«Каркассон» – обзор на игру (PnP)

Как сыграть тайл

Тайл, он же квадрат, он же карточка земель, – центральная вещь там, где действуют правила каркассона. Тайлы изначально лежат вверх рубашкой, из них формируется игровое поле. На каждой карточке изображен отрезок дороги или перекресток, на них также могут быть части монастыря, поля или города, а дорога в этом месте заканчиваться.

Игрок берет верхний квадрат, смотрит, что на нем изображено, и, как в домино, прикладывает подходящей по рисунку свободной стороне любой из уже лежащих карточек. То есть дорога должна продолжаться дорогой, поле – полем, и так далее. Другие игроки могут высказывать свое мнение, куда вам лучше ее пристроить, но слушать их или нет – дело ваше.

Если места для тайла так и не нашлось (такое бывает), его необходимо сбросить и взять новый.

Мнение

«Каркассон» (Carcassonne) – элегантная и обаятельная настольная игра, объединяющая доступность и глубину, игра, которую обязательно должен попробовать каждый! Она может быть как конфликтной (мешай строительству своих конкурентов, отбирай их очки, пристраивайся к чужим городам), так и миролюбивой (можно помогать игрокам в их постройках и зарабатывании очков). За счет своей динамичности, красоты оформления и простоты —  нравится детям, а за счет разнообразия тактических возможностей — взрослым. Именно, поэтому она так идеально подходит в качестве семейной настолки.

Оценка: 9/10

  • Ознакомиться с правилами настольной игры «Каркассон»
  • Рейтинг игры
Сложность правилПростые
Сложность игрыПростая
КонфликтностьСредняя. Конфликтность игры полностью зависит от играющих – в нее можно играть спокойно, почти медитативно, а можно очень агрессивно с отниманием замков и земель.
ОформлениеХорошее (вырубка тайлов ровная, оформление красивое).
АтмосфераОщущается по мере разрастания средневековой пасторали на столе.
РеиграбельностьВысокая.1 Каркассон лидирует у нас по числу сыгранных партий.
ВпечатлениеПотрясающая игра с интересным взаимодействием между игроками, простыми правилами и низким даунтаймом.
Время игры, минОт 30 до 60 минут.
Компания, чел.2-5 человек в базе. С дополнениями до 6 человек. Лучше 3-5, всё-таки.
Сколько местаТребуется стол средних размеров, а с дополнениями большой.

Другие варианты игры

«Каркассон» имеет не только дополнения, но еще самостоятельные игры в линейке. Для них не нужен базовый набор.

Крепость

Крепость из линейки «Каркасон» – дуэльный вариант настолки. Игровое пространство ограничено крепостными стенами, два участника застраивают небольшое внутреннее пространство.

В «Каркассон. Южные моря» действие переносится на острова Атлантического океана. Появляются фишки-моряки, теперь можно собирать бананы и ракушки и перевозить из на кораблях.

Игра «Дети Каркассона» – это «Каркассон» для детей от 4-5 лет. Правила в нем упрощены, сама настолка представляет собой, скорее, большой пазл с дополнительными фигурками. Длительность партии «дети каркассона» – до получаса.

Настольная игра «Каркассон. Охотники и собиратели». Вместо средневековья вы попадаете в мир первобытных людей. Охотники ищут добычу в лесах, остальные собирают корешки, строят простенькие хижины. Людям приходится защищаться от тигров, отгоняя их огнем – иначе те оставят их без еды. Настольная игра «Каркассон. Охотники и собиратели» – первое самостоятельное издание на основе «Каркассона», не связанное с оригиналом.

Каркассон. Звездные войны»копирует механику базовой версии, но действие происходит в космическом антураже, с астероидными полями вместо городов, планетами вместо монастырей и тремя фракция (имперцы, повстанцы и охотники за головами).

Настольная игра «Каркассон. Альпийские луга» переносит в атмосферу альпийских деревень, и нужно не только успеть вспахать плодородное поле, но еще покормить скотину, построить хлев и опередить соседа.

