Правила
Каждая партия состоит из раундов. Последние, в свою очередь, состоят из трёх фаз:
- Действие. Во время этой фазы сыщики перемещаются по игровому полю и подготавливаются к основным событиям.
- Контакты. Игроки дают отпор монстрам или встречаются с контактами в своей локации.
- Мифы. В этой фазе ведущий сыщик разыгрывает одну из карт колоды мифов. Они имеют свойство поднимать безысходность, вызывать монстров и другие катаклизмы, которые должны преодолеть игроки.
Проверки
Некоторые игровые ситуации требуют от сыщика прохождения проверки. Чтобы пройти ее, игроку достаточно бросить игральный кубик. Если на нем выпало 5 или 6, проверка считается пройденной, а если же число меньше — сыщик провалился и получит определенные последствия. При наличии на руках жетона улик можно потратить их на переброс кубика. 1 улика = 1 переброс.
Улучшение
Во время прохождения игровых ситуаций персонажи могут обучиться чему-то новому или улучшить навыки. Чтобы обозначить этот факт, игроки берут специальные жетоны улучшения (+1) и размещают на карте персонажа рядом с соответствующим навыком.
Как подготовиться к игре
Прежде чем приступить к игре, нужно выполнить несколько несложных действий. Подготовка проходит в несколько этапов.
- Размещение игрового поля. Расположить его нужно таким образом, чтобы все игроки смогли до него дотянуться.
- Распределение жетонов. Рядом с полем разместить перемешанную колоду жетонов врат рубашкой вверх. Перемешать колоду жетонов улик и также разместить рядом с полем. Разобрать остальные жетоны (Древних, тайн, здоровья, рассудка и др.) на отдельные стопки и разместить рядом с полем.
- Выбор сыщиков. Игроки должны договориться или случайным образом, например, броском кубика, решить кто будет исполнять роль главного сыщика. Остальные выбирают персонажей поочередно по часовой стрелке. Затем игроки разбирают фишки сыщиков и по очереди расставляют их на игровом поле (точное место размещения фишки персонажа указано на обратной стороне листа поля).
- Распределение параметров здоровья, имущества и рассудка. Подробная информация о причитающемся герою имуществе и других параметрах также указана на обороте. Согласно ей, игроки разбирают карты активов и заклинаний, а также жетоны здоровья и рассудка.
- Создание пула чудовищ. Все жетоны монстров (кроме эпических, они имеют красные пометки) сложить в непрозрачную емкость и перемешать).
- Распределение карт. Необходимо сложить в коробку карты Древних (нарисованы на рубашках), которые не участвуют в игре (карты поисковых и особых контактов, тайны). Остальные карты распределить по колодам, согласно их рубашкам и перетасовать.
- Создание колоды мифов. Выполнить инструкцию по созданию колоды мифов на карточке Древнего.
- Выбор стартовых положений. Рядом с колодой мифов расположить памятку, соответствующую количеству человек и выполнить все указанные инструкции.
Вопросы и ответы
«Древний ужас» позволяет играть команде от 1 до 8 человек, какое количество участников оптимальное?
Лучше играть от 3, 4 игроков. Когда против игры играет большее количество участников, повышается шанс на победу.
От чего зависит длительность партий?
Длительность партий зависит от опыта игроков (первые партии могут затянуться на 5–6 часов) и от выбора Древнего.
Возрастной ценз игры 14+ из-за ее содержания?
Возрастной ценз 14+ установлен по причине сложности правил. Детям более младшего возраста будет трудно сразу вникнуть в игровой процесс.
Какое дополнение лучше приобрести в первый раз?
Все дополнения хороши, в первый раз можно начать с Масок Нъярлатхотепа, поскольку оно содержит практически все механики из предыдущих версий и интересную механику личных историй.
Лайфхаки по игре и советы от других игроков
Опытные игроки, разыгравшие не один десяток партий, отметили некоторые нюансы и особенности, которые могут повысить шансы на успешное прохождение «Древнего Ужаса». Вот некоторые из них:
- Сосредоточиться на тайнах Древнего. Пренебрежение активной тайной Древнего чаще всего ведет к проигрышу. Несмотря на то что в игре есть значительное количество отвлекающих факторов (слухов, путешествий, контактов и т. д.) лучше игнорировать ненужное и направить силы на разгадку тайн.
- Не усердствовать в закрытии врат. Достаточно пары сыщиков, которые будут этим заниматься. Древние дают достаточно форы в безысходности, чтобы закрыть всего пару врат и сосредоточиться на разгадке их тайн.
- Не зацикливаться на монстрах. Достаточно разобраться с теми, кто находится рядом, а также дает плохие эффекты. Ну и, конечно, с эпическими. На остальных только потратится лишнее время.
- Не стоит тратить время на подготовку сыщиков. Лучше делать это по ходу игры во время разгадывания тайны.
- Использовать колоду Активов. Независимо от того, какая тайна разгадывается, эти карты существенно увеличат шансы на победу.
- Не растрачивать улики. Правила игры разрешают переброс кубика за улику не просто так. Улика – ценный инструмент для разгадки тайн, поэтому игра противостоит участникам и стремится лишить их улик. Не сто́ит разбрасываться ими по пустякам.
- Игнорировать экспедиции. Несмотря на то, что экспедиции — это всегда увлекательное приключение, в них очень редко везет. Поэтому, если поставлена цель победить игру, лучше по возможности от них отказаться.
Ход игры
Фаза действия
В ней каждый сыщик может совершить два действия. После этого ход переходит к сидящему слева сыщику и т. д. В этой фазе доступны:
- Подготовка к путешествиям. Находясь в городе, сыщик может получить любой билет на выбор. Получить билет можно только на транспорт, ведущий к городу. Если в городе нет порта, сыщик не может взять билет на корабль. На руках у игрока не может быть более 2 билетов. Если их оказалось 3, следует выбрать нужные, а лишний сбросить.
- Путешествия. Сыщик размещает в соседней локации свою фишку и путешествует из места в место (обязательно находящихся рядом), используя билеты на поезд, корабль, самолет и т. д.
- Обмен. Сыщики, находящиеся в одной локации, могут обменяться друг с другом любыми активами.
- Приобретение активов. Находясь в городе, сыщик может получить из резерва активы. Но эта опция доступна только после того, как сыщик «пройдет проверку общения». Приобретение активов недоступно, если в этой же локации есть монстр.
- Особое действие. На карточке сыщика есть принадлежащие только ему индивидуальные качества. Он может использовать их только раз в раунд.
Фаза контактов
В этой фазе каждый сыщик должен вступить в один контакт. Для этого достаточно прочесть текст, написанный на карте в локации. В нем описывается процесс контакта и последствия. Контакты делятся на боевые и локационные. Если рядом с сыщиком есть монстры, он обязан дать бой любому на выбор. Если локация чиста, игрок тянет карту из колоды общих контактов и выполняет указанные в ней действия. Первым осуществляет ход ведущий, после, игрок слева от него и далее по кругу.
Фаза мифов
На этом этапе сыщик вытягивает из колоды мифов верхнюю карту и выполняет все эффекты, перечисленные на ней.
Это могут быть:
- Изменение параметров безысходности и знамений.
- Открытие врат.
- Наплыв монстров.
- Улики.
- Слухи.
- Жетоны древних.