Немного истории
Изначально жанр RTS имел три незыблемых столпа в виде проектов Blizzard, серии Command & Conquer и не менее культового имени в лице Age of Empires. Все остальные игры в основном копировали механики этих титанов, при этом в большинстве случаев оставаясь в их тени.
Так было до того момента, когда на сцене появилась студия Relic вместе с ее Dawn of War и Company of Heroes, став благодаря этим играм ещё одним из законодателей моды. Ее проекты очень сильно направлены на оперирование небольшими отрядами войск и продуманный контроль территорий. И Iron Harvest целиком и полностью построена именно на этих идеях.
Стоит отметить, что опыт заигрывания с альтернативными технологиями в эпоху двух мировых войн уже был представлен в виде War Front: Turning Point. И хотя в этой стратегии присутствуют реальные боевые единицы Второй мировой, тут тоже можно было найти мехов, которые выполнены в суровой ретрофутуристической стилистике. При этом понятно, что сходство с нашей сегодняшней героиней можно увидеть невооружённым взглядом.
Три истории — одна война
К удивлению, одиночная кампания в Iron Harvest представляет собой не просто набор миссий, слабо связанных друг с другом: в игре целых 3 полноценных сюжетных кампании, в которых действительно интересно следить за развитием событий.
В первой кампании игрокам придется пережить ужасы войны вместе с Поланской девочкой Анной Кос, которая всеми силами стремится отыскать отца. Его, к слову, похитили представители второй фракции — Русвета, образ которых явно списан с чиновников Российской империи начала XX века. Третья сторона конфликта — Саксония. Каждая компания отнимет у игроков не меньше 6 часов жизни.
Интро к игре сделано в лучших традициях старых FalloutИнтро к игре сделано в лучших традициях старых Fallout
Все 3 кампании проходятся не без интереса, ведь в каждой из них речь идет не только о глобальной войне, но и о переживаниях отдельных личностей. Пафосных речей о победе любой ценой здесь минимум, хотя и совсем без них не обошлось. Самое интересное, что в первой кампании фракция Русвета выставлена чуть ли не вселенским злом, а уже в следующей, когда мы получаем возможность пройти их путь, становится понятно — все не так однозначно. Зло понятие крайне субъективное и каждая сторона останется в глазах игроков правой по своему.
Тут есть даже постановочные ролики, которые в меню выделены наравне с заданиями. К сожалению, денег у студии KING Art было не так много, поэтому все видео на движке выглядят так, будто их снимали лет 10 назад.
The Irony Curtain: From Matryoshka with Love: плюсы
Ясно, что поляки обожают Матрешку, хотя и вечно предъявляют к нам к ней претензии по всевозможным поводам, потому игра получилась весьма качественной:
На самом деле Matryoshka смешная, причем некоторые забавные шутки не связаны с Матрешкой, а представляют неплохие образчики абстрактного юмора. Некоторые шутки непосредственно про Матрешку тоже ничего себе.
Не сказать, чтобы прямо высокохудожественная, но вполне симпатичная рисовка.
Очень креативно поданная система подсказок – в виде телефонных разговоров с особистами. В самом начале, на перроне краснознаменной Матрешки, шарманщик, сразу задавая настроение, споет еще и креативную песенку о том, чтобы вы, застряв в прохождении, не плакали, а пользовались пробелом!
Толковая английская озвучка (довольно регулярно пересыпаемая русскими словами). Отдельно хочу отметить работу актера, исполнившего роль Эвана.
Сами загадки несложные, игра проходится в принципе довольно легко без всяких подсказок. Иногда приходится поломать голову, но не часто. Ну а в Парке Горького вас ждут неплохие мини-развлечения.
Есть множество отсылок и пасхалок к играм, фильмам, историческим событиям (сами авторы уверяют, что таких отсылок более 1800). Интересно, что есть отсылки, сугубо понятные жителям СНГ, например, в одной из «подсказочных» сцен упоминаются Штирлиц и Юстас
Обратите внимание на Эрика Блэра на антикоммунистическом форуме в начале игры – это, конечно, Джордж Оруэлл. На границе Матрешки маячит Око Саурона, то есть авторы в курсе, что здесь у нас Мордор
Сам Эван как персонаж может быть, так сказать, объединенной отсылкой к Герберту Уэллсу, Теодору Драйзеру и прочим знаменитым американским и британским писателям, которые посещали СССР.
А вот и око Саурона на границе Матрешки с остальными странами
30 Vehicles
Take advantage of 30 unique vehicles in over 52 variants in total. Almost every vehicle sports a variety of stowage and other customizable parts including camouflage.
United States Armed Forces
- M1 Abrams Main Battle Tank
- M923 5t truck
- M998/M1025/M1043 High Mobility Vehicle
- LAV-25 Infantry Fighting Vehicle
- M113 tracked Armored Personnel Carrier
- M163 Vulcan tracked Anti-Aircraft Gun
- M270 Multiple Rocket Launch System
- M1008 utility vehicle
- M1030 motorbike
- UH/MH-60A transport helicopter
- Rubber motor boat
- T-72 Main Battle Tank
- BMP-1 Infantry Fighting Vehicle
- OT-62 TOPAS Armored Personnel Carrier
- OT-65A Vydra Reconnaissance vehicle
- OT-64A2 SKOT Armored Personnel Carrier
- Pldvk 53/59 Lizard anti-aircraft gun
- ShKH-77 DANA self-propelled howitzer
- RM-70 self-propelled rocket artillery
- AZU 469 military offroad
- Jara 250 motorbike
- Fatra 813 heavy-duty truck
- Mk. V3S transport truck
- Mi-17 transport helicopter
- Small motor boat
- Customized AZU 469 military offroad
- BTR-40 Armored Personnel Carrier
- Sarka 1200 car
- Ada 1600 car
- Mk. V3S truck
- Motorbike
- AN-2 transport aircraft
Начало игры
Игра начинается с того, что нам выдают полуразрушенный замок, который мы будем восстанавливать и который станет нашим пристанищем на всё время. Естественно тут есть обучение, которое рассказывает нам, куда тыкать, что делать и т.д. На первом этапе обучения мы строим домики, расчищаем территорию под постройки и повышаем уровень нашего замка.
По мере прокачки уровня замка, открываются всё новые и новые
возможности. Например, навыки лорда, с помощью которых вы сможете увеличивать
скорость добычи ресурсов, скорость постройки зданий или повышать боевую
эффективность армии. Также открываются герои, которые выглядят ну очень
классно. Каждый герой отвечает за свою область, будь то постройка зданий или
управление армией. Героев можно прокачивать, одевать в доспехи, добытые в бою и
улучшать их навыки.
После знакомства с героями, нас отправляют выполнять
сюжетные задания и выглядят они как бои в реальном времени. Никаких отчетов о
бое, которые присылались бы вам в других стратегиях.
Iron Harvest хоть и опирается на лор «Серпа», но основана на Первой Мировой.
События игры разворачиваются в выдуманном мире, где в 1920-х годах схлестнулись три государства: Русвет, Полания и Саксония — с кого они списаны, думаю, пояснять не надо. Но хоть вселенная и выдумана, часть событий разработчики взяли из реальной истории — да и некоторых исторических личностей вроде Распутина вписать в сюжет не постеснялись.
В целом история в игре неплохая — несмотря на местами кринжовые диалоги она достойно работает с персонажами и умеет удивлять; сюжет излагается приятными катсценами. Поиграть доведется за каждую нацию — их истории разворачиваются параллельно, но в финале сходятся в одну точку. У каждого государства в основе лежит личная история конкретного персонажа, которая постепенно разрастается до масштабов войны. Так, у Полании все вертится вокруг девушки-снайпера Анны Кос, которая из-за нападения Русвета потеряла отца и примкнула к сопротивлению.
Мораль в игре серая, да не совсем. В финале нации, само собой, объединяются против общего, истинного врага. Но так как частично игра впитала лор самих картин Розальски, списанная с России страна Русвет — явный злодей в этой истории. Среди русветцев добрых парней почти нет. Все — кровожадные империалисты.
Красота могла спасти мир
В графическом плане Iron Harvest не представляет собой ничего выдающегося. Да, здесь весьма приятная картинка, но не более. Никакого вам рейтрейсинга и прорисовки километровой дальности. Но, давайте будем честны, все это стратегии не очень-то и нужно. Картинка не режет глаз, и на том спасибо.
