Лучшие ответы
Александр Ларин:
Трубка мира (калумет) — играла чрезвычайно важную роль в общественной жизни многих индейских групп Северной Америки. Индейцы не имеют для трубки мира общего названия. Например, оджибвеи называют ее «опвахгун». Трубка мира играла чрезвычайно важную роль в общественной жизни многих индейских групп Северной Америки. Курили ее участники «парламента» — племенного совета, курение трубки мира составляло основу многих религиозных обрядов, особенно у индейцев прерий. Племенная трубка мира хранилась в отдельном шатре, который назывался «шатром священной трубки» . Слово «калумет» не индейского происхождения. Это название трубке мира дали французские путешественники, заметившие ее сходство со свирелью или тростниковой дудочкой (по-французски chalumeau — шалюмо) .
Воины брали освященные трубки в походы как амулет, призванный обеспечить победу. Все обряды и заседания совета племени начинались и заканчивались курением табака. Различались трубки, из которых курили во время заседаний советов, были специальные трубки мира, трубки старейшин, раскуривавшиеся в палатке для курения, и наиболее священной была трубка, раскуривавшаяся во время важных религиозных ритуалов. Во всех случаях трубка раскуривалась и обходила круг присутствующих в абсолютной тишине, дым ее считался жертвенным.
Вместе с тем характерно, что главным предметом почитания индейцев была не столько сама трубка, сколько ее мундштук, иногда просто палочка, символизировавшая трубку и называвшаяся трубкой. Например, в священном узле кроу, связанном с культом табака, хранилось два мундштука, украшенных перьями орла
Вместе с тем обращает на себя внимание и тот факт, что наряду с мундштуками этот узел содержал колоски кукурузы и сладкой травы. Характерно также, что само почитание трубки у кроу, например, связывалось с солнцем
В трубке мира индейцы курили табак. Некоторым индейским племенам (например, крикам) приходилось выменивать табак чуть ли не из Мексики. Впрочем, многие племена курили не чистый табак а табак, смешанный с черничным листом. И наконец, часть племен заменяла табак курительной смесью из разных растений, которая носила название кинни-кинник.
Наряду со священной трубкой мира индейцы пользовались и обычными деревянными трубками, заканчивающимися красной головкой из так, называемого «трубочного ствола» , или катлинита. Каждый индейский курильщик носил трубку в специальном «трубочном мешочке» , и у каждого был богато украшенный кисет.
Mister Ekskluziv:
чарс
Diankovna .:
В трубке мира индейцы курили табак, который, как мы уже знаем, стал одним из даров доколумбовой Америки остальному миру.
Ольга:
Хочешь попробовать? Травку курили всякую.
Алексей Тиньгаев:
«Мировую траву» наверное…
ВИКТОР:
чачу
Sakiss:
курили разные травы а как попалась конопля и ее укурили и поняли что именно от конопли вставляющей будет мир и спокойствие
Генри Лонгфелло
ТРУБКА МИРА
На горах Большой Равнины,
На вершине Красных Камней,
Там стоял Владыка Жизни,
Гитчи Манито могучий,
И с вершины Красных Камней
Созывал к себе народы,
Созывал людей отвсюду.
От следов его струилась,
Трепетала в блеске утра
Речка, в пропасти срываясь,
Ишкудой, огнем, сверкая.
И перстом Владыка Жизни
Начертал ей по долине
Путь излучистый, сказавши:
«Вот твой путь отныне будет!»
От утеса взявши камень,
Он слепил из камня трубку
И на ней фигуры сделал.
Над рекою, у прибрежья,
На чубук тростинку вырвал,
Всю в зеленых, длинных листьях;
Трубку он набил корою,
Красной ивовой корою,
И дохнул на лес соседний.
От дыханья ветви шумно
Закачались и, столкнувшись,
Ярким пламенем зажглися;
И, на горных высях стоя,
Закурил Владыка Жизни
Трубку Мира, созывая
Все народы к совещанью.
Дым струился тихо, тихо
В блеске солнечного утра:
Прежде — темною полоской,
После — гуще, синим паром,
Забелел в лугах клубами,
Как зимой вершины леса,
Плыл все выше, выше, выше, —
Наконец коснулся неба
И волнами в сводах неба
Раскатился над землею.
Из долины Тавазэнта,
Из долины Вайоминга,
Из лесистой Тоскалузы,
От Скалистых Гор далеких,
От озер Страны Полночной
Все народы увидали
Отдаленный дым Покваны,
Дым призывный Трубки Мира.
И пророки всех народов
Говорили: «То Поквана!
Этим дымом отдаленным,
Что сгибается, как ива,
Как рука, кивает, манит,
Гитчи Манито могучий
Племена людей сзывает,
На совет зовет народы».
Вдоль потоков, по равнинам,
Шли вожди от всех народов,
Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могоки,
Черноногие и Попы,
Оджибвеи и Дакоты —
Шли к горам Большой Равнины,
Пред лицо Владыки Жизни.
И в доспехах, в ярких красках, —
Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете, —
Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах — смертельный вызов,
В их сердцах — вражда глухая,
Вековая жажда мщенья—
Роковой завет от предков.
Гитчи Манито всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участьем,
С отчей жалостью, с любовью, —
Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх.
Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: «О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!
Дал я земли для охоты,
Дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона,
Дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку;
Я наполнил реки рыбой,
А болота — дикой птицей:
Что ж ходить вас заставляет
На охоту друг за другом?
Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила — лишь в согласье,
А бессилие — в разладе.
Помиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!
И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно —
И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
Если ж будете вы глухи, —
Вы погибнете в раздорах!
Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь, как братья!»
Так сказал Владыка Жизни.
И все воины на землю
Тотчас кинули доспехи,
Сняли все свои одежды,
Смело бросилися в реку,
Смыли краски боевые.
Светлой, чистою волною
Выше их вода лилася —
От следов Владыки Жизни.
Мутной, красною волною
Ниже их вода лилася,
Словно смешанная с кровью.
Смывши краски боевые,
Вышли воины на берег,
В землю палицы зарыли,
Погребли в земле доспехи.
Гитчи Манито могучий,
Дух Великий и Создатель,
Встретил воинов улыбкой.
И в молчанье все народы
Трубки сделали из камня,
Тростников для них нарвали,
Чубуки убрали в перья
И пустились в путь обратный —
В ту минуту, как завеса
Облаков заколебалась
И в дверях отверстых неба
Гитчи Манито сокрылся,
Окружен клубами дыма
От Покваны, Трубки Мира.
Design and content Cimmeria Investment Inc.
ПАНЧА КЕЛИЯ
Самый древние поля для игры в панча келия напоминают древние «доски» ур, асэба и тьяу |
Шри-Ланка («Благословенная земля») — государство на острове Цейлон в Индийском океане, чуть восточнее южной оконечности Индостана. Какая из волн переселенцев занесла на остров чаупар, неизвестно: Цейлон заселялся и завоёвывался много раз, его сотрясали колониальные войны, потом межнациональные; коренное население, ведды, практически растворилось среди тамилов и сингалов. Игровое наследие островитян известно только этнографам и археологам, что странно, ибо на Новый год (Avurudu), а также в День бабушек и дедушек многие цейлонские семьи обязательно достают настольные игры. Самая популярная — панча келия, или вимaнам.
В этой игре для двоих трудно признать чаупар: поле «разъехалось», потеряв лучевую симметрию, и даже осевая симметрия сохранилась не везде. Такая необычная форма, напоминающая об избушке на курьих ножках, символизирует остров в океане и национальный цветок Шри-Ланки — звёздный лотос. Вообще, на многих архаичных полях, восходящих к египетским и шумерским гонкам, есть отдельные стартовые дорожки для каждого игрока. Перешеек, который соединил их в виманаме, имеет свою историю. При взгляде из космоса видно, что Цейлон связывает с материком вереница отмелей и коралловых островков. Её протяжённость — 48 километров. Это «Адамов мост». Он начинается у мыса Рамнад и тянется до острова Маннара у берега Шри-Ланки. Согласно старинным картам, мост был проходимым вплоть до конца XV века и соединял Цейлон с материком, но в 1481 году был разрушен землетрясением. Сегодня большая часть Адамова моста находится под водой на глубине чуть больше метра, и только пролив Памбас проходим для небольших кораблей; правительство Индии намерено углубить его, однако у этой затеи немало противников, и пока неясно, кто одержит верх.
Эпитет «Адамов» мост получил за то, что якобы по этим отмелям уходил Адам, изгнанный из рая, который находился, согласно мусульманской легенде, именно на Цейлоне. Индусы называют его «Мостом Рамы» или «Мостом Налы». «Рамаяна» повествует, что его соорудили по приказу императора Рамы гигантские обезьяны под предводительством Ханумана, а руководил строительством Нала — сын божественного зодчего Вишвакармана. По этому мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с её правителем, демоном Раваной, похитившим возлюбленную Рамы — Ситу. Эпос повествует об этом событии так:
Ещё полтысячелетия назад Адамов мост, соединяющий Индию и Цейлон, был пешеходным. Путь по этой гряде островков занимал несколько дней, ведь протяжённость «моста» — почти 50 километров |
Учёные так и не пришли к единому мнению, является Адамов мост естественным образованием или искусственным сооружением. Начало Моста Рамы (песчаная коса шириной в 100-300 метров, с которой видны островки) находится в штате Тамил-Наду в местечке Данушкоди на мысе Каньякумари.
Гигантские обезьяны под предводительством Ханумана строят мост между материком и островом |
Так выглядели виманы — летательные аппараты древних индийцев. Теперь понятно, чем вдохновлялся Данелия, когда снимал «Кин- дза-дзу» |
Коммерческое название игры, виманам, является сокращением от Pushpaka Vimana — так называлась воздушная колесница, на которой Рама совершил перелёт из Ланки до Айодхи после победы над Раваной. Неизвестно, что в действительности представляли собой эти мифические летательные аппараты древней цивилизации — Индия с неохотой раскрывает свои загадки.
У каждого игрока по 6 фишек. В качестве игральных костей на Шри-Ланке также используют 6 раковин (их бросают в скорлупу от кокоса). Нулевой бросок даёт 12 очков. 5, 6 и 12 дают дополнительный бросок. Иногда используют две длинные кости с разметкой 1-2-3-0 (0:0 тоже даёт 12).
Один игрок начинает движение снизу слева, другой — снизу справа. Фишки проходят 79 клеток: часть пути они догоняют друг друга, часть идут встречными курсами, а кое-где движутся изолированно. Чтобы зарядить фишку, нужно выбросить 1 или 5. Нельзя выходить на «перешеек», пока на доску не выставлены хотя бы три своих фишки. Для ухода фишки с доски требуется точный бросок. Срубленная фишка, а также 5, 6 и 12 очков дают дополнительный бросок. Если выброшенные очки разрешают дополнительный бросок, ходить должна другая фишка. В крепостях рубка запрещена, однако если игрок ставит фишку в крепость, где находится фишка противника, он должен прервать ход.
Компании Шри-Ланки используют эти игры как инструмент корпоративного тренинга: считается, что традиционные игры сплачивают сотрудников.
Ракушки каури — универсальные «дайсы» D2 |
Схема игрового поля панча келия |
Автор книги: Милослав Стингл
Историческая проза
сообщить о нарушении
Морган, которому тогда не было еще и 23 лет, пользуясь любой свободной минутой, любой возможностью, чтобы побывать в индейских резервациях (как и сейчас, ирокезы жили тогда и в самом штате Нью-Йорк), начинает публиковать свои первые короткие американистские сообщения.
Индейцы даже на отведенной им территории – в резервациях – не были защищены от всевозможных посягательств капиталистических хищников. Для этого достаточно было этим хищникам обнаружить на земле индейцев что-либо представлявшее для них интерес, например качественную древесину, нефть или уголь. Так, в 1847 году некая маклерская компания, позарившись на сельскохозяйственные угодья индейцев, пыталась присвоить земли резервации Тонаванда, принадлежавшие племени сенека. Морган решительно вмешался. Как адвокат, он мог обращаться в самые высшие инстанции. В итоге земля была возвращена племени. Так Морган стал «человеком сенека». Племя даже усыновило его. Он был принят в род Ястреба и получил ирокезское имя Та-Ya-Da-С-Wu-Ku («Тот, который объединяет», то есть объединяет индейцев с белыми).
Как «сын племени», Морган получил возможность заняться своими исследованиями более основательно. В 1851 году Морган издает свое первое исследование – «Лигу ирокезов»
Но внимание Моргана привлекла другая особенность жизненного уклада ирокезов – он установил, что многие родственники именуются у них иначе, чем у белых. Позднее он нашел соответствия этому удивительному открытию и у других индейских племен Америки
Это, бесспорно, важное обстоятельство заинтересовало его настолько, что в сотрудничестве с государственным департаментом он направил всем дипломатическим представителям США за границей обширный вопросник, чтобы выяснить, как те или иные родственные отношения обозначаются в терминологии различных народов мира. Результаты изучения всего этого материала он обнародовал в объемистой и весьма важной книге «Система родства и свойства» (1870)
Через семь лет после издания «Системы» выходит основной труд Моргана – «Древнее общество». В этой фундаментальной работе он предлагает собственную периодизацию истории первобытного общества на основе уровня его экономического развития. Морган делит древнейшую историю человеческого общества на две эпохи – эпоху дикости и эпоху варварства, в каждой из которых различает в свою очередь три периода
Большое внимание он уделяет роду, прежде всего ирокезскому, изучает историю семьи и брака и т. д