Что в стильной коробке
Внутри коробки, выполненной в присущем Европе стиле, располагается:
- Двустороннее игровое поле, размещённые страны зависят от версии игры: Россия, Япония или Соединённые Штаты Америки, Германия;
- 132 деревянных домика шести цветов, соответственно, для каждого играющего предусмотрено 22 домика;
- Фишки ресурсов, выполненные из дерева в количестве 84 штуки: 12 красных и 72 коричневых, чёрных и жёлтых – по 24 каждой соответственно;
- Денежные купюры различного значения валюты – «электро»;
- 6 двусторонних памяток для игроков;
- Карта третьего этапа;
- 42 карты с разными видами электростанций, среди которых не только те, что работают на одном топливе, но и гибридные, и даже экологически чистые;
- Таблица поставок;
- Уникальная карта электростанции с номером –33 1/3;
- Памятка с правилами игры.
Как играть?
В коробке нас ждут 118 квадратных карточек и 100 бумажных денежных купюр. Тем удивительнее, что играется эта коробка точно так же как большая версия. Правила один в один практически. Отличие лишь в отсутствии поля, на котором раньше игроки старались выстроить сеть электростанций, захватывая в выгодной последовательности прибыльные точки. Остальное осталось тем же самым. Но для тех, кто не играл или подзабыл, что собой представляют правила, дам краткую выжимку-пересказ.
В начале раунда все могут купить одну электростанцию, борясь за самые выгодные посредством аукциона. Максимум можно иметь три штуки. Станции дают разный выхлоп в деньгах и питаются разными видами топлива (пять вариантов).
В середине раунда игроки приобретают ресурсы-топливо для своих станций. При этом можно покупать с небольшим «запасом», обезопашивая себя от недостачи в будущих раундах и «подгаживая» соперникам, которым может не достаться нужных карточек.
В конце раунда все жгут топливо и получают со станций доход. На вырученные денежки потом можно будет покупать более мощные станции и обеспечивать их топливом. Выигрывает тот, кто в финальном раунде сможет выработать максимум энергии, на большую сумму денег, так сказать.
Переоцененные игры
И, по традиции, топ, полный любви и обожания я хочу завершить тремя играми, которые не оправдали моих ожиданий, совершенно мне не нравятся, и в которые я больше никогда не сяду играть. Запасайтесь успокоительным, потому что речь пойдет о мировых хитах.
«Робинзон Крузо» (Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island)
Начну с того, что эта игра представляет собой совершенно неадекватное нагромождение компонентов вкупе с громоздкими и плохоструктурированными правилами. Плюс стандартная проблема кооперативных игр старой школы – очевидность правильных решений и синдром альфа-игрока. Конечно, влияние случайности может серьезно подпортить ваши планы, но назвать хорошим дизайнерским решением тот факт, что неправильно выкинутый кубик может заруинить вам игру у меня не поворачивается язык. Но что больше всего меня поражает, так это крики фанатов о невероятной атмосферности этой игры. Что? Вы серьезно? Разгоняющий половником облака повар, разноцветные евро-кубики и гремлины, прячущиеся в кустах это, по-вашему, атмосфера?
«Доминион» (Dominion)
Привет фанатам «Доминиона»! Спешу расстроить и вас – не смотря на то, что я признаю заслуги Ваккарино, а созданная им механика декбилдинга является одной из моих самых любимых, мне решительно не нравится «Доминион». Основная его проблема в том, что базовая игра довольно быстро надоедает своим однообразием. Куча одинаковых карточек нагоняет тоску, а уж сколько копий было поломано в спорах о том, что в игре лишь одна победная стратегия. Конечно, к «Доминиону» уже навыпускали кучу дополнений, добавляющих разнообразия и вносящих элемент случайности, но вариант «купи несколько коробок и собери из них игру, которая тебе нравится» меня не устраивает. Спасибо, но конструкторы продаются в другом отделе.
«Зомбицид» (Zombicide)
На закуску я оставил «шедевр» от CoolMiniOrNot. Долгое время эти ребята просто держали сайт, на который любой мог загрузить фотографии своих миниатюр, получить похвалу и оценить работы других пользователей. Но в какой-то момент сайт стал настолько популярен, что превратился в платформу по продаже этих самых миниатюр, а затем и в игровое издательство. Что собственно, представляет из себя «Зомбицид»? Да все те же миниатюры, которые вам хотят впарить под видом настольной игры. Не ведитесь! Мало того, что эта игра совершенно не масштабируется под количество игроков и обладает невероятным даунтаймом на передвижение тонн минек по столу, так еще и не предлагает игрокам никаких осмысленных решений. Вот она – современная «Монополия»! Серьезно, это абсолютнейший no brain. Вы ходите своим героем, кидаете кубики и идете пить чай, пока остальные игроки двигают своих персонажей и зомби. Конечно, америтрешеры с пеной у рта будут доказывать сакральную глубину этого процесса и предлагать навернуть дополнений. Но за те деньги, которое стоит каждое из них, вы можете купить пару намного более интересных игр.
Фотографии настольных игр взяты с сайта BoardGameGeek.
Что в коробке?
Новая редакция игры отличается от старой в частности наполнением. Первое, что бросается в глаза, так это новые фишечки ресурсов, представленные теперь деревянными фигурками. Весьма приятный бонус. Не сказать, что игра от этого стала намного лучше (или старая хуже), но, несомненно, брать в руки капельки нефти или кучки угля… аутентичнее? =)
Далее идёт гора домиков, по 22 штуки на игрока. В течение партии они строятся в разных городах и обозначают места, где наша компания уже отхватила себе часть рынка.
Игровое поле двустороннее: на одной имеем карту США, на другой — карту Германии. Причём на одной из сторон есть небольшое дополнительное правило.
54 карточки электростанций, на которых мы будет перерабатывать разное сырьё ради выработки энергии.
Пачечка моих любимых бумажных денег. Да, я знаю, что большинство их не любит, но я просто прусь от этих «монопольных» купюр. Они дают ощущение настоящести.
Несколько вспомогательных фишек, которых не было в старой версии. Типа фишки аукциона и скидки:
Прием
Мартин Уоллес комментирует: «Я не могу сказать, что игра определенно является классической. Я точно знаю, что в нее до сих пор регулярно играют на игровой арене Великобритании. Подавляющее большинство настольных игр затягиваются один или два раза, а затем переходят в одну. сторона, чтобы собирать пыль, пока ее не продаст на аукционе или не спрячет на чердаке лучшая половина. Power Grid повсюду, потому что в ней есть что-то определенное, что заставляет вас сесть и поиграть в игру ”
Награды
2005 г.
- Игры Журнал Игры 100
- Рекомендуется Spiel des Jahres
2004 г.
- Номинант на лучшую стратегическую игру International Gamers Awards
- Лучшая тройка награды Meeples ‘Choice в 2004 году
Спин-офф игры
Эти игры представляют собой отдельные игры в семействе игр Power Grid.
Электросеть: менеджер завода
В Power Grid: Factory Manager игроки владеют фабриками и стараются заработать как можно больше денег во время игры. Чтобы добиться успеха, каждый игрок должен использовать своих рабочих для покупки лучших машин и роботов на рынке и для наиболее эффективного управления машинами на своей фабрике. Из-за роста цен на энергию игроки должны внимательно следить за потреблением энергии на своих заводах и избегать использования только энергопотребляющих машин.
Электросеть: первые искры
Первые искры переносят механизмы энергосистемы в каменный век. Порядок фаз во время игрового раунда, порядок игроков, карты технологий – все такое же, как в оригинальной игре.
«Первые искры» намного быстрее и прямолинейнее. Вы немедленно становитесь частью действия
Каждый ход, каждое решение важно. Как лидер клана вы определяете благополучие своего клана в каменном веке
Вам необходимо разработать новые технологии охоты и получить новые знания – чтобы успешно охотиться на пропитание или научиться управлять огнем. С помощью этих навыков вы соберете достаточно еды, чтобы накормить свой клан, и распространите ее достаточно далеко, чтобы добраться до новых охотничьих угодий.
Редакции
В настоящее время игра доступна под разными названиями для разных рынков, большинство из которых имеют одинаковый игровой процесс. Однако некоторые выпуски предлагают немного другой игровой процесс, потому что они поставляются с нестандартными картами.
Funkenschlag / Power Grid
Издания для Германии и США практически идентичны, и в них используются одни и те же карты Германии / США. Любые небольшие отличия являются непреднамеренными последствиями перевода с оригинального немецкого на английский, и большинство ошибок было исправлено Rio Grande Games по мере выпуска новых изданий.
Funkenschlag: EnBW Edition
Это издание было опубликовано в 2007 году в качестве рекламного врезки в с EnBW , энергетической компании в немецком государстве в Баден-Вюртемберге . Немецкая карта отличается от карты в оригинальном издании тем, что на ней изображен город Карлсруэ (местонахождение штаб-квартиры EnBW), а не соседний город Мангейм . Вторая карта, включенная в игру, – это новая карта, недоступная где-либо еще, с изображением родного штата EnBW Баден-Вюртемберг. Основное отличие этого издания от оригинала состоит в том, что порядок игроков определяется после аукциона электростанции. Разница во включенной колоде с электростанциями: с 41 растением, а не с 42 в оригинальной игре, в колоде нет растения № 29.
Vysoké napětí
Чешско-словацкое издание включает карту Центральной Европы (из расширения Центральной Европы / Бенилюкса) и карту Германии.
Мегаватт
Французское издание включает карту Франции (из расширения Франция / Италия) и новую карту, недоступную в других местах: Квебек . Карта Квебека более широко использует возобновляемые электростанции, чтобы представить региональную доступность гидроэлектроэнергии.
Прочие редакции
Игра также доступна на польском, итальянском, испанском, голландском, китайском, корейском, португальском и японском языках. Хотя в этих выпусках представлены оригинальные карты Германии / США (и, таким образом, они больше похожи на переводы игры 2F, чем на новое издание), каждая новая сделка с местным издателем совпадала с выпуском расширения, в котором указана родная страна этого издателя.
10-я годовщина Deluxe Edition
Выпущенное в 2014 году в качестве юбилейного издания к 10-летнему юбилею, это издание включает в себя переработанные деревянные элементы и карты, а также двустороннюю доску с Европой на одной стороне и Северной Америкой на другой. Игра также заменяет мусор / хлам на природный газ.
Промо-расширения
Эти предметы представляют собой небольшие рекламные предметы, состоящие из одной или нескольких карт, которые могут быть добавлены в дополнение к основной игре.
Тематический парк
Карта продается игрокам с аукциона сразу после ее розыгрыша. Для своего владельца он считается дополнительным городом, а не электростанцией.
Трансформаторная подстанция
Трансформаторная подстанция – это технологическая карта, которую можно подключить к электростанции для снабжения дополнительного города.
Склад
Warehouse – ограниченный выпуск из 3-х карточных наборов.
Вы можете хранить до трех ресурсов любого типа на складе для будущего использования на ваших электростанциях. Накопленные ресурсы не могут быть выброшены и должны использоваться на электростанциях.
Нехватка / избыток ресурсов
Две «карты событий» либо удаляют три жетона самого дешевого ресурса, либо добавляют три жетона самого дорогого ресурса с рынка ресурсов или на него (только один жетон, если это уран). Если есть галстук на самый дешевый или самый дорогой, разрешите в порядке уголь, нефть, мусор, уран.
Договор поставки
Позволяет игроку размещать свой дом в порядке игрока на одно деление назад в каждом раунде, позволяя игроку предлагать ресурсы раньше.
Промышленный шпионаж
Благодаря промышленному шпионажу один игрок (последний игрок в каждом раунде) получает информацию о самой верхней карте в стеке вытягивания электростанции.
Описание игры
«Энергосеть» – одна из лидирующих на рынке экономических стратегий, получившая множество наград и хвалебных отзывов на обзорах в интернете. В игре необходимо развивать собственную энергетическую сеть по всей стране. Для этого необходимо покупать станции, подводить к сети приобретённые города, собирать с них «электро» и обеспечивать свою сеть необходимыми ресурсами. Помимо базовой версии «Энергосети», представляющей на поле карты с регионами Германии и США, существует также и «Энергосеть. Россия» с картой родной страны и Японии, разбитой на регионы. Правилами эти версии не отличаются, только вариацией стран. Игра рассчитана на игроков в количестве от 2 до 6, минимальный возраст игрока – 12 лет. Игра не относится к числу быстрых, занимает от часа до двух за счёт тактической основы «Энергосети».
Кто хочет стать адептом энергетики
- папа, дядя, друг, в которых течёт предпринимательская жилка;
- именинник, думающий, чем бы занять гостей;
- брат, который с малого возраста хочет стать бизнесменом.
Какие бывают электростанции
Электростанции в «Энергосети» различают исходя из топлива, за счёт которого они функционируют:
- вторично сырьевые
- урановые
- угольные
- нефтяные
Хранится топливо для электростанций на рынке ресурсов. Также существуют карточки с гибридными станциями – только владелец решает, на каком сырье она будет работать. И последний вид станций, не использующих сырьё – экологически чистые, они работают на ветряной или солнечной энергии.
О чём говорит карточка электростанции
В каждой карточке вверху слева располагается минимальная цена станций при их покупке. Это означает, что аукцион начинается с суммы не меньше, чем прописано на карточке. Также внизу содержится цветная полоса, определяющая тип топлива для той или иной электростанции:
- нефть
- уран
- вторичное сырье
- уголь
Прописано и число сырья, необходимое для правильного функционирования станции. И наконец, на каждой карточке указано число домов, для которых достаточно её мощности.
Ресурсы бывают 4-х видов
Ресурсы для питания электростанций различают среди четырёх видов топлива:
- урановое
- нефтяное
- вторично сырьевое
- на основе угля
Как в это играть?
Наверное, это одна из тех игр, где стоило бы рассказать правила поподробнее, так как они не совсем уж стандартны, как в других евро, но мне опять лень, поэтому держите краткий примерный пересказ. Тем более читать правила (любой игры) всё равно надо, всем рекомендую. Говорят, помогает играть без провисаний и ошибок.
Итак, у нас есть главный ресурс — денежки, выраженные банкнотами. Их мы в начале каждого раунда можем потратить на покупку одной из электростанций, представленных на рынке. Покупаем мы их при помощи открытого аукциона, на котором все пытаются перебить ставку друг друга. В любом случае у каждого будет шанс получить одну электростанцию в каждом раунде. Станции с течением партии на рынке предлагают всё более и более продвинутые, так что свой рабочий «парк» вы будете постепенно обновлять, так как запрещается иметь более трёх штук во владении.
Отличаются электростанции количеством вырабатываемой энергии (число справа внизу) и необходимыми для работы ресурсами. Фишка в том, что у нас есть ещё и динамический рынок ресурсов, спрос и предложение на которые растёт / понижается пропорционально. Настоящий эмулятор рынка. На ресурсы тоже нужны деньги, так что считать приходится достаточно много. Ресурсы тоже нельзя затаривать в неограниченных количествах, так как складами под них являются наши же станции, и их размер не резиновый.
Зарабатываем же мы на перегонке ресурсов в энергию, для чего должно соблюдаться два условия:
а) На карте страны мы строим наши домики (опять-таки за деньги, заметьте; много в игре денег надо, блин), чтобы показать, к каким городам мы уже провели провода и возвели там свою станцию, которая будет снабжать людей города электричеством. При этом возведение домика ещё ничего не говорит о нашем доходе, домик — это просто возможность заработать в конкретном городе, для чего…
б) Мы бросаем в топку имеющихся в наличии станций различные ресурсы (в игре их 4 типа) и, вырабатывая определённое количество энергии, берём плату с определённого числа городов, снабжаемых нашими станциями энергией.
Цель игры — первым подключить к своей энергосети определённое число городов и начать поставлять во все из них ток. Но так как условно все игроки идут более-менее нос к носу, то профессионалы приходят нередко к финалу с равным количеством подключённых/запитанных городов. И тут решает оставшийся наличный капитал
Именно поэтому выше я сказал, что важно ещё и правильно зарабатывать денежки в этом бизнесе, покупая ресурсы подешевле и играя на их рынке
Итог
Отличная игра старой школы. Когда-то давно я не считал её шедевром, но она всегда была очень крепкой игрой. Сегодня моё мнение относительно «Энергосети» не изменилось. Это очень, очень классная игра, с такими же механиками и оригинальной экономической концепцией, которую и сейчас сложно найти в играх. Наверное, отчасти игра стала популярной именно благодаря этому, так что пробовать старушку стоит обязательно хотя бы ради расширения кругозора. Но думаю, если вы в душе бухгалтер, то полюбите настолку и не раз разложите её на столе.
Сегодня поговорим про игру от странного чувака Фридмана Фриза. Думаю, прожжённые настольщики знакомы с этим именем, хотя другим оно мало что скажет. Ведь по факту, кроме своей нездоровой любви к зелёному цвету и букве «F», как автор, этот геймдизайнер не сильно отличился на игростройном поприще. Пожалуй, единственной его известной настолкой является та самая Power Grid, она же «Энергосеть» в локализации бородатого года. И, кажется, подобная ситуация не только у нас, но и на Западе. За счёт «Энергосети» Фриз раскрутился и стал известен, и надо признать, заслуженно. Игрушка чрезвычайно хороша — эдакая экономическая стратегия особой породы, а не просто очередное евро. Очень советую попробовать — она на любителя, но тем, кто очень любит считать и прогнозировать события наперёд, зайдёт на ура.
Так вот, оказывается, это парень выпустил ещё и карточную версию своего большой настолки. Тихо создал, тихо издал, и никто у нас об этом бы и не знал (по крайней мере, я если и слышал на BGG краем уха о карточной вариации, то давно забыл в потоке других игр), если бы не очередная локализация. Что ж, коль коробка оказалась под рукой — надо опробовать и поделиться впечатлениями. Думаю, заинтересует эта коробка именно почитателей прежней версии игры, хотя и новички могут оценить классику в новой вариации.