Летопись

Кто виноват в путанице

То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и Хлебниковском списке (XVI век).

Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.

Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печёрского инока) рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал

Сравнения

Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печёрскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.

Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями

Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Сохранившиеся списки

Ипатьевский свод является общерусским летописным сводом южной редакции конца XIII — начала XIV в. Ипатьевский список этой летописи считается древнейшим. Кроме того, список ПВЛ, составляющий эту рукопись, является вторым по древности (его превосходит только список Лаврентьевской летописи, относящийся к 1377 г.).

Летопись сохранилась в 5 списках:

  • Ипатьевском списке (первая четверть XV в.). Список завершают записи, касающиеся пинских и степанских князей 1292 г.
  • Хлебниковском списке (XVI в.), созданном на юго-западных территориях. Был сделан с того же оригинала, что и Ипатьевский, однако в некоторых местах есть более правильные чтения. Кроме того, список восполняет некоторые пробелы, которые встречаются в Ипатьевском списке.
  • Погодинском, который относится к XVII в. Его окончание было утрачено.
  • Краковском списке конца XVII в., сделанном с более ранней рукописи латиницей. В нем есть окончание, которое отсутствует в предыдущем списке.
  • Ермолаевском списке, относящемся к концу XVII – началу XVIII века.

Древнерусские летописцы

Фото с сайта hostingkartinok

В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.

О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: “Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.

Происхождение

Название летописи связано с местом хранения самого древнего списка – Ипатьевским монастырем. Однако сама она является списком южнорусского летописного свода, относящегося к концу XIII века. Ипатьевская летопись включает в себя два памятника: киевский свод, датируемый 1198 годом, и галицко-волынское (непогодное) повествование, являющееся его продолжением. При этом последние записи оригинала Ипатьеской летописи относятся к пинско-туровскому княжеству. Ученые полагают, что киевский и галицко-волынский своды были объединены во Владимире-Волынском во время правления князя Владимира Васильковича (1269-1288).

Обе части летописного свода достаточно сложны по своему составу. Киевская летопись была создана в Выдубицком монастыре в Михайлово. Она основывалась на предыдущих киевских великокняжеских сводах, семейной хронике рода Ростиславичей из Смоленска, черниговской летописи князя Игоря Святославича, владимирской летописи Всеволода Большое Гнездо. Галицко-Волынская летопись также составлялась на основании нескольких источников.

Особенности летописания XI – XII веков

В летописании XII века представлены три традиции: новгородская, владимиро-суздальская и киевская. Восстановление первой происходит по I Новгородской летописи (младшего и старшего изводов), вторая восстанавливается по таким летописям, как: Радзивилловская, Лаврентьевская, а также летописи Переяславля Суздальского. Третья восстанавливается по Ипатьевской летописи, совместно с привлечением данных из Владимиро-Суздальского летописания. 

Новгородское летописание представляется в нескольких сводах, первый в которых (относится к 1132 году) исследователями определяется как княжеский, а создание остальных происходило при архиепископе Новгородском.

Согласно предположению А. А. Гиппиуса, каждым архиепископом инициировалось создание собственного летописца, который содержал бы описание времени его святительства. Располагаясь друг за другом в строгой последовательности, летописцами образуется содержание новгородской летописи.

В качестве одного из первых вкладычных летописцев историками определяется доместик Антонисв, который принадлежит к Кириковскому монастырю. Под его авторством создана хронологическая работа «Учение им же ведати человеку числа всех лет».

Замечание 2

Летописая статья 1136 года, которая описывает восстание новгородцев против князя Всеволода-Гавриила, приводит некоторые хронологические факты, которые являются аналогичными тем, которые зачитывают в труде Кирика. 

Одним из этапов летописания новгородского является 1180-е годы. Имя летописца также является известным. В статье от 1188 года приводится подробное описание кончины священника церкви святого Иакова Германа Вояты. Также описано, что он был служащим данной церкви на протяжении 45-ти лет.

Фактом является то, что за 45 дет до этого события, в статье от 1144 года события излагаются от первого лица. В работе, летописец указывает на то, что он был возведен в попы архиепископом. 

Владимиро-суздальское летописание. Оно излагается в нескольких сводах, принадлежащих второй половине XII века, в которых, в качестве наиболее вероятных выступают два. В первом этапе владимирского летописания приводится изложение событий до 1177 года.

Текст данной летописи был составлен на основании информации, которые составлялась начиная с 1158 года еще во времена Андрея Боголюбского, однако их объединение в единый документ состоялось при Всеволоде III.

В качестве последнего события данной летописи выступает изложение о трагических событиях смерти Андрея Боголюбского, совместно с повествованием о противоборстве его младших братьев Всеволода и Махалки с племянниками Ярополком и Мстиславом Ростиславичами за право владения владимирским княжеством. В тексте содержится информация о сокрушительном поражении последних. 

Замечание 3

Создание второго владимирского свода датируют 1193 годом, так как после данного года происходит обрыв повествования о погодных известиях. Историки выдвигают гипотезу о том, что сведения о конце XII века можно отнести к своду начала XIII века. 

Киевское летописание представлено изложением Ипатьевской летописи, в которой было явно заметным воздействие северо-восточного летописания. Несмотря на это, исследователи могут выделить из Ипатьевской летописи как минимум два основных свода.

Первым является киевский свод, который был составлен во времена княжения Рюрика Ростиславича. Его повествование завершается событиями 1200 года, последним из которых является торжественная речи игумена киевского Выдубицкого монастыря Моисея, в которой содержатся благодарственные слова князю, который построил каменную ограду Выдубицкого монастыря. Автором свода 1200 года считают Моисея, который хотел возвеличить собственного князя.

Второй свод, который безошибочно определяется в Ипатьевской летописи, можно отнести к галицко-волынскому летописанию, относящемуся к концу XIII века. 

Древнейшие русские летописные своды имеют очень высокое значение, а в контексте рассмотрения определенных событий – единственным источником событий Древней Руси. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Первая древнерусская летопись

Фото с сайта hostingkartinok

Древнейшая русская летопись называлась «Повесть временных лет»». Создана в 12 веке. Это последовательное хронологическое описание событий на территории Руси, место создания – город Киев. Было переделано неустановленное количество раз, но коренных изменений не вносили. Во всяком случае, официально считают такую версию правильной.
Содержит описания до 1137 года, но берет начало с 852 года. Состоит из большого числа статей разных по характеру. И в каждой идет описание конкретного года. Число статей совпадает с числом описанных лет. Как правило, каждый раздел начинается с фразы в форме: “В лето такое-то” и дальше описания, выдержки из важных документов или в виде сказаний идет описание. Название получило из-за фразы, что фигурирует в начале – “Повесть временных лет”.

Автор – монах Нестор – древнерусский летописец  , он был инком в Киево – Печерском монастыре на рубеже XI-XII веках. Описан в качестве первого летописца. Хотя автором заявлен только в поздних версиях.

Самый древний летописный свод,  указанной древнейшей русской летописи  , «Повесть временных лет», которому удалось дойти до наших дней, был переписан монахом Лаврентием и датируется XIV веком. Оригинал летописи, к сожалению, утрачен навсегда. Сейчас найдены поздние версии с различными доработками других авторов.
На данный момент много версий истории летописи. Если верить им, то она закончена в 1037 году, и автором все также является монах Нестор. Ее даже при Несторе переписывали, потому что он внес туда изменения ради добавления христианской идеологии, также были внесены добавки политического характера. Идеология даже в те времена являлась важным инструментом для усиления княжеской власти. В других версиях говорится, что датой создания является 1100 год. Принято считать, что  древнейшей русской летописью начала XII в. является  «Повесть временных лет».

Отличительная черта в том, что оно несет в себе структурированное описание событий, не пытается истолковывать их на свой лад. На первом месте стояла Воля Божья, ее существование объясняло многие события. Причинно-следственная связь не была интересна и не отражалась в произведении. Жанр Повести временных лет был открытым, туда могло входить все, что угодно, от различных сказаний до сводок погоды. Летопись имела юридическую силу наравне со сводом официально принятых документов.

Цель написания первой древнерусской летописи, называемой «Повесть временных лет» – выяснение корней русского народа, философия христианства и описание доблестной княжеской власти. Начинается с рассказа и рассуждения о происхождении и расселении. Русский народ показан как потомок сына Ноя, Иафета. Основа, которой подчинена большая часть, состоит из легенд о правлении Ярослава Мудрого, о войнах и храбрых героях. Концовка состоит из рассказов о сражениях из некрологов князей.
«Повесть временных лет» – первый важный документ, где была описана история Руси с самого её начала. Она сыграла очень большую роль в дальнейших исторических исследованиях и является очень важным источником знаний о наших предках.

Кто автор

Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет». В научной среде в ходу еще два названия: «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».

Однако некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печёрской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А. А. Шахматов отводит ему роль переработчика Начального свода.

Что известно о Несторе? Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печёрская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 58 лет и считался глубоким старцем по тем временам.

Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.

«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет). Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось.

Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора – черноризца Печёрского монастыря. Поликарп, другой печёрский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.

Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печёрского» доподлинно.

Теги

составить летопись своегосоставить летопись своегов летописи современнойварианте летописи Частые вопросы детских классов.летопись класса чувствовать ответственность за Библиографии

летописьвопросыклассовответебытьсобытийгодаоченьсделатьрусскойнегожизнишколыпервуюмоемматериалыпроектелетописцаменюкаждогочегонасдетейфотографиилетописецстатькакиетакиелеттекстылетописаниематериалаязыкасамыегодувсегописалилитературабылосвоевремениделатьдревнейсайтовзнаетавтораимтолькочастейправагородовбольшоголистеведемоднойдокументаначалодажеселаучастниковисследованиявашемнамтойтестыклассногокавсехмирсовременнойрусинапримерможеткурсыдеятельностьлучшеэлектронныекоторымиоформитьпоследругихархиввека

Проблемы изучения

Несмотря на то что Ипатьевская летопись изучается на протяжении длительного времени, до сих пор существуют спорные вопросы, связанные с распределением материала по различным источникам и с атрибуцией текстов. Описания ее списков нуждаются в уточнении. Также проблематичным остается соотношение списков летописи. Кроме того, если более позднее воспроизведение Ипатьевского списка летописи было выполнено на хорошем уровне, то Хлебниковский, Погодинский и Ермолаевский были воспроизведены со значительными неточностями.

Исследователи по-разному подходят к вопросам происхождения, состава и формирования текста летописного свода. У этой летописи мало сходных черт с другими литературными памятниками.

Особенности жанра летописи в древнерусской литературе

Определение жанра древнерусской летописи

Историки насчитывают около 5 тысяч летописных литературных памятников, сохранившихся до наших дней. Они делятся на три основных типа: синхронные погодные (то есть по годам) записи, ретроспективные хроники (описывание событий прошлого относительно самого летописца) и летописные своды. У большинства из них есть ряд характерных особенностей:

Начало летописи со слов «Въ лѣто …», то есть «В год …».
Изложение русской истории с самого её начала. Иногда древнерусские летописи начинаются с библейской, античной или византийской истории.
Наличие в их составе документов – международных договоров, указов, частных и публичных актов и т. д.
Наличие в их составе отдельных литературных произведений в жанрах житие, слово, повесть и т

д.
Основное внимание уделяется жизнеописанию правителей (князей и царей) и церковным иерархам, а также войнам и прочим конфликтам.
Минимальное количество сведений о культуре и о широких слоях населения.

Примеры древнерусских летописей

  • Повесть временных лет
  • Лавреньтевская летопись
  • Новгородские летописи
  • Киевская летопись
  • Московско-Академическая летопись
  • Псковские летописи

Хлебниковский список

Рукопись включает 386 листов. Ее владельцем некоторое время был купец П. К. Хлебников из Коломны. На переплете и на первом листе в филигранной технике выполнен герб города Ярославля. На первом листе списка перечислены князья, которые правили в Киеве до 1240 г., когда город взял Батый. В списке есть вставки чистых листов, которые имеют обозначение постраничной нумерации. На некоторых из них есть водяной знак рольной фабрики Мосолова, относящийся к 1750-м годам. В период с 1753-го по 1756 год на страницах было сделано много пометок. Часть из них оказалась срезана при переплетении, таким образом, список был переплетен после 1756 года.

Основную часть списка написали в конце 50-х — начале 60-х годов XVI в. Ее писал один писец, кроме одного небольшого фрагмента на 226-м листе. Рукопись была написана южнорусским языком и имеет типичные языковые особенности. На южнорусское происхождение указывают также приписки, сделанные уже в следующем столетии.

К XVII в. некоторые листы списка были утрачены, часть из них казалась перепутана. Вместо утерянных листов были добавлены новые, их переписывали с какого-то другого списка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий