Топ-13 настольных игр Саши Александровой, ведущей блога Пронастолки

Паника в лаборатории

Количество игроков: 2–10

Примерное время партии: 10–30 минут

Кому понравится: быстрым и сообразительным

В лаборатории сбежали амёбы, и ваша задача — быстро их поймать. Только вот беда — они постоянно прячутся в вентиляционных отверстиях и периодически изменяют свой внешний вид. Несмотря на сложное описание, игровой процесс очень простой. Карточки с нарисованными амёбами раскладывают на столе по кругу. Среди них встречаются специальные карты мутаций и вентиляционные отверстия. Ведущий кидает кубики с картинками. На них выпадают характеристики амёбы, которая убежала. И все игроки одновременно ищут беглянку. По дороге она может мутировать и менять цвет, форму и окраску. Кто первый найдёт нужную карту — получает призовое очко.

Паника в лаборатории — игра на скорость реакции и внимание. В неё одинаково весело играть и взрослым, и детям: возраст здесь не даёт никаких преимуществ

Участники играют одновременно, не придётся скучать в ожидании своего хода. Сложность можно увеличивать, постепенно добавляя новые мутации.

Цена: 740 рублей

Впечатления

‣ Оформление и качество издания игры на очень высоком уровне. Гладкие пластиковые ромбики-конфетки ярких цветов, планшеты с узорами в виде звёзд — всё это выглядит очень здорово и привлекательно. Мне эта версия кажется ещё более няшной, чем оригинальный Azul.

В комплекте идёт башня для «отработанных» плиток, но засчёт этого отсек органайзера стал меньше, и туда теперь не помещается мешок с плитками. Поэтому хранить их приходится внутри башни, а целый отсек занимает просто пустой мешок и несколько тайлов фабрик.. Зато в башню и из неё достаточно удобно пересыпать плитки во время игры, в оригинальном Азуле с этим были проблемы.

‣ Что касается механик, то это всё тот же открытый драфт тайлов для последующего размещения их у себя на планшете и получения за это очков.

Основные, но не все, различия с первым Азулом (во второй я не играла) состоят в следующем:

  • Строго 6 раундов. Столько теперь продолжается игра.
  • Джокеры. Каждый раунд один из цветов теперь становится джокером, и его можно использовать как вспомогательный для выкладывания плиток.
  • Сбор плиток в резерв. Теперь нет ограничения, сколько какого цвета плиток вы можете взять, вы собираете плитки не на специальное ограниченное место на планшете, а просто в резерв.
  • Комбо для получения новых плиток. Появился «рынок», из которого можно в течение хода добирать ещё плитки, если вам удалось «окружить» на своём планшете определённые элементы. Засчёт этого появились мини-комбинации и большая стратегичность.
  • Перенос плиток на следующий ход. До 4 плиток любых цветов теперь можно оставлять в запасе на следующие ходы.

‣ Что касается геймплея, то я в лагере тех, кто называет эту версию более глубокой, гиковой и сложной, в то время как оригинальный Азул был более семейным и прямолинейным.

Глубина здесь появилась из-за комбинаций, которые позволяют получать новые плитки с рынка по ходу партии. Это мой любимый элемент и отличие от первой игры, потому что головоломка становится интереснее, игра заставляет больше пошевелить мозгами, подумать стратегически, поприкидывать на будущее. На это же работает возможность перенести 4 плитки на будущие ходы.

‣ Правда, засчёт того, что теперь нужно мыслить в том числе на будущее, увеличился даунтайм. Тут больше поводов для паралича анализа, чем в первой игре, что, конечно, не айс, но с учётом того, что сама игра воспринимается как что-то более серьёзное, комплексное, это не так давит.

Но и время партии тут тоже выше, чем в оригинале. По крайней мере у нас 🙂

‣ Что касается взаимодействия с другими игроками, то в «Летнем павильоне» меньше hate-драфта, чем в первой игре, и эта часть кажется более дружелюбной. Всё потому, что нельзя «засадить» оппонента, заставив его взять кучу ненужных плиток, которые разобьются и принесут отрицательные очки (и так можно делать каждый раунд). В «Летнем павильоне» большую часть игры любые плитки, которые вы возьмёте, можно использовать себе во благо.

Однако совсем беззубой игру не назовёшь, потому что хотя возможности оставить соперника с тем, что ему не нужно, ограничены, но забрать то, что ему нужно, вполне можно, ведь вся информация открытая, и всем понятно, какую «звезду» пытается собрать соперник.

