«Великое Зимбабве» – Обзор игры

Исследование

Первыми о царстве Мономотапы и его столице узнали в XVI веке португальцы, проникшие туда с востока. В 1570 году город посетила португальская экспедиция Франсишку Баррету. Изображение крепости, округлые очертания которой напоминают Большой Зимбабве, имеются уже на карте Африки из «Атласа мира» Урбано Монти 1587 года.

Гипотезы о происхождении

В 1867 году в район руин забрёл охотник Адам Рендер, который стал проводником немецкого путешественника и географа Карла Мауха в 1871 году. Проведя первые археологические раскопки, Маух отправил яркое описание этого места в европейскую прессу, заявив, что это место является копией храма Соломона и что он нашёл землю Офир из Библии. С середины XIX века в научной среде господствовало убеждение, что чернокожие обитатели континента не способны были ни спроектировать, ни построить ничего подобного. Археолог Дж. Т. Бент утверждал, что город построили финикийцы или арабы.

В 1928—1929 руины Большого Зимбабве исследовала британский археолог Гертруда Катон-Томпсон, которая работала в Африке не один год. Она утверждала, что руины имеют непосредственно африканское происхождение.

Гипотеза о семитском происхождении останков материальной культуры Большого Зимбабве и о нечёрном цвете кожи создавшей его цивилизации, довольно широко распространена до сих пор (научные публикации на эту тему появляются в XXI веке), исследователями проводятся параллели с древнееврейским градостроительством и архитектурой.

Университет Великого Зимбабве

В начале 21 века правительство Зимбабве одобрило создание университета вблизи руин. Этот университет, основанный на искусстве и культуре, опирается на богатую историю памятников. Он был создан для сохранения богатой истории этой страны, перед которой в результате глобализации стояло темное будущее. Главная достопримечательность университета находится вблизи памятников с другими кампусами в центре города и Машаве. В университетских городках находятся юридический факультет Хербета Читепо, педагогический факультет Роберта Мугабе, факультет сельского хозяйства и естественных наук Гари Магадзире, факультет искусств Симона Музенда и факультет коммерции Мунхумутапа.

См. также

руины в Зимбабве
(Бумбуси)
**Данангомбе
** Naletale
«Хами»
** Зива
Скопье
руины за пределами Зимбабве
– археологические раскопки в Мозамбике, которые считаются частью архитектурных традиций Великого Зимбабве.
руины за пределами Зимбабве
каменные руины в Мпумаланге, ЮАР
Руины БаКони в Мпумаланге, Южная Африка
в Арушской области, Танзания
Руины в Гаутенге, Южная Африка.
в Лимпопо, Южная Африка
Каменные руины Охинга в округе Мигори, Кения
* Мегалиты
запись Зимбабве на

Текст этой страницы составлен на основе перевода страницы из Wikipedia Great Zimbabwe
Материал использован на основании Creative Commons Attribution-Share-Alike License

Неожиданные Империи: Мапунгубве и Зимбабве в окружении каменных стен

Хотя в отношении народов банту нормой является отсутствие устойчивых централизованных политий, что вытекает из логики горизонтальной экспансии онтологии сил и традиции бегства от смерти, в некоторых случая народы банту государственность имели.

Политии банту складываются в четырех центрах:

1.    в Зимбабве на юго-востоке Африки (самый ранний и самый основательный полюс – XI — XX века);

2.    в Уганде (легендарное государство Китара, с мифической династией небесных существ Чвези и существенным влиянием нилотских народов, позднее Буганда – XI — XX века);

3.    в Анголе и Конго, полития со столицей Мбаза-Конго (XIV — XVIII века);

4.    в Демократической Республике Конго — Луба (XVI — XIX) века и Лунда (XVII — XIX).

Позднее уже в XIX веке возникло еще одно образование, созданное в Южной Африке вождем зулусов Чака, которое иногда называют Империей Чака или КваЗулу, и сходные с ним зулусские королевства, отколовшиеся от него или созданные для противостояния. Они, как правило, не имели столичных городов и представляли собой федерации племен, временно объединенных под началом военного вождя, называвшегося «царем зулу», инкоси.

Самым ранним случаем является царство Мапунгубве, созданное около 1075 года на северо-западе современного государства Центрально-Африканская Республика в месте слияния рек Шаше и Лимпопо. Мапунгубве было основано племенем каланга, входящим в более общую группу шона, которая первой из банту пересекла реку Лимпопо в южном направлении. Развалины Мапунгубве, что расшифровывается либо как «холм шакала» либо как «холм ястреба», свидетельствует о редком явлении для поселений банту – город был окружен каменными стенами. Останки, которые считаются принадлежащими царю и царице Мапунгубве, идентифицированы как относящиеся к койсанскому фенотипу, тогда как манера захоронений говорит о культуре банту (трупы находятся в сидячем положении, обхватив колени руками, и обращены лицом к западу). Койсаны не были склонны к созданию политий, городов и тем более каменных стен, и в этом сходны с банту. Поэтому истоки политии Мапунгубве остаются загадкой. Тем не менее очевидно, что эта полития была основана на линии интенсивных контактов банту, только что пришедших на эти территории, и местного койсанского населения, которое, вероятно, представляло собой не бушменов, занимающихся охотой и собирательством, но готтентотов, практиковавших скотоводство. Быть может, секрет государственности Мапунгубве следует искать в древнейших племенах скотоводов готтентотов.

После того как полюс этой политии, от которой не осталось вообще никаких сведений или преданий, сложился, правители Мапунгубве основали еще одну политию, продолжающую традиции Мапунгубве – царство Зимбабве. Столица Большое Зимбабве была основана около 1220 года к северу от Мапунгубве. Большое Зимбабве превосходило Мапунгубве высотой каменных стен и масштабом городских поселений. Археологические раскопки показывают, что государство Зимбабве активно участвовало в торговле золотом и слоновой костью, контролируя торговые пути из глубин Африки в направлении побережья Индийского океана, до которого доходили границы Зимбабве на востоке (территории современного государства Мозамбик).

Имя

Коническая башня в Большом замке в Великом Зимбабве.

Зимбабве – это шонское название руин, впервые записанное в 1531 году Висенте Пегадо, капитаном португальского гарнизона Софала. Пегадо отметил, что « коренные жители страны называют эти постройки Симбаоэ , что на их языке означает« двор »».

Название содержит дзимба , термин шона, означающий «дома». Есть две теории этимологии имени. Первый предполагает, что это слово происходит от Дзимба-дза-мабве , что переводится с калангского диалекта Шона как «большие каменные дома» ( дзимба = множественное число от имба , «дом»; мабве = множественное число от бве , «камень») . Второй предполагает, что Зимбабве является сокращенной формой дзимба-хве , что означает «почитаемые дома» на зезуру-диалекте шона, обычно применяемом к домам или могилам вождей.

Политические последствия

Крупный план руин Великого Зимбабве, 2006 г.

Мартин Холл пишет, что история исследований железного века к югу от Замбези показывает преобладающее влияние колониальных идеологий как в самых ранних размышлениях о природе африканского прошлого, так и в адаптациях современных археологических методологий. Пребен Каарсхольм пишет, что как колониальные, так и черные националистические группы ссылались на прошлое Великого Зимбабве, чтобы поддержать свое видение настоящего страны, через средства массовой информации популярной истории и художественной литературы. Примеры такой популярной истории включают « Мономотапа» Александра Уилмота (Родезия) и « Дзимбахве » Кена Муфуки: жизнь и политика в золотой век ; примеры из художественной литературы включают Уилбур Смит «s The Sunbird и Stanlake Samkange » s Год восстания .

Когда белые колонизаторы, такие как Сесил Родс, впервые увидели руины, они увидели в них знак огромных богатств, которые этот район уступит своим новым хозяевам. Пикирайи и Каарсхольм предполагают, что эта презентация Великого Зимбабве была частично направлена ​​на поощрение поселений и инвестиций в этом районе. Гертруда Катон-Томпсон признала, что строителями были коренные африканцы, но она охарактеризовала это место как «продукт детского ума», построенный порабощенным обществом. Официальная линия Родезии в 1960-х и 1970-х годах заключалась в том, что постройки строили не чернокожие. Археологи, оспаривавшие официальное заявление, подверглись цензуре со стороны правительства. По словам Пола Синклера, интервьюированного для None But Ourself :

Это подавление археологии привело к отъезду из страны выдающихся археологов Великого Зимбабве, включая Питера Гарлейка , старшего инспектора памятников Родезии, и Роджера Саммерса из Национального музея.

Птица Зимбабве, изображенная на флаге Зимбабве

Птица Зимбабве, изображенная на гербе Родезии

Для чернокожих националистических групп Великий Зимбабве стал важным символом достижений африканцев: возвращение своей истории было главной целью для тех, кто стремился к власти большинства. В 1980 году новая международно признанная страна была переименована в это место, и ее знаменитые изображения птиц из мыльного камня были сохранены с родезийского флага и герба в качестве национального символа и изображены на новом флаге Зимбабве . После создания современного государства Зимбабве в 1980 году Великий Зимбабве использовался для отражения и узаконивания меняющейся политики правящего режима. Сначала утверждалось, что он представляет собой форму доколониального «африканского социализма», а позже акцент сместился на подчеркивание естественной эволюции накопления богатства и власти внутри правящей элиты. Примером первого является буклет Кена Муфуки, хотя эта работа подверглась резкой критике. Башня Великого Зимбабве также изображена на гербе Зимбабве.

Некоторые из резных фигурок были привезены из Великого Зимбабве примерно в 1890 году и проданы Сесилу Родсу , который был заинтригован и сделал копии, которые он дал друзьям. Большая часть резных фигурок теперь возвращена в Зимбабве, но одна остается в старом доме Родоса, Груте Шуур , в Кейптауне .

Устройство

В древности это был центр государства Мономотапа, также известной как держава Великого (Большого) Зимбабве, Муене Мутапа или Мунхумутапа. Эта империя управляла территорией, в настоящее время расположенной в границах современного государства Зимбабве (которое берёт своё название от этого города) и Мозамбик. Они торговали с остальным миром через порты, такие как Софала на юге дельты реки Замбези.

Город был поделен на два района. Основная масса жителей (их было не менее десяти тысяч человек) ютились в соломенных хижинах, знатные люди селились в специально огороженных районах города.
Большая часть архитектурных сооружений — каменных башен, монолитов и алтарей — была предназначена для молитв. Слово «зимбабве» помимо основного значения — «каменные дома», имеет и дополнительное — «дома поклонения».

В основном здесь молились богам, «ответственным» за дождь, а значит, за богатый урожай. Главным богом местного племени был творец — Мвари. Племя мбире поклонялось также мбондоро — духам правящих династий. В Большом Зимбабве шоны жили вплоть до начала XIX века.

Источники

  • Гарлейк, Питер (1973). Великий Зимбабве: новые аспекты археологии . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN   978-0-8128-1599-3 .
  • Гарлейк, Питер (1982). Великий Зимбабве . Хараре: издательский дом Зимбабве. ISBN   978-0-949932-18-1 .
  • Гарлейк, Питер (2002). . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-284261-7 .
  • Матенга, Эдвард (2008). Мыльный камень Птицы Великого Зимбабве: символы нации . Хараре: Африканская издательская группа. ISBN   978-1-77901-135-0 .
  • Пикирайи, Невинный (2001). Культура Зимбабве: истоки и упадок южных штатов Замбезии . Роуман Альтамира. ISBN   978-0-7591-0091-6 .
  • Саммерс, Роджер (1970). «Родезийский железный век». В JD Fage; Роланд Оливер (ред.). . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-09566-2 .
  • Учко, Питер Дж. (1995). Теория археологии: мировая перспектива . Рутледж. ISBN   978-0-203-97328-8 .
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий