Содержание комикса
Супергерой (Superhero) — персонаж комикса, который обычно носит специфичный костюм и по силе и умениям превосходит обычного человека. Супергерои не всегда обладают суперсилой, но умственные и физические способности у них лучше, чем у простых людей. Первым супергероем считается Моряк Попай, а первым супергероем, облачившимся в костюм — Призрак. При этом первым настоящим супергероем комикса признан Супермен.
Суперзлодей (Supervillain) — персонаж, противоположный супергерою. Если супергерой использует суперспособности, чтобы защитить других, то суперзлодей думает только о себе. Он отвергает традиционные принципы морали и отказывается помогать человечеству. Первым суперзлодеем считается Ультра-Гуманит, который противостоял Супермену.
Общая вселенная (Shared Universe) — когда все герои и действия комикса происходят в одной и той же реальности. Сегодня многие издатели стараются делать все серии в общей вселенной, поскольку считают, что так удобнее для читателей.
Связность (Continuity) — общая информация о персонаже комикса и месте действия, которая влияет на дальнейшее развитие сюжета.
Обратная связность (Retcon) — внесение каких-либо изменений в прошлое персонажей или их вселенной. Используется для того, чтобы сгладить случайно возникшие противоречия в сюжете, либо заполнить пробелы между историями.
Сломать четвертую стену (Fourth Wall / Breaking the fourth wall) — прием в комиксе, который позволяет герою вести себя так, будто он знает, что находится в комиксе и что кто-то читает о его похождениях. Персонаж может постоянно взаимодействовать с читателем или просто делать небольшие ремарки.
Клиффхэнгер (Cliffhanger) — прием, при котором сюжет обрывается на самом интересном месте. Обычно клиффхэнгер используется для того, чтобы усилить интерес читателя к следующему выпуску комикса.
Воспоминание (Flashback) — прием, который показывает, что происходило с персонажем в прошлом. Если герой заглядывает в будущее, то это будет называться «видение».
Камео (Cameo) — непродолжительное появление известного персонажа в серии о другом герое.
Кроссовер (Crossover) — когда персонажи из одного комикса попадают в серию к другим. Кроссовер может объединять в себе как две разные истории, так и больше.
X-Men Masterworks Vol.1 (1963)
Безусловно чем больше проходит времени, тем сложнее читать и воспринимать старые комиксы. Но в данном случае придется сделать исключение, поскольку основные и самые важные истории в жизни Людей Икс происходили в 70-80е годы. И раз уж мы рассматриваем стартовую площадку, то логично будет начать с самого первого комикса про Людей Икс, в котором были заложены почти все основополагающие принципы, в последствии послужившие фундаментом для построения нынешней Вселенной Людей Икс.
Здесь впервые поднимается вопрос сосуществования, борьбы ненасильственного протеста с агрессией и конфронтации Профессора Икс и Магнето. Кроме того именно в этом комиксе от Стэна Ли и Джека Кирби дебютировало Братство Мутантов, в которое входили в том числе Ртуть и Алая Ведьма.
Ну и в качестве небольшого бонуса: специальный приглашенный гость… барабанная дробь… Мстители! Между прочим это самая первая встреча двух команд, которые в последствии пересекались в огромном количестве различных кроссоверов и ивентов.
Marvel Masterworks: Uncanny X-Men Vol. 1 (1975)
К середине семидесятых в стане Людей Икс наметился небольшой кризис. Издательство закрыло основную серию и существенно сократило количество репринтов старых комиксов. Новую жизнь в команду вдохнул Крис Клермонт и задал несколько иной вектор развития для Людей Икс. В отличии от предыдущего комикса, здесь герои уже не подростки, а вполне себе взрослые люди со своим сформировавшимся мировоззрением. И это в общем-то становится причиной конфликта внутри самой команды, на фоне непрекращающегося противостояния со всем остальным миром. У каждого героя свой взгляд на происходящее и он далеко не всегда совпадает с мнением окружающих.
История Клермонта получилась захватывающей, непредсказуемой, динамичной и очень яркой. Кроме того именно этот ран подвел читателей к, пожалуй, самой трагичной истории за все существование Людей Икс — Саге о Темном Фениксе. Если первый вольюм придется вам по вкусу, то советуем прочесть и вторую часть Uncanny X-Men vol.2, но это уже в качестве дополнительного чтения.
New X-Men: E for Extinction (2001)
Вот мы и добрались до более менее современных комиксов, но не спешите радоваться раньше времени, ведь перед нами работа очень непростого автора. В свое время Гранта Моррисона пригласили в Marvel, чтобы вдохнуть новую жизнь в историю Иксов и это у него, надо сказать, получилось на все сто. E for Extinction — это название первого арка, которым Моррисон начал свой совместный с Фрэнком Куаетли ран про Людей Икс.
Здесь впервые была представлена Кассандра Нова (сестра-близнец Ксавьера), которая смахнула пыль со Стражей и с легкой руки устроила геноцид на острове Геноша. Кстати говоря в том же году Wizard Magazine признал Кассандру «Злодеем года» как раз за события этого арка.
Кроме того именно в ране Моррисона Люди Икс кардинально сменили стиль, отказавшись от привычного спандекса в пользу кожаных курток, а Росомаха в свою очередь обзавелся более казуальным внешним видом. Но это не единственные изменения, которые затронули Вселенную Икс.
В последующих выпусках была развита тема вторичной мутации, добавлена новая программа Оружие Плюс и ее результат — любимчик фанатов Фантомекс. Не обошел Моррисон стороной и драматическую составляющую, закрутив любовный треугольник между Циклопом, Джин Грей и… нет, не Росомахой, а Эммой Фрост, которая чудом пережила нападение на Геношу. Можно сказать, что новая эра Людей Икс началась где-то здесь.
X-Men: Second Coming (2010)
В 2010 году Мэтт Фракшен решил немного встряхнуть Людей Икс и дать им пару причин вновь объединиться перед лицом общей угрозы. Очень сложно пересказать сюжет этой запутанной истории, но завязка в том, что Кабель и Хоуп Саммерс прибывают из будущего в настоящее, где им не очень-то рады. Особенно подозрительные представители человеческой расы решают на всякий случай убить Хоуп, ну а немногочисленные мутанты решают ей на всякий случай помочь.
Очередное противостояние людей и мутантов растянулось на пять месяцев и по пути фанатов лишили сразу нескольких старожилов вселенной Людей Икс, впрочем, как мы знаем, смерть в комиксах понятие относительное и чем дальше, тем относительнее. История на самом деле получилась богатой на события, так что если вы любите очень содержательный экшен, то этот кроссовер придется вам по вкусу. В любом случае основные выпуски истории стоит прочитать перед тем как начинать свое путешествие в Marvel NOW!
Superman: New Krypton
Продолжая события арка «Brainiac» Джеофф Джонс запустил другую историю, посвященную спасенному из лап злодея городу Кандору. Дело в том, что Супермен не придумал ничего более умного и восстановил город до стандартных размеров (Брейниак любил хранить города в банках) непосредственно на Земле в Антарктиде. А вместе с городом на ней стало на 100000 криптонцев больше.
Естественно, такое вторжение привело к большому конфликту с жителями Земли и в конечном итоге в Солнечной системе появилась еще одна планета.
Сюжет развернулся на страницах комиксов «Superman», «Supergirl» и «Action Comics». По задумке авторов, им «хотелось объединить вместе все Супер-тайтлы, чтобы читатели не просто покупали комиксы, потому что им нужно прочесть их все, а потому что они действительно хотели бы этого».
Элементы страницы комикса
Пузырь (Balloon) — объект, в котором содержатся реплики или мысли персонажа. Обычно пузыри имеют овальную форму с хвостом, который направлен к говорящему. Мысли рисуют в виде облачка, шепот — в рамке с пунктиром, а звуки, исходящие из телевизора, изображают в пузыре рваной формы.
Авторский текст (Caption) — текстовый блок с информацией, которую нельзя передать с помощью диалогов и мыслей. Он может описывать настроение персонажа, указать место и время действия. Бывает, что в этот блок помещают размышления самого героя.
Звуковые эффекты (Sound effects) — слова, написанные большими нестандартными шрифтами. Их основая цель — отобразить на картинках звуки. Подробнее о звуках читайте здесь.
Издательство DC Comics / DC комикс
DC Comics (ДиСи комикс) – одна из самых популярных американских компаний занимающихся изданием комиксов и книг. Издательство создает Малькольм Вилер-Николсон (англ. Malcolm Wheeler-Nicholson) в 1935 году под названием “National Allied Productions” и выпускает свой первый комикс – “New Fun: The Big Comic Magazine”. В декабре этого же года название компании меняется, которое появляется в виде логотипа на обложке новой серии. Спустя некоторое время название серии заменяют на “Adventure Comics”. Ее издание продолжался до 1983 года и закончился #503 номером.
В мае 1939 года компания печатает #27 номер серии “Detective Comics”, который получает сенсационный успех у читателей благодаря новому придуманному герою – Бэтману (англ. Batman). Компания меняет свое название на Detective Comics Inc. 1 июня 1938 года издательство запускает новую серию Action Comics. В первом выпуске (журнал 22 февраля 2010 года был продан за 317 тысяч долларов) читателю представляют нового супергероя – Супермена (англ. Superman). В 1940 году автор Гарднер Фрэнсис Купер Фокс (англ. Gardner Francis Cooper Fox) и художник Гарри Ламперт (англ. Harry Lampert) представляют читателю нового супергероя – Флэша (англ. Flash), который появляется на страницах новой серии Flash. В этом же номере читатель так же знакомится с оригинальном героем Человек-Ястреб (англ. Hawkman). В том же году читателю представляют нового героя созданного Биллом Фингером (англ. Bill Finger) и Мартином Ноделлом – Алана Скотт, который становиться первым Зеленым фонарем (англ. Green Lantern) и появляется в #16 выпуске серии All-American Comics. А так же в комексе Batman появляется Женщина-кошка (англ. Catwoman), которая благодаря симпатиям читателей получает собственную серию. В 1941 году на страницах #8 номера “All Star Comics” появляется новая супергероиня – Чудо-женщина (англ. Wonder Woman) которая становиться любимицей читателей. Ее серии выпускаются и по сей день. В ноябре этого же года в #71 выпуске серии More Fun читатель знакомится с новым персонажем – Зеленой Стрелой (англ. Green Arrow) созданного Мартином Вейсигером и Марией Котик. В августе 1947 году в #86 выпуске Flash читатель знакомится с очередной супергероиней – Черная Канарейка (англ. Black Canary) созданная:
- Робертом Канигером (англ. Robert Kanigher);
- Кармайном Инфантино (англ. Carmine Infantino).
Июль 1950 год стал ознаменован появлением нового персонажа на страницах #59 выпуска комикса Batman – Дэдшота (англ. Deadshot) созданного Дэвидом Риддом и Лью Шварцем. В 1955 году художник Джо Серта (англ. Joe Certa) и писатель Джозеф Самашсон (англ. Joseph Samachson) представляют читателю нового супергероя впервые появившегося в #225 выпуске Detective Comics – Охотник с Марса (англ. Martian Manhunter). В 1966 году читателю представляют суперзлодейку – Ядовитый Плющ (англ. Poison Ivy). Впервые она появляется на страницах #181 выпуска Batman.
Для расширения и увеличения влияния на рынок, компания объединяется с “National Allied Publications” и берет новое название. В 1961 году издательство становиться корпорацией благодаря слиянию с еще несколькими и переименовывается в “National Periodical Publications”. С 1940 года на обложках выпускаемых журналов в первые читатель видит логотип “Superman-DC”. Именно он и дал новое название компании – DC Comics в 1977 году.
Многоточие в случае разрыва реплики
В комиксах такое написание также возможно, однако если в публицистическом издании разорванные предложения встречаются не слишком часто, то про комикс такого не скажешь. Чтобы не плодить обилие многоточий, на практике их в большинстве случаев опускают. И здесь на автора падает дополнительная ответственность – привести реплики таким образом, чтобы читателям было точно ясно, в какой последовательности герои произносят фразы (точнее, их отрывки).
Подводя итог теме многоточия перед частями разорванных реплик, заметим, что главное правило для комикса и комиксиста – выберите для себя один вариант и придерживайтесь его на протяжении всей книги.
Однако есть такие случаи, когда многоточие в начале предложения точно не будет лишним. Один из них – если вы хотите показать, что предложение и/или беседа в целом начались вовсе не с первого написанного вами слова (но это начало вы по каким-то причинам не приводите). Например, герой подслушивает чей-то разговор, и первое, что он слышит, – слово «Подкуп». Если вы хотите показать, что до этого были какие-то еще слова, используйте многоточие – «…Подкуп».
Рассмотрим другую ситуацию. Представим, что у нас есть два бабла – они даны подряд, но заключенные в них реплики выражают совсем разные мысли (на разные темы). Здесь перед началом второго бабла многоточие тоже будет уместно. Этим вы покажете, что у героя в голове происходит некий мыслительный процесс, скрытый от читателя, и что между написанными предложениями подразумевались и другие, проигрываемые в голове героя. Почему бы тогда просто не дать многоточие в конце первой реплики, спросите вы? Потому что так читатель подумает, что первая мысль просто не закончена. Чтобы исключить двоякое толкование, знак препинания переносят в начало второго бабла.
Пример использования многоточия в начале реплики (отрывок из комикса «Юные Мстители»)
X-Men: Age of Apocalypse (1995-1996)
В этот год издательство Marvel на четыре месяца закрыло абсолютно все, связанные с Людьми Икс, комиксы и вместо них запустило на этот срок мини-серии по 4 выпуска в каждой. Общая история была посвящена альтернативному будущему, в котором после смерти Профессора Икс от рук собственного сына Легиона, Магнето берет власть в свои руки и это косвенно позволяет Апокалипсису захватить мир.
Связующим звеном здесь становится Бишоп, который может путешествовать во времени и использует свои знания, чтобы объединить сразу несколько команд мутантов в борьбе против Апокалипсиса и его Всадников. Люди Икс впервые сталкиваются с настолько серьезным противником и им понадобятся абсолютно все ресурсы, которые можно найти.
Superman and the Legion of Superheroes
Этот арк за авторством Джеоффа Джонса вы сможете найти на страницах «Action Comics» #858-863.
Легион Супергероев и Супермен бывали в различных передрягах, когда Кларк был еще подростком. Теперь Легион отправляется назад в прошлое к уже повзрослевшему Супермену, чтобы предупредить о неминуемой опасности.
Что в таких случаях делает Кларк Кент? Находит причину удалиться из комнаты, рвет рубашку, взлетает…ну вы поняли. Супермен отправляется в будущее, где его ожидает множество опасностей и ставшее красным Солнце, из-за которого он остается без своих способностей.
Эта история – отличная возможность познакомиться с Легионом супергероев. Название может быть обманчивым, это скорее комикс о Легионе, где Супермен присутствует в качестве гостя. Но это не помешало ему попасть в наш гайд.
Люди, задействованные в создании комикса
Писатель (Writer) — человек, который пишет историю для комикса и имеет полное представление обо всех поворотах сюжета. Он прописывает реплики героев и разрабатывает сценарий.
Художник (Penciler) — художник, который создает последовательность картинок, опираясь на предоставленный сценарий. Обычно художник работает карандашом, но некоторые используют компьютерную графику.
Контуровщик (Inker) — художник, который делает рисунки более детализированными и готовит их к репродукции. Выполнять задачи контуровщика может как отдельный человек, так и сам художник (penciler). В своей работе контуровщик использует тушь или средства цифровой графики.
Колорист (Colourist) — художник, который раскрашивает комикс, как правило, с помощью средств компьютерной графики.
Художник по шрифтам (Letterer) — художник, который добавляет в комикс текст, пузыри, звуки, названия и т.д. Сегодня большая часть текстов набирается на компьютере.
Редактор (Editor) — человек, который координирует работу над одной или несколькими сериями комикса. Он занимается подбором людей, которые смогут наилучшим образом реализовать то или иное направление; решает вопросы, возникающие между различными отделами; осуществляет коммуникацию с прессой.
Как показать, что человек заикается или произносит тот или иной звук протяженно?
То есть вы можете написать, например, «О-о-о» или «О-о», «Хм-м» или «Хм-м-м», «П-п-привет» или «П-привет». «Дай мне во-от ту бутылку» или «Во-о-от ту». Впрочем, тут есть и несколько тонкостей, например «Тсс» пишется слитно и с двумя С – такое написание зафиксировано в словаре, а у «М-м-м» закреплены такие варианты – «Мм», «М-м», «М-м-м».
Если по сюжету ваш герой очень сильно заикается или находится в состоянии крайней задумчивости, возбужденности, радости, то есть буквально не может говорить от нахлынувших эмоций, на письме это можно передать следующим образом: повторить не букву, а слог. Причем для того чтобы визуально передать большую паузу между повторениями, используйте не дефис, а многоточие. Выглядеть это может, например, вот так: «Д-да… да… даже не знаю, что сказать». Или так: «Про… про… прости». В данном случае количество повторений формально не ограничено, но все же не стоит ими увлекаться: оптимальный вариант все те же два-три.
Пример заикания (отрывок из комикса «Сорвиголова»)
Знаки препинания на конце реплик
- Какими бы ни были фраза и эмоциональное состояние героя, если вы хотите закончить реплику многоточием, используйте только три точки («…»), не две («..») и не пять («…..»).
- В случае вопросов или восклицаний идеальный вариант – один вопросительный или восклицательный знак на конце фразы. В крайнем случае – но только в крайнем! – их может быть три («???» или «!!!»). Хотим сразу предупредить, что подобных сочетаний не должно быть много, иначе это будет свидетельствовать об истерике – либо у вас, либо у ваших героев.
- Если предложение – это одновременно вопрос и восклицание, то верный порядок знаков таков – «?!» (не наоборот). Есть еще и такой знак – «?!.»: это одновременно вопросительный и восклицательный знаки и многоточие.
Superman: Last Son
Для написания этой истории Джеофф Джонс объединился с режиссером первых двух фильмов о Супермене Ричардом Доннером. И не просто так. В это же время вышла режиссерская версия фильма «Супермен 2», а также в кинотеатрах стартовал фильм Брайана Сингера «Возвращение Супермена», вроде как являющийся прямым сиквелом к упомянутой второй части 1980 года.
Жители Метрополиса напуганы, ведь на город должен упасть метеорит. Супермен ловит его в полете, но с удивлением узнает, что это вовсе не метеорит, а инопланетный корабль с маленьким мальчиком внутри. Такой же, как тот, в котором его самого когда-то нашли Джонатан и Марта Кент.
Кларк и Лоис принимают решение усыновить ребенка и дают ему имя Кристофер Кент. Но, как это обычно бывает, мирно им это сделать не удается. Супермену придется объединиться со старыми врагами, остановить инопланетное вторжение и ощутить горечь утраты. В итоге «Last Son» справляется с ролью продолжения истории фильмов Доннера намного лучше «Возвращения Супермена».
Страница комикса
Панель (Panel) — отдельная картинка, обычно одна из нескольких других на странице комикса. Внутри панели находится рисунок и текст.
Канавка (Gutter) — пространство между панелями. Обычно художники оставляют стандартный промежуток между панелями, чтобы читателю было проще переходить с одной картинки на другую.
Ряд (Tier) — набор панелей, расположенных в один ряд.
Полосной кадр (Splash page) — картинка на всю страницу комикса, которая служит для усиления ключевого момента сюжета. Также такие страницы находятся в начале комикса и содержат название, логотип, список авторов.
Разворот (Spread) — цельная двухстраничная картинка в середине комикса.
Виды комиксов
Стрип (Comic strip) — небольшой комикс, занимающей не больше одной страницы. Такой вид комикса чаще всего встречается в газетах и журналах.
Комикс (Comic book / Comic / Floppy) — многостраничное издание, представляющее собой рассказ в картинках и выходящее с определенной периодичностью. В отличие от стрипов комиксы содержат большее количество элементов — панели, развороты, полосные кадры — и имеют более сложную композицию. На сленге комиксы часто называют просто «флоппи», в переводе с английского floppy — гибкий, мягкий.
Графический роман (Graphic novel) — издание в картинках, содержащее более 64 страниц. Графические романы выполняются одной командой художников от начала и до конца и представляют собой отдельную полноценную историю. Они имеют более серьезный сюжет, нежели обычные комиксы про супергероев.
Веб-комикс (Webcomics) — бесплатный или платный комикс, который публикуется в интернете.
Манга (Manga) — японские черно-белые комиксы, которые выполнены в определенном стиле («анимешном») и читаются справа налево. Манга бывает и для детей, и для взрослых и может охватывать самые разные темы.
Как сделать комикс более грамотным
В заключение приведем несколько общих советов, как сделать текст комикса более грамотным. Наши рекомендации касаются даже не столько самих правил русского языка, сколько того, как лучше проверять собственный текст, чтобы уменьшить число ошибок и опечаток.
- После того как вы написали текст, перечитайте его через какое-то время. В идеале – через пару-тройку дней или даже неделю. В крайнем случае (если нет времени на столь большую паузу) можно по окончании работы над репликами заняться чем-то другим, чтобы отвлечься, а уже потом проверить себя. Дело в том, что мы часто пропускаем ошибки в текстах, которые нам слишком хорошо знакомы. В таком случае мы уже не читаем слова, а просто бегаем глазами по строчкам, и мозг просто «вспоминает» то, что он уже и так знает. Именно поэтому проверять свои тексты всегда сложнее всего, но этот процесс можно немного облегчить, если «подзабыть» собственные предложения, отвлечься от них.
- Еще один интересный прием – в буквальном смысле взглянуть на текст по-новому: сменить его внешний вид или носитель. Если фразы будут по-другому выглядеть, то и восприниматься они будут иначе. Среди вариантов, как применить этот способ самопроверки на практике, – распечатать комикс и прочесть его, как говорится, с листа, а не с экрана компьютера. Можно скопировать текст (без изображений) в Word. Это хорошо и с той точки зрения, что в центре вашего внимания останутся только предложения, и изображения не будут вас отвлекать.
- Свежий взгляд лишним не будет. Конечно, идеальный вариант – если у вас есть знакомый редактор или, например, учитель русского языка, однако даже при отсутствии таковых, найдите того, кто сможет прочесть ваше произведение. Незамыленный взгляд наверняка заметит что-то, что вы могли пропустить.
- Конечно, знание основных правил грамматики, орфографии и пунктуации лишним никогда не будет, и если вы хотите освежить их – не отказывайте себе в этом. Впрочем, мы не призываем перечитывать учебники – можно пойти и другим путем. На многих сайтах, посвященных грамотности, встречаются разнообразные хит-парады самых распространенных ошибок – ознакомьтесь с ними, возможно, вы откроете для себя интересные моменты. Еще один хороший способ запомнить правила – добавить в них толику юмора. Например, почитайте уже ставшие интернет-фольклором «70 правил русского языка ». Те или иные тонкости, отраженные в иллюстрациях, также станут более эффективным и приятным способом подтягивания грамотности.
- Еще один момент, связанный с нюансами языка, – никогда не стесняйтесь проверять себя, если сомневаетесь в том, какую букву написать, нужна ли здесь запятая и можно ли так сочетать слова. Пожалуй, этот совет – один из самых важных: многие ошибки связаны не с неграмотностью, а с безразличием пишущего. Необязательно держать все правила в голове, но если вы чувствуете неуверенность, не поленитесь залезть в словарь или справочник (в том числе электронный). Среди популярных и авторитетных источников с самой разнообразной информацией отметим «Грамота.ру», «Грамма.ру» и т.д.
- Не доверяйте слепо программам проверки орфографии. Конечно, игнорировать предупреждения не стоит, но, прежде чем не глядя принимать правки, уточните, верны ли они. Во-первых, программа может неправильно понять ваше предложение, а во-вторых, в ней могут быть заданы изначально неправильные установки. Например, проверка орфографии MS Word считает, что частица «тем не менее» должна выделяться запятыми с двух сторон, но правилам русского языка это предположение не соответствует. Еще пример – MS Word настойчиво предлагает ставить точки после таких сокращений, как «млрд», «млн» и «трлн», однако это, опять же, противоречит действующим нормам.
Superman/Batman: Public Enemies
Если любовью всей жизни Супермена принято считать Лоис Лейн (с периодическим левым поворотом в сторону Чудо-Женщины), то лучшим другом героя является Бэтмен. Они – как инь и ян, как черное и белое, «такие разные, но все-таки вместе».
«Public Enemies» стала первой частью серии комиксов о командной работе двух героев, поэтому и попала в наш гайд. Другие выпуски также хороши и заслуживают прочтения, поэтому фанатам этой парочки мы настоятельно рекомендуем ознакомиться.
Итак, по сюжету президент США Лекс Лютор обвиняет Супермена в преступлении, которого тот не совершал, и назначает награду в 1 миллиард долларов тому, кому удастся его поймать. Кларк обращается за помощью к Бэтмену, вместе они должны очистить доброе имя Супермена и восстановить справедливость. До этого момента они являются врагами общества!