Горыныч: по ту сторону сказки

I.

Давно это было. В те времена, когда люди своим трудом жили. Руками себе пропитание добывали. С утра до поздней ночи в работах свой досуг коротали…
Разводили скот, землю обрабатывали. А лишки меняли, так недостающее получали.

На Русь-Матушку тогда со всех сторон враги ходить повадились. Что ни год – набегут орды да полчища неприятелей, разорят, разворуют все что хорошо ли, плохо ли лежит. А простым труженикам потом одна забота – восстановить бы утраченное, да с голоду от неурожая не помереть.

Но голод, хоть и не тетка, а все ж, не так страшен. Во сто крат хуже другая напасть. О трех головах огнедышащих, да со стрелой вострой на хвосте. И имя ей – Змей Горыныч, Гадина Подколодная.

Как повадился Змей девиц воровать – никакого спасения нету. Каждый год по весне облетает он деревни да села. Смотрит, и будто насквозь все видит. Не скрыть, не обмануть. Как есть, самых красивых молодых дев распознает, да с собой уносит. А что дальше, одному Богу ведомо.

IV.

День бьются богатыри с Горынычем. Ночь бьются. Вышли уже из дворца. На Калиновом мосту близ озера бьются. Они ему головы рубят, а головы обратно отрастают. Отсекут одну – на ее месте две новых. Отсекут другую – три новых появятся.

Силы у Горыныча прибывают, а у богатырей исходят.
Кажется, уже конец этой битвы близится.
Вдруг, упал Добрыня Никитич. Лицом к воде припал и видит диво – на озере лебеди бьются, белые с черными. Черных уже тьма-тьмущая, а белых – только трое.

Вытащил он тогда из-за пазухи свой лук, и начал стрелы выпускать. Всех черных лебедей перебил. Обернулся – а у Горыныча только одна голова осталась. Да и ту Илья Муромец обрубить грозится.

Взмолился тогда Змей:
– Не губите меня, добры молодцы. Век на Русь нападать не буду. Здесь останусь, Калинов мост стеречь да Сороковое Царство охранять.
Думали богатыри, думали, и решили оставить Змея. Не стань его, кто ж и в самом деле проход в Сороковое Царство сторожить будет?

Положили так: посадить Змея на цепь длинную. Такую, чтоб на весь мост хватило. Но крепкую, чтоб не вырвался. А когда задуманное свершили, отправились во дворец, девиц вызволять.
По пути слышат – стон и плач доносится откуда-то. Спустились в подвалы дворцовые, а там люда честного – видимо-невидимо. И стар, и млад. Срубили тогда богатыри замки тяжелые и выпустили всех на свободу.

А дочек Прохоровых отвезли к отцу и испросили его родительского благословения, чтобы в жены их взять.

На том и сказка кончилась. А жизнь на Руси и по сей день продолжается, в довольстве, мире и благоденствии.

Змей Горыныч

I

На горе за темным лесом жил да был Горыныч-Змей. Дом — пещера под навесом огромаднейших камней.

Век змеиный шел помалу, — всё одно из года в год, — ночью — скука донимала, днем — летал стращать народ.

Да однажды надоело безобразие творить. В змеемыслях то и дело крепко стал себя корить:

— Вот намедни что наделал, — cжег посев, задрал быка. Пастухов двоих отделал — не очухались пока.

Хорошо ли, право слово, добрым людям докучать? Да — Горыныч, что-ж такого? — c озорством пора кончать.

Эта злобоперспектива — совершенно ни к чему. По-людски бы жить, счастливо, не мешая никому.

Долго думал трехголовый, суд над совестью вершил. — Начинаю жизнь по новой! — так на том и порешил.

II

Как за облаком на воле ветер жаворонка нес. Выходили бабы в поле, — сообща да на покос.

Глядь, — второй вдали порхает… Да всё ближе, всё видней. — Энтот крыльями махает шой-то странно. Бабы! Змей!

Ой, летит! Бросайте косы, — дуй в деревню наутек. Что у Змея за вопросы им вестимо невдомек.

Оголтелые вбегают. Пол деревни — на дыбы. — Змей! Спасайся! Убивают! — выпер страх что в дождь грибы.

— Затворяйте ставни, двери, — укрывайся кто-куда, — помнят прошлые потери. Сторонись — пришла беда!

Над округой ветер взвился, — в небо крестится народ. Змей Горыныч приземлился к бабе Дуне в огород.

И сидит… Hе пышет жаром, да на приступ не идет, не грозит селу пожаром. — Аль, нечистый, выкуп ждет?

Сообщил — шуметь не будет. Коли так, то посему пусть расскажет добрым людям что тут надобно ему.

III

Говорит Горыныч: Братцы, уж поверьте, не шучу. Прилетел к вам исправляться. Жить — по совести хочу.

Мужики глядят на Змея: — Интересные дела… Как-же этака идея к трехголовому пришла?

— Впредь разбойничать не буду, — отработаю вину. Помогать могу повсюду, — запрягусь хоть в борону.

Не судите слишком строго, — пригожусь, пока не стар. К вам дружинником в подмогу запишусь громить татар.

Тут вперед выходит Ванька: — Да на кой ты нам нужон! На Горыныча то глянь-ка — повиниться вздумал он!

Разомнем его ребята, как ведется — от души! Нам ли слушать супостата? — раз приперся — порешим!

Вся деревня похватала вилы, колья — и вперед. Время истины настало, — силой мериться черед.

Жаль, добром не получилось, да и злоба-то ушла. — Погоди! Сдаюсь на милость! Сшибли с ног — табак дела.

Вопли, ругань, туча пыли… — Змей сдается! Не боись! Чуть до смерти не забили. Как устали — разошлись.

Баба Дуня, Бог с тобою, и куда-ж в твои лета? — Напоследок — в дых ногою, ох, святая простота!

IV

Пыл угас в честном народе. Сеет свет луны оскал… Развалившись в огороде, мрачный Змей в раздумье впал.

Обернувшись, видит слева человеческую стать. — Я из здешних, — молвит дева, — Василисой величать.

Ой да люд накуролесил, — извини, что вышло так. Спьяну речь Иван отвесил. Он жених мне, но дурак.

Не держи на сердце гнева, не чини народу месть, — чуть не всхлипывает дева. Сжалься, коли жалость есть.

— Ладно,.. недоразуменье обойду я стороной. Стань, зазноба, утешеньем. Будь, краса, моей женой!

— Ой, на это не согласна, — у меня жених Иван. Змей не слышит. Ты — прекрасна! Крепко обнял гибкий стан.

Говорит: Уже-ль, зазноба, вид мой кажется суров? Заживем в пещере оба, не обижу — я таков.

Живописнейшее место у обрыва бор с рекой, — утешал «жених» «невесту», унося её с собой.

V С той поры в селе спокойно, — ни налетов нет, ни драк. Лишь, ругаясь непристойно, горько пьет Иван-дурак.

Василиса Змею рада, — оказался — молодец! По заслугам и награда. Тут и сказочке конец.

Вся подробность — неизвестна, — мне копаться не с руки. Так что, если интересно, — дорасскажут мужики.

III.

Тогда бабушка и говорит старшой сиротке:
– Ты, Настасья, вот что, отправляйся в лес. Да принеси нам немного хворосту. А то старый, совсем извалялся.

– Да что вы, бабушка! – противится Настасья. – Куда ж вы меня на ночь глядя-то отправляете? Али до утра не ждет работа эта?
Бабушка на нее так сурово взглянула, и Настасья, удрученная, но покорная, поплелась в лес.

Вот идет она по тропке узкой. А кругом звуки разные – незнакомые. Но не так ей и страшно. Нос-то чует опасность. Вдруг, остановилась Настасья, замерла. Принюхалась. Будто в беду попал кто-то.

Бросилась она по лесу, не разбирая дороги, и вскоре вышла к глубокому оврагу. Смотрит, на краю того оврага, человек трепыхается. Зацепился за ветки и вот-вот свалится. А на глазах у него платок повязан. Стало быть, и не понимает сам, что на волоске от смерти висит.

Подошла Настасья, высвободила кофтенку человеку, и на ровное место его подвела:
– Ты чего, – говорит, – зачем глаза завязал? Али слепой и не хочешь очи открывать израненные?
Закивал человек, подтверждая ее догадку. Рассказал, что шел через лес, да и заблудился. А дорогу теперь найти не может.
Огляделась Настасья – ночь уж заволокла все кругом. Тут, не то что слепому, зрячему-то на тропу не выбраться. Если бы не нос ее, сама бы сгинуть могла. Подхватила она незнакомца под белы рученьки и домой повела.

Змей Горыныч Оружие

Из сказочных преданий, нам известно, что Змей имел способность к извержению пламени. Однако, образ этот не появился сам по себе. Поскольку, представления о Горыныче, во многом связывались с кочевниками – завоевателями, наиболее разрушительными из которых являлись орды Чингисхана, логично предположить, что именно здесь нужно искать основу для данного способа боя / защиты.

Степные кочевники использовали в своих набегах особый вид оружия, незнакомого жителям Древней Руси – огневые стрелы, с зажженным пороховым зарядом, которые обладали невероятной разрушительной силой. Скорее всего, именно они легли в основу извержения огня Горынычем.

Славянские мифы – Чернобог и Белобог

Калинов мост соединяет мир живых и мертвых, он решает, биться нашему сердцу или нет. Разделяет эти Миры река Смородина, кровь наша, наших предков и родственников, огненная пылающая река, обладающая резким смердящим запахом смерти, потусторонний смород и зловоние. На берегу живых правит Белобог, на том берегу реки Смородины, за Калиновым мостом правит Чернобог, повелитель Смерти, зла и безумия. В помощницах у него прислуживает Морена (Марена), Богиня Смерти, ее владения представляли собой мрачные вызженные земли, усыпанные человеческими костями и черепами. Марена регулярно перебирается по Калиновому мосту в мир Яви, для того, чтобы собрать урожай людских жизней.

Смена мерностей или миров Яви и Нави – так и называлась С-мер-ть, твердо узаконенная. Согласно преданиям, за царством Смерти располагались миры Прави и Слави, места обитания Светлых Богов и славянский сад Ирий, по христиански – рай. Именно туда стремились попасть души умерших людей. А для этого, им нужно было обязательно пройти Калинов мост и царство Марены, это она в сказках Варвара-краса длинная Коса, коса смерти стригущая нити человеческих жизней. Но пересечь огненную реку Смородину могли только лишь праведники, с чистой кровью от светлых слов и богоугодных поступков. Люди отягощенные тяжкими поступками сделать этого не могли, под грешниками мост проваливался и их навечно поглощала огненная пучина. Эти предания нашли свое отражение в древних погребальных обрядах. Так славяне во время похорон сооружали небольшую переправу-мост через местную реку. Хоронили умерших людей на погостах, погостить у предков (сейчас это кладбища), на высоком берегу, что бы предки хорошо видели чем заняты их чада.

Сказки и Былины повествуют, что на берегах реки Смородины возле Калинового моста сражались с многоголовым огнедышащим Змеем все знаменитые богатыри. Змеи-захватчики, неудачники Горынычи, несущие только горе людское, были детьми легендарного Вия, проживающего в пещере на темном берегу реки Смородины. Сам Вий не может покинуть свое подземелье, куда заточил Бог Велес. А вот его потомство неоднократно пыталось захватить светлый берег Живы-жизни. Если человеку становилось плохо со здоровьем от темных мыслей в голове, пил он отвар из кореньев и листьев смородины, ел пахучие жизнью ягоды, и шел на поправку.

Кроме многоголовых Змеев и Вия на темном берегу жили вездесущий Кащей бессмертный, козлоногий Бог Пан, Баба Яга, а так же богатырь Горыня, который без зазрения совести переходили то на темную, то на светлую сторону воинства. Сразить могучих Змеев могли только лишь искусные воины, а менее удачные витязи находили свою смерть на берегах реки Смородины, все берега были усеяны человеческими костями, а кругом валялись поломанные луки и стрелы, да покореженные мечи.

В магических заговорах славян всегда упоминался Калинов мост, дающий дополнительную силу человеку, дарованную Смертью Нави. Редко, но приходила от имени Смерти на помощь светлым Богатырям сама Баба Яга, чья избушка стояла на берегу реки Смородины. Эта дама, несмотря на свое темное происхождение, снабжала Витязей волшебным оружием и давала ценные советы.

Но все это Сказки, т.е. повествования лежащие на поверхности, сказка – ложь, да в ней намек. Тогда копаем глубже, и рассмотрим более детально сказку о трех братьях царевичах, которым пришлось сразиться с Горынычами, с тремя, девятью и двенадцатью головами. Сказка об Иване царевиче и Змее-Горыныче.

Характерные особенности Змея Горыныча

Из сказок и преданий, по сути, только наличие нескольких голов является общей, неизменной для всех текстов, чертой Змея. Известно, что Змей может извергать пламя (дышать огнем), однако природа этого огня не совсем ясна.

Кровь Змея также обладает огненными свойствами. Она выжигает те участки земли, на которые попадает. И там потом долго ничего не растет. Кровь Горыныча черного цвета, что также усиливает негативную окраску героя.

Змей имеет способность к регенерации. Даже его отрубленные головы, вырастают заново. Он разумен, говорит человечьим голосом. Не чуждается материальных благ. Так, в некоторых сказках, Змей Горыныч облагает данью княжества и царства.

Хвост Горыныча – длинный, с наконечником – стрелой. Его кожа – чешуйчатая, переливчатая на Солнце.

?Известно, что Змей – летает. Тем не менее, НИГДЕ не встречается описание его крыльев, хотя, очевидно, что они у него есть.

Внученька

Поутру встали бабушка и дедушка. Затопили печь, самовар нагрели. И только за булки сдобные уселись, глядь в окно – а там, уже не баба снежная, а девочка беленькая, живая стоит и глазками моргает.

Побежал тогда дедушка, взял ее за холодные рученьки, да в дом повел. А она из себя – хорошенькая-прехорошенькая. Белолицая, румяная, коса русая до пояса.

И полюбили ее старики, как свою родную внученьку. Снегурочкой назвали. Пуще самого дорогого подарка берегли, нарадоваться не могли.

А работа у Снегурочки всегда спорилась. За какое бы дело не принялась она – все получается, быстро-ладно. Она и в хатке приберет, и обед наготовит, и в лес за хворостом сходит. Помощница каких свет не видывал.

III.

Все ночи напролет они шли без устали, а как день наступал, и звезда скрывалась на светлом небе, они отдыхали, до наступления следующей темноты.

Вскоре, миновав крутые горы, вышли богатыри к Калиновому мосту. Небо тут, низко – низко свешивало до земли свои рваные края, так что, в некоторых местах до них можно было рукой достать.

Видят богатыри – стоит на мосту огромный дворец с расписными оконцами, и кручеными лесенками. А вкруг дворца того, озеро чистое, будто зеркало. И ходят по нему лебеди – по одну сторону черные, по другую – белые.

Подошли богатыри ко дворцу тому, а как внутрь попасть не знают. Вдруг, видят из окна девичья головка показалась. Распознали в ней богатыри одну из дочерей Прохоровых. Ту, что Алеше Поповичу больше всех приглянулась.

Позвал ее Алеша. Говорит: — Девица-красавица, мы вам на подмогу прибыли. Как во дворец попасть? А она ему отвечает: — Нету здесь входа. И выхода нету. А только когда прилетает Змей, он в озеро ныряет, и оттуда уже во дворце оказывается.

Осмотрели богатыри озеро со всех сторон. Вода как вода. Лебеди как лебеди. Ничего примечательного. Только дворец как в зеркале отражается. Поразмыслили они тогда и решили – надо нырять. Помолились усердно, зашли с той сторонки, где белые лебеди плавали и пошли под воду.

Едва только смокнулась над их головами зеркальная пелена, богатыри разом во дворце очутились. Палаты перед ними золоченые, убранство драгоценное. И сидят у окошечка девицы-красавицы, Прохоровы дочери. Вдруг задрожало все вокруг, потемнело за окнами. Змей летит, из пасти огонь извергает. Богатыри за шторку стали, девицы полы ее расправили, и снова на прежнее место уселись, словно не видали ничего.

Входит Змей Горыныч. Головами по сторонам вертит, ноздри раздувает: — Чую-чую, чужой дух! – кричит грозным голосом. – Покажись, али сам найду. Хуже будет! Вышли тогда богатыри из-за шторки. Негоже бравым молодцам от Гадин Подколодных прятаться. И вступились в бой, не на жизнь, а насмерть.

Серия включает 15 книг

добавлено 2021-09-29 10:02:41
По ту сторону сказки. Переменные ветра

/ По ту сторону сказки #8

В восьмой книге серии Катерина ищет и находит попавшего в плен к викингам Бурого Волка, сталкивается с колдовской голубо…

добавлено 2021-09-17 00:32:13
По ту сторону сказки. Как найти врата?

/ По ту сторону сказки #1

Наши сказки погибают от страшного зеленого тумана, заполонившего земли Лукоморья. Кот Баюн и другие сказочные герои давн…

добавлено 2021-08-08 10:02:38
По ту сторону сказки. Лукоморские царства

/ По ту сторону сказки #3

Катерине приходится открыть ворота в Лукоморье прямо в школе из-за Черномора. Злобный карлик уносит Катерину в свой двор…

добавлено 2021-07-24 00:35:00
По ту сторону сказки. И далеко, и близко

/ По ту сторону сказки #9

В девятой книге серии Катерине приходится столкнуться с коварством ведьмы, на время лишившей её возможности быть с друзь…

добавлено 2021-03-25 00:32:11
По ту сторону сказки. Такие разные братья

/ По ту сторону сказки #6

В шестой книге серии Катерина неожиданно находит дальнюю родню, и избавляется от незваных гостей, её уносит медный орёл …

добавлено 2021-02-14 00:32:27
По ту сторону сказки. Ветры, кони и дороги

/ По ту сторону сказки #7

В седьмой книге серии Катерина попадает в плен к викингам, невольно получает в услужение очень хулиганский Ветер и вывоз…

добавлено 2020-12-14 11:18:03
По ту сторону сказки. И далеко, и близко

/ По ту сторону сказки #9

В девятой книге серии Катерине приходится столкнуться с коварством ведьмы, на время лишившей её возможности быть с друзь…

добавлено 2020-05-21 20:18:04
По ту сторону сказки. Переменные ветра

/ По ту сторону сказки #8

В восьмой книге серии Катерина ищет и находит попавшего в плен к викингам Бурого Волка, сталкивается с колдовской голубо…

добавлено 2020-02-27 01:16:31
По ту сторону сказки. Ветры, кони и дороги

/ По ту сторону сказки #7

В седьмой книге серии Катерина попадает в плен к викингам, невольно получает в услужение очень хулиганский Ветер и вывоз…

добавлено 2020-02-17 19:15:40
По ту сторону сказки. Такие разные братья

/ По ту сторону сказки #6

В шестой книге серии Катерина неожиданно находит дальнюю родню, и избавляется от незваных гостей, её уносит медный орёл …

добавлено 2020-01-24 17:16:00
По ту сторону сказки. Околдованные в звериных шкурах

/ По ту сторону сказки #4

В четвёртой книге серии Катерине придётся открыть врата в Лукоморье прямо на уроке. Она столкнётся со скалистыми дракона…

добавлено 2020-01-24 16:15:08
По ту сторону сказки. Каждый выбирает для себя

/ По ту сторону сказки #5

Сказочнице приходится решать всё более сложные задачи. Катерине придётся вызволять пленника лесной шишиги, останавливать…

добавлено 2019-12-31 15:15:17
По ту сторону сказки. Лукоморские царства

/ По ту сторону сказки #3

Катерине приходится открыть ворота в Лукоморье прямо в школе из-за Черномора. Злобный карлик уносит Катерину в свой двор…

добавлено 2019-12-27 18:15:14
По ту сторону сказки. Дорога в туман

/ По ту сторону сказки #2

Книга вторая «По ту сторону сказки. Дорога в туман» продолжает серию «По ту сторону сказки». Приключения сказочницы дево…

добавлено 2019-12-18 17:16:32
По ту сторону сказки. Как найти врата?

/ По ту сторону сказки #1

Наши сказки погибают от страшного зеленого тумана, заполонившего земли Лукоморья. Кот Баюн и другие сказочные герои давн…

II.

В одном селе, в том, что по правую руку от реки Уперты, в старом покосившемся доме, жил бедный человек, по имени Прохор. Жена его давно умерла, оставив ему на попечении трех дочерей – погодок. Все они были красавицы и умницы, каких мало.

Весной, как зацвело все вокруг, прилетел Змей Горыныч и стал рыскать, свое спрашивать. А Прохор, хоть и заранее заготовил для дочерей погреб, глухой да глубокий, страшился Змея так, что слова не мог вымолвить. — Где твои дочери? – спрашивает его Змей. Прохор молчит. Хотел сказать, что подались они в город, далеко от этих краев.

Но дрожь его взяла, так что у него зубы стучат, а слова с языка не слетают. Принюхался тогда Змей и обнаружил погреб потайной вместе с дочками. Случилось так, что на ту пору, как раз проходили через село богатыри отважные – отрада земель русских: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.

Увидали они, как Змей из-под земли девиц вынимает, и с первого взгляда полюбили их. Захотелось им спасти красавиц, да только поздно – унесла их Гадина Проклятущая в поднебесье.

И положили тогда себе богатыри – век чести молодецкой не видать, а девиц из неволи вызволить. Только где же искать злодея? Кто подскажет?

Имена и внешность Змея Горыныча

Образ могущественного Змея присутствует в мифологии самых разных народов. В Словении его называли Змок, в Украине – Змием. Сербы именовали Горыныча Змай Огнени, а также он был известен под именами Горынчат, Горынище.

Как считают исследователи, вторая часть имени ассоциировалась со словом “гореть”, то есть подчёркивала близость Змея к огненной стихии. Предания о нём рассказывают также, что он живёт в горах (ещё одна связь с именем “Горыныч”), неподалёку от реки, в которой вместо воды течёт огонь.


Лубок «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», 1901 год

Внешне Змей Горыныч походит на огромного дракона. В былинах говорится, что он “с лесом вровень”, а от его дыхания содрогается земля. Его кровь сама по себе напоминает огонь. Она обжигает, а проливаясь на землю, превращает её в безжизненную пустыню, где долго ничего не вырастает. Гигантское тело Горыныча покрывает чешуя, которую не может пробить меч или копьё.

Как правило, у Змея Горыныча несколько голов – три, шесть или девять. Каждая из них дышит испепеляющим пламенем. Когда Змей терял одну из них, на её месте сразу же вырастала новая. Жуткий образ дополняли когтистые крепкие лапы, длинный шипастый хвост и крылья, благодаря которым Змей Горыныч преодолевал огромные расстояния.


Виктор Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

V.

Только старшая и средняя сиротки из дома долой, бабушка уже на меньшую наседает:
– Иди Златушка, в поле, к березе белой. У березы той, ветви совсем до земли склонились. Как ночью ветер подымится, согнет ее да переломает. Подвяжи веточки и домой ворочайся.
– Да что же вы, бабушка, – удивилась Злата, – стоит та береза так уже много дней, а тепереча на ночь глядючи мне в поле идти? Там волки, загрызут живьем!

Бабушка на сиротку грозно так взглянула, да та и поняла, что спорить незачем. Собралась и пошла в поле. Идет-бредет наугад. Луны совсем на небе не видно. Только пришла к березе, смотрит, человек стоит. А вкруг него волки стайкой сгрудились. Облизываются, человечьего мяса отведать хотят.
Взяла тогда Злата, распустила свою косу, да разом всех волков отвадила!

Только слышно было, как по краям поля их жалобный писк все тише и тише становится.

Подошла Злата к человеку. А он ни жив ни мертв от страха. И на глазах платок, стало быть и не видел своей опасности, бедолага. Только чуял кончину близкую. Подхватила она тогда его под белы рученьки, да в избу к бабушке повела. Не бросать же убогого в ночь посередь поля. Опять нападут, не помилуют.

Образ зла

В мифах очень многих народов присутствуют драконы — змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.

Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.

Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры — олицетворение зла.

Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.

Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.

Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.

Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.

I.

В некоторой захолустной деревеньке жила была бабушка, а при ней три внучки названные. Своих-то детей у бабушки не было никогда. Эти сиротки так, прибились Бог весть откуда.

Жили они мирно, ладно. Да только были меж ними особенности. Бабушка всегда в платочке ходила, а как голову к ночи раскрывала, так сразу и показывалось ее большое-пребольшое ухо. Второе – обыкновенное, а это, ну ни дать ни взять – голова вторая. Может и диковинно со стороны, да только кто же видит, когда ухо целый день под платком покоится? И слышала бабушка благодаря этому уху так далеко, что если, положим, в лесочке соседнем шишка с дерева упадет или мышка по полю пробежит – бабушка об том знает.

Старшая сиротка, звали ее Настасьей, из особенностей имела длинный-предлинный крючковатый нос. Сама – прехорошенькая. Щечки – алые, губки – малиновые, глазки – ясные. Но вот нос этот все дело портил. Зато чутье у Настасьи отменное было. Любые запахи, свои и чужие могла за многие километры распознавать. Вот потерялась как-то меньшая из сироток. Ушла в лес, а к ночи, видать, с пути сбилась и не воротилась домой. Так Настасья ее вмиг отыскала. Вот какой чудесный нос у нее был.

Среднюю сиротку звали Евдокия, и был у нее на лбу глаз-алмаз третий. Чудо чудное, диво-дивное! Глаз этот, хоть и прикрывался волосами, а меж тем, все подмечал. Вот бывало, придет чужой человек, постучится в хату, воды попросить или на постой, а Евдокия только в окошечко выглянет и сразу распознает, кто к ним пожаловал. Добрый человек, али злобу на душе затаил.

Меньшая сиротка Злата – краса, длинная коса, позже других к бабушке прибилась. Так попервой, в ней и особенность-то различить трудно было. Да только, быстро она себя выдавала. Более всего, за работой домашней. Вот идет Злата к колодцу, воды набрать. Ведерко-то вниз опустит, а обратно стоит, ручки свесивши. Все златая коса за нее делает: и ворот крутит, и до дому ведро несет.

Вот так они и жили – не тужили, в своей отдаленной хатенке. Покуда не пришло им время замуж выходить.

II.

Женихов в тех краях немного было. Молодые все больше в город съезжались, да там невест и выбирали. И потом, это где найти надо такого, чтоб согласился за себя девицу особенную взять? Слепого, разве что.

За меньшую сиротку бабушка и дум не думала. Чего ради? Как найдется достойный жених, косу ей сразу отсечь. Авось, и спадет заклятье. Так-то она из себя прехорошенькая была. А вот две другие… Нос, он ведь не волосы. Да и глаз на лбу от суженного не спрячешь.

И вот, как-то раз, день к вечеру клонился, сидела бабушка у окошка да пряжу пряла. Вдруг слышится ей разговор примечательный.

Три молодца далеко-далеко, по ту сторону леса спорят-рядятся. Рассуждают, где бы им жен себе сыскать. Да только не хотелось им, одной лишь красотой девичьей плениться. А потому, порешили они завязать себе глаза платками, и разойтись по разные стороны. Мол, сердце – не камень, само суженную выберет.

Вот, помолились молодцы перед затеей своей, а потом, перевязавши глаза разбрелись на три стороны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий