватает, здесь — воды, а тут нужно еще одно поле вспахать и засеять, чтобы получить бонусы, а денег не достаточно на покупку нового участка. Только успевай удовлетворять насущные нужды! Зато как приятно снимать урожай — по крайней мере, если все участки оказались обеспечены всем необходимым.

Играли и на двоих, и на троих. Играется одинаково хорошо и увлекательно, реально зацепила с первого раза — вроде бы всё просто и в то же время так сложно! Но от этого вдвойне интереснее и увлекательнее.

«Зеленые просторы». Игровой процесс

Баланс хороший, всегда можно найти выход из сложившейся ситуации, тупиков здесь не бывает и пасовать раньше времени не приходится. Взаимодействие незначительное — навредить соперникам можно только уведя у них желаемые карты, но для них в любом случае останутся другие — путь и менее выгодные. Поэтому и конфликтность стремится к нулю — каждый строит свою ферму, а чья будет лучше — это мы узнаем только в конце игры при подсчете победных очков.

«Зеленые просторы» позволяют строить с десяток разных интересных комбинаций. Можно получать бонусы за поля одного типа, или, наоборот, разных типов, или разводить тяглый рабочий скот и получать бонусы за это, или отдать предпочтение постройке зданий и приспособлений и зарабатывать ПО на этом. Вариантов достаточно много, реиграбельность высокая. Она из тех игр, которым можно посвятить не один вечер в уютной семейной и/или дружеской компании. Игру вряд ли можно рекомендовать новичкам и детям до 12 лет — всё-таки она достаточно сложная и требует серьезных интеллектуальных усилий и игрового опыта.

Отрицательные стороны

Прежде всего не понравилась коробка. Она могла бы быть в два раза меньше. Половина — воздух. Кому-то, может быть не критично, но у нас 2 стеллажа с играми и требуется уже третий, поэтому каждый сантиметр на счету.

«Зеленые просторы». Воздух внутри

При этом игра занимает очень много места на столе. И на троих это большой игровой стол, а на четверых, наверное, два составлять придется. Конечно, я немного утрирую, но места нужно реально очень много.

Удивило, что памятка для подсчета очков только одна. Мелочь, но у нас она часто нарасхват. Всем хочется посмотреть, что почем будет в итоге.

Ну и самая главная претензия — даунтаймы. В нашем случае они чудовищны. И уложиться в заявленные 45 минут не удалось ни разу. И знание карт тут не помогает. Но, возможно, это наша индивидуально-семейная особенность, и для не таких тугодумов игра пролетит как один прекрасный миг длиною в маленькую фермерскую 45-ти минутную жизнь.

Подробнее об игре

Чтобы представить себя в роли преуспевающего фермера, услышать гул трактора, мычание коров и куриное кудахтанье, вкусить весь объем забот и хлопот хозяина полей и пастбищ, нужно просто открыть коробку настольной игры «Зеленые Просторы». В лучших советских традициях развития народного хозяйства пятилетний план здесь необходимо выполнить за 4 года.

Карты

Основа игры — 166 карт шести типов (4х основных и 2х дополнительных):

Зеленые просторы, дальние дали…

основные:

33 карты полей (зеленые карты — фрукты, овощи, злаки);

«Зеленые просторы». Зеленые карты полей

33 карты животных (красные карты — птица, молоко, мясо, работа);

«Зеленые просторы». Красные карты животных

33 карты построек (желтые карты — карты улучшений);

«Зеленые просторы». Желтые карты построек

33 карты зданий (фиолетовые карты — приносят ПО в конце игры).

«Зеленые просторы». Фиолетовые карты зданий

дополнительные:

  • 14 карт силосной башни (строятся бесплатно, являются сено-хранилищами);
  • 20 карт водонапорной башни (дают воду для орошения участков).

«Зеленые просторы». Силосная башня

С помощью картонного арсенала начинающие фермеры за 4 года должны построить преуспевающее хозяйство

При этом очень важно, как  располагать карты на игровом поле и какие именно выбирать. Хозяйство должно работать слаженно, как единый механизм

Все поля должны быть орошены — для чего необходимо достаточное количество воды и, соответственно, водонапорных башен. Все животные должны быть накормлены — для чего, очевидно, необходимо определенное количество сена и силосных башен.

«Зеленые просторы». Внутри коробки

Если ресурсов не хватает, необеспеченный участок превращается в пустырь со всеми горе-последствиями — он не приносит дохода и требует дополнительных ресурсов для восстановления в следующем раунде. Все серьезно, по-взрослому. Поэтому здесь очень важен стратегический просчет и умение взвешивать собственные силы в плане ресурсов и возможностей. Предпочтение отдается не тем картам, которые приносят больше ПО, а тем, которые принесут прибыль, будучи обеспечены имеющимися ресурсными излишками — синергия ключ к успеху. Запасливость здесь не приветствуется — например, отсутствие воды на водонапорных башнях в конце игры приносит дополнительные ПО.

Карты из основных 4х колод делятся на три категории по своим свойствам:

  • мгновенное свойство — серый фон — применяется сразу же
  • урожайное свойство — зеленый фон — применяются в фазе урожая
  • финальное свойство — желтый фон — действует в конце игры

Кроме этих 166 карт для игроков предусмотрены 4 памятки о доступных действиях и их порядке и одна общая памятка по подсчету очков в конце игры.

«Зеленые просторы». Карты подсказок

Приспособления

Бонус смекалистому фермеру — 30 жетонов приспособлений. Их можно получать по условиям желтых карт — карт построек — и некоторых других. Приспособление выкладывается на определенную постройку и приносит плюшки на выбор: единовременно (и затем жетон сбрасывается), каждый раунд или в конце игры. Может быть весьма полезным, особенно учитывая возможность выбора наиболее выгодных для вас условий (из трех случайных жетонов приспособлений выбираем один).

«Зеленые просторы». Жетоны приспособлений

Прочие компоненты

Монеты номиналом 1, 5, 10; жетоны победных очко в виде звездочек; деревянные жетоны воды и еды (капельки и снопы сена); жетон трека года и жетон года; жетон первого игрока; правила и блокнот для подсчета очков.

«Зеленые просторы». Компоненты игры

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий