Обзор игры «Stronghold»

Я строю города

Процесс создания преуспевающего поселения — светлая сторона Warlords. Можно организовать оборону, либо и вовсе выбрать режим песочницы, в котором нет места врагам, спокойно заняться созданием сытого, счастливого и преуспевающего владения — и ни на секунду не заскучать.

Число факторов, за которыми придётся следить, просто поражает. Предусмотрены десятки ресурсов и параметров, каждый из которых невероятно важен и связан с остальными. Популярность в народе, количество золота в казне, плотность населения, очки дипломатии, запасы древесины, камня, железа, риса, овощей, мяса, одежды и даже топоров и луков в арсенале — упустим хоть что-то, и победы не видать.

В основе всего стоят крестьяне, которые должны быть более-менее счастливыми. Именно простые трудяги рубят лес, добывают камни, работают в шахтах, мастерят орудия, выращивают рис, разводят свиней, и они же, в конце концов, пополняют ряды армии. Если они живут в плохих домах, не получают достойного питания и ходят в рванье, то попросту найдут себе другого правителя. А вот довольное поселение можно обложить налогом повыше.

Жизнь в поселении всегда кипит: кто-то несёт на склад древесину, кто-то загоняет свинью, по дорожкам бегают дети… Приятно смотреть!Жизнь в поселении всегда кипит: кто-то несёт на склад древесину, кто-то загоняет свинью, по дорожкам бегают дети… Приятно смотреть!

А ведь в Stronghold: Warlords есть место и случайным событиям. К примеру, засуха легко может стать врагом в разы страшнее ИИ: она уничтожает урожай и способна спалить чуть ли не половину построек. Как-то раз именно засуха принесла мне победу в онлайн-противостоянии.

Стихия не раз вмешается в ваши планыСтихия не раз вмешается в ваши планы

Тогда я еле отбился от суровой атаки соперника и ни за что не пережил бы ещё одной осады, но, к счастью, на помощь мне пришла погода. Погибший урожай привёл крестьян незадачливого правителя в уныние, а пара подпалённых лесопилок и домов (которые соперник удачно построил друг рядом с другом) уничтожила вероятность оперативно поправить дела. В итоге несчастные работяги разбрелись, оставив армию без резерва, а я воспользовался кратковременным шансом и снёс вражескую базу подчистую. Хотя по закону Мёрфи рандом чаще пакостит, чем помогает.

Stronghold: Warlords (2021)

Долгое затишье в серии было прервано – на радость фанатам и любителям классических стратегий компания FireFly Studios в 2019 году анонсировала четвертую часть Stronghold. Впрочем, четвертую ли? Номер в заголовке отсутствует, а события игры переносятся в Восточную Азию.

Игроку доведется возглавить самураев, имперских воинов или монгольскую орду и поучаствовать в захватывающих сражениях и осадах китайских городов. В качестве основной фишки Warlords заявлены ИИ-военачальники, которые находятся под командованием игрока и выполняют различные обязанности (сбор армии, наращивание производства, оборона замка). Каждый такой «герой» обладает уникальными умениями, а также слабыми и сильными сторонами.

Путешествие на Восток начнется 10 марта 2021 года

Выйдем раз на раз

Версия для прессы не радовала высоким онлайном (его не было вообще), но, к счастью, в Discord мне удалось отыскать пару коллег, которые стали достойными противниками и разделили давно забытое счастье крутых RTS-противостояний.

Надеюсь, что вместе с релизом сервера переполнятсяНадеюсь, что вместе с релизом сервера переполнятся

Если схватки с ИИ полны уныния, то война с живым человеком — другое дело: вы боретесь за военачальников, пытаетесь перехитрить друг друга, снести пару жизненно важных построек, зажать армию в клещи, сами попадаете в умелые ловушки — ради такого опыта купить Stronghold: Warlords определённо стоит. Именно в мультиплеере игра по-настоящему раскрывается и с тактической, и с экономической стороны. Легко проходите тест на знание стратегии? Тогда проверьте себя в местном мультиплеере.

При этом есть возможности и для мультиплеерных разборок три на три, и для PvPvE, когда на карте компанию живым игрокам составляет ИИ (его вмешательство способно серьёзно спутать карты).

Онлайн способен стать чёрной дырой для свободного времени, но ни о единой проведённой в нём секунде не жалеешь. Да, порой вид врага, сносящего твои стены, и заставляет орать в голос от ярости, но… это ли не признак хорошей RTS?

***

Несмотря на все свои недостатки, Stronghold: Warlords оставляет очень приятные впечатления

В конце концов, сюжетку можно пропустить, ИИ — избегать, а внимание сконцентрировать на строительстве и мультиплеере. Эх, если бы разработчики добавили по-настоящему интересную кампанию и научили искусственный интеллект уму-разуму! Цены бы этой игре не было

Если вы любите RTS и ищете новых впечатлений от жанра, то Warlords придётся вам по душе. Однако если вы только присматриваетесь к стратегиям в реальном времени, то лучше начать с чего-то менее бюджетного и более эпичного: выбор, слава богу, пока ещё есть.

А вам интересна Stronghold: Warlords?

  • «Ваша казна пустеет, милорд» — в новом трейлере Stronghold: Warlords показали экономическую кампанию
  • Firefly Studios покажет на E3 2019 новую игру в серии Stronghold с совершенно иным сеттингом
  • ТОП лучших стратегий за последние 5 лет (2015—2019)

Описание Стронгхолд Кингдомс

Вначале игры вы можете выбрать себе герб.

Вначале игра представляет собой что-то напоминающее фермерский симулятор. То есть вам предстоит строить деревню, развивать хозяйство, экономику и прочее. Затем настанет пора развивать военную составляющую вашего зарождающегося королевства.

Перед тем, как принять решение о строительстве, следует выбрать место с соответствующим ландшафтом. От ландшафта зависит, какие ресурсы будут преобладать и какие неудобства могут возникнуть при строительстве. Вокруг вас могут быть скалы, деревья, месторождения полезных ископаемых, которые вы должны использовать, и так далее.

В болоте вы можете добывать смолу, в озёрах и реках можно рыбачить, хлопок понадобится для пошива одежды. Свободную территорию можно и нужно застраивать молочными, овощными и прочими фермами, яблочными садами, пивоварнями, хижинами лесорубов, мастерскими и так далее.

В игре вы постепенно растёте по сословиям. Развитие происходит за счёт очков чести. Изначально ваш статус — сельский дурачок. Набрав определённое количество очков чести, вы переходите в класс деревенщины, потом станете простаком. Так постепенно вы дорастёте до дворянина. Ну а самое последнее звание — это принц. Чтобы получать очки чести, нужно зарабатывать определённые достижения.

Управление в игре очень простое — вам понадобится только мышь или тачпад – если вы играете с ноутбука.

Вам дают задрипанную пока ещё деревушку, состоящую из одного-единственного здания, которую вам предстоит развивать и отстраивать. Так же вам дают немного ресурсов: дерево, камень, еда — и крутись, как можешь.

В игре просто гигантская карта, включая Россию, Казахстан, страны Европы и так далее. Свою деревню вы можете начать строить в любой из областей этой карты. Приближая карту, вы можете увидеть множество деревень и армий, принадлежащих другим игрокам.

Любопытно, что игроки в основном выбирают те места, где они живут в реальности, поэтому Украина, Беларусь и европейская часть России заселены особенно густо. На карте отмечены реально существующие области, так что вы легко можете найти там своих земляков.

Стронгхолд Кингдомс – игра онлайновая, а значит особой цели не имеет, если, конечно, вы сами её себе не придумаете — например, захватить всю Ростовскую область или – чем чёрт не шутит – весь Казахстан! Однако следует учитывать, что по соседству с вами живут такие же люди, как и вы, у которых есть свои планы, которые не совпадают с вашими. Так что если вы решили захватывать мир, то начните с покорения деревушек ваших соседей. Если не хотите нападать в открытую, то можете послать к ним в деревню монаха, заражённого чумой. Таким образом, вы ослабите их армию и сможете своевременно напасть. А можно поступить ещё хитрее — послать монаха, чтобы он переманил вражеских крестьян на вашу сторону. В общем, тактических и стратегических фишек в игре пруд пруди.

Массовость сражений в Стронгхолде поражает воображение.

Однако, прежде, чем начать нападать, постройте качественную оборону. Застройтесь как можете, поставьте частокол, укрепите ворота, возведите башни по периметру, посадите в них лучников, выройте ров, поставьте баллисты. В общем, уж поверьте, желающих на вас напасть среди других игроков всегда будет предостаточно. Помимо живых людей, в игре имеются бандиты, волки и прочие вредные NPC. Они могут частенько атаковать вас, зато за их убийство можно получить награду.

Так же в Stronghold Kingdoms есть очки исследования, благодаря которым вы открываете новые здания и возможность прокачивания оных. В игре имеется огромное дерево исследований, в рамках которого вы можете развивать свою науку по большому количеству ветвей. Это может быть военное дело (вылазки, дипломатия, разные виды войск и т. д.), земледелие (яблоневые сады, производство сыра, рыболовство, пекарни, пивоварение, овощные фермы и т. д.) и образование (улучшает скорость торговцев, вместимость хижин, оружейной, повышение очков религии и т. д.)

Со временем вы сможете расширять своё королевство, строить вторую, третью и так далее деревни. Для этого нужно нанимать капитанов — по одному на каждую деревню.

Так же в Стронгхолд Кингдомс есть донат но дисбаланса в игру он не вносит, а позволяет просто быстрее строиться и развиваться. Кроме того, за деньги можно и вовсе поставить развитие деревни на автопилот. Вы просто ставите в очередь строительство и исследования и можете идти спать. Задания будут выполняться поочерёдно без вашего участия.

Stronghold Legends (2006)

Осознав свою ошибку, Firefly Studios решила выкатить аддон, который поменяет все. Впервые в истории серии в игре появились 3 фракции, юниты которых отличались не только скинами, но и доступными навыками. Так, играя за Короля Артура, мы управляли классическими рыцарями Круглого стола, при игре за Зигфрида нам доставались суровые нордические рубаки, ну а выбрав Графа Дракулу можно было порулить толпами вампиров, вервольфов и прочей нечисти.

Из-за того, что уровень защиты замков соперников заметно вырос по сравнению с предыдущими частями, в «Легендах» повысилась роль героев и заклинаний. А вот ассортимент миссий сюжетных кампаний стал менее разнообразным – теперь почти все они сводились к постройке своего замка практически «с нуля» и последующему захвату замка противника.

Как и следовало ожидать, теперь те же критики, что ругали «двойку» за отсутствие изменений, набросились на «легенды» за «чрезмерное отхождение от канонов серии». В итоге продажи аддона были не лучше, чем у «Цитадели 2».

Stronghold 3 (2011)

Третьей части удалось сделать то, что не получилось у второй – вернуться к истокам, и при этом избежать тупого повторения механик оригинала. Преемственность серии сохранена за счет развития сюжета – действие Stronghold 3 происходит через 10 лет после событий оригинала, а в основе сюжета лежит противостояние главного героя первой игры и чудом выжившего Волка.

Большинство оригинальных находок игры, включая систему осад и производственные цепочки, претерпели чисто косметические изменения. Зато третья часть может похвастаться множеством новомодных фич вроде разных погодных условий, цикла смены дня и ночи (что дает возможность вести ночные осады), проработанной физики осадных машин и разного облика одних и тех же зданий в зависимости от района их постройки (чем ближе к Замку – тем богаче выглядят строения).

К сожалению, большинство игроков не смогло по достоинству оценить эту игру из-за того, что первые ее версии просто кишели багами и недоработками. Из-за этого большинство критиков поставили игре низкие оценки, и в целом она считается чуть ли не худшей в серии. И только вышедшее в 2012 году переиздание Stronghold 3 Gold исправило большинство ошибок. Так что для того, чтобы оценить третью «Цитадель» по достоинству, стоит искать именно «золотую» версию.

Стоит ли в это играть?

Коммьюнити в игре очень дружелюбное. Если вам что-то будет непонятно, можете спрашивать у других игроков — вам помогут.

В отличие от браузерных онлайн стратегий, коих в последнее время развелось немерено, клиентская Stronghold Kingdoms обладает несравненно более качественной графикой, современной трёхмерной анимацией и намного более продвинутыми возможностями. По большому счёту, у игры есть лишь один недостаток — её надо скачивать. Но этот недостаток свойствен практически всем топовым играм. Так что решать вам — играть в качественную игру или поискать что-нибудь менее притязательное. В любом случае, игра весит совсем немного.

Не смотря на то, что игра клиентская, она идеально подходит для офисного планктона, так как не напрягает и не требует постоянного присутствия. Пока вы работаете у себя в офисе, в вашей деревне будут работать ваши рабочие, спокойно выполняя возложенные на них задачи.

Stronghold Kingdoms (2010)

Поскольку ни вторая часть серии, ни аддон к ней хоть и не были провальными, но явно не оправдали возложенных на них надежд, Firefly Studios решили взять небольшую паузу и повременить с выпуском следующей номерной части. Вместо этого была предпринята попытка освоить стремительно развивавшийся в 2010 году рынок ММО. В итоге появились «Королевства» – такой себе Stronghold Online. Само собой, геймплей сингла пришлось сильно переделать под формат типичных для тех времен MMORTS.

Первой жертвой безжалостных разрабов стали юниты, количество типов которых сократилось всего лишь до 5 – крестьян, пикинеров, лучников, мечников и капитанов. Из всего разнообразия осадной техники до онлайн-версии дожили только катапульты.

Еще больнее переход в мир ММО ударил по экономической составляющей. Фирменные производственные цепочки (добываем железо, обрабатываем, делаем из него оружие) исчезли полностью. Соответственно, снизилось и количество доступных для возведения зданий.

Зато в игре появилась система исследований, позволявшая улучшать параметры отдельных юнитов и получать доступ к возведению новых зданий.

Казалось бы, конечный продукт был ближе к какой-нибудь типичной браузерке, а не классическому Stronghold. Но разработчиков спасло то, что они сумели выкристаллизовать дух серии, и смогли добиться, чтобы даже в онлайн-версии игроки понимали, что играют почти в ту же самую «Цитадель». Благодаря этому проект получил в целом благосклонные отзывы критиков и полностью окупился с финансовой точки зрения.

Stronghold (2001)

Экономический и градостроительный аспекты игр серии Caesar были почти безупречны, а вот стратегическая составляющая оставляла желать лучшего. В Stronghold разработчикам «Цезаря» наконец-то удалось достигнуть идеального баланса между строительством, экономикой и сражениями.

Для этого пришлось немного сократить экономическую часть и сильно расширить военную. В итоге игра могла похвастаться как продвинутой экономикой с 5 видами ресурсов (золото, железо, камень, дерево и нефть) и 4 видами провианта (хлеб, сыр, фрукты и мясо), так и сбалансированной системой юнитов, которые были представлены кавалерией, пикинерами, копейщиками, мастерами булавы, мечниками, лучниками, арбалетчиками и инженерами.

Последний род войск был почти бесполезен в открытом поле, зато незаменим во время осады. Ведь именно инженеры занимались обслуживанием осадных орудий при атаке и защитных систем вроде чанов с кипящим маслом при обороне. Впрочем, и другие воины неплохо владели инженерным делом – например, пикинеры умели копать рвы, а лучники устраивали зрелищную огненную стену с помощью нефти.

Вообще, осады в этой игре были проработаны гораздо детальнее, чем в большинстве стратегий того (да и нашего) времени. Кроме множества различных осадных и оборонительных устройств вроде баллист, катапульт, лестниц и таранов, присутствовала возможность устраивать пожары или эпидемии в лагере противника или обрушивать стены и башни вражеского замка с помощью хитрых подкопов.

В перерывах между сражениями нужно было не только методично отстраивать замок и укреплять войска, но и решать множество случайных проблем – от неурожая из-за расплодившихся на полях зайцев до полноценной эпидемии чумы (что ж за Средневековье без Черной смерти?).

От эффективности принятых решений (а еще от наполненности амбара и сокровищницы) зависела популярность вашего персонажа. Если она была ниже 50, жители замка начинали покидать его. И наоборот, чем больше баллов популярности было над отметкой в 50, тем больше новых подданных приходило в ваши владения.

Сюжет Stronghold почти полностью повторял события Lords of the Realm – король попал в передрягу, а Англия поделена между злыми феодалами со звучными именами Змея, Кабан, Волк и Крыса. Ради объединения страны придется сразиться с каждым из них.

Игра стала глотком свежего воздуха для закостенелого жанра фэнтезийных стратегий, благодаря чему получила восторженные отзывы от большинства критиков. Ее продажи постепенно достигли отметки в 1,5 миллиона дисков.

Многие хардкорные фанаты до сих пор считают именно первую часть и аддоны к ней лучшими во всей серии. Чтобы оценить всю прелесть первой «Цитадели» на современных ПК и не порвать глаза графикой 2001 года на мониторах с разрешением вроде 1920×1080, лучше всего скачать HD-переиздание.

Stronghold 2 (2005)

Жизненный цикл большинства успешных игр ранних двухтысячных выглядел как «номерная часть – аддон – номерная часть», и серия Stronghold не стала исключением. Через 3 года после выхода аддона вышел полноценный сиквел. При этом разработчики решили не ломать то, что работает, и большинство усилий сосредоточили на модернизации игровой графики.

В итоге вторая «Цитадель» по сути стала просто новой оберткой для оригинала, ведь их геймплей почти не отличался. Конечно же, появилась пара новых юнитов да несколько новых зданий, но основные игровые принципы перекочевали в сиквел без заметных изменений.

Единственным важным нововведением стало появление «поместий» – прилегающих к замку самоуправляемых поселений, которые приобретались за очки популярности и регулярно поставляли владельцу свежие партии ценных ресурсов.

В этот раз критики были более жестоки – ведь то, что позволено аддону, не позволено сиквелу. Все-таки цифра «2» в названии намекает на более серьезные изменения, чем новый контент и свежий графон. Поэтому и продажи второй части заметно уступали первой и составили порядка 600 000 копий.

Война никогда не меняется

Ещё один режим — противостояние. Выбираете карту, размещаете там желаемое количество врагов и отправляетесь на войну

Вот только если в сюжетке ИИ способен удивить хотя бы скриптами, то самостоятельно он действует совсем уж неважно. Доставить неприятности противники смогут разве что в первые разы, при помощи катапульт, но, однажды поняв, как с ними бороться, становишься единственным хозяином на поле боя

Отбиваться от набегов жалких горсток солдат — легче лёгкого. Стирать базу врага в порошок, увы, не шибко сложнее. Сначала война покажется довольно интересной: для победы нужно использовать тактику, расставлять лучников на возвышенности, прятать быстрый отряд, который нападёт с тыла и уничтожит смертоносные «фейерверки» противника — заниматься этим увлекательно. Вот только спустя непродолжительное время каждый обнаружит досадный промах Stronghold: Warlords: противники не реагируют, когда мы нападаем на соседние группы.

По сути, можно взять пятёрку отважных лучников и вынести ей целое поселение. Просто подходим на расстояние выстрела и поливаем стрелами ближайший отряд врагов, пока остальные наблюдают за смертью коллег и размышляют, по ком звонит колокол. Повторяем, пока база не опустеет. Конечно, если у военачальника есть кое-какая оборона, то можно взять с собой «танка», который будет впитывать урон, но происходящее в любом случае воспринимается не иначе как театр абсурда.

Враги будут смиренно взирать на падение своего военачальника, пока им самим не перепадёт капелька уронаВраги будут смиренно взирать на падение своего военачальника, пока им самим не перепадёт капелька урона

Короче говоря, схватки с ИИ в Stronghold: Warlords очень неубедительны. К счастью, это не приговор, ведь есть в игре механика, которая искупает большинство грехов.

Stronghold Crusader (2002)

Первый аддон мало менял геймплей, зато заметно расширял игровую географию и сильно поднимал градус эпичности событий. Место действия из Англии переместилось на Ближний Восток времен Крестовых походов. Благодаря этому появляется возможность поиграть за таких легендарных личностей, как Салладин, Ричард Львиное Сердце и Фридрих Барбаросса.

Само собой, линейка юнитов пополнилась арабскими аналогами всех основных воинов. Уникальным нововведением стали знаменитые ассасины – скрытные убийцы, способные в одиночку перебить отряд лучников.

Несмотря на такие незначительные изменения, аддон все равно получил положительные обзоры от критиков, а его продажи перевалили за 600 000 дисков.

Заключение

Нельзя сказать, что Firefly Studios выпускала игры одна хуже другой. Ни вторая, ни третья «Цитадель» сами по себе не были такими уж плохими играми – просто первый Stronghold слишком высоко задрал планку. И как бы британцы не бились, повторить собственный успех у них не получилось.

Зато им, в отличие от множества других студий, хотя-бы удалось сохранить права на свое детище. Сможет ли долгожданный Stronghold: Warlords тягаться на равных со своим предком, мы, если у «светлячков» все пойдет как надо, узнаем уже в ближайшие пару лет. А пока что можно насладиться HD-переизданиями первой «Цитадели» и аддона к ней.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий