Феномен настольных игр

Клуэдо

Настолка, посвящённая детективному расследованию. Является игровой версией литературных романов, где в особняке совершается убийство и под подозрением оказываются все находящиеся в доме.

Игроки выбирают определённые роли и получают на руки случайные карты. Далее, путём передвижения по игровому полю, изучению улик и логическим заключениям, каждый выдвигает обвинения и пытается узнать, кто убийца. Первый, назовёт кто, чем и где совершил убийство, становится победителем.

Клуэдо подойдёт всем любителям классических детективов и неспешных игр на логическое мышление. Существует множество вариантов настолки с различным антуражем и персонажами.

Доступнее ресторана

Увеличение продаж отмечает и генеральный директор издательского холдинга Hobby World Михаил Акулов. По его словам, отмечается рост до 50% как по розничной сети компании, занимающейся продажей и производством настольных игр, так и по другим каналам сбыта. Однако, замечает он, рынок настольных игр растет всё время.

— Мы изучаем ситуацию на рынке с 2006 года и видим рост на 30% в год, — сказал он «Известиям». — Дополнительный рост связан с тем, что, во-первых, развивается сама культура настольных игр, во-вторых, в кризисные годы «настолки» как средства развлечения становятся более доступными, чем рестораны и кинотеатры.

По его словам, настольная игра — это развлечение на любой кошелек, от 290 до 50 тыс. рублей, а то и выше, — и на любую компанию. Но, в отличие от похода в кинотеатр, это досуг, к которому постоянно можно возвращаться.

— Современные «настолки» — это не старые игры, где вы всё время ходите по полю и совершаете одни и те же действия, — говорит он. — Они меняются от партии к партии, и каждая новая партия — это новое приключение. Плюс сейчас гигантское разнообразие этих игр разного характера.

Кризисный досуг

Фото: ТАСС/EPA/YURI KOCHETKOV

По его словам, взрывной рост компания наблюдала в 2008 году, в 2014–2016 годах — это своего рода «кризисный досуг». А подтверждается это историческим фактом — первый зафиксированный рост спроса на настольные игры произошел во времена великой американской депрессии, когда появилась «Монополия».

Руководитель площадки настольных игр Александр Миронов также замечает, что интерес к настольным играм растет в принципе, тем более что он значительно ниже, чем за рубежом.

— Самый первый мощный всплеск в России был в середине 1990-х, когда в России появилась игра Magic: The Gathering, — рассказал он. — Потом пошел небольшой спад, но стали появляться наши производители — снова рост. Затем был всплеск, когда игры стали выходить на уровень ролевых фестивалей, и там стали появляться площадки с «настолками». Вслед за этим стали появляться фестивали непосредственно настольных игр: «Игрокон», например, «Ролекон».

При этом всплески во время кризисов он также подтверждает: не только во время пандемии, но и во время экономических кризисов. Происходит так не только в России, но и за рубежом.

Исследователь древних и забытых настольных игр Лин Лобарев замечает, что в древности игры чаще появлялись как элемент каких-либо религиозных практик — и только потом становились светским развлечением. До ХХ века проследить зависимость популярности настольных игр от кризисов практически невозможно.

Кризисный досуг

Фото: ТАСС/Максим Григорьев

— Большой всплеск точно произошел с появлением «гуськовых» игр примерно в XVII веке, а особенно — когда появилась дешевая полиграфия, — сказал Лобарев «Известиям». — Тогда произошел колоссальный рост популярности настольных игр с их одновременным упрощением. Чем дальше в древность, тем более сложные и разнообразные варианты игр можно найти. Это неизбежная плата за популярность у разных, в том числе малообразованных слоев населения — игре пришлось стать проще.

Он отмечает, что интерес к древним настольным играм стал явственно заметен примерно четыре года назад — тогда на исторических фестивалях стали появляться реконструкции этих игр, в которые учили играть посетителей.

«Это жизнь!» (That’s life!)

