«Иниш» – Древние боги кельтов оживают в настольной игре

Диагноз

Удивительно это говорить, то «Элизий» мне очень понравился, вопреки предубеждению, нелюбви к карточным играм и так далее. Для меня игра оказалась азартной, интересной, бешено реиграбельной и вариативной, хотя и не без минусов. А ещё тут интересный выбор и процесс, куча взаимодействия, разные свойства карт и богов, комбы.

После одной партии я готова сразу сыграть вторую, а это отличный признак. И на данном этапе у меня есть желание играть в неё хоть каждый день. И это при том, что я крайне холодна к карточным играм и только немалое их количество может меня вот так задеть. «Элизий» засчёт своей вариативности смог (как раньше «Сезоны»), чему я очень удивлена и рада.

Кстати, в 2015 году Elysium номинировался на Kennerspiel des Jahres наравне с Broom Service и Orleans. Но в целом игра недооценена и про неё мало слышно, и даже дополнение уже разработали, но печатать не собираются, наверное, база плохо продалась… Но как минимум я свою коробку уж точно продавать не буду и очень рада, что решилась её купить. Такие приятные сюрпризы там, где их совсем не ожидал, случаются нечасто и очень ценны.

И да, скажу для кого-то крамольное: игра однозначно нравится мне больше и 7 Wonders и 7 Wonders Duel как минимум из-за того, что там набор карт всегда одинаковый, а тут всегда разный.

Что не понравилось

• Мнимая уникальность многих карт. Карт много (168 штук) и вроде как на первый взгляд свойства у большинства разные, но на деле многие совпадают, отличаясь только богом, т.е. цветом: например, получите 1 очко за каждую карту этого бога в легенде, получите монету/победное очко когда покупаете или переносите карту этого бога в Элизий и некоторые другие, которые есть во всех колодах. Круче, конечно, было бы иметь больше уникальных карт.

• На игру выходит мало карт. В дуэли выйдет 35 карт из 105, в игре на четверых: 65 (может, еще штучек пять-десять добавится, если будет Афина и нужные карты). У меня это претензия скорее в плане того, что мне хочется сыграть побольше разных карт (похожая претензия у меня к «Сезонам»), а другие увидят здесь невозможность уверенно построить стратегию, потому что не знаешь, выйдет нужная карта или нет (хотя вчетвером вероятность того, что выйдет, очень высока, ибо многие карты дублируются). Но для меня это как раз не минус, я люблю иметь дело с тем, что вышло, и пытаться выжать максимум из этого.

• Разбирать колоды после каждой игры. Смешно, да? Но сидеть снова разбирать по колодам карты, которые до этого так тщательно смешал, как-то утомляет. А не делать этого нельзя, потому что перед каждой новой игрой из 8 доступных колод богов выбирается 5 и смешивается заново.

• Возможность даунтайма. Когда люди покупают карты, есть над чем поразмыслить, и чем больше карт открыто и больше людей играет, тем таких размышлений больше. Да ещё и довольно много разных факторов надо учитывать. Не удивлюсь, если игра на четверых покажется мне затянутой и тягомотной, но вдвоём даунтайма терпимое количество, а некоторые действия (перенос в Элизиум) вообще проходят параллельно у всех игроков.

Что понравилось

• Тематичность богов. Да, вроде по сути это карточки 8 разных цветов и 3 номиналов, которые надо собрать в сеты и получать за это очки. Но у каждой карты ещё есть своё свойство и должна признаться, что совсем нетематичной игру язык не повернётся назвать. Всё-таки греческие мифы нет-нет да проглянут сквозь цвета и цифры.

Дело в том, что карточки богов отличаются свойствами, а свойства эти хорошо привязаны к характеру бога: например, Посейдон коварный и опасный — его карты приносят хаос и разрушение и направлены на пакости оппонентам, Афина мудрая и справедливая — её карты делают хорошо «и себе, и людям», Аид заведует царством мёртвых — его карты позволяют переносить больше карт в Элизий (часть загробного мира, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот) и так далее.

• Взаимодействие игроков. Есть взаимодействие как на картах — доброе или злое в зависимости от бога.

А ещё куча взаимодействия непосредственно между игроками во время выбора карт и квестов. Драфтятся все карты в открытую из общего небольшого количества, причём за получение карт нужно платить «колоннами», которые в свою же очередь определяют, какие карты вы можете взять. И вся информация в игре открытая. Это приводит к тому, что мы можем намеренно подрезать оппонента, брать карты, которые ему нужны, брать квесты, которые он хочет взять или наоборот, оставлять ему только такие карты и квесты, которые он уже взять не может, и так далее. Мне это нравится, это добавляет азарта и интереса.

• Реиграбельность и вариативность. Самое крутое для меня. Вот в этой игре всё, как я люблю —  каждая новая партия это что-то особенное, чего раньше не было, поскольку на игру выходит небольшая часть из толстой колоды, да ещё и колода эта каждую игру может быть разная! Ох как я люблю такое, это у меня вызвало даже некую зависимость: хочется играть и играть, увидеть побольше карт, связок, вариантов, попробовать сыграть с такими картами, и вот с такими и так далее.

• Масштабируемость. Для разного количества игроков выходит разное количество квестов и карт, т.е. масштабируется игра отлично. Мне дуэли очень понравились быстротой и прямолинейностью.

Но с большим количеством игроков будет больше выбора из карт в начале и больше пользы/вреда от карт на взаимодействие, хотя наверняка и больше даунтайма и brain burn, потому что придётся следить за большим количеством соперников.

• Интересный выбор и необходимость балансировать между действиями карт и очками за них. Хочется эту карту за её свойство, но вот эта больше подойдёт потом к моей легенде… Ох, как хочется подольше пользоваться этой картой, но если сейчас не перенесу, потом уже может не выйти случая или соперник соберёт легенду быстрее (а за скорость сбора дают очки)… Взять вот это не очень нужное мне, но так нужное сопернику?.. Подождать с квестом или брать сейчас, пока есть возможность?.. Какую колонну скинуть, чтобы не лишать себя выбора в следующих ходах?.. и так далее. Мне нравятся те муки выборы, которые испытываешь порой в этой игре. Они не слишком мозголомные, и зачастую самый лучший для тебя выбор более-менее очевиден, но и нет такого, чтобы игра играла тобой.

• Баланс. Все мои партии окончились с небольшим разрывом по очкам. Был вопрос о имбовости некоторых карт, но потом выяснилось, что просто ошиблись в правилах. «Сезоны» в этом плане гораздо более неуравновешенные, там может быть разница в десятки и даже под сотню очков в конце, здесь же все заканчивают плотненько.

• Оформление и тематика. Отрада для глаз. Коробка обалденно стильная, все карты яркие, очень красивые, и хоть и нарисованы разными художниками, но не очень отличаются по стилю (только Дютре сразу выбивается и идентифицируется). А тема греческих мифов вообще одна из моих любимых.

Есть в коробке и стильный органайзер в виде греческого храма, вот только карты там болтаются, а отделения под жетоны слишком глубокие, доставать неудобно (они под фронтоном, на фото не видно). Но выглядит красиво, конечно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий