Цвета и контуры
Одной из самых важных функций, которую может выполнять человеческий глаз, является определение цвета. Способность различать оттенки зависит от освещенности. На основе цвета и теней работают многие оптические иллюзии. При недостатке света происходит «перетекание» восприимчивости глаза от одних элементов к другим, имеющим разные оттенки. Это особенности сетчатки глаза человека.
Некоторое время назад во всемирной сети стали появляться картинки, на которых отчетливо заметен зрительный обман. На изображениях видно, что предмет одного цвета, хотя на самом деле оттенок другой.
Некоторое время назад интернет взорвало изображение синей клубники, которая большинству людей казалась красной. И это удивительно, ведь если разложить изображение на оттенки, то никакого намека на красный либо розовый цвет там не было. Основывается подобная оптическая иллюзия на жизненном опыте, который имеется у человека. Если мозг уже ранее видел клубнику и она была всегда красного цвета, то и информация с картинки будет восприниматься соответственно.
Интересным видом оптических иллюзий являются те, которые основаны на контурах. На одном и том же рисунке люди могут видеть различные объекты. Существуют особые оптические иллюзии, которые способны иметь несколько трактовок из-за своего особенного контура.
На основании того, что люди могут воспринимать информацию по-своему, в зависимости от своего жизненного опыта, уровня интеллекта и иных факторов, был разработан специальный психологический тест. Он носит название «Картинки Роршаха». Это изображения с контурными рисунками, которые на первый взгляд больше похожи на пятна. Специалисты отмечают, что, рассматривая эти картинки, люди воспринимают их одинаково глазами, но мозг трактует информацию в зависимости от личностных особенностей человека. Таким образом, специалист может узнать больше данных о своем пациенте, его психологическом состоянии, знаниях и жизненном опыте.
Опыт или врожденный дар?
Опытом принято объяснять многие замечательные свойства нашего зрения — например, способность видеть объемный мир с помощью плоской сетчатки или видеть целую радугу, имея в распоряжении всего три цветовых рецептора. Предположение о том, что мы учимся видеть после рождения, строится отчасти на наблюдении за младенцами: они действительно поначалу плохо ориентируются в объемном мире, но быстро привыкают.
Но что, если мы рождаемся на свет с некоторыми зачатками того, что обычно приписывают индивидуальному опыту? Редкая возможность проверить это представилась ученым, участвующим в индийском проекте «Пракаш». В рамках проекта сотням детей и подростков с излечимой слепотой вернули зрение.
К удивлению исследователей, только что прозревшие дети в возрасте от 8 до 16 лет в первый же зрячий день поддавались двум классическим иллюзиям, которые до сих пор объяснялись «привычкой» мозга интерпретировать увиденное.
Подсказки из прошлого
Есть и такие иллюзии, которые нельзя объяснить цветосхемой глаза, например вот эта картинка. Попробуйте взглянуть на нее мельком — и тут же отвести взгляд.
Кого кормит человек на картинке? Голубей или уток? Подумайте еще, а затем снова посмотрите.
Удивлены? Перед вами идеальная иллюзия опыта. Он подсказывает вам, что кормить в парке можно стаю воробьев, голубей или уток, но никак не миниатюрных динозавров. Мозгу не хватило времени, чтобы обработать детали изображения, и на место недостающих частей картинки он мгновенно подставил то, что казалось самым логичным: то, что подсказывал предыдущий опыт.
Иллюзии движения
На изображении ниже все начинает плыть перед глазами. Может даже показаться, что речь идет об анимированной гифке. На самом деле рисунок статичный, а движение овалов на нем формирует наш мозг. Дело в том, что «рисинки» выстроены в правильные ряды, играет свою роль и светотень. Все это и запускает механизм иллюзии. Интересно, что каждый двадцатый человек ее вовсе не наблюдает. А что видите вы?
Картина художника Кая Нао также впечатляет – нарисованная на ней звезда словно вращается вокруг своей оси.
Сложно поверить, что все эти рисунки на самом деле неподвижны.
Фигура движется или нет? Фигурка Микки-Мауса будто движется, но на самом деле этот эффект создается благодаря меняющимся теням и фону
То же самое и здесь — шестеренки на самом деле не двигаются.
Картина Ван Гога является, само собой, статичной, но при этом завихрения облаков на небе помогли создать необычную иллюзию. Сперва около полуминуты посмотрите на вращающиеся черно-белые спирали, а потом переведите взгляд на картину ниже. Эффект окажется поистине завораживающим.
А формирует иллюзию пост-эффект движения. Если долго смотреть на спирали, то наше зрение попытается уменьшить этот раздражитель и компенсировать движение. Но при быстром переводе взгляда на статичную картину мозг будет по-прежнему посылать сигналы, компенсируя движение, хотя его уже и нет. Так мы увидим, как звездное небо Ван Гога начнет вращаться в обратную спиралям сторону.
На анимированной картинке видно, как синие и красные отрезки меняют свою длину, а состоящая из отрезков волна словно бы пульсирует. Но это лишь обман нашего мозга. Отрезки остаются неизменной длины, а формируют иллюзию меняющиеся плечи стрелок.
«Неправильные» глаза
Нейрофизиолог и создатель одной из самых обширных онлайн-коллекций иллюзий Михаэль Бах скептически относится к определению «оптические иллюзии», потому что оно предполагает несовершенство нашей зрительной системы.
Большинство иллюзий демонстрируют не пороки этой системы, а, наоборот, ее замечательную способность быстро приносить в сознание полезную информацию о том, что происходит вокруг, считает Бах. В некоторых случаях эта экспресс-доставка данных дает сбой. Такие случаи Бах предпочитает называть не иллюзиями, а «феноменами, которые раскрывают особенно эффективные особенности нашего зрения».
Впрочем, одну иллюзию назвал бы так даже Михаэль: это иллюзия пропадающего пальца. Она одна из тех немногих, что строятся на особенности зрения, которую можно назвать недостатком. Речь о слепом пятне. В конце концов, на его совести не одна автомобильная авария.
Самые интересные иллюзии для малышей
Использовать обман зрения можно в различных аспектах жизни. Оптические иллюзии широко применяются не только в психологии, но и в творчестве, а чаще всего художниками, дизайнерами и архитекторами. Кроме того, из них можно создать целую развлекательную программу для детей. Существует немало зрительных иллюзий, которые понравятся ребенку. Играть в них можно не только на улице, рассматривая железную дорогу либо горы с водопадами, но и дома.
Больше всего детей привлекают иллюзии для глаз, которые называют перевертышами. Это хитрость, которая состоит из одного изображения, но мозг может интерпретировать его по-разному. Все зависит от того, в какую сторону повернуть лист с картинкой.
Существует несколько популярных изображений в стиле перевертышей. Многим известны картинки с принцессой и старушкой, уткой и зайцем. На этих изображениях нет перспективы, а иллюзия основана на перцептивной готовности. Для того чтобы увидеть отличия, достаточно просто повернуть лист.
Подобные оптические иллюзии можно наблюдать и в реальности. К примеру, если родители с ребенком рассматривают проплывающие по небу облака, то с одной стороны оно может показаться похожим на один предмет, а с другой — на нечто совершенно иное.
Ошибки системы распознавания движения
В начале 2000-х японский психолог Акиёши Китаока придумал технику, позволяющую создавать иллюзии движения. Самым известным примером применения этой техники стали «змеи Китаоки». Сила техники Китаоки так велика, что люди, которые смотрят на «змей» и другие подобные иллюзии на экране, часто подозревают, что им показывают видео. На самом деле нет: движение «змей» существует только в сознании зрителя.
Техника Китаоки заключается в чередовании наборов пятен разной яркости в определенной последовательности. В данном случае последовательность такая: желтый, белый, синий, черный. Но возможны и другие варианты, в том числе в оттенках серого. Секретный ингредиент этой иллюзии — асимметрия всей композиции; добавляем ее, и изображение «плывет».
Если в слепом пятне вещи исчезают из-за того, что так устроены наши глаза, то змеи Китаоки движутся из-за того, как работает наш мозг. Точнее, из-за того, как наш мозг понимает, что глаза смотрят на движущиеся объекты. Иллюзию со змеями создают отделы мозга, которые обеспечивают обработку информации о яркости, контрасте и движении.
Воображаемый красный
В случае с фотографией клубники сработала цветовая константность, которая помогает нам правильно определять цвет при разной освещенности. Ночью все кошки, конечно, серы, но сделать поправку на слегка измененный свет на закате мы вполне в состоянии. Особенно здорово у нас получается это проделывать как раз с красным цветом, потому что он рождается не в глазах, а в нашем мозгу.
На сетчатке человека есть три типа цветовых рецепторов. Они реагируют на синий, зеленый и зеленовато-желтый цвет. Красного в этом списке нет; его мы не видим, а воображаем, получая некоторое соотношение сигналов от рецепторов желто-зеленого и зеленого света.
Иллюзии на фото
Какого цвета платье? Это невероятно, но одни люди утверждают, что на фото ниже изображено платье черно-синего цвета, другим кажется, что оно бело-золотое.
На картинке ниже вы видите две фотографии одной и той же улицы, снятой под разными углами.
Но стоит более пристально приглядеться, как картинки окажутся абсолютно одинаковыми. А обман мозга порождают бордюры, которые располагаются параллельно. Но наш разум знает, что такое может быть, только если смотреть на дорогу под углом, формируя его восприятие.
Этот кот подымается по лестнице? Или все таки спускается? Мы можем сами менять направление его движения силой мысли. Шредингер бы оценил.
Нормальная, на первый взгляд, фотография.
Но если перевернуть ее в привычное положение, то наш мозг перестанет исправлять ошибки восприятия и покажет все как есть.
Эти бруски лежат друг на друге с одного конца и рядом с другого, а найти золотую середину нашему взгляду никак не удается.
Мимолетный взгляд на эти два снимка позволяет нам утверждать, что угол наклона Пизанской башни справа больше, чем слева, однако это не так. Это еще один интересный эффект, заставляющий нас воспринимать два изображения как единое целое с нарушенной симметрией.