Похожие игры

“Каркассон” имеет уверенных конкурентов в жанре стратегии. Они также состоят из карт-тайлов, фигурок и отлично развивают пространственное мышление. В числе самых интересных и заслуживающих внимания:

  • “Королевские врата” – стратегия, в которой у каждого игрока своя провинция, но все они хотят обладать большей территорией.
  • “Колонизаторы” – в игре участвуют 6-угольные карточки, из которых игроки составляют игровое пространство. Колонизаторам придется разработать хитроумный план, чтобы купить продукцию для строительства дорог, сел и городов.
  • “Викинги” – игровой комплект состоит из карточек с изображением суровых викингов и северных фьордов. Они направляются покорять земли на драккарах – уникальных кораблях. Не всегда они решаются вступить в бой, чаще занимаются торговлей и ремеслами.

Стратегия – удивительный жанр, который полюбился и взрослым, и детям. Некоторые игры приводят к финишу уже через полчаса, в другие можно играть часами, создавая свой собственный мир, который живет по определенным правилам. Эти игры нельзя делить на плохие и хорошие. Схожие по механике, каждая создает уникальное впечатление.

Что за средневековье?

Игра «Каркассон» переносит игроков на 800 лет назад в средневековье. Участники, соревнуясь друг с другом, по кусочкам (тайлам) собирают карту французской провинции с легендарной крепостью Каркассон, которая реально существует и сегодня.

Почему игра так называется?

Каркассон – это название старинной французской крепости, основанной еще во времена Римской империи и выдержавшей ни одну осаду. Основатель игры Клаус-Юрген Вреде, посетив замок, был настолько вдохновлен величественным строением и его историей, что придумал настольную игру с его участием.

Но это еще не все. Элисон Хэнсел ввела в игровой мир такое понятие как «мипл». Американка, знакомясь с набором «Канкассона» и увидев фишки, назвала их «миплы». С тех пор этот термин прочно вошел в игровую жизнь.

Насколько популярна эта стратегия среди любителей игр?

«Каркассон. Средневековье» широко известна в мире, она издается и продается миллионными тиражами. Была удостоена звания «Игра года» и популярна по сегодняшний день среди многих игроков.

Чем интересна игра «Каркассон»?

Настольная игра подходит для участников с разным уровнем подготовки – от легкого, похожего на домино, до сложного, стратегического, где могут пригодиться знания теории математики. Чаще всего за игрой в «Каркассон» проводят время с компанией друзей или семьей. В игре нет агрессии или явного противостояния, а есть интересная и захватывающая конкуренция.

Насколько быстро можно обучиться игре?

Правила игры просты, поэтому обучиться можно после первой же партии. Буквально со второй игры новичок будет составлять достойную конкуренцию бывалым игрокам.

Цель игры?

Задача игры – построить карту провинции из тайлов (карточек), тщательно перемешанных и сложенных в одну стопку. Участники по очереди берут карточки и размещают их на игровом поле. Карточки должны размещаться в хаотичном порядке, но таким образом, чтобы дороги совмещались с дорогами, строения со строениями, поля с полями и т.д. Чтобы не вышло так, что дорога внезапно обрывается и начинается поле. Когда объект на карте построен полностью, игрок получает победные очки.

В ходе игры участники переносят своих подданных (крестьян, рыцарей и др.) на игровое поле. Миплы могут играть разные роли в ходе одной игры. В рамках одного тура разбойник может стать крестьянином, монахом или рыцарем.

В игре не участвуют по одному миплу от каждого участника, они используются для подсчета набранных очков на шкале результатов.

В каких случаях следует выбрать «Каркассон»?

  • необходимо занять ребенка простой и интересной игрой;
  • подходит для любителей средневековья и отважных рыцарей;
  • необходимо найти увлекательное развлечение для всей семьи;
  • подходит для ценителей интересных настольные игр.

Для кого предназначена эта игра?