Также, в «Летнем павильоне» таки есть возможность разбить плитки, просто это обычно случается только под самый конец, когда уже большинство мест на планшете закрыты, и то, что совсем никуда не помещается, разбивается. В нашей прошлой партии у меня разбилось 3 плитки в самом последнем раунде, и всё.

Этот аспект — один из значимых в сравнении первой и третьей части и может существенно повлиять на то, какую версию вы предпочтёте. Кому-то нравится хейт-драфтить, заставлять оппонента брать ненужные плитки и терять очки по-крупному, а кому-то от этого неуютно. Если хотите более зубастую игру, берите первый Азул, а третий оставьте для более миролюбивых игроков.

‣ Реиграбельность в «Павильоне» в целом на уровне первого «Азула», где меняется только порядок выхода плиток на фабрики. Ну, может немного выше, потому что выход плиток тут чуть важнее, ибо от этого зависит, какие звезды можно будет собирать и сколько плиток удастся выложить в раунд. Правда, порядок джокеров всегда одинаков, но за наши партии игра пока не успела приесться.

Диагноз

«Акватика» — любопытная карточная игра-гонка на создание движка. Игра красиво и неплохо издана, хоть и с некоторыми огрехами, а правила надо было написать гораздо подробнее

Из механик обращает на себя внимание необычный и тематичный подъём акваторий, который позволяет запускать цепочки действий и получать дополнительные возможности к тем, что уже есть на картах. Главное, относиться к игре как к гонке, не рассчитывать на длинные мега-комбы и быть готовым, что партия быстро закончится

А вообще быстроту можно отнести и к плюсам, когда хочется недлинной, но достаточно умной игры. После третьей партии ставлю 7,75!

Покупки

Аккурат с началом карантина мне приехала посылка от Гаги с несколькими играми: дополнения для «Детектива», The Game, Illusion, The Mind и «На грани». Некоторые из этих коробочек, увы, предназначаются для игры в компании, поэтому по-настоящему попробовать пока возможности не было. Планирую опробовать маленькие коробки The Game, Illusion, The Mind с друзьями и написать сборный обзорчик, а то Illusion на двоих протекала довольно вяло, остальные я и не стала пробовать. Зато вот The Game оказалась довольно увлекательным пасьянсом (хотя и чертовски сложным), что в условиях карантина пришлось кстати 🙂 Но хотя бы «На грани» — чистая дуэлька, с ней будет попроще, один раз уже разложили.

Ну, и возможно дополнение L.A. для «Детектива» пройдём в этот раз вдвоём. Мы сыграли уже в «Пригород» дуэтом и это было вполне неплохо. Сам сценарий простенький и довольно прозрачный, базовый, мы его прошли на отлично, но было интересно.

Ещё я купила себе игру, которую хотела давным-давно, но потом, когда она наконец вышла на русском, я уже перегорела. А тут опять что-то захотелось. Это «Наследие: Завещание герцога де Креси». Я уже рассказывала, что хорошее евро с сильной и интересной темой — моя слабость, а в обзорах обычно отмечают, что в этой игре тема чувствуется очень хорошо. Тем более такая  уникальная. Я решила приобрести игру. Сыграли уже один раз, я столько над евро давно не смеялась, обзорчик после ещё нескольких партий.

Ещё я заказала ещё «Exit: Таинственный замок» себе в довесок к другому заказу.

Кроме того, произошла одна интересная история. Я давно хотела себе игру Watson and Holmes, как-то чуть не выписала её себе из-за границы за многоденег, а тут вдруг вижу, что её продают в Москве (VK услужливо подсунул ссылку на пост с местной барахолки). Я решила написать и поинтересоваться, могут ли мне её переслать в Минск, а продавец внезапно оказался подписчиком блога и решил мне игру просто подарить! Безумно приятно, спасибо! И ведь какая красивая оказалась игра.

Издание очень похоже на Шерлока от Crowd Games, такая же коробка, такая же бумага, конвертики, отличные иллюстрации, в общем, чистый эстетический восторг. Но в отличие от Шерлока это не кооперативный, а соревновательный детектив (необычно и интересно), поэтому играть в него надо в компании, да ещё и в отзывах говорят, что от 4 игроков самое интересное. Поэтому коробочка пока лежит и ждёт своего часа. Глядя на всю эту красоту, даже захотелось перевести вступления на красивый русский, вот может стоит заняться.

А буквально на днях я наконец собрала большой заказ из Nastolki.by. Долго я решалась и выбирала, всё-таки карантин-карантином, а выбор игр — дело слишком ответственное. В итоге взяла «Ла Гранху» (меня немного подбешивает некорректное название Ла-Гранха через дефис), «Exit: Зловещий особняк» и дополнение к «Селестии» «Бунт на корабле» для себя и несколько игр для сына: «Айс Класс», «Билет на поезд Junior Европа» и дополнительные фломастеры для «Скоростных цветов».

Я давно такими количествами перестала закупаться, всегда по 1-2 игры максимум, но карантинная тоска сделала своё чёрное дело 🙂 «Ла Гранху» уже успела прогнать соло для ознакомления с правилами, ибо буклет написан чересчур размазанно и после его прочтения была каша в голове. Детские игры тоже опробованы, но про них решила написать отдельный пост.

Основные параметры

Игры имеют важное значение для обучения и социализации малыша. Он должен научиться быть частью общества, поэтому для начала должен освоить технику общения с членами своей семьи. Мир игр открывает перспективы, которые лежат за пределами круга семьи, где ребенок должен придерживаться определенных правил, ставить цели, ждать своей очереди, рассчитывать ходы и подсчитывать очки. Участвуя в настольных играх, малыш развивает свои интеллектуальные способности и учится взаимодействовать с людьми

Настольные игры – это не только веселье. Благодаря им человек учится принимать поражения и достойно реагировать на победы. С их помощью можно поддерживать крепкие социальные связи, а также находить точки соприкосновения с теми людьми, отношения с которыми у вас до этого не ладились. Они создают выдуманную сложную ситуацию, заставляющую игроков проявлять инициативу, спорить и принимать обоснованное решение. В реальной жизни людям сложно брать все в свои руки, тогда как в игровой форме они могут преодолеть свои страхи и покинуть наконец зону комфорта. А большое разнообразие настольных игр предоставляет возможность бесконечно умножать жизненный опыт.

Игротерапия

Помимо развлечений и обучения социальным навыкам настольные игры могут применяться в качестве терапии. Многие психотерапевты прибегают к ним для лечения дислексии, дизорфографии и диспраксии. То есть они помогают бороться с расстройствами, не связанными с психическими отклонениями. И в игровой форме дети часто преодолевают речевые проблемы, лучше координируют свои движения и становятся более внимательными.

Увлечение настольными играми способствует саморазвитию, формирует уверенность в себе, избавляет от застенчивости. Они стимулируют интеллектуальные и эмоциональные способности, избавляя от тревоги и стресса. Ролевые игры часто используются в групповой психотерапии для лечения различных поведенческих расстройств или алкозависимости, отвлекая людей от зависимости и повышая их работоспособность.

Классическая ролевая настольная игра – Подземелья и Драконы

Впечатления

• Оформление и качество издания просто на высоте. Res Arcana вообще меня с первого взгляда пленила своей красотой. Иллюстрации тут — одни из самых волшебных в настолках. Пластиковый органайзер (карты в протекторах помещаются!) плюс ещё один вынимающийся трей под фигурные ресурсы. В общем, всё выглядит просто шикарно. Правда, это сказывается на цене. За такое количество компонентов она, конечно, очень кусачая 🙁

• Главная механика в игре — построение карточного движка. Причём есть интересные особенности:

‣ Res Arcana — это гонка! Игра идёт ровно столько, сколько нужно хотя бы одному игроку для получения 10 очков. Мне очень это нравится, потому что я в принципе люблю такие игры. Они всегда вызывают азарт и приносят особенно яркие эмоции, а поэтому лучше запоминаются. Под конец всегда сердечко стучит 🙂

Кстати, гонка до всего 10 очков также обеспечивает короткую продолжительность партии. Когда хочется чего-то недлинного, но напряжённого, Res Arcana выглядит хорошим претендентом.

‣ Всю игру у вас будет только 8 карт, которые и составят вашу колоду-руку, с помощью прокручивания и использования которой вам и предстоит получить заветные 10 очков. И смысл не в том, чтобы построить все 8 карт, а в том, чтобы быстрее наладить приход очков, пусть и на 4 картах. И как же приятно, когда это получается, причём каждый раз из других карт!

Конечно, Res Arcana выигрывает от многократных партий после изучения колоды и связок карт, и обязательного драфта карт перед игрой. Кстати, все карты и свойства в игре уникальны (и на том спасибо, глядя, как их мало :)).

Из неоднозначных моментов бросается в глаза следующее:

• Малое количество контента. Если играть на четверых, вообще задействуются 32 карты из 40. Сыграв даже вдвоём 4-5 партий вы уже попробуете большинство карт в игре. Монументов и мест силы тоже кажется маловато. Конечно, сочетать их можно в разные комбинации, но всё равно почти сразу хочется дополнения. Да и в органайзере под него место заранее подготовлено 🙂

• Случайный приход карт. Есть такие комбинации, которые ну очень сильны, и эти карты могут просто случайно прийти одному игроку. Драфт, естественно, призван максимально нивелировать этот момент, но и при драфте это изредка случается. Если я ещё раз увижу у мужа сочетание «Рог изобилия» + «Кубок огня», я сразу сдаюсь %)

• Драконы. В партиях на двоих это было не столько заметно, но после одной партии вчетвером, когда соперник построил дракона на первом ходу и кошмарил всех всю игру, лишая меня постоянно всех ресурсов, я больше не собиралась садиться за Res Arcana. Для меня этот момент с драконами очень спорный и неоднозначный в такой игре. Да, это добавляет «взаимодействия», но в остальном их смысл непонятен, и получается слишком уж большое преимущество у тех игроков, которым пришли карты на защиту, а те, кому не пришли, практически лишены шанса на победу.

• Фиддлинг. Ресурсы постоянно перекладываются, карты переворачиваются и т.д. Читала отзывы, что кого-то это раздражает. Меня не парило, но решила упомянуть.

Приобретения года: дополнения

Viticulture Tuscany

Лучшее дополнение, купленное в этом году, которое сделало для меня Viticulture из просто приятной и интересной игры, бомбу и игру номер один (по крайней мере пока). Я обожаю вариативность и кучу путей достичь своей цели и получить очки, и в Тоскане всё это есть. В большинстве многочисленных партиий в этом году мы заканчивали в 1-2 очках друг от друга, а многие партии вообще решились по тайбрейкеру. И при этом у всех были свои стратегии! Это очень круто, потому что создаёт напряжение до самого конца и свидетельствует о глубокой проработке игры.

Ещё один абсолютный плюс игры для меня — то, что это гонка, а не просто традиционное оливье из очков. Это дарит каждый раз яркие и незабываемые эмоции в конце партии. Да, в игре есть место случаю, и не всё здесь можно застратежить, но для меня это не минус, а ещё один источник эмоций и реиграбельности. И поэтому Виноделие нравится больше купленного в этом же году «Серпа», в который, похоже, я просто не умею играть, ибо там надо продумывать всю стратегию с самого начала.

Ещё из покупок хотелось бы отметить Orleans (с дополнением Trade and Intrigue, интересная механика и просто приятная разнообразная игра), Troyes (классное оформление, любимая механика и почти слышный скрип мозгов от процесса; подумать только, игре уже 7 лет), Pandemic Iberia (отличный улучшенный вариант классики с очень здоровским историческим флейвором и оформлением; ещё бы чаще удавалось играть), Castles of Burgundy (наконец добавила в коллекцию! единственный Фельд, который мне нужен), Остров Скай (затмил для меня «Замки безумного короля Людвига» и подкупает в первую очередь огромной реиграбельностью и вариативностью) и другие игры.

Благодаря друзьям и знакомым удавалось играть в и другие игры, которых в коллекции нет, за что им всем большое спасибо.

Главный вопрос: «Орлеан» или «Альтиплано»?

Так ли похожа «Альтиплано» на «Орлеан», что полностью может его заменить? Ответ: на удивление нет. Почему-то при наличии стольких похожих механик и торчащих отовсюду ушей по геймплею «Альпака» не напоминает «Орлеан», не создаёт ощущение, что это две одинаковые игры. При рассказе правил знание «Орлеана» помогает, но вот при игре о связи игр можно и забыть.

Ещё одно моё наблюдение: «Альтиплано» сложнее раскусить. При игре не возникает чувства, что вот это здание явная имба, и вот через эту стратегию легче всего победить (в «Орлене» уже через пару-тройку партий такие мысли начинают закрадываться). Я вообще до сих пор не знаю, что надо делать в «Альтиплано», чтобы победить и чтобы эффективно играть. Все три раза проиграла в пух и прах! %))

Если же вам принципиально надо выбрать, то вот мои мысли:

«Орлеан» нравится своим полем с товарами и перемещением по нему, наличием событий, которые меняют каждый раунд, чуть большим взаимодействием, полем благих деяний, где можно получить что-то хорошее взамен на жетоны (особенно с дополнением).

Не нравится тем, что есть явные стратегии и здания, которые более выгодны, а также доступностью всех зданий с самого начала и всегда одинаковыми стартовыми условиями. И без дополнения «Торговля и интриги» не предлагать.

В «Альтиплано» чистка мешка далеко не так интересна (перенос на склад для потенциального получения очков, и это ещё если удастся заполнить ряд), кроме того, есть ресурсы, которые просто могут мусорить мешок в принципе (еда). Да и чаще возникали ситуации, когда вытянул такое, что даже 1-2 эффективных действия с этим придумать тяжело, потому что видов ресурсов больше и комбятся они похуже. Время партии дольше, взаимодействия меньше.

Но мне нравится, что для выполнения действий надо ходить по локациям и продумывать наперёд все перемещения и порядок действий, что пока не найдено каких-то очевидно более выгодных путей к победе + нравятся все косметические улучшения по сравнению с «Орлеаном» (ограниченная доступность зданий, разные стартовые пресонажи и т.п.). База «Альтиплано» выглядит однозначно поинтереснее голой базы «Орлеана».

Вывод

«Намёк понял» — отличный пати-гейм, который мне нравится больше и «Кодовых имён», и «Декодера». Играется хорошо и весело (!) даже на 4 игроков. Правила ну просто элементарные, даже на фоне других простых игр для вечеринок.

Из недостатков: всё-таки многие любят соревноваться между собой, а тут приходится играть кооперативно, «против стола», как мой папа сказал. Неравнозначная сложность слов. И цена чуть выше, чем обычно стоят такие игры. Зато компоненты отличного качества и играть удобно.

К слову, купить уже оригинальную коробку с первого раза мне тоже было нелегко! Пусть она и недешёвая для своего содержания, дороже других пати-геймов, но разбирают очень быстро, как мне поведали продавцы. В третьем магазине забрала последнюю коробку.

Спасибо «Стилю жизни» за отличный пати-гейм, надеюсь сыграть ещё много раз. А когда слова все переберём, будем брать из Telestrations 🙂 Советую!

Вывод

Res Arcana (Рес Аркана) — это безумно красивая карточная игра-гонка на построение движка. Всего 8 карт и необходимость первому набрать 10 очков. Именно это — главное, что меня привлекает в игре: азарт и элемент гонки, такие игры хоть и нервируют, но дарят яркие эмоции. Ещё плюсом является быстрота партии, при этом я не ощущаю её как филлер.

После первых партий я не видела чего-то особенного, кроме оформления, но после 6 партий при всех неоднозначностях игра чем-то манит, хочется в неё играть. Сейчас это главный претендент на стол, если времени мало, а хочется сыграть во что-то гиковское. Но контента в игре маловато, почти сразу хочется больше карт, мест силы и монументов. 8 баллов (0,25 за офомление добавила).

Вывод

«Крошечные города» — увлекательная пространственная игра-головоломка. Быстрая, заставляющая подумать, вариативная. Большой плюс в том, что играется она хорошо до 6 человек и при этом по времени не удлиняется из-за одновременных ходов, таких игр на рынке действительно немного. Игра приятно ломает голову, заставляя представлять в уме несколько ходов наперёд, такая стратегичность — редкость для филлеров. Игра неконфликтная (не считая игры вдвоём, говорят, там можно пакостить), но и нет ощущения, что другие игроки не нужны, ведь это они определяют, какие ресурсы будут доступны в том числе вам. В общем, очень приятная коробочка, ставлю 7,75!

Другие итоги

А вообще к концу года ребёнок подрос, и времени на игры вдвоём по вечерам стало меньше 🙁 Зато теперь гораздо легче играть с друзьями, у кого тоже есть дети примерно этого возраста. Пока родители раскладывают настолочку, детки разносят по кусочкам дом играют друг с другом — профит!

Также в этом году было приятно, что хобби приносило небольшую денежку время от времени, так что удавалось совмещать приятное с приятным. К концу года статистика блога пошла вверх, а в инстаграме появилось аж 1500 подписчиков. И хотя я за рейтингами особо не гонюсь, потому что пишу для души, всё равно приятно и, может, из этого получится что-то интересное в следующем году. Ибо конечно, всем блоггерам хотелось бы получать настольные игры на обзоры, это как знак признания, что-ли 🙂

Ещё из позитивного то, что хотя я не веду учёт партий, по ощущениям в прошлом году играть получалось больше и чаще, чем раньше (почти все партии и все игры попадают в Инстаграм). Всё благодаря моему мужу, который меня поддерживает и соглашается таким образом проводить время, хотя сам бы предпочёл порубиться в Дьяблу на приставке :)) Ну, и друзья из нескольких компаний, с которыми я тоже частенько играю.

Надеюсь, тенденция продолжится и в следующем году, потому что пока оставлять настолки я точно не намерена. Всем удачного настольного года!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий