Добро пожаловать в петлю
Сюжет здесь достаточно простой: мы играем за одного из двух персонажей: Кольта или Джулианну. Но основным действующим лицом всё-таки является Кольт.
Пляж, море, песок и бутылка в руке с диким похмельем — в таком состоянии пробуждается главный герой. Он не помнит, что было вчера. Причём настолько не помнит, что даже не знает, как его зовут и что происходит на острове Чёрный риф.
Но ситуация быстро исправляется. С нами общается некая Джулианна, которая напоминает о происходящем, а именно, о том, что на острове образовалась временная петля длительностью в сутки. Все на острове могут умереть, а здания разрушиться из-за определенных действий, но на следующий день всё откатывается обратно.
В воздухе появляются странные надписи, которые видит не только игрок, но и сам Кольт. Через них с героем идёт общение, но неизвестно, кто именно с ним говорит. Однако этот посланник явно пытается помочь.
Выясняется, что для разрыва петли нужно убить восемь идеологов. А до тех пор мы вольны делать все, что взбредёт в голову. После каждого перезапуска Кольт теряет вещи, но уже помнит определённую информацию — именно она здесь является самой ценной валютой.
День разделён на четыре фазы: утро, полдень, обед и вечер. И за все эти фазы нужно успеть убить всех боссов. У каждого есть свои особенности и выверенный график. Так что со временем будет легко понять, что нужно делать. А вариантов здесь предостаточно, ведь нам дают открытую песочницу, и стиль прохождения напрямую зависит от игрока.
В отличие от того же Dishonored, где упор делался на стелс, в мире Deathloop нет строгих рамок. Игрок волен делать всё, что ему захочется, и как захочется. Хочешь пойти в раш и раскромсать врагов своими силами? Пожалуйста. Хочешь подстроить несчастный случай? Вперёд. Хочешь тихо перерезать горло каждому? Да кто мешает. Вариантов прохождения очень много.
У каждого идеолога есть свои уникальные суперспособности. После убийства можно их присвоить себе. Равно как и уникальное оружие. Все пушки разделяются на несколько степеней редкости: от серой до оранжевой. Эта система всем уже привычна, и на ней зацикливаться не станем. Отличаются стволы уроном и дополнительными функциями.
Выше я говорил о том, что по истечении петли все снаряжение пропадает. Это длится примерно до второго перезапуска. Затем выясняется, что на острове есть некий редкий материал резидиум. Он сосредоточен в вещах и людях по всему острову, и именно он позволяет вещи и способности сохранять за собой. Достаточно их просто им насытить.
Резидиум — это вторая важная валюта на Чёрном рифе. Вокруг неё вертится сюжет, и она помогает Кольту в ходе прохождения.
Что касается идеологов, то и здесь не так все просто. Можно вызубрить наизусть их маршруты, знать точные тайминги каждого действия. Но всё может в любой момент пойти не по плану. И виной тому будет Джулианна.
Она тоже запоминает все, что происходило в ходе петли. И она играет «за плохих парней». То есть все противники выступают на ее стороне, она их соратник. И её главная задача — убить вас. А делать это она любит с превеликим удовольствием.
Причём главная особенность Джулианны в том, что за неё играет другой человек, а не бот (изредка и он тоже). Она может ворваться в вашу петлю в любой момент, и сможет дать настоящий отпор. Тут уже все зависит от скиллов геймеров. Джулианна также обладает несколькими способностями и может открывать другие, чтобы быть наравне (а то и на голову выше) с вами.
У каждого героя есть собственный инвентарь с оружием, брелоками и слитками. Брелоки наделяют игрока дополнительными пассивными способностями. Например, они позволяют ускорять восстановление здоровья, отражать часть пуль, снижать отдачу стволов, увеличивать скорость передвижения, наделять двойным прыжков и многое другое. Всего можно носить с собой 4 активных брелока, каждый так же придётся насыщать резидиумом, чтобы оставить в новой петле при себе.
Слитки — это те самые суперспособности. Изначально Кольту доступен один слиток, позволяющий умереть до трёх раз за игровые сутки. Затем петля запустится заново. Некоторые абилки мы уже видели в Dishonored. Например, «смещение» — телепортацию. Но есть другие уникальные, вроде, размножения личности. Один из идеологов буквально создал несколько копий себя, однако вам перейдёт не эта способность, а возможность создавать ментальный взрыв в скоплении врагов.
В игре представлено 5 различных слитков. А активными могут быть только два.
Сюжет Riders Republic
Riders Republic — это организация, которую собрали отчаянные экстрималы. Эти ребята и дня не могут прожить, не провернув смертельно опасный трюк или не спустившись с крутого склона. В итоге они обустроили место, где каждый сорвиголова почувствует себя, как дома: там полно трасс, соревнований, оборудованных площадок и единомышленников.
Геймеры будут играть за талантливого спортсмена, которого взяли на карандаш самые видные активисты Riders Republic. За вашим аватаром они разглядели недюжинный талант — быть может, вам по силам дорасти до участия в самом легендарном турнире всех времён и взять там главный приз.
Впрочем, до этого ещё далеко. Сначала предстоит пройти большой путь, выиграть сотни гонок, исполнить тысячи трюков и завладеть элитной экипировкой.
В общем, сюжета в игре толком нет — да он и не нужен. Игра делает ставку не на историю, а на драйвовый геймплей и разнообразие. С ними в Riders Republic всё отлично.
Геймплей Gamedec
Gamedec — это изометрическая RPG, которая скорее напоминает интерактивную книгу, чем игру. Герою предстоит исследовать локации, находить улики, делать выводы и много-много болтать. Диалоги занимают большую часть игры — удались они на славу.
Каждое дело геймдека — головоломка, которую нужно разгадать. Вы прибываете на место, где произошло преступление, и должны вынести вердикт. Для этого нужно вдоль и поперёк обыскать локацию, изучить девайсы в округе, собрать улики и опросить зевак или подозреваемых.
При этом некоторые люди не спешат делиться информацией — чтобы расколоть их, придётся участвовать в словесных дуэлях. Можно убедить собеседника, что вы ангел, которому стоит доверить секреты, или же так сильно взбесить его, что он вывалит правду, лишь бы отвязаться от вас.
Боёвки в игре нет, но пострелять всё-таки удастся — можно даже сойтись в драматичной дуэлиБоёвки в игре нет, но пострелять всё-таки удастся — можно даже сойтись в драматичной дуэли
Каждое успешное действие откроет улику. Чтобы закрыть дело, нужно проанализировать все доказательства и вынести вердикт. К примеру, на мостовой лежит труп, а версий, что случилось с беднягой, несколько. Быть может, он выпал из летающего такси. Или дрон по ошибке счёл его угрозой и убил. Или же он повздорил с бандитом и словил пулю. А что если его убили… прямиком из игры?
Подобные задачки встречаются часто. При этом ругать за неверный вывод никто не будет. Пошли по ложному следу? Да пожалуйста!
Головоломки напоминают игры про Шерлока ХолмсаГоловоломки напоминают игры про Шерлока Холмса
Вариативность прохождения в игре огромная. Однажды вы попадёте в ролевую игру в восточном стиле. У местных лидеров есть секреты, которые нужно выведать. Чтобы раскрыть загадку, можно притвориться приличным игроком и выполнять квесты лидеров или игнорировать поручения и сфокусироваться на расследовании. Можно вообще забить на всё, бесцельно шастать по местности и даже угодить в тюрьму — это всё равно к чему-то вас приведёт. У героя обычно есть три-четыре способна добыть информацию, и все они разные.
К сожалению, вариативным получился лишь базовый геймплей. Герой может разными способами добывать улики и выносить неверные умозаключения, но на глобальный сюжет это особо не влияет. Как бы вы не ошибались, история всё равно приведёт в нужное место и укажет на правильные ответы.
Стоит отметить, что вариативность порой даёт сбой. Однажды расследование приведёт к негодяю — геймдеку нужно поболтать с ним и решить его судьбу. Засранца можно сдать в полицию, отпустить восвояси или пристрелить.
Увы, из-за технических ошибок сделать некоторые выборы нельзя. В этом диалоге есть, как минимум, два ответа, которые приводят к критическим багам — экран просто застывает, вынуждая перезапускать игру. Из-за этого приходится выбирать не тот вариант, с которым ты согласен, а тот, который позволяет продолжить прохождение.
Игры в Gamedec
Существенная часть Gamedec проходит в виртуальной реальности — разработчики используют эту фишку на полную. В каких только проектах не окажется детектив.
Детектив может натянуть на себя скин котикаДетектив может натянуть на себя скин котика
Одна из первых локаций — free-to-play-ферма, где происходит кое-что подозрительное. Геймеры здесь ведут хозяйство, торгуют, создают кланы, открывают лутбоксы — в общем, занимаются всеми активностями, свойственными подобным играм.Герой тоже может стать фермером и растить урожай. Посадить тыкву и ягоды, завести котика, поставить декоративную телегу, купить инструменты и затариться новыми семенами. Зачем? Да просто так.
На деле ферма пригодится лишь однажды, когда необязательный квест потребует добыть три лутбокса. В остальном механику фермерства добавили просто по фану — получилось прикольно.
Также внутри игр, по которым путешествует геймдек, можно встретить персонажей в чудных скинах, раздражающих троллей и ролевиков, которые чересчур сильно вживаются в роль, — в общем, всё, как в реальных ММО. При этом с каждым встречным геймером можно пообщаться и выстроить отношения. Если поругаетесь с ним, а затем встретите в другой игре, не ждите ничего хорошего — он всё помнит.
Графика и системные требования в Riders Republic
Если говорить о технической составляющей, Riders Republic мало чем отличается от Steep. Так сразу и не скажешь, что релизы разделяет пять лет. Новинка выглядит красочнее, текстуры стали более чёткими, но разительной разницу не назвать.
А вот если взглянуть на дизайн локаций, Riders Republic на шаг впереди. Дело не только в разнообразии, но и в том, как разработчики поработали над местностью. Локации полны деталей: прокатившись по лесу, можно встретить ручьи, где мишки ловят рыбу, домики, где живут райдеры, аттракционы, живописные местечки и много чего ещё. Занятий там мало, но выглядит местность симпатично.
Чтобы игра запустилась, хватит PC с видеокартой GTX 970, 8 Гб оперативной памяти и процессором i5-4460. На консолях прошлого поколения Riders Republic тоже неплохо выглядит и стабильно работает — разве что количество участников в массовых гонках сокращено до 32 человек.
За 18 часов геймплея я не встретил багов и критических ошибок. На старте регулярно вылетали сервера, но сейчас они работают стабильно.
Сюжет Gamedec
Сеттинг Gamedec основан на романах Марчина Пшибылека (Marcin Przybyłek). Писатель смотрит в будущее с пессимизмом. Спустя 200 лет с момента, как вы читаете этот обзор, технологии шагнули вперёд: летающие машины, невероятные дроны, продвинутый ИИ — всё это стало обыденностью.
Увы, счастья это не принесло. Дело в том, что природа повернулась к человечеству спиной — теперь людям не хватает еды, воды и прочих благ. Чтобы сбежать от реальности, многие с головой уходят в виртуальные миры, где проводят большую часть жизни.
Игры будущего устроены иначе. Геймер ложится на специальное кресло и отправляется в чудесные миры, где можно создать ферму, поучаствовать в космических баталиях или предаться разврату. Увы, технология уязвима — игроков можно хакнуть, обокрасть, запереть в VR или даже убить. Кому звонить в этом случае? Геймдеку. Именно за такого профи мы и будем играть.
Поначалу Gamedec кажется процедуралом. Несчастные обращаются к нему за самой разной помощью: разработчики просят устранить баги, геймеры жалуются на проблемы с лутбоксами, родители требуют вытащить отпрысков из виртуального мира. Детектив берётся за любое дело, изучает улики, выносит вердикт и решает проблему.
Дела зачастую оказываются не так просты, как кажется на первый взгляд. Простенькое расследование в миленькой игре может привести к масштабному заговору, связанному с рабством, наркотиками и большими деньгами.
При этом внимательный детектив быстро заметит, что выпавшие на его долю поручения как-то связаны, а сам он вот-вот вляпается в историю, выпутаться из которой непросто. Ставки будут расти, дела станут всё более опасными, а ловить маслины придётся не только в виртуальных мирах.
Сюжет Gamedec получился отличным. В нём есть любопытные загадки, неожиданные повороты и драматические сцены. Если сначала история кажется простенькой, то со временем она набирает обороты и неплохо интригует. Проблема в том, что Gamedec неизбежно будут сравнивать с Disco Elysium — и здесь польская игра уступает по всем фронтам.
За спиной главного героя есть история, но недостаточно глубокая, чтобы проникнуться ей. Вероятно, по замыслу создателей геймер должен почувствовать себя на месте геймдека и вжиться в его роль. Из-за этого вы не встретите столь же запоминающихся моментов, как звонок бывшей жене посреди ночи в проекте ZA/UM.
В основной истории тоже полно запоминающихся эпизодов, но им далеко до Трибунала, встречи с загадочным существом или общением с Долорес Рэй из Disco Elysium. Плохо ли это? Да нет, просто не ждите от сюжета Gamedec откровений — он хорош, но до шедевра не дотягивает.
Также стоит отметить, что в версии для прессы не было русского языка. Разработчики обещают добавить его на релизе, но сначала стоит дождаться отзывов. Дело в том, что даже на английский был переведён не весь текст — например, меню создания персонажа и древо прокачки изобиловали описаниями на польском. Чтобы понять, что за героя я создаю и какую профессию мне предлагают прокачивать, приходилось регулярно открывать онлайн-переводчик.
Спустя пару дней прилетел патч, который починил перевод, но тревога на счёт русского языка всё ещё остаётся. Каким он будет, если трудности возникли даже с языком Шекспира?
Диалоги, увы, не озвученыДиалоги, увы, не озвучены
Впрочем, диалоги и описания в Gamedec пусть и получились живыми и проработанными, но мудрёных словечек и непонятных терминов избегают. Если в школе вы не пропускали английский, справитесь с игрой даже без перевода — благо она никуда не спешит и позволяет отвлекаться на словарь.
Правила петли
Ваш распорядок дня поделён на четыре локации и четыре временные зоны: утро, день, вечер, ночь. Каждая локация в каждый временной отрезок немного отличается: например, в локации Даунтаун мост к одному из боссов опущен только до вечера, а дом пиротехника после полудня запечатан, и туда не попасть. Помимо основных боссов, по картам ходят разношёрстные бойцы, которые тоже меняют свои расположения в зависимости от отрезка времени. То есть мы имеем примерно 16 разных локации — они не очень большие, но за один временной период изучить их полностью не выйдет.
Второй основной элемент геймплея — поиски зацепок: вам надо убить восемь идеологов за четыре временных периода, а значит, некоторые из них должны оказаться в одном месте и в одно время с другими. Изначально вам известно о нахождении всего пары из них, а вот про остальных придётся узнавать в процессе.
Записки, аудиозаписи, разговоры и открытие закрытых дверей дадут вам немного новой информации о перемещении боссов. Например, учёный Егор должен явиться на вечеринку Алексиса в Даунтауне ночью, но не приходит туда из-за научного открытия — изменив ситуацию в начале дня, вы повлияете на решение Егора и встретите сразу две цели в одной точке. То есть вы не сможете сразу в первый же день всех убить, пока не узнаете больше подробностей о расписании каждого из боссов.
Помимо основных задач, есть и второстепенные загадки, но их спокойно можно разгадать и после прохождения основного сюжета — на историю они не влияют.
Сюжет
События происходят в Польше в 1999 году. Главная героиня игры — медиум по имени Марианна. Она может видеть мир духов параллельно миру живых и способна помогать заблудшим душам находить успокоение. С ней связывается неизвестный человек, который подозрительно много знает о Марианне и зовёт её приехать в заброшенный с советских времён санаторий «Нива», чтобы найти ответы на вопросы.
Если просто написать весь сюжет The Medium, то он уместится в паре предложений, но разработчикам удалось довольно грамотно и интересно провести его через всю игру. Следить за историей интересно, она увлекает, даёт информацию по крупицами и старается держать интригу до самого конца. Понятное дело, что можно попробовать угадать, что же произошло, но Bloober Team хорошо справилась с задачей удержания интереса, особенно учитывая, что геймплей в игре очень простой.
Геймплей
Управление и камера здесь смахивает на Silent Hill, есть даже фонарик на груди, но это единственные сходства — The Medium совершенно линейна, а головоломки и препятствия решаются в рамках пары соседних комнат. Вам чаще придётся читать записки и слушать комментарии героини, чем выбирать и совмещать в инвентаре предметы для дальнейшего прохождения. В этом плане Bloober Team недалеко ушла от своих предыдущих игр. Главной же фишкой стало разделение камеры — когда героиня одновременно находится и в реальном, и в мире духов, но это происходит не по вашему желанию, а по сюжету.
И есть стойкое ощущение, что можно было показывать одновременно только один мир или дать возможность переключать их вручную в нужный момент сюжета. Да, иногда Марианна разговаривает с духами, и в этот момент в реальном мире тоже что-то происходит, но чаще героиня просто общается с пустотой и держит в руках несуществующие предметы. Выглядит скорее странно, чем пугающе. То же самое касается и головоломок — очень редко необходимо видеть два мира одновременно, а разделение только сбивает. Ну а чисто техническая проблема этого разделения — две одновременные сцены очень сильно нагружают систему и может проседать частота кадров. Разве что чисто визуально эти моменты выглядят довольно завораживающе.
Сюжет
На самом деле завязка простая и раскрывается за первые пару часов игры. Есть остров Чёрный риф, и на нём нашли нестабильную временную аномалию. Её изучили и построили комплекс, который создаёт временную петлю длинною в сутки, а жители рифа стали участниками эксперимента. Все на рифе теперь проживают один и тот же день своей жизни по одному и тому же расписанию, на следующий день забывая об этом.
Вы играете за Кольта, который тоже во всём этом замешан, но почему-то хочет разорвать петлю и вырваться из этого места. Устройство каким-то образом привязано к восьми ключевым персонажам-идеологам, и чтобы всё сломать, надо их убить, но сделать это за один день, потому что иначе всё начнётся сначала. Плюс у Кольта на хвосте сидит Джулианна, которая всеми силами постарается его остановить.
Это лишь основная завязка, но так как это игра Arkane, то вас ждут разные записки, аудиозаписи, переговоры и диалоги, из которых вы сможете понять, что это за место, кто все эти люди и что тут вообще происходит. И поверьте, это очень атмосферное и интересное приключение. А главное, оно не хмурое и депрессивное, как те же Prey и Dishonored. Персонажи яркие, а их общение пусть иногда и чересчур эмоциональное, но весёлое. Разработчики в этом вопросе вдохновлялись работами Тарантино, и они явно уловили суть.
Стрельба и дуэли
Основной игровой процесс взял всё лучшее от Dishonored: здесь приятная стрельба, удобные перемещения и знакомые приёмы — есть способности невидимости, телепорта, подбрасывания врагов и связывание. Их вы можете забрать у убитых идеологов и даже оставить себе, как и любой найденный ствол и перк — Кольт умеет собирать специальную энергию, которой насыщает предметы и те остаются с вами после перезапуска петли.
На каждую вылазку у вас есть три жизни: первые разы вы потеряете накопленную энергию, которую можно собрать со своего трупа, но на третий раз вас вернёт в начало дня и вы потеряете всё, что не успели насытить.
Есть в DEATHLOOP и элемент мультиплеера: один раз за один временной период Джулианна может вторгнуться в ваш мир и попытаться вас убить. Вы можете открыть доступ, тогда за неё будут играть реальные живые игроки. Правила дуэли просты: играя за Кольта, вам надо убить Джулианну и взломать специальный терминал, который разблокирует вход в убежище, или после его разблокировки просто сбежать.
За Джулианну геймплей чуть сложнее, потому что придётся убить Кольта три раза, ведь у игрока есть два отката, плюс необходимо защищать точку от взлома. Даже если вы проиграли за Джулианну, то вам всё равно дадут немного очков и опыта, который разблокирует для неё новые способности и костюмы, в том числе и для Кольта.
Мне показалось, что отбиваться от Джулианны было чуть интересней, чем играть за неё, потому что три раза убивать Кольта немного утомительно. Но, возможно, это потому, что я не очень креативный убийца, ведь вы можете использовать всё окружение локации для своих коварных целей.
Может показаться, что DEATHLOOP — это roguelike или даже лутер-шутер, но это не так. Конечно, здесь есть такие элементы, потому что после смерти вы всё теряете, но ваше приключение не становится от этого случайным. Так же, как и оружие с перками, — его тут не очень много и, скорее всего, к середине игры у вас уже будет любимый набор стволов с улучшениями к ним. Разность перков сделана больше для того, чтобы вы подобрали их для своего комфортного типа игры.
Прогресс в Deathloop ощущаешь не только благодаря новым пушкам и навыкам
В какой-то момент игра перестает быть иммерсив-симом
Уходя на двадцатый круг, ты уже собрал с уровней все самое важное, выучил маршруты охраны и знаешь каждый обоссаный переулок Даунтауна. Ты разыгрываешь все как по нотам и достигаешь целей за считанные минуты, используя самые быстрые маршруты
В итоге происходящее все-таки превращается в рутину. Ты все чаще ловишь себя на том, что геймплей стал механическим, а, например, вечера ты просто проматываешь, потому что на вечернее время у тебя не осталось вообще никаких дел ни на одной локации.
Хаос в происходящее может внести только Джулианна. Она имеет привычку внезапно вторгаться на локации и устраивать охоту за Кольтом. Причем управлять ей может и живой игрок — такой в Deathloop мультиплеер, в духе Dark Souls. Но и к этому привыкаешь. Иногда успеваешь и все задачи выполнить, и с уровня сбежать, вообще не встретив Джулианну, которая где-то шныряет в поисках Кольта. Интересный геймплей между заклятыми врагами складывается только если оба игрока в этом заинтересованы и хорошо понимают игру. В этом главный минус игры за Джулианну — ты можешь долго ждать подключения к Кольту, а он просто засядет с невидимостью в углу, в итоге ты заскучаешь и уйдешь сам. И даже мощным лутом, который падает с девушки в случае поражения, его не выманишь.
Когда же доходит до кульминации, того самого дня, когда все идеологи будут убиты, все проходит пугающе быстро и гладко. Финальный рывок занял у меня буквально десять минут, а мои жертвы были абсолютно беспомощны (как и их охрана). Поначалу я был разочарован, но потом понял, насколько это мощный элемент, в котором соединяется и геймплей, и нарратив. Я вспомнил, как шкерился по углам и запарывал миссии в начале игры. Как неловко подбирался к идеологом и вместо тихого убийства устраивал бойню с десятками трупов. Но временная петля превратила меня в смертельное божество Черного рифа. И это не просто приятное чувство — это короткий, но мощный залп эйфории, который готовился все те двадцать часов, что длилась игра.
На самом деле, с Deathloop всё просто. Если вы любите игры Arkane, то наверняка полюбите и ее. Для этого не нужно заранее разбираться как Deathloop устроена, и уж точно не стоит читать нытье про похожий на Дануолл Даунтаун и способности прямиком из Dishonored. Просто ныряйте — Deathloop работает, как и все прошлые игры Arkane.
Deathloop выходит 14 сентября 2021 года на PS5 и PC. Игра полностью переведена на русский язык, включая озвучку.