[править] История
Вся история ниндзя делится на 3 этапа: период формирования (VI-XIV вв.), период расцвета (XV – первая половина XVII вв.) и период упадка (вторая половина XVII-XIX вв.). Внутри этих этапов насчитывается 11 более мелких периодов:
- I период с времен доисторических до начала периода Нара (710-784).
- II период совпадает с периодом Нара (710-784).
- III период от начала периода Хэйан (794-1192) до войны Гэмпэй (1180-1185).
- IV период война Гэмпэй (1180-1185) и первые годы сёгуната Минамото (1192-1333).
- V период Камакурский сёгунат (1192-1333).
- VI период реставрация Кэмму (1333-1336), период Намбоку-тё (1336-1392) и далее до эпохи Сэнгоку-дзидай (1467-1573).
- VII этап эпоха Сэнгоку-дзидай (1467-1573).
- VIII период время первых объединителей Японии – Оды Нобунаги (1573-1582) и Тоётоми Хидэёси (1583-1598).
- IX период время борьбы за власть в стране Токугавы Иэясу (1598-1615).
- X период правления сёгунов династии Токугава (1615-1867).
- XI период от революции Мэйдзи (1868) до поражением Японии во Второй мировой войне (1945).
Мечи
Семь мечей.
- Кубикирибочо (яп. 首斬り包丁, буквально означает: «Обезглавливающий Разделывающий Нож»): гигантский меч с внешностью ножа мясника, владелец которого может использовать полукруг на лезвии, чтобы отрубить голову противника, от чего и название. Меч имеет способность к регенерации, используя железо, поглощённое из крови тех, кого он убивает. Он также прозван «Обезглавливающим Мечом» (яп. 断刀, Дантоо).
- Самехада (яп. 鮫肌, буквально означает: «Акулья Кожа»): самый ужасающий из семи мечей, он имеет вид гигантского меча, покрытого акульей чешуёй. Это разумное, живое оружие, которое обладает способностью «пожирать» чакру. Он также прозван «Великим Мечом» (яп. 大刀, Дайтоо).
- Хирамекарей (яп. ヒラメカレイ): забинтованный меч с двойной рукояткой, который может хранить и излучать чакру пользователя, способную затем принимать разные формы. Он также прозван «Парным Мечом» (яп. 双刀, Соотоо).
- Киба (яп. 牙, буквально означает: «Клыки»): парные мечи, пропитанные молниями, которые увеличивают их режущую силу. О них говорили, что это самые острые мечи, когда-либо кованые. Они также прозваны «Мечами Грома» (яп. 雷刀, Райтоо).
- Кабутовари (яп. 兜割, буквально означает: «Раскалыватель Шлемов»): меч, состоящий из одностороннего топора и молотка, соединённых длинным ремнём. Было сказано, что он в состоянии разрушить любую защиту. Он также прозван «Тупым Мечом» (яп. 鈍刀, Донтоо).
- Нуибари (яп. 縫い針, буквально означает: «Швейная Игла»): меч в форме иглы с длинной тонкой проволокой, которая напоминает нить, прикрепленную к ней; он может быть использован, чтобы протыкать врагов и «сшивать» их вместе в человеческий узел. Он также прозван «Длинным Мечом» (яп. 長刀, Чоотоо).
- Шибуки (яп. 飛沫, буквально означает: «Всплеск»): меч, который хранит свиток, наполненный взрывными печатями, которые выстроены позади лезвия, что позволяет сочетать мастерство фехтования и взрывы. Он также прозван «Взрывным Мечом» (яп. 爆刀, Бакутоо).
Как сделать меч ниндзя своими руками
Для того, чтобы сделать меч ниндзя своими руками, нужно знать хотя бы азы кузнечной ковки. Длинный клинок можно сковать только в том случае, если предварительно потренироваться на более коротких, например, при изготовлении ножей. Гораздо легче найти или купить полосу стали 65Г и с помощью болгарки и напильников придать ей нужную форму. Изготавливая меч, не стоит его затачивать, иначе это будет изготовление холодного оружия, которое запрещено на законодательном уровне.
Процедура изготовления меча из готовой полосы металла выглядит следующим образом:
- Сначала на полосе рисуется контур будущего меча;
- Потом, с помощью болгарки, данный контур вырезается из заготовки;
- Следующая процедура представляет собой выведение спусков на клинке меча. Для этого понадобится гриндер. В крайнем случаи, можно воспользоваться электрическим точилом. Постепенно снимая металл то с одной то с другой стороны, нужно вывести форму клинка;
- Далее заготовка закаливается, затачивается и шлифуется. Если лезвию нужно придать блеск, его тщательно полируют;
- Далее нужно вырезать из металла квадратную цубу и сделать рукоять из металла. Именно с рукоятью придётся повозиться, поэтому лучше сделать её из дерева. Крепление клинка в рукояти производится за счёт деревянных колышков;
- Следующим сложным этапом будет изготовление ножен. Как и в случае с рукояткой, их проще изготовить из дерева, хотя по правилам они должны изготавливаться из металла. Если делать ножны идентичными, то на их изготовление может уйти в 2 раза больше времени, чем на изготовление ножен.
Составные части меча ниндзя
Как и все японские мечи, ниндзя-то состоит из 4-х основных элементов:
- Непосредственно самого клинка;
- Гарды;
- Рукояти, которая чаще всего была цельнометаллическая;
- Ножен.
На конце металлической рукояти меча ниндзя часто имелась шляпка, которая закрывала тайник, устроенный в рукояти. В этом тайнике переносили не только различные секретные документы, но и использовали его для ношения пороха или различных ослепляющих смесей на основе перца и песка. На шляпке, которая закрывала тайник, иногда был закреплён метательный нож.
Что касается ножен, то в отличие от ножен самурайского меча, ножны ниндзя-то представляли собой универсальное приспособление, которое могло использоваться для множества целей:
- Они были длиннее клинка меча, поэтому часто в них устраивались тайники для документов или дополнительного оружия;
- Наконечник ножен часто был съёмным, а на нём крепился ещё один дополнительный нож;
- Существовали такие мечи, которые могли составляться вместе с мечом, после чего получалось короткое копьё;
- Ножны были достаточно простыми, но очень крепкими. Они могли использоваться в качестве люльки-«насеста», которая подвешивалась под мостом или под потолком, и могла выдержать вес хозяина, которому долго приходилось караулить своего врага;
- Ножны меча ниндзя, как и ножны самурайского меча, обматывались шнуром сарео, который у ниндзя был значительно длиннее. Его можно было использовать для множества операций, таких как связывание врага, устройство ловушек, простой верёвки и множества других операций.
Самое удобное место для ношения меча ниндзя
Ношение меча на левом боку имеет массу преимуществ, поэтому ниндзя носили его именно так. Меч в таком положении легко извлекался, часто вместе с ножнами, если это было необходимо. Иногда, если ниндзя должен был захватить живого заложника или «языка», ниндзя мог ударить его по голове мечом в ножнах.
Именно ношение меча на поясе помогало ниндзя во время операции по проникновению в дом жертвы. Двигаясь в темноте, ниндзя мог ощупывать пространство перед собой двумя способами (хотя второй способ вызывает большие сомнения):
- Ниндзя вытягивал меч в ножнах перед собой, и так ощупывал пространство. Если ножны натыкались на противника, ниндзя мгновенно делал прыжок назад, одновременно извлекая меч из ножен. Сразу же после этого наносился смертельный удар;
- Второй способ похожий, только ниндзя ощупывал путь перед собой рукояткой меча. Данный способ, скорее всего вымысел, так как враг мог схватиться за рукоятку меча и завладеть оружием.
Смертельное касание и искусство замедленной смерти
Ниндзя владели виртуозно смертельным касанием и искусством замедленной смерти. Легкое прикосновение к телу противника, и через некоторое время он неожиданно умирал. Мог умереть сразу, мог скончаться даже через год, но смерть была неминуема. Эффект смертельного касания вызывался вовсе не ударом — происходил выброс энергии в определенную точку тела, нарушалась энергетика организма.
Искусство замедленной смерти — это наиболее загадочная часть учения ямабуси. Любой ниндзя, который бы раскрыл простым смертным эту тайну, должен был быть умерщвлен, а его душа обрекалась на вечное проклятие. Техника удара по самым уязвимым точкам тела составляла фундамент подготовки «воинов ночи». Больше всего в нем преуспели ниндзя Икеоосаки. Каждый их удар, поражая жизненно важные точки, приводил к смерти. В искусстве замедленной смерти самым удивительным является то, каким образом ниндзя удавалось «откладывать» смерть. Существует предположение, что прикосновения ниндзя не столько убивали человека, сколько нарушали слаженную работу организма. Примерно так можно заглушить мощный и сложный мотор, бросив в него обычную гайку. А после физиологического сбоя человек умирал от собственных болезней в зависимости от предрасположенностей к ним организма.
Как носили меч средневековые ниндзя
В современных фильмах о ниндзя мечи носятся за спиной, рукоятью вверх, при этом она торчит над правым плечом, а наконечник ножен торчит у левого бока. Все уже настолько привыкли к такому положению меча, что не подвергают сомнению такой способ ношения. Японский специалист в области японского оружия Нава Юмио провёл несколько экспериментов, в результате чего пришёл к выводу, что ниндзя никогда не носили меч так, как это показано в кино.
Вот аргументы, которые привёл Нава Юмио:
Торчащие с одной стороны рукоять и с другой стороны наконечник ножен будут цепляться за ветки, деревья и прочие препятствия, создавая ненужный шум и привлекая внимание к воину-ниндзя;
Если меч будет торчать за спиной, это не позволит делать кувырки и перекаты, которые постоянно использовались ниндзя в бою. Если попытаться сделать перекат с мечом за спиной, квадратная гарда с большой долей вероятности может нанести травму лица;
Меч, расположенный таким образом, практически невозможно вложить обратно в ножны;
Длинный меч из такого положения выхватить практически невозможно, особенно учитывая строение тела японцев, а особенно ниндзя, которые даже среди японцев выделялись своей субтильностью.. Учитывая всё вышесказанное, японский специалист сделал вывод, что ниндзя носили свои мечи на левом боку
Именно из этого положения можно быстро и эффективно извлечь меч, вместе с извлечением нанося удар
Учитывая всё вышесказанное, японский специалист сделал вывод, что ниндзя носили свои мечи на левом боку. Именно из этого положения можно быстро и эффективно извлечь меч, вместе с извлечением нанося удар.
Они знали всё об…
Затаившаяся опасность!
У большинства мужчин женские формы вызывают трепет вожделения. Если вам слишком нравится некая женщина и вы слишком её хотите, это может стать слабостью и сделать вас безумным. Поэтому Куноити превосходно владели техникой земли (секс). Они знали множество способов сексуального наслаждения и по своим познаниям превосходили большинство современных массажисток.
Косёку хо (букв. «методы проявлять чувственность и возбуждать сладострастие») — это, так сказать, «первый шаг», основа, с чего необходимо начинать. Для того, чтобы совратить мужчину, для начала рекомендовалось пробудить в нём чувственное влечение (сикидзё), лучше всего, представ перед ним в роли кэйсэй (куртизанки) и став привлекательной для «разрабатываемого объекта».После того, как объект попадался в расставленные сети, подразумевалось, что куноити может развить свой успех одним из трёх способов.
Первый, наиболее простой и «грубый» способ, называется сюсёку хо или «умение обольстить пьяного». Как гласит пословица, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке» и женщина-ниндзя, владевшая специальным искусством поддерживать разговоры на любую тему (убагутидзюцу – букв. «искусство болтать, как старуха», «искусство сплетничать»), добивалась своего быстро и без особых проблем.
Иногда, для усиления эффекта, могли, конечно, использоваться и наркотические «добавки» в питьё или еду, чтобы на утро болтун даже не вспомнил не только того, что именно он говорил, но и ту красотку, какой он всё это рассказывал. В случае, необходимости, также мог быть использован и смертельный яд.
Куноити с ядом в чашке
Второй способ, сравнительно более длительный по времени, называется инъёку , (букв. переводимый как «вожделение»). В основе этого метода – воздействие на физические чувства мужчины: зрение, слух, обоняние и т.д. Его суть в том, что мужчина очень хочет коварную куноити физически и ничего не может с этим поделать, сгорая от плотского вожделения.
Все его мысли заняты только тем, как овладеть ею в самые короткие сроки и ради этого он готов на всё. Здесь на первый план для обольстительницы выходит умение принимать рекомендованные сексуальные позы, разговаривать и дышать особым образом, а также использовать специальные духи, и даже еду и питьё… Если такому безумцу пообещать подарить ночь любви, он может отдать за это всё что угодно, даже пойти на предательство и измену…
коварная красота, которой сложно отказать!
Наиболее сложным, но и наиболее продуктивным (и долгосрочным) методом получения необходимой информации является третий способ — ироонна (дансёку) хо («способ любовницы (любовника-гея)), основанный на искусстве айдзёдзюцу или, короче, дзёдзюцу – «искусстве любви». Сложнейшие схемы развития отношений, тактики любовных свиданий, искусство взгляда, искусство правильно и вовремя плакать и радоваться и, конечно, изощрённая техника секса – вот неполный арсенал , использующей данный вид стратегии, основанный на мирёкудзюцу.
Кроме всего прочего девушки-куноити умели превосходно целоваться.
Поцелуй, который стоил жизни!
Эта приятная процедура в их исполнении обычно заканчивалась весьма плачевно. Если нужно было убить, куноити резким рывком вырывали корень языка, и мужчина начинал буквально захлёбываться в собственной крови. А болевой шок, который наступал при этом, напрочь лишал возможности реагировать и через несколько секунд приводил к летальному исходу.
Ниндзя вооружались специальным мечом — ниндзято
Фото: Danny Choo / Flickr Когда мы говорим «самурай», то представляем себе усатого мужчину с выбритым лбом и изогнутой катаной. Когда слышим «ниндзя», рисуем в голове образ воина в чёрном, носящего короткий прямой меч. Люди, которые считают, что разбираются в японской культуре, назовут это оружие «ниндзято», или «синобигатана» — меч синоби. У этого меча недлинный прямой клинок Art of the Ninja и квадратная цуба.
Вот только нет никаких доказательств, что ниндзято действительно существовали во времена настоящих синоби. Это новодел Japan: its history, traditions, and religions. With the narrative of a visit in 1879, Stage Combat: Fisticuffs, Stunts, and Swordplay for Theater and Film , не упоминавшийся нигде вплоть до XX века.
Мечи ниндзя иногда использовали, но это были привычные изогнутые вакидзаси, которые дозволялось Ninjutsu: History and Tradition носить простолюдинам. Катану и прочие длинные модели холодного оружия синоби точно не любили, поскольку такие варианты нелегко было спрятать, чтобы незаметно пронести в охраняемые места.
В основном ниндзя предпочитали менее заметное оружие ближнего боя. Например, всем известные Скорпион из серии файтингов Mortal Kombat и Рейдзё из фильма «Ниндзя‑убийца» носят нечто вроде ножа на длинной цепи или верёвке. И такое оружие имеет реальный прототип.
Фото: Mkill / AMorozov / Wikimedia Commons
Настоящие синоби использовали Ninja, the Invisible Assassins кусари‑кама — серп на цепи, который легко маскируется под сельскохозяйственное орудие, и кунай — острый широкий нож, который смахивает на мастерок. Ещё ниндзя таскали Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan кусари‑фунду — это оружие представляет собой модифицированный цеп для риса, куда более опасный, чем привычные всем нунчаки. Как видите, большинство штуковин из арсенала синоби‑но‑моно можно легко выдать за инструменты крестьянина.
И даже если ниндзя понадобится взять меч (например, при успешном перевоплощении в самурая или ронина), он не будет биться по правилам Бусидо. Ножны заполняли Ninja, the Invisible Assassins смесью красного перца и железных опилок, чтобы можно было при случае ослепить противника, просто достав клинок.
Самураи и ниндзя враждовали
Изображение: Kanō Tan’yū / Wikimedia Commons Считается, что самураи открыто сражались с ниндзя и питали отвращение к самому пути синоби. Разве стал бы последователь Бусидо изучать презренные трюки этих вероломных воинов?
Однако, как мы уже упоминали, представления о чести у самураев были весьма специфические и ничего позорного в методах ниндзя они не находили. Поэтому самураи регулярно нанимали Ninja AD 1460–1650 синоби, чтобы напакостить конкурентам или вовсе их устранить. Более того, некоторые You Don’t Know the Ninja: 8 New Revelations About the Shadow Warrior ниндзя были выходцами из небогатых самурайских кланов!
Самураи, естественно, убивали синоби‑но‑моно, если те нападали на них. Чтобы уберечься от ниндзя, которых могли подослать конкуренты, знатные воины устанавливали в своих домах скрипучие половицы и «соловьиные полы», строили здания так, чтобы усложнить поджог, и прятали оружие в туалете.
Однако, когда сёгун Токугава объединил Японию под своим правлением, синоби, к услугам которых он прибегал Martial Arts of the World: An Encyclopedia of History and Innovation ранее, оказались не нужны. Поэтому в XVII веке ниндзя ушли в безвестность — некоторых устранил Токугава, а другие забросили своё ремесло.
Боевые искусства ниндзя
Ниндзя владели всеми известными им видами боевых искусств.
В рукопашной схватке (с оружием или без него) они пользовались дзю-дзюцу (или джиу-джитсу) – боевым искусством, в основе которого лежат мягкие движения.
Самураи, основные партнеры в схватках, также пользовались джиу-джитсу, поэтому ниндзя старались превзойти их:
- они делали больше ударов за единицу времени.
- учились биться на небольших пространствах, где нельзя делать размашистые движения и использовать длинное оружие. Поэтому синоби овладели техникой удушающих приемов, коротких ударов, заломов рук, нажатия на болевые точки.
- старались нападать внезапно. Неожиданное нападение с использованием спрятанного оружия было предпочтительнее, нежели рукопашные схватки. Почему? Для ближнего открытого боя у человека должны быть натренированы определенные группы мышц, что придаст ему вид «качка» и, соответственно, выделит его из общей массы людей. А это, как мы упоминали выше, нежелательно.
- в случае разоблачения старались обескуражить врага, чтобы выиграть время для отступления. Например, синоби бросался под ноги противнику, тот падал, а ниндзя в это время мгновенно вскакивал и убегал.
Техника применения
Техника фехтования мечом ниндзя-то заметно отличается от работы катаной. Поскольку задачей ниндзя было незаметно пробраться и выкрасть сведения или убить врага, техника боя мечом строилась на одном быстром и незаметном ударе. Если шпиона обнаруживали и поднимали тревогу, задачей ниндзя было нанести серию мгновенных колющих ударов нескольким противникам и быстро убежать.
Если вы владеете фехтовальной техникой любого меча, изучить специфику ниндзя-то не составит труда, ведь древние ниндзя никогда не были умелыми фехтовальщиками и в открытой схватке обычно проигрывали самураям. Упор в технике боя мечом ниндзя делали на использование различных «неджентльменских» ударах, плевках иглами, швыряние песка в глаза сопернику. Если для самурая гибель в бою была честью, то ниндзя должен был победить любой ценой, принося тем самым пользу своему клану и дальше.
Ниндзя-то – специфическое оружие древних шпионов. Многофункциональный предмет, оружие-трансформер, которое верой и правдой служило своему хозяину в различных ситуациях. Несмотря на огромное количество информации (зачастую неверной), мало кто знает о настоящем предназначении этого меча. Ниндзя, отправляясь в длительные, полные опасностей миссии, просто не могли позволить себе узкоспециализированное оружие, предназначенное лишь для убийства.
Основы учения
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
- Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (Ти), Воды (Суй), Огня (Ка), Воздуха (Фу) и Пустоты (Первооснова всего, Ку. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название томпо — искусство маскировки.
- Второй блок — искусство борьбы с вооружённым и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:
- Тайдзюцу — искусство владения телом
- Бу-дзюцу — работа с оружием
- Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)
Ниндзюцу — это вид рукопашного боя
Кадр из фильма «Ниндзя» В интернете можно найти немало объявлений в духе «Вступай в школу ниндзюцу и овладей древними техниками идеальных японских машин для убийства!». В итоге несведущие люди начинают думать, что ниндзюцу — это такой вид боевого искусства или стиль рукопашного боя, вроде дзюдо, каратэ, самбо и так далее.
Но, как мы уже упоминали, рукопашный бой был для ниндзя делом десятым
В ниндзюцу внимание ему уделялось, но при этом гораздо больше среди синоби ценились другие возможности Secrets From The Ninja Grandmaster: Revised and Updated Edition, Techniques that made ninjas feared in 15th‑century Japan still set the standard for covert ops. Например, связанные со шпионажем, актёрской игрой и переодеваниями, выживанием в дикой природе, запугиванием противников, верховой ездой, химией (чтобы изготавливать бомбы и яды) и врачеванием
Ещё синоби обучались плавать, бегать, лазать по скалам и совершать длительные переходы. Да что уж там, настоящий ниндзя должен был разбираться The ninja: ancient shadow warriors of Japan даже в добыче полезных ископаемых.
В случае же боя с превосходящими силами противника ниндзя предпочитали Martial Arts of the World: An Encyclopedia of History and Innovation ослепить, ошеломить или отвлечь врага бомбами, огнём и другими фокусами, а затем убежать.
Использование
Из-за отсутствия исторических данных о существовании ниндзято, методы использования в боевом контексте носят в основном умозрительный характер. При использовании в фильмах и на сцене ниндято изображается короче катаны с прямым клинком, однако подобные мечи используются почти идентично катане. В книгах и других письменных материалах описан ряд возможных способов использования меча, в том числе: «техник быстрого рисования» (основанная на извлечении меча и проведении одновременных манёвров защитного, либо атакующего действия), «техник огненного удара» или «техник работы обратным захватом».
Предполагается, что ножны зачастую использовались для различных прикладных целей, таких как: трансформация в дыхательную трубку в подводной деятельности или для тайного прослушивания разговоров. Кроме того есть мнение, что ножны были заметно длиннее клинка ниндзято, для того, чтобы в них можно было скрыть различные предметы, к примеру, химические вещества, используемые для ослепления преследователей. Цуба (гарда) ниндзято часто больше средней и имеет, вместо гораздо более распространенной круглой, квадратную форму. Одна из теорий о размере и форме цубы ниндзято заключается в том, что гарда так же использовалась в качестве инструмента. Меч прикреплялся к стене и ниндзя использовал цубу в качестве опоры для прыжка, после чего меч можно было извлечь, потянув за шнур, прикреплявшийся к рукояти.
Оружие ниндзя
Основной целью ниндзя было добывание информации, то есть они были шпионами. Но у каждого шпиона могла возникнуть ситуация, когда приходилось защищаться и пускать в ход оружие. Какое?
Некотэ
Некотэ. Оружие ниндзя
Некотэ – лезвия, закрепленные на пальцах кожаными ремнями. Как правило, ими пользовались женщины-ниндзя. Очень часто эти «коготки» смазывали ядом.
Кольцо какутэ
Какутэ – кольцо с отравленными шипами, которым также пользовались куноити.
Ниндзято
Меч ниндзя
Ниндзято – короткий меч с привязанной к ножнам веревкой. Чтобы связать врага – от веревки отрезали кусок. Если нужно было залезть куда-то – меч закрепляли, использовали в качестве ступени, а потом, дергая за веревку, поднимали. Ножны были больше размера меча и служили футляром для мелких нужных вещей.
Макибиши
Макибиши ниндзя
Макибиши – железные острые шипы, которые раскладывали на пути преследователей. Они легко протыкали обувь и впивались в копыта лошадей.
Сюрикэн
Оружие ниндзя – сюрикэн
Сюрикэн – метательное железное оружие в виде звезд, гвоздей, монет, ножей, которое можно спрятать в руке.
Кусаригама
Кусаригама. Оружие ниндзя
Кусаригама – оружие, состоящее из острого серпа, у рукояти которого при помощи цепи (2,5 метра) крепится груз. Кусаригама позволяла ударить врага гирей, запутать цепью, метнуть в него серп, а потом вернуть его себе, потянув за цепь.
Шипы на руки
Сюко – надевавшиеся на руки шипы, позволявшие и ранить врага, и забираться по отвесным стенам.
Асико
Приспособления для лазания
Асико – когти, крепящиеся к ступням. Также позволяли лазать по стенам и деревьям, а также обороняться от противника.
Тэссэн
Веер ниндзя
Тэссэн – веер из острых металлических пластин, соединенных между собой. Им было можно и наносить удары (в сложенном положении), и порезы (в развернутом виде).