  • для школьников всех возрастов. По необходимым для игры навыкам ее можно сопоставить со сложным пазлом, у которого есть несколько вариантов решений. Эта настольная игра помогает развить творческие способности, улучшить зрительную память и тренировать мелкую моторику;
  • для дружеской компании, чтобы интересно провести время за незамудренной стратегией;
  • для большой семьи, где наравне могут сражаться дети и взрослые;
  • для друга в качестве подарка, ведь качественных, увлекательных стратегий не много.

Что за игра Каркассон

Автор стратегии предлагает стать средневековым феодалом и развивать свои угодья при помощи верных подданных и слуг.

У настольной игры “Каркассон” яркое оформление. Она состоит из плотных картонных квадратных карточек и пластмассовых фишек.

Соединяя квадраты, игроки прокладывают дороги, распахивают поля, строят целые города. Их нужно обслуживать и развивать, зарабатывая очки, которые фиксируются на счетном табло. Игра заканчивается, когда на стол ляжет последний квадрат, а выигрывает тот, у кого больше очков.

Каркассон – изобретение немца Клауса-Юргена Вреде. Он вдохновился великолепием архитектурного ансамбля крепости Каркассон во Франции. Именно она легла в основу базовой версии. А сегодня игра получила ряд дополнений и самостоятельные варианты с разными уровнями сложности. Уже на следующий год после выхода в тираж “Каркасон” была признана игрой года.

Как посчитать все очки в финале

Помимо очков, полученных в ходе игры, игрокам положены очки за недостроенные объекты. При подсчете маплы снимаются с карты, чтобы не вносить путаницы.

Каждый игрок, чей разбойник стоит на недостроенной дороге, получает 1 за каждый ее квадрат. Владельцы рыцарей получают по 1 за каждый квадрат города плюс 1 за каждый щит в нем. Монах в монастыре принесет столько очков, сколько квадратов окружают монастырь, включая собственно карточку строения. При нескольких фишках на одном объекте дележ очков происходит как обычно.

Игроки, чьи крестьяне стоят на полях, получают очки по следующей схеме. По 3 за каждый достроенный город, граничащий с полем. Если к городу примыкает несколько полей, то владельцы каждого поля получают эти очки. Один игрок может получать очки за разные поля возле одного города.

В конце игры подсчитываются очки

Дополнения и другие варианты игры

  • «Каркассон. Королевский подарок». Внутри игроки встретят базовую модификацию «Каркассона» и 4 дополнения: «Таверны и соборы», «Купцы и строители», «Аббат и мэр» и «Король и разведчик» для базового комплекта. Отдельно в коробке лежит дополнение «Разведчик», которое совместимо с версией «Охотники и собиратели».
  • «Дети Каркассона» – набор для самых маленьких любителей настолок, участники по-прежнему будут бороться за баллы в небольшой деревне во Франции. Правила и механика схожи в оригинальной версией.
  • «Каркассон. Охотники и собиратели» – самостоятельная игра, отправляющая участников в путешествие в эпоху первобытного мира к племенам охотников и собирателей. Игроки попробуют, как же раньше люди искали пропитание в лесах, собирали ягоды и орехи, ловили рыбу в озерах, строили хижины и многое другое. Механика построена на основе базовой версии игры.
  • «Каркассон. Предместья и Обитатели» – набор расширений без базовой версии. Для полноценного проведения партий всё же понадобится базовая модификация.
  • «Каркассон. Новые земли» – самостоятельное развлечение на основе классической версии, где предстоит выкладывать карточку местности из маленьких плашек. Здесь игроки смогут освоить новые земли: исследуют моря, опасные горы и степи.
  • «Каркассон. Крепость» – самостоятельная игра, в которой осталась основа оригинального развлечения в виде французской крепости. Здесь необходимо возводить крепость, в не страну подобно обычному «Каркассон». Плашки будут лежать целиком внутри крепостных стен. Очки теперь подсчитываются прямиков в рамке из стен. Интересной особенностью именно этой модификации является ограниченное число игроков – всего двое.

Ход игры

Разобраться, как играть, проще всего на практике. Да, дороги, деревни и монастыри, настоящее средневековье – это очень интересно, но делать-то что?

Разобраться, как играть, проще всего на практике.

Для начала цветные фигурки делятся между игроками, лишние убираются в коробку. Счетчики очков кладутся где-нибудь сбоку, по одной фигурке выставляется на старте, где число «0». Все квадраты перемешиваются и выкладываются стопкой рубашкой вверх. Верхний тайл снимается, переворачивается и кладется в центр стола – от него вы будете «плясать». Теперь необходимо определить, кому ходить первым (например, бросить кубик или сыграть в «Камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок»), и начинать.

По ходу игры участники по очереди тянут карточки земли и выкладывают их на стол. На выложенные вами тайлы можно ставить свои фишки. За завершенный участок начисляются баллы.

Брать только базу или дополнения в придачу?

У меня «Каркассон» – это базовая игра с дополнением «Каркассон. Королевский подарок». Покупать ли только базовую коробку или доплатить и взять сразу с дополнениями — каждый решает самостоятельно, но несколько мыслей, которые помогут определиться, всё же выскажу.

Плюсы базовой коробки без допа:

Он один – не надо переплачивать за, возможно, не нужные дополнения, ведь не все из них интересны, а некоторые, на мой взгляд, даже вредят базовым механикам. Например, амбары — играя с ними, мы практически полностью отказываемся от крестьян – выкладывать их становится уже не выгодно.

Плюсы в базе с дополнением:

  • При игре на 4-5-ых тайлов от базового «Каркассона» мало – хочется больше. Дополнение частично решает проблему дефицита.
  • Возможность сыграть на 6-ых. Вероятно, кому-то это покажется необходимым.
  • Некоторые дополнения очень хороши, и с ними игра становится еще более интересной.
  • Многовариантность за счет попеременного замешивания тех или иных дополнений.

Каждая игра — новая и неповторимая карта

Подробнее о допах

В Коробку «Каркассон. Королевский подарок» входят сразу несколько дополнений: «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Купцы и строители», «Король».

«Таверны и соборы» — наше любимое дополнение, оно включает в себя тайлы дорог с тавернами у озера, которые, будучи законченными, приносят по два очка за тайл (вместо одного в базовом варианте). Тайл аббатства ставится в город, который при постройке начинает приносить по три очка за тайл города. Однако, следует учесть, что незаконченная дорога с таверной и город с аббатством в конце игры очков не принесут!

Дополнение делает более ценными дороги и добавляет остроты – ведь не завершив задуманное можно остаться без победных очков.

Также в коробке есть набор миплов на шестого игрока и большой Мипл, который учитывается за двоих при выяснении прав собственности.

«Аббат и мэр»  — включает в себя миплы рабочих, фишки повозок и амбаров, а также новые тайлы. К сожалению, миплы из данного дополнения у нас не прижились — использование их очень специфично (например, мэр ставится в город и при выяснении прав собственности учитывается за столько миплов, сколько в городе щитов) и скорее убирает что-то хорошее из базовой игры, чем привносит что-то необходимое в нее. Вместо этого мы просто замешиваем тайлы из дополнения вместе с базовыми для разнообразия.

«Купцы и строители» — включает новые тайлы со значками товаров, новые разновидности миплов (свиньи, строители).  Любой игрок, достроивший город, в котором есть тайлы со значками товаров, получает фишки данных товаров. Чем больше фишек товаров заработаешь за игру – тем больше дадут победных очков. Дополнение интересное, но у нас оно не прижилось — собственно, как и миплы из дополнения — в связи с тем, что в нашем понимании они «ломают» базовую стратегию игры.

«Король» — мини дополнение, включающее несколько тайлов. Данное дополнение не меняет стратегий в игре и просто позволяет получать дополнительные очки за самый большой город и самую длинную дорогу.

Таким образом, дополнений в игре достаточно, чтобы составить идеальную игру, опираясь на свои предпочтения. Для нас самым любимым является «Таверны и соборы» — ее мы используем всегда.

Стартовый тайл отличается более темной рубашкой

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий