Подготовка
Подготовка к игре в «Марко Поло 2» — весьма небыстрое занятие. Обилие мелочовки предполагает, что все нужно разложить по местам, а это занимает время. Сыграешь раз или два и поймешь, что к чему, — и на это будет уходить минут пять. Но все равно, с места в галоп здесь не получится.
В правилах подготовка занимает аж 13 этапов и по сути делится на подготовку игрового поля с сопутствующими элементами и стартовых планшетов для игроков. На поле находятся города. У разных городов — разные слоты. Где-то есть бонусы для первооткрывателя, в других — бонусы или контракты. Под мелочовку, куда относятся деревянные фишки ресурсов и картонные жетоны монет, лучше использовать коробочки или пиалы. В общем, все как обычно.
Каждому игроку также нужно подготовиться. Во-первых, взять планшет. Далее выложить на него 5 кубиков своего цвета и 11 фишек факторий. Взять 8 монет и 3 фишки верблюдов. Взять жетон контракта, жетон персонажа, карту целей и карту-памятку. И в завершение выставить фишку персонажа в Пекин и на деление с числом 50 счетчика победных очков (ПО).
Впечатления
«Марко Поло 2: На службе хана» — однозначно экономическая и немного стратегическая игра. Но основная концепция здесь не в контролировании поля или отдельных секторов, а в первооткрывательстве, продвижении по востоку в поисках новых маршрутов и открытии новых городов, которые можно использовать для более эффективного получения ресурсов.
Не все игроки находятся в равных условиях. Догоняющим приходится тратить дополнительные монеты, которые также нужно зарабатывать.
Карта игры большая, и при первом знакомстве кажется, что она просто перегружена информацией. После пары партий ко всему этому привыкаешь, но все равно держать все в уме оказывается не всегда просто. Да и в целом правила достаточно обширны, есть и особые ситуации, которые отдельно прописаны для спорных случаев.
Игру сложно начать: подготовка занимает время, объяснить всем правила хотя бы кратко — тоже. Первые партии очень затягиваются, при этом подготовка легко съедает треть игрового времени
Дальше становится попроще, и больше внимания уходит на подбор тактик и попытки понять, за чем стоит гнаться, а что не так и важно
По сложности и усилиям для освоения игра сопоставима с настольной Fallout, о которой мы как-то писали. Зато это незабываемый игровой опыт и лишнее напоминание об интересном путешественнике Марко Поло.
Евгений Беляев@MorgenS (184 lvl)Гик и геймер. Фанат ПК и чуточку консольщик. Редактор и автор.
Ход игры и действия
Как и во многих других настолках, игра делится на раунды. После пятого участники подсчитывают результаты. В каждом раунде игроки по очереди выполняют одно из доступных действий. Каждое связано с конкретной областью действий на игровом поле.
1. Заглянуть в торговые книги
В нижней части игрового поля есть область с тремя торговыми книгами, куда выкладываются соответствующие жетоны предложений. Ими можно воспользоваться в любой момент для обмена ресурсов, поставив один из своих кубиков рядом с книгой.
При этом есть как бесплатные предложения, так и более интересные, обозначенные на жетонах, но они уже стоят одну или две единицы нефрита.
2. Снискать милость хана
Второе возможное действие заключается в получении монет и верблюдов. Однако здесь есть нюанс. Каждое обращение к хану «стоит» дороже: каждый следующий выставленный кубик в этом секторе должен быть значением больше предыдущего или равным ему.
3. Получить печать гильдии
Поставив два своих кубика на соответствующую ячейку действия, можно получить печать гильдии. Она дает ресурсы и возможность путешествовать по некоторым маршрутам. Печать можно улучшить: тогда каждый раунд она будет приносить дополнительные ресурсы. Гильдий четыре — земледельцев, портных, торговцев и ювелиров, — и у каждой свои бонусы и торговые маршруты.
4. Отправиться в путешествие
Пожалуй, самое важное действие в игре — «Отправиться в путешествие». Благодаря ему можно перемещаться между городами и получать ценные ресурсы и бонусы
В соответствующей области действий на игровом поле есть три ячейки для перемещений. В зависимости от поставленного количества кубиков и их значений можно передвинуться на расстояние от 1 до 6 пунктов.
При этом путешествовать здесь тяжело. Чтобы преодолеть невзгоды пути, нужно заплатить деньгами или ресурсами за каждый пройденный маршрут.
Но есть и светлая сторона. Стоит достичь конечной точки путешествия: если это город, в нем можно построить факторию. А значит, получить бонус первооткрывателя, получать ресурсы каждый раунд, контракт или выполнять действия карт города, набирая ПО.
Чем больше построено факторий, тем больше ресурсов будет добавляться игроку в начале нового раунда. И действовать нужно быстро. Однако стоимость переходов часто высока, поэтому к путешествиям нужно готовиться.
Как уже было сказано выше, есть здесь и особые маршруты, для прохождения которых нужно иметь в своем распоряжении карту соответствующей гильдии.
Планшет игрока
5. Получить контракт
Построив в городе с жетонами контракта факторию, можно совершить данное действие. Кубик ставится на соответствующую ячейку, а игрок берет две карточки контрактов и три монеты. Взять контракты можно только из городов, где у игрока есть фактории, поэтому данное действие требует еще и исследования карты. Выполнение контракта относится к дополнительным действиям. На его лицевой стороне указано, сколько нужно потратить ресурсов, чтобы получить награду. В качестве таковой часто выступают монеты и ПО, но можно разжиться дополнительными ресурсами или даже дополнительным ходом.
6. Выполнить действие особого города
Для трех городов на карте также предусмотрены особые действия, которые можно выполнить, имея в таком поселении факторию. Достаточно одного кубика — и готово.
7. Выполнить действие карты города
В городах, куда в начале игры были положены карты города и где у игрока есть фактория, можно выполнить особое действие такой карты. По игровой логике отличие от предыдущего пункта в том, что значение кубика определяет, сколько раз можно выполнить указанное действие.
Дополнительные действия
В свой ход игроки также могут выполнять дополнительные действия. Это выполнение контракта и улучшение печати гильдии, о которых уже было сказано выше, а также заглядывание в кошель (обмен одного из кубиков на три монеты, два верблюда или один нефрит), перебрасывание кубика (за одну фишку верблюда), увеличение/уменьшение значения кубика на 1 (за две фишки верблюда) и использование черного кубика (за три фишки верблюда).
Экспресс-обзор игры Путешествия Марко Поло (The Voyages of Marco Polo)
Чуть больше недели осталось до окончания сборов на локализацию игры “Путешествия Марко Поло”, которую Crowd Games планируют доставить в Россию уже в августе. Эта игра занимает достаточно высокие позиции в топе BGG и, естественно, в связи с ее локализацией, вокруг нее достаточно много шума. Игровое сообщество разбилось на две группы – одни считают “Марко Поло” хитом и игрой на все времена, другие жалуются на дисбаланс, отсутствие оригинальности и неудачные решения. Я же изначально относился к ней скептически – ни тема, ни механики меня не привлекали. Благодаря стечению обстоятельств у меня появилась возможность сыграть в нее с опытными игроками и сформировать собственное мнение, которым я и хочу поделиться.
Для начала вкратце расскажу об игре. “Марко Поло” это кубиковое евро, в котором кубы выполняют роль рабочих – они выставляются на различные ячейки игрового поля, активируя соответствующие им действия. Значения на кубиках играют существенную роль, поэтому если суммарно на кубиках у игрока выпало меньше 15, он получает компенсацию в виде ресурсов. Партия идет ровно пять раундов, основная доля победных очков начисляется за посещение городов, указанных на выдаваемых в начале игры картах маршрутов (привет, “Ticket to ride”!), за выполнение контрактов, требующих потратить набор ресурсов, и за посещение Пекина – конечной цели путешествия Марко Поло. В начале каждой партии на игровом поле так же в случайном порядке раскладываются жетоны бонусов, многие из которых позволяют выгодно обменивать ресурсы на победные очки.
В целом, ничего нового. Откуда тогда столько восторгов? Мне кажется, что главная фишка игры это персонажи, которых участники по очереди выбирают в начале игры. Каждый персонаж обладает своими уникальными свойствами, которые задают определенную манеру игры. Например, есть торговец, который каждый раз бесплатно получает ресурсы, когда другие участники совершают покупки на рынке, есть путешественники Николо и Марко Поло, которые передвигаются по карте сразу двумя фишками, позволяя за один ход посетить несколько городов, есть Рашид ад-Дин Синан, который вообще игнорирует броски кубиков, просто выставляя на них любые нужные ему значения.
Вроде бы здорово, каждый раз играешь по-новому, реиграбельность на высоте! Но есть и обратная сторона – возникает странное ощущение, что некоторые элементы игры тебе не нужны, словно все участники играют в разные игры. Один собирает сеты, другой прокладывает маршруты, третий строит движок по переработке ресурсов в победные очки.
Но у игры есть и другая, гораздо более важная, особенность – она абсолютно линейна и детерминирована. После того как раскладывается поле, элемент случайности практически полностью пропадает. Уже на этом этапе игра просчитывается, а опытные игроки выстраивают оптимальные маршруты для своих персонажей. “Я пойду в тот город, попутно посетив вот эти, и буду торговать там ресурсами”. Все. Остальное время игрок именно этим и занимается. Да, результат броска кубиков и действия оппонентов могут внести небольшие правки, но стратегию игрока не изменят. Я такое в настольных играх не люблю.
Похожая ситуация существует и в “Цолькине” – другой игре этого же авторского дуэта. Но в “Цолькине” тебя не ограничивают определенной ролью и бонусами на карте (их там нет), ты сам выбираешь стратегию по своему вкусу – играешь либо через здания, либо через кукурузу, либо через черепа. Может получится, что несколько игроков выберут одну стратегию, возникнет конкуренция, придется вертеться, думать – это здорово! В “Марко Поло” этого нет. Поэтому она для меня застряла где-то на стыке между хардкорным евро и семейной настольной игрой. Для хардкорного евро в ней слишком существенен дисбаланс, вносимый различными раскладками карты, из-за чего одни персонажи становятся заметно выгоднее других. А для семейной игры, на мой взгляд, она перегружена действиями и нюансами – поначалу глаза разбегаются от обилия возможностей.
Вот и получается, что игра хорошо проработана, достаточно тематична и интересна, но если рассматривать отдельные ее элементы, то она во всем проигрывает своим конкурентам. В “Цолькине” глубже стратегия, в “Замках Бургундии” лучше работают кубики, а перемещения по полю интереснее в “Конкордии”. И, главное, все эти игры у меня уже есть.
Фотографии игры взяты с сайта BoardGameGeek.
Издание
Коробка увесистая и содержит целую гору принадлежностей. Это игровое поле, планшеты игроков, почти две сотни жетонов, карты, кубики, больше полутора сотен фишек и правила с памяткой. На официальном сайте также размещена эррата к правилам, однако на момент выхода этого материала там имеется лишь одно исправление опечатки, касающееся строительства факторий.
Игровое поле имеет размер 60 × 58 см, состоит из шести частей и выполнено из плотного картона толщиной в несколько миллиметров. Оно удобно раскладывается по аналогии со множеством других игр. Планшеты игроков и жетоны вырублены из плотного картона, оклеенного шершавой бумагой, чтобы не пачкались от рук. Качество полиграфии очень приятное. Но больше всего меня порадовала вырубка: она ровно такая, какой должна быть. Все жетоны выламываются легко, верхний слой не сдирается. Рай для любителя поковырять новенькую настолку.
Полностью подготовленная к партии, игра занимает немало места на полу или столе
Фишки и кубики выполнены из окрашенного дерева, что приятно. Качество покраски неплохое, но местами цвета слегка отличаются.
В комплекте 47 карт и песочные часы для первого игрока. Правила игры — 16-страничная книга формата А4. Для обозначений персонажей и расшифровки символов также есть 4-страничная памятка такого же формата. В коробку по традиции предусмотрительно положены пакетики для раскладывания мелочовки после выламывания, но при частой игре стоит подумать о протекторах для карт, благо они стандартного размера.
Диагноз по коробке: The Voyages of Marco Polo
Решила попробовать ввести новую рубрику в блоге. Не полноценные большие обзоры, а небольшие заметки с впечатлениями буквально от 1-2 партий, так сказать «диагноз по коробке» Причин несколько:
- Не на все игры хочется писать обзоры. Сейчас я стараюсь писать только про то, про что в рунете написано мало или про новинки. Мне уже неинтересно писать двадцатый в сети обзор на 7 Wonders: Duel, если я не успела написать его в первой пятерке Не говоря уже про старые игры, про которые все уже успели написать и прочитать пару лет назад. Даешь эксклюзив!
- Не во все игры удается сыграть хотя бы 3-4 партии, а поделиться впечатлениями и обсудить что-то порой хочется.
- Не все игры нравятся настолько, чтобы посвящать им большой обзор, который требует 3-4 часа драгоценного времени на фотографирование/обработку/написание/редактирование. С маленьким ребенком начинаешь особо ценить свое время, и про игры, которые вызывают средние эмоции, писать подробно уже не хочется. Да и поднимите руку те, кто ищет в обзорах подробности по игре, а не личные, пусть и субъективные, впечатления %)
Итак, первая игра в моем «Диагнозе по коробке»:
The Voyages of Marco Polo
Сыграно: 2 партии, из них 1 дуэль, 1 игра на четверых.
Я заинтересовалась The Voyages of Marco Polo сразу же, как узнала, что там есть мой любимый dice placement. А потом, когда игра получила пару именитых наград, интерес превратился в желание купить. Ниже — мои субъективные впечатления от игры.
- В самой же игре слишком много телодвижений при обмене товаров: все эти перцы и верблюды постоянно перекладываются туда-сюда, создавая мельтешение над полем. Меня это в какой-то момент очень утомило.
- Мой муж дважды победил, практически не путешествуя, и уверен, что побеждает тот, кто покупает и выполняет самые выгодные контракты и всё. Это сводит всю игру и все телодвижения к банальной покупке-продаже товаров, а это скучно. Путешествия же в итоге слишком дорогие и трудоемкие, чтобы на них строить свою стратегию.. Хотя мне как раз путешествия и бонусы за города очень понравились и очень жаль, что они недостаточно эффективны при своей дороговизне.
Диагноз: Увы, игра не произвела на нашу игровую компанию того эффекта, которого я от нее ждала, и уже покинула коллекцию.
http://beardgames.ru/the-voyages-of-marco-polo-express-rewiev.htmlhttp://www.crowdgames.ru/collection/puteshestviya-marko-polohttp://pronastolki.wordpress.com/2016/01/29/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B5-the-voyages-of-marco-polo/