Графика начинает резать глаз только в катсценахГрафика начинает резать глаз только в катсценах
А вот что действительно расстраивает, так это уже упомянутые ролики на движке. Пока мы играем и наблюдаем за событиями с высоты птичьего полета, графика и анимации кажутся вполне опрятными, но как только начинаем смотреть катсцены, становятся видны абсолютно все проблемы. Анимация деревянная, а вместо эмоциональной актерской игры — стандартные говорящие головы.
Конечно, глупо требовать катсцен уровня The Last of Us: Part 2 от нишевой игры с небольшим бюджетом. Видно, что разработчики старались создать настолько красивую картинку, насколько им это могли позволить ресурсы. Отчасти получилось, но все-таки им стоило уделить техническому исполнению чуть больше времени.
Атмосферу артов Розальски Iron Harvest передала не в полной мере — но сохранила экзотический контраст.
Игра выглядит как Company of Heroes перемешанная с Warhammer 40.000 — как, собственно, и должно быть. С одной стороны у нас визуальный исторический реализм, с другой — гусары в неуклюжих мехах. Дизайн машин восхитительный — их будто делали «ваховские» орки совмеснтно с советскими инженерами. Получился отчасти ретрофутуризм, а отчасти псевдореализм — смотришь на них и веришь, что если бы вместо танков сто лет назад попытались построить ходячих роботов, такими они бы и были. Особенно если вспомнить внешний вид первых танков вроде британского Mark I.
Часть атмосферы работ Якуба мехи из Iron Harvest передают. Когда эти машины врываются в пряничный европейский город, тупо проходя сквозь здания и разнося их по кирпичику — замираешь, очень эффектно. А потом они начинают поливать огнем и пулеметным штормом жалких людишек и за их внешней неуклюжестью видишь многотонную силу. Да и пейзажи в Iron Harvest хороши — все в порядке и со стилем, и с технологиями.
Но кое-чего игре не хватает. На самых впечатляющих работах Розальски сильнее всего бьет масштаб — контраст размеров. На фоне пшеничных полей и крошечных крестьян высится металлический мех — он огромен настолько, что буквально уходит в небо, словно небоскреб. Это самое крутое, но в игре такого нет. Есть крупные машины, но они в лучшем случае размером в три-четыре человеческих роста, а большая их часть и вовсе не больше танка.
Weapons
Battle your enemies using 35 new weapons, including multiple variants and a large variety of attachments such as bipods, suppressors, flashlights, bayonets, regular and NV scopes.
United States Armed Forces
- M16A2 assault rifle and carbine variants
- M21 marksman rifle
- M60 machinegun
- M249 squad automatic weapon
- MP-V submachine gun
- M9 pistol
- M1911 pistol
- M72, M136, M47 Dragon, MAAWS, SMAW anti-tank launchers
- FIM-92 anti-air launcher
- static M2 machinegun
- TOW anti-tank launcher
- M252 mortar
- M67 grenade
- Sa-58P/V assault rifle
- Sa-58 + VG70 grenade launcher
- Scorpion submachine gun
- OP-63 marksman rifle
- Uk-59 machine gun
- Pi-52 pistol
- Pi-82 pistol
- RPG-7(V), RPG-75 rocket launchers
- 9K32 Strela -2 anti-air launcher
- static Uk-59 machinegun
- 9K113 anti-tank launcher
- M52 mortar
- M53/59 anti-air gun
- T21 recoilless gun
- RG4, F1, URG86 grenades
В этом мире хочется жить
Как это ни странно, но главное, чем игра действительно цепляет и запоминается — сеттинг. Стим-панк, альтернативная Первая мировая война с огромными роботами и ходячими танками. Мир Iron Harvest создан на основе картин польского художника Якуба Розальски (Jakub Rozalski), но лично автору обзора игра напомнила другую стратегию — FrostPunk от 11 bit studios. Особенно сходство очевидно, когда в игре идет снег.
Вполне возможно, Iron Harvest могла бы стать гораздо интереснее, если бы этот действительно крутой сеттинг примерили не на стратегии, а, например, на экшен или даже RPG. Об этом мире хочется узнавать больше, но рамки жанра не дают в полной мере проникнуться вселенной — а жаль.
***
В геймплейном плане творение KING Art не несет никаких инноваций. Это хорошая, но стандартная стратегия, от которой можно получить удовольствие, но, скорее всего, она забудется уже на следующий день после прохождения.
Iron Harvest могла стать гораздо лучше, если бы разработчики сделали даже изометрическую RPG в стиле первых Fallout. Этот мир хочется исследовать и жить в нем, а вместо этого нам предлагают наблюдать за неплохим, но стандартным сюжетом (угадывается каждый второй поворот) и играть в «захват флага» вместе со своим отрядом.
- Создатели стратегии про гигантских роботов и Первую мировую добавили в игру кооператив
- Iron Harvest бесплатно — дарим ключи для Steam
- Открываем и разыгрываем коллекционку Iron Harvest с фигуркой внутри. Ее цена 6 000 рублей
Iron Harvest — это хорошая RTS в стиле Company of Heroes, но не без серьезных проблем.
Минимум строительства, максимум военных действий и управление не отдельными солдатиками, а сразу группами бойцов. Выбор юнитов богатый, стороны отличаются достаточно, чтобы их было интересно изучать, классическая для стратегий система «камень-ножница-бумага» тоже работает. На базовом уровне все хорошо. Но парочка проблем идиллию нарушает.
В Iron Harvest слишком уж хорошо работает тактика танк-раша. В начале матча как можно быстрее захватываешь точки добычи ресурсов. Строишь мастерскую и начинаешь штамповать роботов, обводишь рамочкой — и победа уже почти в руках. Формально у мехов тоже своя специализация — одни против пехоты, другие нацелены на скорость и разведку, третьи пробивают броню. И любого меха как бы может уничтожить удачно окопавшийся отряд гранатометчиков. Но если роботов целая армия — никто и пискнуть не успеет. Подавляющим огнем они выводят пехоту из строя моментально. А хорошая толпа пулеметчиков любой танк за десять секунд застреляет, хоть и нацелены они на другой тип юнитов. А уж когда появляются особо мощные машины вроде русветского «Гуляй-города», вся тактика заканчивается на том, кто первым построит такого монстра и всех разнесет.
Вторая серьезная проблема — искусственный интеллект. Враги могут окопаться около точки добычи ресурсов и не захватывать ее весь матч. Или наоборот — отправить армию за ресурсами, когда ты громишь их главную базу. А свои солдаты буквально теряются в чистом поле и не могут найти нормальный маршрут до точки в ста метрах. И ладно солдаты, но когда тупят мехи… всего один одаренный робот может посносить тобой же построенные укрытия и нужные для засады здания.
Iron Harvest — не первая RTS, которая страдает от таких проблем, но все равно обидно. Поэтому лучше всего игра чувствует себя в камерных миссиях — когда боевые ресурсы ограничены и возможности наштамповать мехов нет. Только в таких заданиях работает система укрытий и возможность занимать здания. В подобных миссиях реально приходится думать, где лучше разместить бойцов, куда поставить мины и как заманить врагов в засаду.
Iron Harvest — красивая, богатая на контент сюжетная RTS в незаезженном сеттинге. Ее проблемы местами сильно раздражают, но в целом она оставляет приятные ощущения и разжигает ностальгию по нулевым, когда в жанре было из чего выбирать. А патчи могут и должны сделать ее еще лучше.
Мнение
«Бронза» (Bronze) — отличная настольная игра на основе контроля территорий и сбора сетов карт. Сдержанная, во многом суховатая, но весьма крепкая и хорошо сбитая, по этой причине отменно играется на двоих, как сугубо дуэльный поединок. Неплохо раскладывается на троих с возможностью провести вечер за менее ожесточенной, но не менее увлекательной партией. Составное поле, поделенное на секции, матрица из карт технологий и квесты в виде карт городов, выгодно дополняют друг друга и делают игру вариативной, интересной и запоминающейся. Рекомендую.
Плюсы
- Отлично реализованный area control (контроль территорий) на составном поле
- Интересная идея создания матрицы из карт технологий и её активация (собирание нужного набора карт)
- Постепенный ввод в игру минизаданий (карт городов с квестами) для получения ПО
- Хорошее качество издания
- Хорошая реиграбельность
- Небольшое время партии
Минусы
- Длительное ожидание хода (даунтайм)
- Карты технологий однообразны
- Нет возможности влиять на матрицу других участников
Оценка: 9/10
Сложность правил | Простые, хорошо изложены | |
Сложность игры | Простая, интуитивно понятная | |
Конфликтность | При игре вдвоём острая, большим составом менее обостренная | |
Оформление | Отличное | |
Атмосфера | Условная | |
Реиграбельность | Выше средней | |
Впечатление | Добротная игра на захват территорий и сбор сетов карт | |
Время игры, мин | 40 на двоих, 60 на троих | |
Компания, чел. | 2-4 | |
Сколько места | Средний стол |
Завораживающая красота
Чего нельзя оспорить, так это того, что Iron Harvest до неприличия красива. Это отражено не только с технической точки зрения: арты при загрузке, музыка в главном меню, общая цветовая гамма и дизайн интерфейса — всё это работает на спокойную расслабленную атмосферу. Создаётся впечатление, будто смотришь на старинное произведение искусства, пришедшее из уникального мира, местами очень сильно напоминающего стимпанк.
При этом и сама внутриигровая картинка выглядит довольно впечатляюще, умудряясь при этом не напрягать глаза и мозг. Авторы сумели выдержать превосходный баланс читаемости и реалистичности. Подконтрольные юниты замечаются достаточно легко, не теряясь в огромном количестве растительности или городских локациях. Лично у меня практически не возникало проблем с поиском бойцов среди объектов.
При этом само окружение выполнено с поистине поражающим уровнем детализации. Карты усеяны мелкими предметами, имитацией бытовых сценок и прочими приятными вещами. Осмелюсь сказать, что, смотря на всё это великолепие, в голову закрадывается мысль, что RTS современности вполне способны по уровню проработки конкурировать с ролевыми проектами 2009-2011 годов.
Впечатлений прибавляет отличная разрушаемость: здания разваливаются очень реалистично, от взрывов во все стороны пачками летят кирпичи, падают крыши, а самое интересное начинается, когда в дело вступают огромные мехи. Одним своим движением они ровняют с землей целые здания, задевают линии электропередач и валят деревья. Особенно ярко картинка преображается в наиболее жарких боях, когда со всех сторон летят снаряды и гранаты, сильно изменяющие местность. Пехота прижимается к стенам, техника порой даже сходится в ближнем бою, а игроку необходимо оставаться в тонусе, сохраняя контроль над сражением.
К сожалению, имеются у графики и значительные проблемы, которые тоже чаще всего проявляются в битвах. Например, воронки от взрывов способны возникать в местах, где земли в общем и нет. У меня таким местом был железнодорожный мост, в конце боя выглядящий явно не пригодным для какого-либо перемещения по нему.
Не меньше вопросов вызывают анимации выстрелов и их направление. Больше всего досталось струям огня, которые могут внезапно начать извергаться совершенно не из того места, где у юнита расположены орудия. При этом нельзя сказать, что такие баги встречаются редко — скорее, они являются нормой для примерно каждого третьего боя, что сильно портит погружение в происходящее.
Но даже при этом, визуальная составляющая и дизайн Iron Harvest способны удивить любого эстета. А что особенно радует, эстета, снабженного не самым современным железом.
The Irony Curtain: From Matryoshka with Love: минусы
Ну, поговорим о недостатках:
Да. Нам мало клюквенных игр про Арстотцку Матрешку, особенно от поляков, которые настолько любят нашу Матрешку, что она и без того фигурирует у них в каждой второй, если не первой игре. Больше Матрешки! Еще больше Матрешки! Зачем стараться и заниматься пропагандой, когда наши враги партнеры делают все за нас?
На тот случай, если вы подзабыли, поляки напомнят вам, что за свержением государственных строев стоит Госдеп США. В концовке, правда, выяснится, что даже Госдеп бессилен перед Матрешкой, уж такая это непредсказуемая страна, которую умом не понять и в которую можно только верить.
Ну и The Irony Curtain: From Matryoshka with Love по каким-то причинам стыдливо официально не переведена на русский. Так что, если не в ладах с английским, придется искать неофициальный русификатор (благо, он имеется в сети).
Так выглядят гостиницы Матрешки
Небольшие подсказки по прохождению The Irony CurtainFrom Matryoshka with Love (моменты, которые вызвали затруднения лично у меня и которые не всегда освещались во внутриигровой помощи):
Как показать слайды на конференции? Сначала поставьте пластинку, потом слайды – и убедитесь, что их не видно. Потом подойдите к ведущему и попросите у него простыню. Кстати, вы можете поставить и слайды с маленьким Эваном и показать их депутатам антикоммунистического конгресса – будет забавно.
Как заполнить регистрационную форму в отеле? Поставьте одну галочку в самой верхней строчке.
Как достать все предметы из игрового автомата? Последовательность кнопок такая: 9-5, 7-3, 1-8, 5-2, 4-9, 7-6, 6-3, 2-1, 4-8.
Как помыться в нумерах?:) Нажмите на дверь и закройте ее, тогда Медведев не будет за вами подглядывать, и вы сможете отмокнуть в ванной.
Как найти подслушивающее устройство? Ткнуть в зеркало помазком.
Что делать на стройплощадке? Надо ткнуть в кран. Причем дважды.
Как найти перекладину для рогатки? После того, как пройдете песенный конкурс, у стола с судьями появится отвалившаяся красная буква Y. Поиск перекладины почему-то вызвал у меня больше всего баттхерта
Если застряли, не стесняйтесь пользоваться подсказками. Помните, что порой необходимо отдавать NPC предметы, чтобы продвинуть сюжет, а также иногда с ними нужно побеседовать повторно (например, с генералом в Парке Горького). И не забывайте пробовать предлагать неписям все подряд предметы, особенно выпивку и рупейки (местную валюту), у них на это припасены смешные реплики.
И еще немного любимого Вождя Всея Матрешки!
Вердикт адвенчуре The Irony Curtain: From Matryoshka with Love: 8/10. Хороший рисованный квест в олдскульной манере, которых в последнее время выходит не так уж много. Про идеологическую составляющую промолчу. По крайней мере, здесь антикоммунизм и русофобия подаются под соусом юмора и сатиры, а не на пафосных и серьезных щах, как в каком-нибудь сериале «Чернобыль» и прочих творениях западной культуры.
Геймплей
Игровой процесс Iron Harvest не может не вызвать ностальгию у фанатов таких серий, как, например, Company of Heroes. Игроки берут под контроль небольшой отряд военных. Максимум в команде может находиться 50 человек, что, на самом деле не так много. К примеру, как только вы найдете боевых роботов или даже стационарный пулемет, обуздать эти штуки одним юнитом не получится. Бывают ситуации, когда в пылу сражения судорожно смотришь на количество своих солдат и успокаиваешь себя, что их осталось целых 7, а потом понимаешь — все они караулят небольшой пулемет, от которого толку будет крайне мало.
Битвы
На поле боя вы можете расставить свою армию, разведать армию противника и, в дополнение, использовать заклинания героев, чтобы быстрее уничтожить врага. Бои динамичные и для мобильной платформы смотрятся хорошо.
За победу на полях сражений нам дают разные вещи и опыт для
прокачки героев.
В Iron Throne есть режим, который я не встречал не в одной мобильной
стратегии. Если вам надоело строить домики и набирать армию, заходите в город и
начинаете играть в полноценную РПГ, со своим миром, заданиями и монстрами.
В этом режиме мы спасаем город недалеко от нашего замка от нападения. Проходим цепочку сюжетных квестов, сражаемся с боссами, а в награду получаем вещи для развития нашего замка.
Вся игра переведена на русский, а в сюжете встречается
обилие кат сцен и даже выбор вариантов ответа в диалогах.
В игре представлено пять
видов ресурсов: еда, дерево, камень, железо и серебро. Добывать их можно
различными способами: постройкой добывающих зданий, при помощи квестов и
заданий, захватывать рудники, нападать на чужие города и грабить их земли.
Другими словами, разработчики не стали заново придумывать велосипед, и это
радует.
Как и в других подобных
играх, вам дадут возможность прокачаться, прежде чем начать воевать на основной
площадке, вместе со своими союзниками. Первое время вас будет защищать
“Щит мира”, который, при желании, можно продлить. Пока он действует,
на вас не смогут нападать другие игроки, чтобы разграбить ваши владения.
Однако, если вы решитесь атаковать другого игрока, то щит автоматически исчезнет.
Тем самым лучше не торопиться и тщательно подготовиться к предстоящим битвам.
Впечатление
Чем хорош геймплей?
Игра строится на 2х механиках:
- Контроль территорий
- Сбор сетов
В первом случае борьба разворачивается на игровом поле и идет по 3 направлениям:
- По горизонтали: стремимся создать (или мешаем создать) непрерывный торговый путь. Своеобразные «крестики-нолики», только не во всех направлениях, а исключительно по линии горизонта.
- По вертикали – стремимся отстроить максимальное число жилищ (тоже «крестики-нолики»), объявить себя лидером провинции и заполучить соответствующий жетон с ПО.
- Карты городов вносят свой градус крепости. Например, принуждая игроков добиваться лидерства не только в землях, но и доминировать на определенных ландшафтах.
Сбор сетов реализован с помощь карт технологий, из которых игрок формирует так называемую технологическую матрицу. Матрица является единственным источником, дающим возможность строить поселения.
Матрица
Обе механики тесно взаимодействуют – сеты (матрица технологий) открывают «доступ» к контролю территорий. Area control, в свою очередь, не только является единственным источником получения победных очков, но влияет на матрицу, вынуждая игроков развивать или игнорировать те или иные технологии. Создавая матрицу и поэтапно активируя её, необходимо четко представлять, куда движется ваша и соседние цивилизации. В общем-то, ничего сложного, но несмотря на простоту, работает этот игровой механизм круто, что вызывает уважение, но, главное, играется интересно.
Хороша как дуэль и не только
«Бронза» особенно хороша в дуэльном варианте. Ассоциация с «крестиками-ноликами» в таком случае навязчива, но «Бронза», разумеется, глубже и увлекательней. Основная привлекательность в практически полной прозрачности игрового процесс, рандом есть только в трех направлениях: закрытые земли, карты городов и технологий. Причем, земли — это единственная «терра инкогнито», а карты технологий и города рандомны скорее условно, так как всегда есть хоть небольшой, но выбор. В итоге, дуэльный формат превращается в настоящее интеллектуальную борьбу с идеально мизерной ролью случая.
Правила
При большем составе теряется необходимый для накала тактический просчет – предугадать действия соперников сложно, приходится более подстраиваться под сложившую ситуацию, но появляется стратегический размах – можно сосредоточиться на торговых путях и матрице, постараться «урвать» несколько дополняющих друг друга квестов (карт городов), а для этого надо успеть пораньше прийти в новые земли.
Карты городов — миниквесты
Вариативность, составное поле и взаимодействие
Понравилась идея с составным полем, когда каждый раз получается новая раскладка, при этом, часть земель открывается по мере продвижения участников.
А вот относительно матрицы спорно. С одной стороны, матрица тоже составная, несколько технологий, плюс джокер — вроде не мало, но впечатление однообразия есть.
Внутри коробки
Идея с матрицей интересная, но слишком сухая и техничная. Особенно это заметно на контрасте – на поле идет настоящая война за лидерство, а в тылу монотонное перебирание вариантов нужных карт. На этом этапе игра теряет взаимодействие, думаю, что здесь хороший простор для дополнений – блокирование рядов и столбцов соперника, закрытие для активации отдельных карт – вот, где начнется веселье для бывалых и тех, кто скучает без эмоций.
Первая партия прошла с неосознанным хоумрулом (матрица была больше чем 4 столбца), но потом от этого варианта осознанно отказались)
Время партии и даунтайм
Меньше часа на троих не получалось сыграть, на двоих укладывались за 40 минут. Для своего формата и в своей «весовой» категории время игрового процесса оптимальное. И это с учетом даунтайма, который неизбежен. Мы в этом отношении те ещё тугодумы, но если ваши мозги работают шустрее, то и партия будет короче.
Самое главное, что при, в общем-то, непродолжительной по времени партии, ощущение как от полноценного 1,5-часового евро средней сложности.
Фишки поселений и жетон первого игрока
Издание и качество картона
Игра полностью отечественная – от задумки, до реализации. Автор, наш соотечественник, Константин Домашев, мы уже знакомы с ним по «Сомникуму» (отличная семейная игра, кстати).
Издательство «Мир Хобби», показало себя с наилучшей стороны. Яркое и сочное оформление. Игровое поле и коробка под лён, с приятной фактурой. Внутри удобный ложемент. Качество издания оставляет очень приятное впечатление, сделано на достойном уровне.
Компоненты в коробке
Игровой процесс и его проблемы
Как бы ни была хороша графика или интересна история, геймплей всё равно остаётся для стратегий краеугольным камнем и тем, ради чего в них играют большинство ценителей жанра. И у меня остаётся к нему очень много вопросов.
Выше было сказано, что многое в Iron Harvest взято из Company of Heroes. Но стоит оговориться, что не многое, а слишком многое. И дело вовсе не в том, что прямые заимствования — это плохо, ведь оно было в жанре RTS было испокон веков.
Главным отличием формулы CoH от других классических RTS является то, что она не позволяет отсидеться на базе, ведь все точки поступления железа и нефти разбросаны по карте. И именно контроль территорий является ключом к победе и выживанию.
Постройка базы в Iron Harvest тоже есть, но она очень сильно ограничена количеством доступных строений. Можно возвести штаб, казарму, мастерскую и оборонительные укрепления. Никаких академий и научных центров.
Недостатки геймплея начинают проявляться уже в битвах. Честно говоря, я не люблю боевую систему Company of Heroes: всё потому, что получаемый пехотой урон отвязан от визуализации пуль и снарядов. Таким образом повреждения высчитываются по каким-то внутренним параметрам, а не по попаданиям, которые наблюдает игрок.
И в Iron Harvest эта проблема доведена до абсурда. Тут вполне реально наблюдать ситуацию, когда два отряда пехоты перестреливаются в метре перед друг другом и всё равно совершенно непонятно, кто выйдет победителем.
Пехота застревает друг в друге, а снаряды могут расшвыривать ваших солдат как мячики, не нанося им при этом урона. Больше всего досталось огнемётчикам: они способны нарезать круги вокруг противника и не могут адекватно рассчитать расстояние для атаки.
С бронебойностью мехов тоже имеются огромные проблемы: порой совершенно непонятно, пробьёт этот защиту юнит противника или нет, бои техники превращаются в унылое перебрасывание снарядами.
Всё это сильно портит впечатление и резонирует с реалистичной и детально проработанной картинкой. Конечно, называть бои неконтролируемым действием было бы несправедливо — просто не очевидная система регистрации повреждений очень сильно сбивает с толка.
Конечно, как и в любой уважающей себя RTS, тут присутствуют сетевая игра и одиночные сражения с ботами. «Схватка» является привычным для всех режимом, где можно на выбранной карте столкнуть любые понравившееся фракции.
Говорить про мультиплеер сейчас было бы заведомо гиблым занятием. Его изучение занимает, как правило, приличное количество времени, а релиз игры только-только состоялся, и оценить многопользовательскую игру не представилось возможности. Вдобавок к этому сетевой режим будет активно меняться и балансироваться, если авторы игры найдут на это силы и желание.
Таким образом, ветераны Company of Heroes будут тут как дома, в то время как остальным предстоит привыкать к местным тонкостям и условностям. Однако, масштаб всего этого не настолько велик, чтобы считаться катастрофическим.
Iron Harvest – это очень консервативная игра, которая позволяет посмотреть на всё, что любят фанаты классических RTS, только в красивейшей и современной обертке. Авторы не стали добавлять ничего лишнего из современных тенденций, оставив формулу геймплея чистой и незамутненной.
Проблемы с анимацией и боями с лихвой компенсируются плюсами, к которым можно добавить впечатляющие катсцены уровня современных RPG и локации, похожие на родные просторы для нашего геймера.
Так что если вы скучаете по стратегиям в реальном времени из «золотой эпохи», то эта игра является отличным подарком в наше сложное время. Тем более что и цена, и системные требования у неё достаточно демократичны.
Плюсы
шикарная графика
классический геймплей
хорошая оптимизация
интересная вселенная
Минусы
баги анимации
неинтуитивный урон пехоты
кампании коротковаты
7.5