Извлекайте звуки губами
При базинге на мундштуке губы используются как при губном базинге. Взяв какой-либо звук губами, легко подведите к рабочему месту на губах мундштук, почувствуйте продолжающуюся вибрацию губ в чашке мундштука. Извлечение звука будет более простым, чем при губном базинге. Не стремитесь использовать прижим, иначе вы больше повредите губам, чем поможете. Занимаясь губным базингом, вы заметили, как трудно извлекать высокие звуки. Губы без помощи полей мундштука часто не могут «базинговать» очень высоко. На мундштуке же извлекать высокие звуки легко. Это происходит потому, что поля останавливают вибрацию губ, отчего звук становится более высоким (подобно укороченной пальцем струне). Извлекая звук на мундштуке, необходимо преследовать те же самые цели, что и при губном базинге. Способность извлекать звуки губами без давления мундштука будет помогать губам исполнителя и в настоящей игре.
Как говорят великие
Так, В. Вурм писал: «Чтобы произвести звук, ученик должен закрыть рот после дыхания, приложить к губам мундштук… затем произвести губами такое движение, какое обыкновенно делается при выбрасывании изо рта нитки или куска бумаги. Упражняться в этом следует на одном мундштуке, а потом, когда ученик усвоил себе это и получил амбушюр, ему дают трубу», и далее добавлял, что «приспособляемость губ к тому или иному положению и дыхание при упражнениях должны быть основательно и систематически усвоены».
О том же писал М. И. Табаков: «Прежде чем дать в руки трубу, объяснить и показать ученику основной прием звукоизвлечения, местоположение мундштука, правила дыхания, атаку звука
После этого уже перейти к упражнениям в приемах звукоизвлечения без инструмента, лишь с одним установленным на губах мундштуком», и далее: «Инструмент в руках ученика, не умеющего еще с ним обращаться, отвлекает внимание последнего от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения». [«Первоначальная прогрессивная школа для трубы» ч
1. (Табаков М.)]
Разновидности базинга
Различают два вида базинга: «lipsbuzzing» (базинг одними губами) и «monthpiecebuzzing» (базинг на мундштуке). Впервые прием базинга был рекомендован в работах известного русского корнетиста и трубача, профессора Петербургской консерватории В. Вурма «Метод для обучения в войсках на сигнальном рожке» (1876), «Метод для обучения в войсках на кавалерийской трубе» (1879), «Школа для корнета с пистонами» (1893), почему и получил за рубежом название «русского метода». Особо широкое распространение он получил в США, Англии и других странах. В иностранных армиях им пользуются как «скоростным» методом для обучения трубачей-сигналистов.
В настоящее время ни одно серьезное методическое пособие для медных духовых инструментов, выходящее за рубежом, не обходит вопроса об использовании базинга. Базинг является предметом споров и дискуссий, причем, как показывают зарубежные исследования, число сторонников его за последние годы значительно возросло. Если за рубежом «русский метод» получил повсеместное распространение (яркий пример тому — исполнительская и педагогическая деятельность в США и странах Европы), то у нас в стране, к сожалению, методом первоначального обучения на мундштуке пользуются редко.
Что же дает базинг, какие качества он развивает, и какого рода возражения вызывает его использование?
Главное преимущество в применении базинга, на наш взгляд, состоит в возможности наглядно увидеть ту работу, которую выполняют наши губы в качестве вибратора, излучателя звуковых колебаний. При игре на инструменте ничего другого с губами не происходит, инструмент лишь усиливает эти колебания, дает возможность губам привести в колебание воздушный столб, заключенный в его канале
Понимание механизма вибрации губ очень важно для начинающих музыкантов. Многочисленные задачи, связанные с извлечением звука на инструменте, давление мундштука на губы зачастую не дают возможности начинающему понять всю важность свободной, естественной вибрации губ
Кроме того, базинг помогает начинающему музыканту наиболее естественно складывать при звукоизвлечении губы, то есть имеет существенное значение для определения индивидуальной постановки губ.
Далее. Ежедневные занятия базингом перед игрой на инструменте хотя бы в течение нескольких минут дают возможность даже опытным музыкантам совершенно без всяких нагрузок и давления на губы заставить начать их работать, согреть губные мышцы. Это как легкая разминка перед утренней гимнастикой.
Базинг помогает регулировать ровность выдоха, следить за направлением воздушной струи (на инструменте проследить за этим практически невозможно), регулировать посыл воздушной струи от диафрагмы через инструмент, не зажимая при этом горло.
Базинг вырабатывает умение управлять губной щелью, следить за ее размером, формой, степенью сжатия губ.Он вырабатывает умение точно интонировать и корректировать интонацию во взаимодействии всех компонентов, на нее влияющих.
Занятия базингом помогают в упражнениях для развития сверхвысокого регистра. Необходимо, по возможности, использовать высокие звуки при базинговых упражнениях. Если даже эти звуки пока не извлекаются, надо пытаться их извлекать — это поможет избежать лишнего напряжения мышц лица и давления на губы мундштука при работе над верхним регистром на инструменте.
Очень полезно начинать разминку утром или перед концертом с губного базинга в 2-3 минуты, затем пару минут делать базинг на мундштуке для возобновления ощущения мундштука. Это при- неоценимую пользу, в особенности, если ограничено время и нужно быстро размяться, как, например, при игре на воздухе.
И наконец, многократные занятия базингом в течение дня в те периоды, когда занятия на инструменте невозможны, помогают на протяжении некоторого времени поддерживать губы в определенной форме. Его польза несомненна и в тех случаях, когда нет возможности разыграться, согреть губы перед игрой на трубе (в дороге, в номере гостиницы и в других ситуациях). Занятия базингом позволяют быстрее войти в форму после отпуска, большого перерыва в игре, при утомлениях и травмированных губах, когда давление мундштука губам противопоказано. Губной базинг является великолепным средством содействовать быстрому развитию губных мышц.
Какой базинг выбрать – губной или на мундштуке?
С какого же вида базинга нужно начинать обучение?
По мнению одних педагогов, с губного базинга: «Нужно приставить мундштук к губам, когда играющий стоит перед зеркалом, взять звук и во время игры очень медленно оттягивать мундштук от губ, следя за тем, чтобы губы не прекращали колебаний, не прерывая звука, и не меняли своего положения».
Недостатком рекомендации начинать с губного базинга является то, что человек, не знающий на слух звук губного базинга, невольно начинает манипулировать губами, в результате чего базинг просто не получится.
По мнению других, начинать знакомство с базингом и овладение им надо с базинга на мундштуке, так как в этом случае играющий не теряет ощущения опоры губ на мундштуке.
Делать это надлежит следующим образом:необходимо освободить мундштук в подмундштучной трубке инструмента так, чтобы его легко можно было вынуть;придерживая мундштук двумя пальцами левой руки, начать играть, к примеру, звук фа малой октавы;продолжая выдерживать звук, движением руки, не торопясь, освободить инструмент от мундштука;мундштук должен быть все время на губах, звук — не прерываться.
Таким образом, получится базинг на мундштуке. Далее, не прерывая звука, обратно вставить инструмент в мундштук — получится звук инструмента. Проделать это надо несколько раз. Главная задача — не дать прерваться звуку.
Противники базинга
Среди противников базинга имеются исполнители, которые никогда не занимались базингом и поэтому не верят в полезность этого метода, или те из них, кто, неудачно попробовав делать базинг губами, отрицают его пользу, а также скептики, считающие базинг без инструмента «детской забавой». Некоторые музыканты полагают, что базинг может быть вреден тем, что развивает у начинающих постановку типа «смайл» (Smile), то есть постановку «на улыбке», на растяжке губных мышц. Нам кажется, что это неверное представление о влиянии базинга на постановку губ, так как базинг можно выполнять как на растяжке, так и на умеренном собирании губ (постановка типа Moderator Approach). Возражения против базинга связаны и с невозможностью ощущать сопротивление воздушной струи, проходящей под напором через мундштук, ибо при базинге сопротивление воздушного столба инструмента отсутствует, а также с невозможностью контролировать качество звучания инструмента. Но эти маленькие неудобства, на наш взгляд, с лихвой компенсируются теми многочисленными преимуществами, которые дает базинг музыканту, занимающемуся им.
16.09.2011 источник
Совет
Ознакомившись указанным способом с базингом на мундштуке, следует продолжать занятие только на мундштуке, отложив инструмент в сторону. Играть нужно выдержанные, протяжные звуки в виде гамм, арпеджио, вначале в одну октаву вверх, затем в одну октаву вниз. Далее пробовать играть какие-нибудь мелодии. Держать мундштук надо двумя пальцами легко. Играть негромко и без прижима.
На мундштуке удобно заниматься перед зеркалом (лучше ручным, карманным), проверяя правильность местоположения мундштука. Следить за тем, чтобы лицо было совершенно спокойным, без каких-либо гримас. Необходимо наблюдать за движением уголков рта, помня, что при повышении звука их надо двигать к центру, а при понижении — наоборот, от центра.Обязательным должно быть исполнение медленного глиссандо, наподобие воя сирены. В дальнейшем, по мере освоения базинга, нужно включать в занятия и быстрые глиссандо. На мундштуке лучше и легче, чем на инструменте, отрабатываются все виды атаки звука, и в особенности двойное и тройное стаккато (этот прием использовал сам и рекомендовал всем своим ученикам выдающийся трубач-виртуоз В. Брандт).В начальный период обучения, при определении постановки мундштука на губах, очень полезно извлекать звуки на визуальном определителе.4Визуальный определитель (vizualizer) представляет собой поля мундштука, отделенные от чашки. Для удобства пользования визуалайзером сбоку приделана ручка. Впервые в практику введен американским конструктором современных медных духовых инструментов Винцентом Бахом (1889—1976).
Преимущество этого простого приспособления состоит в том, что играющий может наблюдать в зеркале ту важнейшую вибрирующую часть губ, которая скрыта в чашке мундштука, видеть, как мундштук расположен на губах, корректировать его расположение, регулировать размер губной щели, определять место кончика языка при атаке звука, следить за естественной вибрацией губ, направлять движение воздушной струи. Все это невозможно видеть, занимаясь на инструменте или на одном мундштуке. Особое значение приобретает использование визуалайзера в тех случаях, когда приходится делать перестановку мундштука на губах.
Правила
Перед началом игры достаньте из коробки три колоды карт (зелёные карты – простые, жёлтые – средней сложности и красные – самые сложные) и колоду карт Бугагашенька и положите их так, чтобы всем удобно было тянуться. Затем каждый игрок должен выбрать цвет и взять себе карту-напоминалку. Также на начало игры у каждого должно находиться 6 жетонов ( 2 жетона – покажи, 2 – рисуй, 2 – объясняй). После этого нужно положить все фишки на “0” на игровом поле. И обязательно обговорите перед началом игры какой стороной карт Вы будете играть – светлой или темной. В течении игры выбранную сторону карт менять нельзя.
Игру может начинать любой игрок, так что выберите его на своей усмотрение. Активный игрок сам выбирает из какой стопки ему тянуть карточку, но помните, что чем сложнее карточки, тем больше очков они приносят. После того как игрок вытянул карточку, он должен скинуть один из жетонов, а точнее тот, который символизирует тот способ, которым он собрался показывать словосочетание или слово. Способ показывания слова нельзя менять в течении своего хода. У игрока есть всего минута, чтобы объяснить слово с карточки. Если он справился раньше, то он может вытянуть еще одну карточку из этой же стопки и показать слово таким же способом. Тот, кто угадал слово забирает карточку себе.
После этого игрок, который показывал, и игрок или игроки, которые угадали слова должны продвинуть свои двухцветные фишки на соответствующее количество клеток. Если угадали слово с простых карточек (зеленые), то это одно очки, если с карточек средней сложности (желтые) – два очка, сложные карточки (красные) – три очка.
В тот момент, когда фишка на поле попадает на голубую клетку на игровом поле, все игроки, кому принадлежит эта фишка должны взять одну карту из стопки карт Бугагашенька и в следующем ходу применить ее против себя. При этом если у Вас уже есть такая карта, то новую Вы не берете. Кроме того, Если Вы показывая слово пренебрегли правилами с карточки Бугагашенька, то Вы должны скинуть обе карточки в сброс и они не принесут очков.
Карта-напоминалка, которую Вы получили в начале игры всегда поможет Вам вспомнить какие есть способы показать то, что написано на карточках. А способов у нас 6: объяснять – нужно объяснить значение слова или словосочетание, не используя однокоренные слова; рисовать – Вы должны нарисовать слово, само слово писать нельзя; показать – попытайтесь изобразить слово без звука, возможно язык теле скажет куда больше, кстати, можно показать на предмет, если вдруг он есть рядом; монстрячий язык – прочитайте слово с карточки, вставляя букву “с” после каждой гласной в этом слове, другие подсказки давать нельзя; задом наперед – читаем слово задом наперед и никаких больше подсказок; только согласные – читайте слева направо, но только согласные и без дополнительных подсказок.
Как только Ваша минута истекла, ход переходит другому игроку по часовой стрелке. Игра заканчивается тогда, когда каждый использовал все свои жетоны. Побеждает, соответственно, тот, кто прошел дальше всех по игровому полю. А чей жетон оказался уже второй раз на клетке 20, становится победителем. Кстати, так как жетоны у нас двухцветные в этой игре всегда два победителя!