Все довольно просто: имеется набор карточек-восьмигранников, одни — положительного номинала, другие — отрицательного, и еще несколько штук со счастливым клевером-четырехлистником, превращающим минус в плюс. Бросаешь кубик, двигаешь свои фишки и деревянных «сторожей», забираешь карточки и набираешь очки, кто больше. Игра существует всего с 2005 года, но к ней уже выпущено два расширения — «Подстава!» (с птичкой Flixxy и ценными червяками) и «Дело в шляпе» (со шляпами); их можно использовать вместе и по отдельности. Впрочем, никакой особой стратегии тут все равно не разработаешь, зато в плане тактических возможностей игра довольно хороша, очень азартна и непредсказуема, и одна партия не похожа на другую: «такова жизнь!». Но главное ее достоинство — на каждой карточке есть маленький рисунок вроде карикатуры, и вот эти рисуночки просто отличнейшие, в стиле старого «Нью-Йоркера». Да и к полиграфии издательства Ravensburger, как обычно, нет претензий: картон не обтирается, коробка не расползается.  В общем, этой такой Smart Roadster среди настольных игр: нарядная и легкомысленная, но быстрая и маневренная — и с мерседесовским движком.

Возраст: от 8 лет

Количество игроков: от 2 до 6

Время партии: 25–35 минут

Достоинства: действительно очень веселая и азартная игра, но главное — дизайн. Можно даже не играть, а просто иногда пересматривать карточки.

Прокачивание командных навыков

(с) Big Bang Theory

Смысл большинства настольных РПГ — не в победе, а в командной работе. Игровые события зависят от активности игроков, и если вы не будете стараться, то удовольствия от процесса получите немного. Здесь всё завязано на сотрудничестве, и играть порой куда интереснее и веселее, когда нет формальных «победителей» и «побеждённых».

Во многих играх, как и в жизни, требуется соперничать. Однако ролёвки позволяют сбавить темп, так сказать, и передохнуть от конкуренции. А уж прокачивание командных навыков может оказать неоценимую помощь в построении профессиональной карьеры. Ведь все мы на самом деле играем роли. И в работе, и в игре, если вы не делаете своё дело, то может пострадать весь коллектив, вся команда.

Опять же — это вовсе не означает, что настольные РПГ — столь же серьёзная вещь, как и работа. Просто они позволяют экспериментировать и оттачивать свои навыки, а потом — с успехом применять их в профессиональной деятельности. Может быть, вы обнаружите у себя задатки лидера, помогая участникам игровой битвы избежать серьёзного урона. Или проявите склонность приходить на помощь к «товарищам по оружию», попавшим в беду. Возможно, вы откроете у себя способность очень нестандартно мыслить, находя выход из сложных ситуаций. В этих играх нет хороших или плохих ролей. Есть лишь роли, которые вы можете играть.

«Скотланд-Ярд» (Scotland Yard)

Игровое поле этой игры представляет собой стилизованную карту Лондона — с этого момента ее уже можно начинать любить. А еще в комплекте имеется бейсболка — козырек должен скрывать направление взгляда Мистера Х — он сможет осматривать карту и выбирать маршрут так, чтобы себя не выдать. То, что к игре прилагается бейсболка, почему-то приводит всех в неистовый восторг, все хотят быть Мистером Х — прикрыть глаза козырьком, получить кучку карточек на право проезда разными видами транспорта и скрываться от детективов. У детективов Скотланд-Ярда тоже есть транспортные карточки, но нет, например, двойных билетов, позволяющих совершить две поездки в один ход, и они не могут плавать по Темзе. Но зато сыщиков целых пятеро, можно устраивать облавы и ловушки… Странно, но в одних компаниях Мистера Х ловят всегда, а в других — никогда.

Возраст: с 9 лет; младшим, как правило, скучно

Количество игроков: можно играть вдвоем, но есть и коллективные варианты игры

Время партии: Мистер Х считается выигравшим, если успевает сделать 24 хода

Достоинства: Игра не похожа ни на какие другие — корпоративная (один против всех), асимметричная, детективная, роскошная. И к тому же про Лондон. Не удивительно, что компания Ravensburger продала уже больше 4 млн коробок.

Монополия

Монополия – одна из самых известных и продаваемых игр по всему миру. Простые правила, реиграбельность и возможность побыть миллиардером нашли отклик в сердцах миллионов игроков.

Экономическая стратегия предполагает конкурентную борьбу между игроками. Цель – обанкротить соперников и преумножить собственные накопления. В ходе игры можно брать ссуду в банке, покупать и продавать имущество другим игроками, взимать аренду, получать финансовую помощь и терять накопления. В Монополии удачно переплетены элементы рационального планирования и механика случайных событий.

Существуют сотни версий Монополии, тематически оформленные в стиле разных стран, сфер деятельности, событий и сеттингов. Также существуют и усложнённые правила, рассчитанные на опытных игроков.

Прокачивание умения решать проблемы

На этом умении держится весь мир, как и настольные РПГ. Перед вашей командой будут одна за другой возникать проблемы. Может быть, вам выпадет задача решать головоломку, путешествуя по лабиринтам, попутно изобретая способ разобраться с бандой гоблинов, чтобы в результате раскрыть загадочное убийство, тем самым помешав Тёмному Лорду захватить королевство. Поговорим о проблемах?

Сюжеты настольных РПГ почти целиком состоят из проблем, которые придётся решать. В каждом игровой ситуации вам понадобится обдумывать каждое действие, при этом реагируя на события. Не обойтись без импровизации. И вы будете чувствовать воодушевление, когда всей командой найдёте умный способ разрешения непростой ситуации.

Всё это поможет вам развивать критическое мышление и искать разные подходы. В РПГ вы одновременно и шахматист, и шахматная фигура. Вы научитесь оценивать ситуацию с разных точек зрения и будете всегда уверены, что найдёте выход (из заполненной гоблинами пещеры).

«Уно» (Uno)

Идея такая: скидывая предпоследнюю карту, нужно обязательно крикнуть «Уно!» (в смысле: «Одна!!! У меня на руках всего одна карта!! Я вот-вот выиграю, попробуйте мне помешать!»). А вообще-то механика этой игры мало чем отличается от «японского дурака», или «немецкого дурака», или одной из разновидностей старинного «фараона». Только не с классическими игральными картами, а со специальной колодой. Правила несложные, игра динамичная, азартная и неглупая, подходит и для пары, и для большой компании; тут уж, если позабудешь вовремя крикнуть «Уно!», будет кому схватить тебя за руку. Да и дизайн этих разноцветных карт простой и приятный, но прежде всего настольная игра Uno — это история грандиозного коммерческого успеха. С 1971 года, когда Мерл Робинс придумал Uno (а по сути дела — приватизировал старый добрый «фараон»), продано более 150 млн колод. Сейчас карты Uno издает американская компания Mattel, которой принадлежит бренд Barbie.

Возраст: официально от 7 лет, но и пятилетки справляются неплохо

Количество игроков: можно проводить турниры один на один, а можно соединить, например, две колоды и играть огромным столом человек на двадцать

Время партии: бывают совсем короткие партии, минут на десять, а случаются такие, что, кажется, никогда не кончатся

Достоинства: Учит принимать тактические решения и одновременно развивает реакцию. По сравнению с обычным «немецким дураком», «фараоном» или «мяу-мяу» несколько лучше сбалансирована. Опять-таки компаньонов для Uno несложно найти в любом баре, на любом пляже — в нее играют по всему миру.

Прокачивание креативности

(с) Big Bang Theory

Изобретательность — основа любой настольной РПГ. Здесь поощряется нестандартность подходов. Вы абсолютно свободны в решениях, и только от вас зависит, как будет дальше развиваться сюжет. Да, у каждой игры свои правила, но это лишь некий каркас для истории, формируемой игроками.

Рассказывание историй (сказок, если хотите) — один из эффективнейших способов активизировать работу мозга. А без историй в РПГ никуда. Во время рассказа или переживания какого-то сюжета интенсивно задействуются части мозга, ответственные за речь, обработку причинно-следственных связей, прогнозирование. Иными словами, во время игры в РПГ ваш мозг переключается на форсаж.

Это так же хорошо, как и социальное взаимодействие или чтение книг. Последнее, кстати, тоже очень близко к настольным РПГ:

«…Dungeons & Dragons заставляет работать с текстом, рассказывать истории и выдумывать миры. Но что куда важнее, для игры в D & D нужно читать руководства для игроков, для ведущего, для монстров. Всё это весьма объёмные книги, написанные прекрасным языком».

Настольные РПГ особенно показаны людям, чей досуг в основном скрашен телевизором. Кому-то это поможет зашевелиться, ощутить вкус к жизни, забыть о пропаганде и безвкусице, льющейся с экрана. Не говоря уж о том, что вы стряхнёте пыль с извилин, отвечающих за фантазию.

В настольных РПГ один из участников исполняет роль ведущего, или гейм-мастера (Game Master), где-то его ещё называют мастером подземелий. Этот человек должен быть особенно хорошим рассказчиком. Даже если вы придерживаетесь уже готового сюжета, где за вас сделана основная работа, вам всё равно придётся придумывать диалоги и личности для NPC, а ещё — живо описывать мир, который исследуют игроки. В то время как рядовые участники должны делать своих персонажей более интересными и живыми, придумывая для них дополнительные черты внешности, характера или биографии.

В настольной РПГ вы отталкиваетесь от исходных описаний и создаёте нечто новое, что может понравиться вам и другим игрокам. Кстати, немало известных людей в своё время увлекались игрой в Dungeons & Dragons. Например, комик Стивен Кольбер, писатель Джордж Мартин, актёр Робин Уильямс, автор «Симпсонов» Мэтт Грейнинг, автор сериала «Сообщество» Дэн Хармон. Умение рассказывать — один из важнейших социальных навыков, повышающий вашу привлекательность в глазах других людей.

С чего начать?

Наверно, труднее всего вам будет сделать именно первый шаг в мир ролевых настолок. Возможно, следующие советы помогут вам в этом.

Для начала выберите игру, которая вам интересна. Наверняка вы растеряетесь от разнообразия игр, но это означает, что здесь каждый может найти себе что-то по душе. Научная фантастика, фэнтези, истории про вампиров, оборотней, супергероев, миры Говарда Лавкрафта, зомби, пришельцы, «Звёздные войны», бойцовские игры… Короче, на любой вкус. Если вас не увлекает мир конкретной игры, то, скорее всего, и удовольствия вы не получите

Так что уделите внимание выбору

Навскидку можно посоветовать такие популярные игры:

  • Fate
  • Pathfinder
  • Star Wars: Edge of the Empire
  • Call of Cthulhu
  • Dungeons & Dragons (пятое издание)

Если никак не получается определиться с выбором, зайдите в магазин настольных игр и спросите совета у продавца и посетителей. Вы наверняка услышите достаточно рекомендаций.

Что вам ещё может понадобиться:

  • Руководства мастера подземелий или гейм-мастера.
  • Кости. Во многих играх используются специальные кости, у них больше или меньше граней, чем у кубиков.
  • Карандаши. Не ручки!
  • Стол. Чем больше места для книг и карточек персонажей, тем лучше.
  • Люди. Без компании играть не получится. Идеально, когда игроков четверо-пятеро.

Далее хорошенько изучите правила игры. Не нужно их зубрить, достаточно как-то ориентироваться, знать базовые положения. Если вы знаете кого-то, кто уже играет в эту игру, то попросите вас научить. Может быть, вы присоединитесь к уже сложившейся компании, чтобы поиграть и прочувствовать. Если чувствуете себя слишком неуверенно, поищите видео о том, как играть в данную игру.

Не стесняйтесь предложить друзьям и знакомым поиграть вместе. В крайнем случае всегда можно найти себе компанию на профильных форумах.

Главное — не идите на поводу у предрассудков и стеснительности. Попробуйте хотя бы раз поиграть в настольную РПГ. Вам наверняка понравится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий