Обзор игры Ethnos

Введение

Во второй половине 2020 года я увидел анонс настольной игры «Индустрия» от Hobby World и нашего родного геймдизайнера Ивана Лашина, создателя очень популярной за рубежом «Корпорации Смартфон». Причем увидел в Инстаграме у зарубежного блоггера. Мне стало любопытно, как так вышло, что отечественная настолка сначала попала в Европу, а не к нам. Нам обещают аукцион, покупку предприятий и улучшение. Нам говорят о великолепном дизайне. Нас обнадеживают качественным карточным движком. «Наверное, она классная, хоть и не является моим любимым жанром», — подумал я. И при первой же возможности ее приобрел. Давайте разбираться, насколько верны выданные ей авансы.

Впечатления

«Индустрия» — современный экономический «тяжелый» филлер с очень хорошо реализованной механикой аукциона. При этом весь процесс представляет собой построение игрового движка. Это, на самом деле, здорово. Достаточно интересная механика, которая встречается в более дорогих и весомых настолках, тут также выходит на первый план. А это означает, что за вполне подъемную сумму вы получаете хорошую возможность с удовольствием напрячь свой мозг.

В первую очередь импонирует время партии и даунтайм. Аукцион проходит достаточно бодро, без лишних провалов. При игре максимальным составом вы, конечно, можете потерять несколько минут. Но никто же не мешает в эти самые минуты просчитать свою следующую ставку. И, естественно, возможность одновременного отыгрыша фазы производства. Если вы доверяете своим оппонентам, вторая часть раунда может занять в два раза меньше времени. Естественно, это личный выбор каждого. Хотите за всех пересчитывать прибыль, значит в вас умер бухгалтер или финансист. Хотя, может в жизни вы и есть бухгалтер. Тогда это объяснимо.

Также хочется вспомнить про порог вхождения. Признаюсь честно, когда я впервые узнал про игру, мне она показалась крайне сложной. Но любопытство перевесило, коробка куплена и распакована. Даже первая партия была отыграна на стриме, почти не зная правил. И я вам скажу, что все очень легко и понятно. Нам с супругой потребовался один раунд (один!!!), чтобы все понять и пуститься во все тяжкие аукционно-производственного дела. Вы с легкостью можете подарить ее начинающим настольщикам, взять себе в коллекцию в качестве «a hard day’s boardgame». Порог вхождения тут минимальный.

А вот что достойно не просто упоминания, а восхищения, так это работа иллюстраторов. Великолепная акварель на каждой карте! Вот честно, мне сразу вспомнились работы наших лучших мастеров — Сурикова, Левитана, Серова, Бенуа. Да, иллюстрации больше напоминают так называемые ведуты — архитектурные зарисовки. Однако, они не менее прекрасны, чем классические пейзажи XIX века. И, будто усиливая эффект, на двухсторонних картах обычное и модернизированное предприятия настолько же отличаются визуально, как здания до и после реставрации. Мелочь, казалось бы, но визуальный эффект шикарный. Даже просто рассматривать эти картины приятно.

Из явных минусов могу выделить два. Во-первых, это качество деревянных компонентов. Понятное дело, что маленькие жетоны тяжело поддаются шлифовке и обработке, но, в конце концов, что делать со сколами? Это дерево, скажете вы. Да, это дерево. И с ним тоже можно и нужно работать. Не скажу причину — материал, косяк производства, халатность — но факт неприятный. Безусловно, на процесс он не влияет никаким образом. И все же в настолке за почти 2 000 рублей не хотелось бы видеть такие огрехи.

Во-вторых, малое количество компонентов. Я говорю исключительно про сердце «Индустрии» — карты. Прошу прощения, мне их не хватает. Если рассматривать игру только как филлер, то этого числа вам хватит. Ведь раскладывать ее вы будете от силы пару раз в месяц. Не успеете заиграть и выучить все. А если вы хотите играть много и большой компанией, повторов не избежать. В комплекте 36 предприятий. С учетом того, что в фазе аукциона на четырех участников вы будете выкладывать в ряд 8 карт, получится общее число в 32 за всю партию9напомню, из 36). Не, ну вот честно, этого мало. Добавлю сюда только 5 персонажей. Как итог — реиграбельность падает. Я согласен, что комбинации карт могут отличаться от партии к партии. Так ведь и эффекты предприятий повторяются. В общем, хочется больше.

Сюжет Gamedec

Сеттинг Gamedec основан на романах Марчина Пшибылека (Marcin Przybyłek). Писатель смотрит в будущее с пессимизмом. Спустя 200 лет с момента, как вы читаете этот обзор, технологии шагнули вперёд: летающие машины, невероятные дроны, продвинутый ИИ — всё это стало обыденностью.

Увы, счастья это не принесло. Дело в том, что природа повернулась к человечеству спиной — теперь людям не хватает еды, воды и прочих благ. Чтобы сбежать от реальности, многие с головой уходят в виртуальные миры, где проводят большую часть жизни.

Игры будущего устроены иначе. Геймер ложится на специальное кресло и отправляется в чудесные миры, где можно создать ферму, поучаствовать в космических баталиях или предаться разврату. Увы, технология уязвима — игроков можно хакнуть, обокрасть, запереть в VR или даже убить. Кому звонить в этом случае? Геймдеку. Именно за такого профи мы и будем играть.

Поначалу Gamedec кажется процедуралом. Несчастные обращаются к нему за самой разной помощью: разработчики просят устранить баги, геймеры жалуются на проблемы с лутбоксами, родители требуют вытащить отпрысков из виртуального мира. Детектив берётся за любое дело, изучает улики, выносит вердикт и решает проблему.

Дела зачастую оказываются не так просты, как кажется на первый взгляд. Простенькое расследование в миленькой игре может привести к масштабному заговору, связанному с рабством, наркотиками и большими деньгами.

При этом внимательный детектив быстро заметит, что выпавшие на его долю поручения как-то связаны, а сам он вот-вот вляпается в историю, выпутаться из которой непросто. Ставки будут расти, дела станут всё более опасными, а ловить маслины придётся не только в виртуальных мирах.

Сюжет Gamedec получился отличным. В нём есть любопытные загадки, неожиданные повороты и драматические сцены. Если сначала история кажется простенькой, то со временем она набирает обороты и неплохо интригует. Проблема в том, что Gamedec неизбежно будут сравнивать с Disco Elysium — и здесь польская игра уступает по всем фронтам.

За спиной главного героя есть история, но недостаточно глубокая, чтобы проникнуться ей. Вероятно, по замыслу создателей геймер должен почувствовать себя на месте геймдека и вжиться в его роль. Из-за этого вы не встретите столь же запоминающихся моментов, как звонок бывшей жене посреди ночи в проекте ZA/UM.

В основной истории тоже полно запоминающихся эпизодов, но им далеко до Трибунала, встречи с загадочным существом или общением с Долорес Рэй из Disco Elysium. Плохо ли это? Да нет, просто не ждите от сюжета Gamedec откровений — он хорош, но до шедевра не дотягивает.

Также стоит отметить, что в версии для прессы не было русского языка. Разработчики обещают добавить его на релизе, но сначала стоит дождаться отзывов. Дело в том, что даже на английский был переведён не весь текст — например, меню создания персонажа и древо прокачки изобиловали описаниями на польском. Чтобы понять, что за героя я создаю и какую профессию мне предлагают прокачивать, приходилось регулярно открывать онлайн-переводчик.

Спустя пару дней прилетел патч, который починил перевод, но тревога на счёт русского языка всё ещё остаётся. Каким он будет, если трудности возникли даже с языком Шекспира?

Диалоги, увы, не озвученыДиалоги, увы, не озвучены

Впрочем, диалоги и описания в Gamedec пусть и получились живыми и проработанными, но мудрёных словечек и непонятных терминов избегают. Если в школе вы не пропускали английский, справитесь с игрой даже без перевода — благо она никуда не спешит и позволяет отвлекаться на словарь.

Подготовка

Итак, перейдем к подготовке. Она проста и незатейлива. Случайным образом выдаем каждому игроку по одной карте промышленника и стартового предприятия, а также ресурсы, указанные сверху на последней из них. Участники выбирают цвет своего жетона и соответствующие диски аукциона. Оставшиеся карты и аксессуары убираем, в игре они не понадобятся.

Стартовые карты (сверху) и карты предприятий (снизу)

Двухсторонние карты предприятия раскладываем базовой стороной вверх, перемешиваем и выкладываем на стол 6/7/8 карт (в зависимости от числа игроков). Это аукционный ряд, за который вы будете вести борьбу в первой фазе раунда. Рядом с ним кладем счетчик, ставим в верхний паз жетон цифрой «1» внутрь. А сверху располагаем колоду предприятий. Выбираем первого игрока и вперед!

Геймплей Gamedec

Gamedec — это изометрическая RPG, которая скорее напоминает интерактивную книгу, чем игру. Герою предстоит исследовать локации, находить улики, делать выводы и много-много болтать. Диалоги занимают большую часть игры — удались они на славу.

Каждое дело геймдека — головоломка, которую нужно разгадать. Вы прибываете на место, где произошло преступление, и должны вынести вердикт. Для этого нужно вдоль и поперёк обыскать локацию, изучить девайсы в округе, собрать улики и опросить зевак или подозреваемых.

При этом некоторые люди не спешат делиться информацией — чтобы расколоть их, придётся участвовать в словесных дуэлях. Можно убедить собеседника, что вы ангел, которому стоит доверить секреты, или же так сильно взбесить его, что он вывалит правду, лишь бы отвязаться от вас.

Боёвки в игре нет, но пострелять всё-таки удастся — можно даже сойтись в драматичной дуэлиБоёвки в игре нет, но пострелять всё-таки удастся — можно даже сойтись в драматичной дуэли

Каждое успешное действие откроет улику. Чтобы закрыть дело, нужно проанализировать все доказательства и вынести вердикт. К примеру, на мостовой лежит труп, а версий, что случилось с беднягой, несколько. Быть может, он выпал из летающего такси. Или дрон по ошибке счёл его угрозой и убил. Или же он повздорил с бандитом и словил пулю. А что если его убили… прямиком из игры?

Подобные задачки встречаются часто. При этом ругать за неверный вывод никто не будет. Пошли по ложному следу? Да пожалуйста!

Головоломки напоминают игры про Шерлока ХолмсаГоловоломки напоминают игры про Шерлока Холмса

Вариативность прохождения в игре огромная. Однажды вы попадёте в ролевую игру в восточном стиле. У местных лидеров есть секреты, которые нужно выведать. Чтобы раскрыть загадку, можно притвориться приличным игроком и выполнять квесты лидеров или игнорировать поручения и сфокусироваться на расследовании. Можно вообще забить на всё, бесцельно шастать по местности и даже угодить в тюрьму — это всё равно к чему-то вас приведёт. У героя обычно есть три-четыре способна добыть информацию, и все они разные.

К сожалению, вариативным получился лишь базовый геймплей. Герой может разными способами добывать улики и выносить неверные умозаключения, но на глобальный сюжет это особо не влияет. Как бы вы не ошибались, история всё равно приведёт в нужное место и укажет на правильные ответы.

Стоит отметить, что вариативность порой даёт сбой. Однажды расследование приведёт к негодяю — геймдеку нужно поболтать с ним и решить его судьбу. Засранца можно сдать в полицию, отпустить восвояси или пристрелить.

Увы, из-за технических ошибок сделать некоторые выборы нельзя. В этом диалоге есть, как минимум, два ответа, которые приводят к критическим багам — экран просто застывает, вынуждая перезапускать игру. Из-за этого приходится выбирать не тот вариант, с которым ты согласен, а тот, который позволяет продолжить прохождение.

Что такое Gamedec?

Вышедшая в 2019-м Disco Elysium стала феноменом. Студия ZA/UM призналась, что проект рождался в страданиях — возможно, именно поэтому он получился таким эмоциональным и впечатляющим. Разработчикам удалось всё: в игре были харизматичные персонажи, изумительные диалоги, любопытная история, талантливый юмор — достоинства можно перечислять бесконечно.

Неудивительно, что многие хотели повторить успех — взять хотя бы Gamedec. Акцент в игре сделан на исследованиях и диалогах, а боёвка, как и в Disco Elysium, отсутствует. Впрочем, пусть детище Anshar во многом напоминает одну из лучших игр 2019-го, авторы утверждают, что не подглядывали за конкурентами. Дело в том, что разработка началась ещё до релиза творения ZA/UM, и схожесть концепций — всего лишь случайность.

Но удалось ли Anshar сделать достойный проект, который впечатлит так же, как история Гарри Дюбуа? Сложный вопрос. Gamedec получилась отличной игрой, которая придётся фанатам жанра по вкусу — вот только вряд ли она займёт такое же место в их сердцах, как Disco Elysium.

Вместо послесловия

Скажу честно — пока я готовил эту статью, успел наиграть порядка 10 партий разным составом. Мне хотелось попробовать все вариации, посмотреть карты, изучить комбинации. Так вот, на протяжении всего времени владения мое мнение колебалось между «это отличная настолка» и «вау, я в восторге». В ней нет провалов, откровенных ляпов и косяков. Это действительно достойная игра. Я почти уверен, что текущий рейтинг на BGG (а он, напомню, 7.7 — норма для новых настолок) вырастет, равно как и место в топе.

Но все же как ее оценить, чтобы всем было понятно? Я пришел к выводу, что все зависит от состава игроков. И на мой взгляд — трое тут оптимально. Причем именно трое живых людей, без агента в качестве добавки. Такой состав поможет максимально сбалансировано вести партию, держать требуемый уровень напряжения и оптимально подобрать работающий движок без риска утонуть в комбинациях. Именно в этом случае «Индустрия» будет до предела лаконична в механиках, принесет больше удовольствия. Это не значит, что при других составах станет хуже, нет. Просто риск что-то пропустить выше, отсюда и потенциальная недооценка.

Я очень прошу, не относитесь к «Индустрии» как к серьезной тематической игре. Она иная и преследует другие цели. И тем не менее, я советую вам ее попробовать. В качестве филлера, пускай и тяжеловесного, она просто бесподобна. Быстрая, умная, инновационная в каком-то смысле даже. В качестве гейтвея для желающих познакомиться с основами построения движка она тоже придется ко двору. Механики простые, процесс увлекательный. В качестве «a hard day’s boardgame», когда нет сил и возможностей на что-то большее? Хороший вариант!

Помните, выбор всегда за вами! И в настольном, и в реальном мире! А я пойду еще раз разложу «Индустрию» с друзьями. В конце концов, мы должны сделать лучшие мануфактуры Российской Империи!

Вам нравятся филлеры? Тогда я думаю вам будет интересна наша статья — Лучшие настольные игры по версии «Час Хобби». Филлеры.

Распаковка

Внутри коробки нас ждут по 5 стартовых карт предприятий и промышленников с уникальными свойствами, 36 игровых двухсторонних (базовых и модернизированных) карт предприятий, а также масса деревянных и картонных жетонов. Среди них личные маркированные аукционные диски (по 4 каждого цвета) и один дополнительный нейтральный, жетоны игроков, модернизации, угля, металла и нефти, двухкомпонентный счетчик раундов, множители, кубик, монеты. И, естественно, двуглавый орел — символ Российской империи. Ну и первого игрока тоже.

Карты с льняным тиснением, средней плотности, с выраженными скруглениями. Картонные жетоны толстые и прочные. К качеству этих компонентов претензий никаких нет. Деревянные же, наоборот, с заметными сколами и неровностями под краской. Конечно, на игровом процессе это не отражается, но настольные эстеты могут быть недовольны.

Основной компонент — карты предприятий — имеют не только две стороны, но и два разных эффекта. Вверху находится эффект компенсации. Он пригодится в первой фазе аукциона, когда игроки будут получать репарацию, то есть выплату за проигрыш. Нижний эффект — производство, разыгрывается во второй фазе. Его действие зависит от того, модернизирована или нет карта предприятия. На неулучшенных картах присутствует только один эффект — он обозначен цветным схематичным рисунком ресурсов и действий с ними. Под ним расположен другой, контурный, который позволяет понять, что конкретно будет доступно игроку после модернизации. Простая и понятная инфографика в действии.

Игровой процесс

Игровой процесс «Индустрии» состоит из четырех раундов, каждый из которых разделен на две фазы — аукцион и производство. Последовательно проходя их, вы сначала будете приобретать предприятия или получать за них компенсацию, после чего добывать, перерабатывать или продавать ресурсы.

Аукцион

Аукцион — первая фаза и, забегая вперед, главная фишка «Индустрии». По очереди игроки выкладывают на карты из ряда предприятий по одному диску любого размера и достоинства. Это сделано специально для удобства подсчета и исключения ошибок. Игрок может положить диск на ту карту, на которой еще нет диска соответствующего цвета или номинала. Проще говоря, к одинаковому цвету и номеру нельзя. Когда диски на руках кончились, начинается подведение итогов.

Игрок с наивысшей ставкой забирает себе предприятие. Остальные участники, поставившие на ту же карту, получают компенсацию из верхней части, помноженную на номинал диска. Идентичный принцип применим и для компенсаторных эффектов переработки. Чем выше проигравший аукцион диск, тем мощнее репарация.

Производство

Вторая фаза раунда, являющаяся, по сути, построением и активацией карточного движка. По очереди или одновременно игроки применяют действия из нижних половин своих карт. Вариантов тут 4. Первый — добыча ресурсов. На картах она представлена обычным обозначением угля, металла, нефти или жетона модернизации. Второй — переработка. Это изображение перехода из одного ресурса в другой при помощи стрелки вправо. Третий — продажа. То же самое, только от ресурса к деньгам. И четвертый — модернизация. Она есть только на стартовой карте. Но это не значит, что ее можно выполнить однократно. Над стрелкой расположен знак бесконечности. Вывод: имеете требуемый запас ресурсов — улучшайте сколько влезет.

За фазу производства карта активируется только один раз, если не сказано обратное. Задействованное предприятие можно отложить в сторону, повернуть, съесть. Хотя вот этого как раз не надо делать, все же у нас не легаси. Действия на карте выполняются строго сверху вниз. Да, вы вольны пропустить одно из них. Но вернуться к нему в данную фазу уже не получится. Так что внимательно выбирайте последовательность, чтобы ничего не упустить и получить максимальную выгоду.

По окончании производства верните свои предприятия в исходное положение. Сверху колоды аукциона снимите одну карту и заново сформируйте аукционный ряд. Это действие позволяет игрокам не видеть его первую карту, дабы не иметь преимущества в начале фазы. Затем переведите трекер раундов на следующее деление и начинайте все сначала. В конце четвертого раунда подсчитайте деньги, они же победные очки. Если значения равны, побеждает владелец наибольшего числа карт. Если и тут одинаково — то владелец максимального числа ресурсов. Опять равенство? Не знаю… До такого даже создатели игры не дошли.

Игры в Gamedec

Существенная часть Gamedec проходит в виртуальной реальности — разработчики используют эту фишку на полную. В каких только проектах не окажется детектив.

Детектив может натянуть на себя скин котикаДетектив может натянуть на себя скин котика

Одна из первых локаций — free-to-play-ферма, где происходит кое-что подозрительное. Геймеры здесь ведут хозяйство, торгуют, создают кланы, открывают лутбоксы — в общем, занимаются всеми активностями, свойственными подобным играм.Герой тоже может стать фермером и растить урожай. Посадить тыкву и ягоды, завести котика, поставить декоративную телегу, купить инструменты и затариться новыми семенами. Зачем? Да просто так.

На деле ферма пригодится лишь однажды, когда необязательный квест потребует добыть три лутбокса. В остальном механику фермерства добавили просто по фану — получилось прикольно.

Также внутри игр, по которым путешествует геймдек, можно встретить персонажей в чудных скинах, раздражающих троллей и ролевиков, которые чересчур сильно вживаются в роль, — в общем, всё, как в реальных ММО. При этом с каждым встречным геймером можно пообщаться и выстроить отношения. Если поругаетесь с ним, а затем встретите в другой игре, не ждите ничего хорошего — он всё помнит.

Графика и системные требования в Gamedec

Gamedec выглядит приятно. Достигается эффект не за счёт навороченных технологий, а благодаря отличному дизайну. Герой побывает в залитой неоновыми огнями реальности, мрачной игре про разврат и содомию, солнечной ферме и много где ещё — местность всегда будет симпатичной. До графонистой The Ascent игра не дотягивает, но, в целом, претензий к визуалу нет.

Системные требования у Gamedec терпимые. Чтобы запустить игру, нужен PC с видеокартой GTX 760, 8 Гб оперативной памяти и процессор Intel i5-3570. Я проходил Gamedec на ноутбуке с GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативной памяти и AMD Ryzen 5 3550H. Такая конфигурация позволила включить самые высокие настройки в Full HD. К оптимизации претензий нет, но пару раз игра вылетала на рабочий стол.

***

Gamedec впечатляет отличными историей, диалогами и расследованиями

Фанатам изометрических RPG стоит обратить на игру внимание. Впрочем, если вы ждали шедевра уровня Disco Elysium, снизьте планку ожиданий, иначе можно разочароваться

Как думаете, нужны ли миру геймдеки или это какая-то глупость?

Миру нужны геймдеки?

  • Секс, убийство и бесконечная ночь — появился геймплей польской RPG Gamedec в стилистике киберпанка
  • Вышел трейлер Gamedec — сюжетной киберпанк-RPG для PC, которая выглядит не хуже Cyberpunk 2077
  • Впечатления от Gamedec. Disco Elysium пополам с Cyberpunk 2077 — надо играть?

Персонаж и прокачка в Gamedec

Редактор в игре простенький. Можно выбрать пол героя, место рождения, ценности и одну из 18 внешностей. Все остальные решения принимаются во время прохождения.

То, как герой будет решать проблемы, зависит от профессий, которыми он овладел. Геймдек может стать суровым громилой: от его строгого взгляда у свидетелей развяжется язык, а вставший на пути охранник отойдёт в сторону. Либо можно стать хакером, который добывает информацию взломом и технической сноровкой, а внутри игр обходит ограничения читами. Или болтливым переговорщиком. Или медиком. Или много кем ещё — вариантов уйма.

Чтобы овладеть профессиями, нужны специальные очки — всего их четыре вида, и каждый добывается во время диалогов. Вот вы встретили громилу, который хочет вышвырнуть вас с места преступления. Скажете что-нибудь дерзкое или полезете в драку — держите очко «огня». Попробуете призвать к миру и дружбе — наградой будет очко «сердца».

Система любопытная, но есть в ней и недостатки. Чтобы освоить крутые профессии, нужны очки всех типов. Поэтому даже если вы отыгрываете дружелюбного детектива, иногда придётся выходить из роли и дерзить. Не потому, что вы сочли такой ответ наиболее подходящим, а лишь из-за потребности в конкретных очках. Порой это расстраивает.

Впрочем, Gamedec не вынуждает вас изучать хоть какие-либо профессии. Детектив может вообще ничего не уметь, но всё равно доберётся до финала. Дело в том, что в Gamedec одна из самых вариативных RPG-моделей за многие годы, и проиграть попросту нельзя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий