Введение
Человеку, недавно познакомившемуся с миром настольных игр, чаще всего советуют к приобретению одну из этих трех: Билет на поезд, Каркассон и Колонизаторы (Catan).
Безусловно, советуют и другие, например, кооперативные игры: Пандемия, Запретная пустыня/остров и т.д. Но, знаю по своему опыту — кооперативы очень зависят от компании и нравятся не всем.
Советуют пати-геймы (игры для вечеринок): Кодовые имена, Диксит, Сопротивление и т.д. но они, на мой взгляд, не дают атмосферы и полноценного ощущения самой игры — они больше про общение.
Советуют даже Манчкина, и, судя по продажам, этим советом, к моему сожалению, частенько пользуются.
Тем не менее, самыми универсальными, будут эти три. Если Вы стоите перед выбором, что из них выбрать, как в свое время стоял и я — эта статья направит вас. Прошу учесть, здесь вы не найдете правил и описания компонентов, лишь мысли о реиграбельности, интересности, актуальности и альтернативных вариантах. Следует отметить, что речь пойдет о базовых версиях игр, дополнения привносят новые механики, правила и компоненты, но они требуют дополнительных денежных средств (порой значительных). Поскольку, базовые версии у этих игр самодостаточны и интересны, речь пойдет только о них.
Реиграбельность
Если, покупая настолку, вы намерены играть только в нее и играть постоянно, то очень важен параметр реиграбельности.
- «Колонизаторы». Стартовые позиции, благодаря случайной раскладке поля, все время меняются. Какие удастся занять ресурсы и где будет Ваше стартовое поселение — это все является случайным. Благодаря этим факторам, реиграбельность очень хорошая.
- «Каркассон». Тайлы вытягиваются случайные, как их поставить решать только вам. Реиграбельность огромная. За два года у нас сыграно больше ста партий и мы с удовольствием играем в него и сейчас.
- «Билет на поезд. Европа» обладает самым низким коэффициентом реиграбельности. От игры к игре меняются только карты маршрутов. Это не значит, что он надоест через 5 игр, но и заигрываться в него слишком часто я бы не рекомендовал.
Тайлы с цифрой «11» приносят урожай
Правила игры Каркассон
Процесс заключается в строительстве дорог, на которых участники строят крепости, монастыри, города. Кто-то станет богатым феодалом, а кто-то столкнется с трудностями, которые предстоит преодолеть. Каждый игрок сам решает, куда выкладывать тайлы (фрагменты игрового поля), чтобы создать успешное пространство. Играть можно вдвоем, но допускается и увеличение количества участников до 5 человек.
Подготовка к игре
На стол положите стартовый квадрат. Остальные тайлы перемешайте и сложите в стопку рубашками вверх. Игроки выбирают миплов, забирая по 8 фигурок, одна остается на счетном табло. Ее нужно поставить на стартовую нулевую позицию. Определяется тот, кто будет ходить первым, и игра начинается.
Ход игры
Как и большинство стратегий, “Каркассон” лишен динамики, игроки могут думать не торопясь:
- участник берет верхнюю карточку из стопки, переворачивает и кладет на поле;
- во время своего хода можно поместить на поле мипла;
- при завершении строительства дороги, города или монастыря считаются баллы;
- миплы с этого участка отправляются в запас.
Как сыграть тайл
Взяв квадрат из колоды, не торопясь посмотрите на рисунок и подумайте, куда можно поставить тайл. Если на нем изображен фрагмент дороги, то нужно сделать ее продолжением другого участка. Так же с монастырями и полями. Случается, что квадрат никуда не подходит. Тогда его скидывают и берут новый из стопки тайлов.
Как выставить фишку
Фигурки выставляются по определенным правилам. Участник может выставить ее только во время своего хода и только в количестве 1 штуки. Миплы берут из собственного резерва, а не с игрового поля
Важно определить, на какую часть квадрата поставить фигурку. От этого зависит, кем она станет:
- на дороге – разбойник;
- в монастыре – монах;
- в городе – рыцарь;
- в поле – крестьянин.
Правила не разрешают ставить несколько фигурок за один ход. Нельзя поставить фишку на дороге или другом объекте, если его строит другой строитель. Если в резерве игрока не осталось свободных миплов, ему придется ждать момента, когда какой-нибудь выйдет с поля.
Как завершить строительство
Подсчитываются очки после завершения строительства объекта. Стоимость высчитывается в количестве квадратов, которые захватывает крепость или дорога. Монастырь же всегда стоит на одном тайле.
Объект | Условие завершения строительства | Расположение мипла | Количество очков |
Дорога | Если упирается в крепость, перекресток, монастырь | На дороге | Один тайл с дорогой – 1 очко |
Город | Замыкание стен в кольцо | Внутри города | 2 очка за каждый тайл, еще 2 очка, если на карточке изображен щит |
Монастырь | Окружение со всех сторон другими карточками | Внутри монастыря | Всегда 9 очков |
Для чего нужны поля и крестьяне
Увеличить количество очков по итогу завершения строительства можно при помощи крестьян, которые трудятся на полях.
Поле – это пространство вокруг городов и монастыря, а также по краю игрового поля. Владельцу города, у которого на поле служит больше всего работников, добавляется 3 очка.
Конец игры
Каркассон считается сыгранным, когда на поле выложена последняя карточка. К этому моменту уже выявляется лидер-победитель, но все может изменить подсчет долгосрочных строений.
Подсчет очков
К уже посчитанным очкам производится начисление баллов за недостроенные объекты:
- дорога – 1 балл за каждую карточку с изображением отрезка;
- монастырь – добавьте по 1 баллу за каждый тайл, который граничит с монастырем;
- город – по 1 баллу с изображением стен и за каждую карточку со щитом.
А миплы продвигаются вперед по счетной панели.
Определение победителя
По счетным панелям считаются баллы. Глубина счетной сетки всего 50 позиций. Если вы набрали больше, считайте по кругу, возвращаясь снова на нулевую позицию и продолжая двигать шкалу. У кого результат выше, тот победитель “Каркассона”.
Подробнее о допах
В Коробку «Каркассон. Королевский подарок» входят сразу несколько дополнений: «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Купцы и строители», «Король».
«Таверны и соборы» — наше любимое дополнение, оно включает в себя тайлы дорог с тавернами у озера, которые, будучи законченными, приносят по два очка за тайл (вместо одного в базовом варианте). Тайл аббатства ставится в город, который при постройке начинает приносить по три очка за тайл города. Однако, следует учесть, что незаконченная дорога с таверной и город с аббатством в конце игры очков не принесут!
Дополнение делает более ценными дороги и добавляет остроты – ведь не завершив задуманное можно остаться без победных очков.
Также в коробке есть набор миплов на шестого игрока и большой Мипл, который учитывается за двоих при выяснении прав собственности.
«Аббат и мэр» — включает в себя миплы рабочих, фишки повозок и амбаров, а также новые тайлы. К сожалению, миплы из данного дополнения у нас не прижились — использование их очень специфично (например, мэр ставится в город и при выяснении прав собственности учитывается за столько миплов, сколько в городе щитов) и скорее убирает что-то хорошее из базовой игры, чем привносит что-то необходимое в нее. Вместо этого мы просто замешиваем тайлы из дополнения вместе с базовыми для разнообразия.
«Купцы и строители» — включает новые тайлы со значками товаров, новые разновидности миплов (свиньи, строители). Любой игрок, достроивший город, в котором есть тайлы со значками товаров, получает фишки данных товаров. Чем больше фишек товаров заработаешь за игру – тем больше дадут победных очков. Дополнение интересное, но у нас оно не прижилось — собственно, как и миплы из дополнения — в связи с тем, что в нашем понимании они «ломают» базовую стратегию игры.
«Король» — мини дополнение, включающее несколько тайлов. Данное дополнение не меняет стратегий в игре и просто позволяет получать дополнительные очки за самый большой город и самую длинную дорогу.
Таким образом, дополнений в игре достаточно, чтобы составить идеальную игру, опираясь на свои предпочтения. Для нас самым любимым является «Таверны и соборы» — ее мы используем всегда.
Стартовый тайл отличается более темной рубашкой
Мнение
«Каркассон» (Carcassonne) – элегантная и обаятельная настольная игра, объединяющая доступность и глубину, игра, которую обязательно должен попробовать каждый! Она может быть как конфликтной (мешай строительству своих конкурентов, отбирай их очки, пристраивайся к чужим городам), так и миролюбивой (можно помогать игрокам в их постройках и зарабатывании очков). За счет своей динамичности, красоты оформления и простоты — нравится детям, а за счет разнообразия тактических возможностей — взрослым. Именно, поэтому она так идеально подходит в качестве семейной настолки.
Оценка: 9/10
- Ознакомиться с правилами настольной игры «Каркассон»
- Рейтинг игры
Сложность правил | Простые | |
Сложность игры | Простая | |
Конфликтность | Средняя. Конфликтность игры полностью зависит от играющих – в нее можно играть спокойно, почти медитативно, а можно очень агрессивно с отниманием замков и земель. | |
Оформление | Хорошее (вырубка тайлов ровная, оформление красивое). | |
Атмосфера | Ощущается по мере разрастания средневековой пасторали на столе. | |
Реиграбельность | Высокая.1 Каркассон лидирует у нас по числу сыгранных партий. | |
Впечатление | Потрясающая игра с интересным взаимодействием между игроками, простыми правилами и низким даунтаймом. | |
Время игры, мин | От 30 до 60 минут. | |
Компания, чел. | 2-5 человек в базе. С дополнениями до 6 человек. Лучше 3-5, всё-таки. | |
Сколько места | Требуется стол средних размеров, а с дополнениями большой. |
Локализация
Локализация выполнена на высоком уровне.
Плюсы
- Вырубка ровная. Все дороги на тайлах соотносятся друг с другом, смещения не замечено.
- Для игры такого уровня и качества цена доступная.
- Художественное оформление яркое и красивое.
- Картон плотный.
Но кроме достоинств, присутствуют, к сожалению, и недостатки.
Минусы
- Воздух в коробке. Сложив все игровые компоненты (тайлы, миплы, карту, правила), обнаружим, что занята только её половина.
- Наличие тайлов от дополнения, которое не подходит к базовой игре. Вероятно, это маркетинговый ход, вынуждающий приобрести еще одну базу от другой ветки «Каркассона» — «Охотники и собиратели».
Процесс и цель в настольной игре Каркассон
- Игра предлагает самостоятельно построить как игровое поле, так и свои владения с размещением на них своих подданных.
- Игра заканчивается после выкладки всех квадратов.
- Целью является набрать наибольшую сумму очков.
Особенности
- Квадратные сектора с расположенными на них объектами: дорогами, замками и монастырями, полями.
- Стратегическое ограничение в фигурках – необходимость тактического мышления.
- Подсчёт очков комбинированный, по усмотрению игроков.
- Имеет множество оригинальных дополнений: наборы «Каркассон. Предместья и Обитатели» (5 нововведений), «Каркассон. Дворяне и Башни» (6 нововведений), «Каркассон. Наука и Магия» (7 нововведений).
Игры в цифрах
Чтобы наглядно показать, что эти три игры не зря считаются лучшими, приведу ряд цифр с сайта https://boardgamegeek com.
Во-первых, почему гейтвеи? Дело в том, что уровень сложности игр не высокий (от 1,9 до 2,3 из 5, что ниже среднего), это позволяет новичкам комфортно начать играть.
Во-вторых почему лучшие? Это можно судить по нескольким параметрам.
Сразу сделаю оговорку, что все цифры относительные, они показывают число партий и голосов только зарегистрированных пользователей на сайте. Реальные цифры были бы значительно выше, но общая тенденция и распределение, на мой взгляд, сохранятся.
Если отсортировать все игры по числу поставивших оценку, «Колонизаторы» будут на первом месте, «Каркассон» на втором, «Билет на поезд» на 6, «Билет на поезд Европа» на 13. Вы только представьте среди десятков тысяч зарегистрированных игр такие высокие места!
Название | Год издания | Рейтинг на сайте | Geek Rating | Avg Rating |
---|---|---|---|---|
Билет на поезд. Европа | 2005 | 97 | 7.450 | 7.56 |
Билет на поезд | 2004 | 135 | 7.351 | 7.45 |
Каркассон | 2000 | 146 | 7.326 | 7.43 |
Колонизаторы (Catan) | 1995 | 317 | 7.046 | 7.2 |
Манчкин | 2001 | 3647 | 5.756 | 5.92 |
Как можно видеть, у «Билета на поезд. Европа» самый высокий рейтинг из всех. Дополнительно я взял в таблицу данные и по обычному «Билету на поезд», так как с Европой они делят число владельцев (две почти одинаковые коробки редко у кого в коллекции). Также взял данные по «Манчкину», для сравнения.
Название | Год издания | Число владельцев | Любимая | % добавивших в любимые |
---|---|---|---|---|
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа | 138123 | 4462 | 3.23% | |
Колонизаторы (Catan) | 1995 | 120288 | 4666 | 3.88% |
Каркассон | 2000 | 117444 | 4913 | 4.18% |
Билет на поезд | 2004 | 76811 | 2794 | 3.64% |
Билет на поезд. Европа | 2005 | 61312 | 1668 | 2.72% |
Манчкин | 2001 | 60260 | 1865 | 3.09% |
Здесь как раз можно увидеть, что владельцы разделили между собой Билеты, поэтому добавил графу, где суммировал их показатели. Судя по проценту добавивших игру в любимые, «Каркассон» лидирует.
Название | Число владельцев | Покупают | % хотят купить | Продают | % хотят продать |
---|---|---|---|---|---|
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа | 138123 | 2256 | 1.63% | 1206 | 0.87% |
Колонизаторы (Catan) | 120288 | 1084 | 0.90% | 1601 | 1.33% |
Каркассон | 117444 | 1244 | 1.06% | 1401 | 1.19% |
Билет на поезд | 76811 | 1185 | 1.54% | 728 | 0.95% |
Билет на поезд. Европа | 61312 | 1071 | 1.75% | 478 | 0.78% |
Манчкин | 60260 | 286 | 0.47% | 2164 | 3.59% |
Если судить по проценту, желающих приобрести: «Билеты на поезд»- на первом месте, «Каркассон» — на втором. Если судить по проценту желающих продать, то самый низкий (читай самый лучший) опять у Билетов, потом «Каркассон».
Показатели «Манчкина», в несколько раз превышают показатели троицы: продать его хотят много, а купить мало.
Название | Год издания | Число лет | Число сыгранных партий за все время | Число партий в год |
---|---|---|---|---|
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа | 14 | 343658 | 24547 | |
Каркассон | 2000 | 19 | 340659 | 17929 |
Билет на поезд | 2004 | 15 | 212757 | 14184 |
Билет на поезд. Европа | 2005 | 14 | 130901 | 9350 |
Колонизаторы (Catan) | 1995 | 24 | 222404 | 9267 |
Манчкин | 2001 | 18 | 46103 | 2561 |
По числу сыгранных партий за все время, «Билеты» вместе чуть опережают «Каркассон». Получилось немного не честно — количественные показатели двух игр против одной.
По числу партий в год расклад примерно такой же — впереди тандем «Билетов», потом «Каркассон». Тут нужно учесть, что время партии в «Каркассон» чуть меньше, чем у Билетов и «Колонизаторов», что позволяет сыграть несколько партий за присест.
«Манчкин», сильно отстает от всех остальных.
Лежащие на поле крестьяне приносят очки только в конце игры
Конфликтность
Конфликтность и взаимодействие между игроками — значимый элемент в настольных играх. Кто-то любит тесное взаимодействие, переходящее в прямое противостояние. Кто-то — легкий флер конфликтности. А кто-то — копаться в своем планшете, не обращая внимания на других игроков. Этот параметр обязательно необходимо учитывать при выборе игры, чтобы потом внезапно не обнаружить кислые мины родных и близких.
Ниже представлен уровень конфликтности, выраженный в условных единицах, который позволит сориентироваться и получить представление о воинственности упомянутых игр.
Конфликтность в Колонизаторах — это главным образом размещение фигурки Разбойника. Выкинув на кубиках семерку, вы можете разместить разбойника на одном из тайлов соперника, и он перестанет приносить доход владельцам. Зачастую это довольно существенно ударяет по притоку ресурсов. Можете не сомневаться, выкинув цифру 7, ваши противники непременно отомстят и переставят ее на ваш тайл. Для защиты от разбойников можно использовать карту «Рыцаря», но на всех разбойников, «рыцарей» не напастись. При игре с детьми можно договориться, выкидывая 7-ки, переставлять Разбойника на незанятые земли. Это снизит градус конфликта, но игра потеряет часть своего злого обаяния. Также конфликтность есть в размещении поселений и дорог, но она незначительная и более тонкая. Таким образом, колонизаторы являются умеренно конфликтной игрой и получают от меня по шкале конфликтности 5 условных единиц из 10.
Билет на поезд может показаться совсем бесконфликтной. Такие милые поезда, на красочной карте, разве они могут быть агрессивными? Могут. Игра не только про сбор сетов поездов, но и контроль территории. Правильно занять нужные маршруты, вынуждая противника тратить Станции и терять победные очки — это очень глубокий уровень взаимодействия. Сбор сетов, кстати, позволяет уводить нужные сопернику карты с рынка
И тут решать только Вам — не давать нужные карты сопернику и засорять свою руку или сосредоточить внимание на собственном развитии. При всем этом, «Билет на поезд» не ощущается агрессивным
Взаимодействие тонкое, на уровне «мелких шпилек», не позволяющее игрокам обижаться друг на друга. «Билет на поезд» получает 3 условных единицы из 10.
Каркассон самый зубастый из этих игр. Не стоит заблуждаться и представлять ее милой строительной стратегией — это лишь одна из ее сторон. Да, играть можно спокойно раскладывая тайлы, возводя красивые средневековые картины. Тем не менее, в «Каркассоне» можно устроить настоящую войну между игроками, повысив уровень конфликтности до максимально возможного. Главный инструмент для этого — пристраивание. С помощью него производится отъем чужих городов, дорог и полей. Соперник может и обязательно будет защищаться от ваших захватнических действий. Однако, ему придется расходовать ресурсы (миплы, тайлы), которые он мог бы использовать для получения других победных очков. Таким образом, «Каркассон» получает 7 условных единиц конфликтности из 10.
Брать только базу или дополнения в придачу?
У меня «Каркассон» – это базовая игра с дополнением «Каркассон. Королевский подарок». Покупать ли только базовую коробку или доплатить и взять сразу с дополнениями — каждый решает самостоятельно, но несколько мыслей, которые помогут определиться, всё же выскажу.
Плюсы базовой коробки без допа:
Он один – не надо переплачивать за, возможно, не нужные дополнения, ведь не все из них интересны, а некоторые, на мой взгляд, даже вредят базовым механикам. Например, амбары — играя с ними, мы практически полностью отказываемся от крестьян – выкладывать их становится уже не выгодно.
Плюсы в базе с дополнением:
- При игре на 4-5-ых тайлов от базового «Каркассона» мало – хочется больше. Дополнение частично решает проблему дефицита.
- Возможность сыграть на 6-ых. Вероятно, кому-то это покажется необходимым.
- Некоторые дополнения очень хороши, и с ними игра становится еще более интересной.
- Многовариантность за счет попеременного замешивания тех или иных дополнений.
Каждая игра — новая и неповторимая карта
Настольная игра Каркассон: правила игры
Подготовка к игре
Для начала игры необходимо положить стартовый квадрат на середину стола (в фирменной синей коробке он выделяется расцветкой рубашки). Остальные карточки тасуются и складываются рубашкой вверх. Порядок хода определяется по договору.
Ход игры
- Вначале ходящий вытягивает из колоды один квадрат, переворачивает и показывает его всем игрокам. Затем выкладывает его на стол к уже имеющимся, соблюдая при этом условие, что бы он соприкасался хотя бы с одной стороной из выложенных карт и эти стороны соответствовали бы друг другу. При невозможности выложить квадрат, он сбрасывается и берётся другой.
- Далее выставляются фишки. Изначально у каждого имеется 8 миплов. За один ход можно поставить лишь одну фишку на любую пустующую карточку. Выставлять можно на дорогу, поле, город, монастырь, при этом нельзя, чтобы на одном объекте располагалось более одного мипла. Соприкасающиеся объекты одно типа объединяются в один. Также, если соединяются объекты, на которых ранее стояли фишки, в целое, то эти фишки сохраняют своё место.
- По окончанию строительства объекта происходит подсчёт набранных очков и возврат фишек данного объекта игроку.
- Строительство объекта завершается, если:
- Дорога – оба конца заканчиваются на городе, монастыре или перекрёстке;
- Город – со каждой из сторон окружён стенами;
- Монастырь – при условии, что вокруг него находится все 8 квадратов
- Фишки и приносящие ими очки
- Город – рыцарь (2 очка за квадрат + 2 очка за каждый щит на территории города)
- Дорога – разбойник (число очков равно количеству карточек, из которых состоит дорога)
- Монастырь – (9 очков)
- Если на городе или дороге находятся фишки двух игроков, очки присуждаются тому, у кого большее количество миплов. При равенстве каждый игрок получает победные очки, дающиеся данным объектом.
- Крестьяне размещаются на полях, которые ограничиваются дорогами, городами и своими текущими границами. Они не приносят баллы в ходе игры, и соответственно не снимаются с поля по окончании строительства.
- Крестьяне обеспечивают города провизией.
Конец игры
- После того как выложены все квадраты, происходит подсчёт очков:
- Очки за ходы + очки за недостроенные объекты + очки за поля =
- Недостроенные объекты:
- По очку за каждый участок дороги, на котором у игрока имеется разбойник
- По очку за каждый участок и 1 очку за каждый щит города, на котором у игрока имеется рыцарь
- По очку за каждый участок, окружающий монастырь, включая его самого.
- При нахождении на дороге или в городе фишек двух и более игроков, очки присуждаются тому, кто имеет численное превосходство. В противном случае очки объекта присуждаются всем.
Поля:
На каждом отдельном поле определяется хозяин по численному преимуществу крестьян (при равном количестве, каждый игрок объявляется хозяином поля).
- По 3 очка за каждый отдельный достроенный город, находящийся на границе с данным полем
- очки приносятся каждому полю, граничащему с данным городом.
Немного о тактике
Отыграв уже довольно большое количество партий, как в базовую версию, так и версию с дополнениями, хотел бы поделиться несколькими советами для достижения победы.
- Не бойтесь использовать миплов — чем больше миплов работают, тем больше очков вы потенциально можете получить.
- Дорога приносит меньше очков и при выборе обладает наименьшим приоритетом. Однако, в дополнении «Таверны и соборы» — законченная дорога с таверной у озера начинает приносить по два очка за тайл – здесь ценность её значительно возрастает.
- Города – зачастую основной источник дохода. Иногда очень выгодно попытаться пристроить свой тайл к городу (дороге, полю) соперника и получить очки за его строительство вместе с ним. Конечно, такой стиль игры повышает градус конфликтности, но и интерес прибавляет соразмерно.
- Цените крестьян — выложенный в нужное место и время крестьянин может принести очков больше, чем несколько монахов, разбойников и рыцарей вместе взятых. Конечно, противники тоже будут использовать крестьян и тут главное не увлечься, ведь крестьяне кладутся на поле до конца игры, и, в погоне за влиянием, можно сложить всех миплов, оставшись без перспектив на города, монастыри и дороги.
- Используйте дороги, чтобы отгородить поля с крестьянами соперника от замков. Иногда выгоднее не дать получить очки противнику, чем получить их самому.
Правила
Немного о правилах – их, и правда, очень немного!
- Выкладываем стартовый тайл. Перемешиваем все остальные.
- По очереди берем по одному и выкладываем, присоединяя к уже имеющимся и соблюдая определенные правила: дорога должна соединяться с дорогой, замок с замком, трава с травой.
- Выкладываем мипла.
- Получаем очки.
Это всё, что нужно знать, чтобы сразу же приступить к игре!
Выкладываем тайл, тем самым строим карту, затем ставим мипла «делая» из него разбойника, крестьянина, горожанина и т.п.
Остальные правила можно рассказать в процессе, они касаются методов получения очков и их подсчета.
После выставления тайла на него (и только на него) игрок может выставить своего мипла. Мипл, помещенный в город, становится рыцарем и принесет по два очка за каждый тайл города после его постройки. Мипл на дороге – это разбойник, и он принесет по 1 очку за тайл дороги. Мипл в монастыре – монах, принесет по 1 очку за каждый тайл вокруг монастыря. Мипл на поле – крестьянин, как и любой «средневековый крестьянин» – лежит на поле и ждет окончания игры, чтобы получить победные очки
Если на постройке — будь то поле, дорога или замок — стоят миплы разных игроков, берется во внимание их количество — у кого больше, тот получает все очки, в случае одинакового количества – очки получают все «хозяева»
Дополнения привносят новые тайлы и миплов с измененными механиками, призванными разнообразить игру.
Альтернативные варианты
Вовсе не обязательно в качестве первой семейной игры брать что-то из этой тройки. Оглядываясь на существующие предложения, можно выбрать несколько других вариантов отличных игр-гейтвеев. Опишу плюсы и минусы по сравнению с героями статьями.
Лоскутное королевство — легкая игра, с механиками тайлоукладывания и аукциона. Главный плюс — цена. Она стоит чуть меньше «Каркассона» и в три раза дешевле «Билета на поезд» и «Колонизаторов». Главный минус для меня — ее быстрота. Партия занимает минут 5 и ты попросту не успеваешь насладиться игровым процессом, ощутить игру. Впрочем, игра очень хорошая и определенно стоит внимания.
Средневековая академия — игра с драфтом карт и механикой продвижения фишек. По-моему, минусов нет, только плюсы. Дешевая, интересная, реиграбельная. Коробка небольшая, но по игровому процессу ощущается как большая полноценная игра. Я искренне не понимаю, почему она не такая популярная, как большая тройка.
Каменный век — уютная семейная игра с механикой размещения рабочих. Цена сопоставимая с «Билетом» и «Колонизаторами». Уровень сложности, возможно, чуть выше. В связи с тем, что практически не меняются стартовые условия, лишь порядок выхода карт, ее минусом я вижу реиграбельность. Если раскладывать каждый день — может быстро надоесть. Азул — легкая абстрактная игра с красивыми компонентами. Плюс — очень красивые компоненты. Минусы для меня — абстрактность и реиграбельность. Тема в нем почти не ощущается — просто набор плиточек. Больше сменных полей увеличили бы реиграбльность.
Пэчворк — легкая дуэльная игра с механикой тетриса. Плюсы — цена, простота. Минус — дуэльность
К сожалению, игра рассчитана строго на двоих, если для вас это не проблема — рекомендую обратить внимание
Европа, с любовью укутанная железными дорогами