Экспресс-обзор игры Крестный отец (The Godfather: Corleone’s Empire)

Главный герой

Стоит сразу отметить, что повествование ведется о временах затухания криминальной империи Бампи Джонсона. Уверен, что создатели сериала “Крестный отец Гарлема” запланировали в одном из следующих сезонов полноценно раскрыть события, происходившие годами ранее. Ведь Бампи очень долго и упорно добирался до своего положения одного из самых влиятельных преступников Нью-Йорка, или по крайней мере района Гарлем. Плюс его взаимоотношения с самым авторитетным гангстером тех лет Лаки Лучано значительно бы разнообразили сюжетную линию.

Интересно было бы взглянуть и на то, как Бампи, будучи посаженным в тюрьму, продолжал управлять своей империей. В 1-ом же сезоне все эти темы были нарочито оставлены в тени, представляя публике весьма уравновешенного темнокожего джентльмена, ведущего себя действительно как Крестный отец: к нему обращаются за советом – он рассудительно и порой вальяжно представляет план действия; просят решить проблему – он с барского плеча помогает деньгами или грубой силой; с криминальным авторитетом на связи политические деятели – он безусловно использует это в своих целях; и прочие прелести любого околопреступного социума.

С выбором актера на роль Бампи Джонсона создатели угадали на все 100%. Если честно, первые серии были столь пресными и неинтересными, что единственный стимул смотреть “Крестный отец Гарлема” – это мастерская игра Уитакера с обыгрываемым удивлением от реалий нового времени. Это позже уже расцвел во всей красе Винсент Д’Онофрио (“Цельнометаллическая оболочка”, “Люди в черном”, “Ирландец”, “Мир Юрского периода”), плюс его персонажу стали уделять больше времени

Но первое время мое зрительское внимание удавалось держать только при помощи главного героя и актера, игравшего его в фильме

Долгая дорога в донах

Нью-Йорк в Godfather представлен пятью районами, поделенными между пятью семьями и внешне слабо отличающимися друг от друга. Ориентирование в них предельно затруднено — запоминающихся объектов мало, мини-карта слишком мини, чтобы выступать в роли штурмана, а крупную карту с «зумом» авторы зачем-то вынесли в Esc-меню, даже не предусмотрев для нее «горячей» клавиши. Видимо, бета-тестерам, назубок выучившим закоулки, такая роскошь не потребовалась, но рядовой игрок изрыгнет уйму проклятий, когда в разгар погони ему придется раз десять уточнить местонахождение конечного пункта (возможность поставить крестик-метку не спасает).

В основном мы перемещаемся на машине, и это самая угнетающая часть игры, ибо город в Electronic Arts строили с помощью линейки (и не ссылайтесь на реальный NY!). Однообразные прямые улицы, одинаковые дома, стремящиеся к бесконечности мосты и тоннели, почти полное отсутствие двориков и подворотен — простая скука постепенно перетекает в неподдельное отвращение. А «планировщики миссий» словно специально издеваются над нами, изобретая максимально длинные перегоны. Иногда — до 5 минут в компании с безмозглым трафиком да ленивыми стражами порядка, организующими дохлые заслоны и устраивающими больше аварий, чем мы сами. Кстати, в «мирном» режиме вы не встретите ни одной полицейской машины. Единственное смягчающее обстоятельство — изобилие свободной недвижимости; в каждом купленном особняке или квартире есть точка сохранения, и можно хотя бы избавить себя от нудных повторяющихся поездок. Кроме того, задания, опять же в отличие от San Andreas, снабжены «чекпойнтами», что намного облегчает и ускоряет их прохождение.

Пешие прогулки в целом оставляют приятное впечатление. По тротуарам бродят толпы разношерстного люда, кое-где стоят торговцы, предлагающие взрывные устройства, патроны и трехуровневые апгрейды к оружию, жизнь вроде бы кипит… К сожалению, новизна быстро иссякает. Наши похождения приобретают оттенок рутинной работы, поскольку главным занятием становятся кособокие (стрейфу и прыжкам герой не обучен) забеги по вражеским зданиям. Идея такова — чтобы отнять бизнес, необходимо запугать номинального хозяина, отдубасив его или поломав мебель, и перебить охрану. Но это еще не все. В большинстве случаев задняя дверь ведет либо в зал для нелегальных боксерских боев, либо в подвал или на второй этаж, где располагаются подпольные заведения — их тоже надо оприходовать.

Если бы не упомянутая ниже безалаберность дизайнеров, гангстерские потасовки (при зашкаливающем уровне показателя «Vendetta» перерастающие в войны с взрывами магазинов и баров) смотрелись бы неплохо. В меру занимательные рукопашные схватки с 5-6 приемами и динамичные перестрелки отвлекают от серых будней, невзирая на непривычное управление с захватом цели по правой кнопке мыши (желающие могут включить функцию «Free aim»). Но когда вы в бог знает какой раз заглянете в знакомый до боли ресторан, увидите привычную расстановку неуязвимых столов/стульев и взорвете очередной сейф, вытащив оттуда несколько сотен долларов и динамит (!), стремление увеличивать благосостояние семьи испарится.

Сюжет 1 сезона

Эллсуорт Джонсон по кличке “Бампи” долгое время был одним из самых авторитетных криминальных элементов Гарлема, негритянского района Нью-Йорка. После длительного тюремного заключения он выходит на свободу и обнаруживает, что славные времена его беспредельного могущества позади. Итальянские кланы вовсю заправляют в его любимом Гарлеме, а бригада Бампи еле-еле сводит концы с концами.

Эллсуорт решительно принимается отвоевывать прежние позиции, но сталкивается с серьезной оппозицией не только со стороны итальянской мафии, но и со стороны политиков. Влиятельному бандиту постоянно приходится идти на уступки, так как за каждым его поступком следит социум. Прежние лихие времена далеко позади и стоит строго следовать правилам игры, так как небрежно подстреленный наркоман может стать причиной посадки всей организации. А здесь еще и крысы внутри группировки – напасть за напастью. Безмятежные тюремные дни сменились не выходом на свободу, а еще большим заточением. Ведь статус криминального босса – бремя, тянуть которое дано не каждому.

Решая свои преступные дела, Бампи одновременно вникает в риторику чернокожих политиков и религиозных деятелей, которые понимая влияние столь маститого преступного босса всячески обращаются к нему не только за советом, но и за прямой силовой помощью. Особо тесные отношения у Бампи складываются с Малкольмом Иксом: мужчины знакомы уже долгие годы. В прежние времена представитель “Нации ислама” еще был на преступной дорожке, и Бампи не забывает об этом напоминать.

Весь первый сезон протекает в неистовой борьбе за сферы влияния над Гарлемом между бандой Бампи и итальянскими кланами. Но чтобы значительно разнообразить сюжет в интересах расширения аудитории сценаристы в лице Криса Бранкато, Пола Экштейна и Мойза Вернона вплетают сюда и семейные передряги: старшая дочь Бампи – наркоманка; свою внучку криминальному авторитету приходится удочерять и воспитывать как родного ребенка, скрывая правду про непутевую мать; здесь же измена жены и появление старой любовницы.

Настоящий круговорот событий вокруг Бампи Джонсона, и остается непонятным – рад ли он сам своему выходу из заточения, где его окружали понятные правила, где он был влиятельным человеком и где проблем было значительно меньше, чем здесь, на свободе?

Любителям криминальных саг, особенно о временах минувших дней, сериал определенно придется по вкусу. Немного трудно воспринимать российскому зрителю мир чернокожего американского населения, но речь не про расовые предрассудки, а про культурные различия. Со временем погружаться в этот мир становится интересно, равно как в свое время было любопытно вливаться в события сериала “Клан Сопрано”. Различия жанров, конечно, очевидны, но типажи персонажей, их поведение и мотивация столь похожи, что впору поставить между проектами знак равно.

Но если вы не согласны с моим мнением и жаждете дальнейшего погружения в мир криминальных разборок США 60-х, то советую фильм “Гангстер” 2007 года с Дензелом Вашингтоном и Расселом Кроу. Там по сюжету водитель Бампи по имени Фрэнк Лукас становится у руля преступной организации после смерти своего босса. Хронологически и фактически сюжетно “Гангстер” – продолжение той же истории, начало которой мы увидели в “Крестном отце Гарлема”. Ведь Крестный отец – это должность, занимать которую могут разные люди.

Газеты на ветру

Тем, кто собрался скормить свежей игре новый компьютер с суперсовременной видеокартой, Godfather звать не стоит. Лучше порадуйте приглашением Лару «Легенду» Крофт или Oblivion. Графический движок RenderWare (да-да, тот самый, использовавшийся в последних GTA) прошлого поколения давно не носится по небу в поисках звезд. К дальности обзора претензий нет, но для прочих составляющих нужна жалобная книга. Шок начинается с кошмарных автомобилей (12 моделей — оцените масштаб!), укомплектованных непрозрачными стеклами. Так и тянет ткнуть горе-программистов кулачком «Мафии» (2002 года, к слову), где ездили настоящие допотопные рыдваны. Тут машины очень любят прорисовываться кусочками: то колеса первыми появятся, то тень, то водитель. Не отстают и пешеходы, обожающие возникать из эфира, точно фантомы. Подойдешь — поговорят, покивают — вроде живые люди. А через два шага исчезают. Художники, видимо, налегали на текстуры для основных действующих лиц: герой Марлона Брандо и другие ключевые персонажи угадываются мгновенно. Второстепенные участники удостоились лишь расплывчатых пятен вместо глаз да пяти полигонов на голову. Зато внутриигровые ролики на движке отлично озвучены и поставлены, хотя почести следует воздавать, скорее, оператору оригинального «Крестного отца».

Странно, но унылый населенный пункт украшен вполне четкими текстурами, если не разглядывать их с лупой. С должным уровнем анизотропии по детализации он превосходит San Andreas, чего не скажешь о разнообразии. Без карты не всегда определишь свое положение. Удручающее зрелище дополняет и модельный copy/paste. Размноженные магазины, отели, больницы, ночные клубы и т. д. дико портят ощущение свободного города, ведь, в отличие от серии GTA, в Godfather вход в помещения не предваряется загрузкой.

Похвалы достойны и взрывы, бабахает так, что любо-дорого смотреть. Эффекты огня красивы и реалистичны. Жаль, что вся остальная графика оказалась кастрированной из-за врожденного мультиплатформофилиса.

Постоянное сравнение с GTA продолжают забавные ошибки. К примеру, ваше авто, брошенное на улице, периодически пропадает, а трафик в отдельно взятом районе порой состоит из одних грузовиков. Ничего не напоминает? Проваливающиеся в асфальт шины и кургузые повреждения машин при столкновениях — само собой разумеющийся факт. Даже непонятно, что в Godfather забыл Havok.

Анимация персонажей и то, как они умирают, напротив, впечатляют. Поначалу мы «грешили» на ragdoll-физику; на деле же это просто хорошая работа отдела «motion capture». Попадания в различные части тела правдоподобно отбрасывают гангстеров в стороны. Учитывается все, вплоть до падений с высоты. Особая деталь — всяческие «fatality». Обыкновенные контрольные выстрелы в затылок из автомата элементарны, но некоторые виды «казней» достаточно уникальны и иногда трудноваты: выбросить бандита в окно или с крыши, толкнуть под колеса, задушить, разбить голову о стену, и т. д. Причем игра ведет скрупулезный подсчет жестоких поступков, строя финальный рейтинг в том числе и на этом основании. Стать Доном Всея Нью-Йорка вы сможете на 91,5% прохождения. Однако сюжетная кампания закончится куда быстрее — дальше придется долго и нудно скупать апартаменты, вскрывать сейфы, подминать под себя конторы конкурентов и выполнять прочие обязанности рядовой «шестерки». Кто бы мог подумать, что в Electronic Arts так вяло поработают с доставшейся ей лицензией?

Обновленная семья

Ну а что еще делать со стукачами?

The Godfather II имеет три кардинальных отличия от оригинальной игры 2006 года. Одно из них — возможность воевать плечом к плечу с помощниками. Доминик ведь должен сколотить свой клан, а для этого ему придется проводить жесткий отбор, принимая в семью только лучших из лучших. Существует шесть типов напарников: инженер, медвежатник, медик, подрывник, поджигатель и громила. Каждый хорош в своей области, а основные параметры (живучесть, скорость выполнения задачи, сила и т.п.) всегда можно улучшить, потратив определенную сумму денег. Это же, кстати, касается и Доминика.

Это баг:помощники всегда и везде следуют за вами, а иногда даже прибегают к магии — телепортируются. Сядьте в двухместный автомобиль, вдавите педаль в пол и езжайте в другой конец города. Как только выйдете из машины, подручные будут тут как тут. Может, и баг, но очень полезный. Но даже если вы обучите подопечного всему, чему только можно, он вряд ли станет лучше стрелять. Есть четыре вида оружейной лицензии: базовая (basic), развитая (advanced), мастер (master) и эксперт (expert). Каждый напарник изначально имеет определенную лицензию, и, поверьте, мастера и эксперты встречаются крайне редко. Если скрестить медвежатника и подрывника вы вольны просто так (повысив до звания капитана или подручного), то купить разрешение на новое оружие можно только после игры в многопользовательском режиме.

каждый из пяти видов огнестрельного оружия можно дважды улучшить, получив большую убойную силу и скорострельность. Для этого ищите в непритязательных на первый взгляд местах стволы, подсвеченные красным цветом. А это как раз второе кардинальное отличие от первой части. Оно было широко разрекламировано разработчиками задолго до релиза, а ролики из сетевых баталий появились куда раньше, чем записи из одиночной кампании. По всей видимости, Electronic Arts делали большую ставку на войну мафии в интернете.

Итак, перед нами четыре игровых режима, в которых могут участвовать до шестнадцати человек:

  • Team Deathmatch(Схватка между командами) . Задача — перебить всех врагов в столкновении стенка на стенку. Классика.
  • Demolition Assault(Штурм с подрывом) . Трое подрывников должны заминировать три объекта на территории врага. Загвоздка в том, что каждая новая цель появляется только после того, как будет уничтожена предыдущая. К тому же оппоненты стараются подорвать ваши здания, так что поторопитесь.
  • FireStarter (Поджигатель) . В качестве соответствующего члена команды вы разводите огонь по всей округе, поджигая баллоны с пропаном и бочки с бензином. Чем больше сумели воспламенить, тем больший у вас множитель баллов. Убив вражеского поджигателя, вы станете обладателем его множителя и, соответственно, будете получать его очки.
  • Safecracker (Медвежатник) . В роли взломщика вы должны вскрыть сейф и как можно дольше удерживать позицию, зарабатывая баллы. Естественно, на карте далеко не одно хранилище. Например, сложнее всего удержать то, которое находится в центре, но при этом ваши труды вознаграждаются гораздо щедрее, чем при охране обычного сейфа.

В принципе, ничего кардинально нового по сравнению с другими проектами многопользовательский режим The Godfather II нам не предлагает. За исключением нескольких моментов. Во-первых, играя за того или иного члена команды, вы набираете специальные баллы, которые можно потратить на улучшение оружейной лицензии подопечного.

Ограбление банка в самом разгаре.

Во-вторых, как и в одиночной кампании, есть шанс сыграть за главу семьи. У вас не получится побегать и пострелять, зато вы можете смотреть на все происходящее сверху и помогать своей команде, выдавая позиции врагов и снабжая друзей бронежилетами, амуницией и тому подобным. Поначалу весело, но потом становится довольно скучно, ведь так хочется оказаться в гуще событий.

И раз уж речь зашла о виде сверху, то называется он «Карта дона», или Don’s View

. Это и есть третье заметное изменение по сравнению с оригиналом. По нажатию табулятора на экране появляется трехмерное изображение города, в котором вы находитесь. Здесь вы можете управлять семьей, проверять финансовые отчеты, нанимать охрану для заведений, искать подкупаемых представителей властей (полицейских, политиков), следить за выполнением заданий т.п.

Если одно из ваших предприятий атаковано, то на карте оно будет полыхать, а за кадром будут слышны выстрелы. В таком случае вы можете либо сами явиться на место происшествия, либо послать нескольких человек для урегулирования конфликта. Также совершенно необязательно захватывать здания самостоятельно: отправьте на дело двух-трех подопечных, и вы сэкономите время.

Антураж

1960-е годы стали определяющими для развития общества в Соединенных штатах. Это пора не только музыкальной и сексуальной революций. Темнокожее население США подняло голову и потребовало себе полноценные права на всех уровнях жизни. Так что телеканал Epix явно угадал, когда в сентябре 2019 года запустил в эфир этот BLM-хит. Ведь уже в марте 2020 года после убийства Джорджа Флойда митинги Black Lives Matter вспыхнули с еще большей силой, а сериал на волне протестов и коронавирусных ограничений получил второе дыхание на онлайн-платформах.

Но вернемся в реалии Бампи Джонсона, где параллельно привычный ему мир видит падение христианского фундаментализма, которому на смену приходит не только атеизм, но и радикальный ислам. “Нация ислама”, одним из народных лидеров которой был одиозный Малкольм Икс, стала настолько влиятельной, что вышла за рамки религиозного движения и стала настоящим политическим оружием, которым хотели воспользоваться множество сил, в том числе и со стороны криминала. Обоюдная симпатия Малкольма и Бампи вызывала множество кривотолков, бросая тень на обоих, но по сюжету их связывало давнее знакомство, предать которое никто из них не решался.

В продолжении темы роста авторитета исламских проповедников в США кстати будет упомянуть и несравненного Кассиуса Клея, который тоже был членом “Нации ислама”. Именно в тот период миру явился человек по имени Мохаммед Али, избавившийся от ничего не значащей для него американской фамилии порабощенных белыми господами предков. Теме общения Али с представителями религиозной организации посвящена пара серий.

Не забудем и о проблеме смешанных браков, когда на влюбленную пару разной расы косо смотрели не только консервативные жители итальянских кварталов, но и сами афроамериканцы

Любовь молодого талантливого артиста из Гарлема и дочери итальянского мафиози многим спутала карты, что в большей степени обратило внимание вопросы не только расовой сегрегации в США 60-х, но и обоюдного неприятия белого и темнокожего населения. И все это сопровождалось мотивационным для темнокожих американцев гимном (песня была написала для сериала Сэмом Хеншоу), припев которого гласил:

We will rise, we will riseWith the fire in our eyes yeah, yeah, yeahWith no hate in our heartsAnd the future in our minds yeah, yeah, yeah

Между прочим, стало интересно, использовалась ли эта песня на протестах движения BLM? Это же идеальный саундтрек к событиям 2020 года.

Резюмируя все вышесказанное, “Крестный отец Гарлема” – это сериал не только про разгул этнической преступности, но и про рост национального и расового самосознания темнокожего населения Соединенных Штатов. Целая россыпь социальных, религиозных и политических конфликтов были объединены в общую сюжетную линию, показывая как тесно бывают связаны лидеры церквей разного толка с политиками и даже криминальными элементами. И как расовые интересы преобладают порой над финансовыми сделками, чиновничьими уговорами и даже над религиозными доктринами. Ни дать ни взять зов крови.

Пять семей

Пять семей – это пять основных преступных кланов мафии в романе и фильме «Крестный отец» . Семьи основаны на реальных пяти семьях Нью-Йорка , пяти основных итальянско-американских преступных семьях.

Доны из семьи Корлеоне :

  • Вито Корлеоне (1920–1955)
  • Майкл Корлеоне (1955–1980)
  • Винсент Корлеоне (1980 – неизвестно)

Татталии

Доны семьи Татталья :

  • Филип Татталья (1920-1955)
  • Риккардо «Рико» Татталья (1955–1962)
  • Освальдо «Оззи» Альтобелло (1962–1980)

Доны семьи Барзини:

  • Джузеппе Марипоса (1920-1934)
  • Эмилио Барзини (1934–1955)
  • Поли Фортунато (1955-19 ??)

Доны семьи Кунео:

  • Кармин Кунео / Оттилио Кунео (1920-1955)
  • Лео Кунео (1955–1979)

Ошибки семьи

Довольно эффектная казнь слуги закона.

Естественно, стратегический режим вносит немало нового в игровой процесс, а сюжетные миссии и управление бизнесом довольно интересны. Но как дело обстоит с побочными заданиями? Скажем прямо, никак. Доминик может подойти к любому прохожему и предложить ему свою помощь. Вам не кажется, что пахнет бредом? Глава криминальной группировки сам бегает по улицам и чуть ли не умоляет, чтобы ему позволили что-то сделать. Что дальше? Политики пойдут охранять парковки?

Мало того, дополнительные миссии нужны только на первых порах, чтобы не остаться без гроша в кармане. Потом все эти взрывы и убийства превращаются в однообразную тягомотину, за которую и браться-то не хочется. Чтобы хоть как-то подбодрить Доминика сотоварищи, ему предлагают выдать координаты приспешников вражеских кланов в обмен на какую-то услугу. Толку от этого — ноль, ведь всех их итак можно перебить во время стычек на улицах города.

Еще один прискорбный момент заключается в том, что главный герой не умеет ни плавать, ни прыгать. Твердолобый мафиозо не в состоянии вскарабкаться даже на ящик, а попав в воду, он моментально идет ко дну. Возможно, склад оружия в карманах тому причина?

Наручники над головой этой девушки означают, что в любой момент она готова упрятать за решетку неугодного нам человека. Не бесплатно.

Атмосфера и события «Крестного отца 2» хорошо выдержаны, но сюжет проекта довольно предсказуем. К тому же игра линейна донельзя. С одной стороны, это осмысленный шаг — действо ограничено рамками фильма. Но с другой — зачем тогда в диалогах нужно несколько вариантов ответа? Что меняется? Да ничего.

О графике тоже нельзя отозваться положительно, хотя и сравнять с землей не получится. Великолепно оформленные взрывы, симпатичные пейзажи и неплохая детализация персонажей просто не дают это сделать. Зато картину портят дальность прорисовки, слабая физика (но по сравнению с летающими машинами из первой части это заметный шаг вперед) и общая детализация. Хотя чего требовать от движка, который еще в 2006 году казался бедным родственником?

Единственное, что радует по части оформления, — диалоги и музыка. Актеры очень постарались, чтобы соответствовать образам, ну а классические, любимые многими мелодии из «Крестного отца» просто не могут оставить равнодушными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий