Что делать, если пиво мне милее вина? Обзор игры Brew Crafters

Крафт и джентрификация

Можно долго спорить о преимуществах и недостатках джентрификации. Критики традиционно указывают на то, что джентрификация вредит социальному разнообразию того или иного района: более бедные слои населения вытесняются более богатыми. Закрываются традиционные, существовавшие десятилетиями магазины и кафе, а на их месте возникают обезличенно-хипстерские заведения. Разрушаются давно сформировавшиеся местные сообщества. Бедное население мигрирует в более доступные районы, усиливая расслоение и геттоизацию.

Казалось бы, при чем здесь крафт? Но по крайней мере в США он находится на переднем крае джентрификации. Как говорит исследование 2018 года, брюпабы и крафтовые заведения делают район привлекательным для представителей среднего класса, и открытия новых пивоварен сопутствуют описанным выше социальным изменениям. У этого есть и положительные стороны: взять хотя бы создание новых рабочих мест, но и укреплению существующих моделей джентрификации крафт способствовать может — и в итоге служит превращению городских районов в богатые и благоустроенные, но однообразно безликие по всему миру места.

В России о таком развитии событий говорить пока невозможно: у нас почти нет внятного опыта джентрификации. Крафт, конечно, привязывается к другим точкам притяжения условных хипстеров, да и наравне с иными явлениями ресторанного бизнеса может сказываться на жизни горожан негативно (как это происходит в Питере на улице Рубинштейна). Но в целом пока что он скорее положительно влияет на социальное разнообразие, чем наоборот: хипстеры могут тянуться в брюпаб на отшибе, разбавляя местную среду, а потом разъезжаться по домам.

Недостатки пивоварни Guten Brau

  • Тэн – это просто капец. Нагревательный элемент находится в тонкостенном дне пивоварни, причем в центральной его части по касательной. Получается, что 3кВт “зашиты” примерно в 30 сантиметров пространства дна, что приводит к ужасному пригоранию муки, находящейся в дробине (особенно при варке пшенички). Последний раз я на очистку пригара потратил больше 12 часов с применением уксуса, соды и жироудалителя Gold. Честно говоря – меня больше всего бесит данный косяк этой китайской поделки. Для того, чтобы избежать данной мойки, нужно крупно помолоть солод (зазор мельницы 2 мм) или же просеять солод от муки через сито перед варкой. 
  • Выход готового сусла не более 40 литров (обычно варка на курском солоде приносит 35 литров сусла)
  • Хваленная фильтр базука, предназначенная для задержки бруха при сливе, очень быстро забивается и слив практически встает колом. Категорически не рекомендую надевать базуку при варке пива.
  • Автоматика программируется довольно неудобно, выставлять температуру пауз просто ужасно долго. В блоке управления есть встроенные рецепты, можно создать свой собственный, но сохранить его нельзя. Кто это придумал? Звуковая индикация автоматики не отключается от слова совсем, иногда это очень нужно (когда спит ребенок), но ничего сделать с этим нельзя.
  • При всех плюсах бункера, у него есть и свои недостатки. Верхнее сито никак не фиксируется, оно просто одевается на переливную трубу и все, при разбухании солода его может поднять выше трубки, и дробина пойдет вниз в тэну, на пригорание. При наличии более 6% муки от общего веса солода, бункер (затор) будет забиваться и плохо пропускать сусло через дробину в процессе затирания (проверено несколько раз). Если не перемешивать солод в бункере на паузе осахаривания, то на выходе можно получить сусло плотностью на одну единицу меньше (проверенный факт). Есть еще одна особенность самих пивоварок разной модели, если взять всю серию (40, 50 и 70 литров), то они будут отличаться только высотой, их диаметр будет идентичен. Как следствие – бункер в 40 литровой будет вполне себе годным, а вот в модели на 70 литров – его нужно будет суметь достать, так как он превратился в длинную пилюлю и забирать его нужно со стремянки (или еще с какова приспособления). 
  • Длинный носик трубы насоса не позволяет загрузить более 10кг солода в пивоварню Гутен Брау на 50 литров, сама же корзина может свободно вместить 12кг солода (если варим пшеничное пиво Пшеничный + Пилснер 50/50) и останется еще запас, если варим пиво на ячменном солоде, то с отрезанным носиком в бункер уместится максимум 10,5 кг для комфортной варки. Проблема с переливным носиком решается болгаркой.
  • Глянцевое исполнение корпуса аппарата, оно очень маркое и его трудно отмыть. Приходится тратить на это уйму времени, следы брызг воды остаются на корпусе и прекрасно видны.
  • Чиллер идущий в комплекте — это просто убогое приспособление. 35 литров сусла без включения насоса он остудил за 45 минут до 30 градусов, при условии, что вода была очень холодной (около 7 градусов). У меня чиллер собственного производства из 20-той гофрированной трубы длинной 20 метров, он остужает сусло того же объема без насоса за 10-11 минут. Еще родной чиллер отличается тем, что при погружении перекрывает чуть более 50% объема горячего сусла и при охлаждении у нас получается горячий слой сусла над и под чиллером в виде отдельного слоя, приходится время от времени все перемешивать, для более равномерного охлаждения.

Это пока что все недостатки, которые я смог вспомнить в процессе написания данной статьи. Если Вы готовы мириться с ними, то может смело покупать данную китайскую приблуду и наслаждаться процессом пивоварения.

Сейчас же я понимаю, что за деньги (отдал 37 000 рублей + доставка почти 2 000 рублей), которые я потратил на это чудо техники, я мог бы собрать себе оборудование для варки пива боле качественное и более объемное по выходному значению. Пока на уме квадратная пивоварня на 150 литров размерами 50 на 50 см и высотой 60 см, но об этом чуть позже на сайте.

Пассивный сплэш

Тут всё еще куда менее очевидно, но Valve — это Valve. Cinder Brew работает от Great Cleave, сплеша с Battle Fury, Tidebringer, Empower и Moon Glaives, причем пассивка Луны может прокать Cinder Brew и на той цели, которую бьешь, и на той, на которую отскакивает глейв.

В общем, весь физический сплэш работает, но! По какой-то причине Cinder Brew не прокает от сплэш урона Medusa и Drow Ranger с Аганимом. Можно подумать, что дело в ренджевой атаке, но нет. Dragon Knight в форме Cinder Brew “поджигает”, а две лучницы — нет. Видимо, суть в том, что спеллы Medusa и Drow Ranger не считаются именно “сплешем”, а имеют свою особую механику и считаются как “мгновенные атаки”. 

Кстати, этими мгновенными атаками также считаются стрелы Clinkz, но они прокают Cinder Brew. Вальве, объясните…

Список способностей с “мгновенными атаками”

Магические модификаторы атаки

Так, со слешем более-менее разобрались, но есть ведь еще всякие другие модификаторы атаки, которые наносят магический урон. Например, Poison Sting, Burning Spear или Chilling Touch. 

Все три вышеназванных модификатора работают, но не работает Poison Sting — пассивка Venomancer’a. Вроде бы тоже наносит магический урон при атаке… Сейчас ведь, чтобы прокнуть Cinder Brew, даже порога урона нет. Но всё равно, на этот скилл механика не распространяется. Бывает!

Чистый урон

А вот с чистым уроном всё куда проще. Здесь Cinder Brew “загорается” вообще от всего. Counter Helix, Impetus, Arcane Orb, Psi Blades… Назови что угодно с чистым уроном, и оно будет прокать “пиво”. Ну хоть на этом спасибо.

Кстати, с этой “новой” информацией связка Brewmaster + Enchantress в оффлейн выглядит очень серьезно. Чистый урон от Impetus и “горение” от Cinder Brew мало кто сможет пережить. Новая мета?

Куда двигаться дальше

«Мы работаем над нашим подвалом, где пиво дозревает в бочках, у нас есть место для 400 бочек, и мы можем заняться кислыми и выдержанными сортами, натуральными винами и другими ферментированными продуктами», — говорит Джонс о будущем Cloudwater.

Он останавливается на мгновение, прежде чем снова рассмеяться в своей типично искренней манере.

«Что касается наших долгосрочных планов, мы открыты для новых идей, — продолжает он. — У нас большие амбиции. Мы хотим стать не просто отличной пивоварней, но и отличным работодателем. Мы сделаем всё, что поможет нам добиться поставленных целей».

Символично, что мы сидим в баре Common, который вместе с Port Street Beer House помог возродить интерес Манчестера к отличному пиву. Для меня Common — прекрасный пример позитивной эволюции в городской культуре продуктов и напитков, которую будут продолжать такие пивоварни, как Cloudwater.

Джонс задумывается, раздумывая о первых месяцах своего бизнеса.

«Мы молоды, все ещё развиваемся и ищем свои пределы, поэтому не знаем, где окажемся через несколько месяцев, — заключает он. — Но мы надеемся сделать всё возможное на пивоварне и вне её, чтобы сделать Манчестер одним из самых примечательных городов в Великобритании в плане современного пива».

Манчестер будет иметь важное значение для дальнейшего развития Cloudwater, несмотря на относительную амбивалентность Джонса в отношении города и его целей, и его постоянное желание достичь чего-то большего будет важна также и для Манчестера.

Гайд на Джакиро-оффлейнера. Винрейт – 90% за 10 игр

Предметы для Брюмастера

  • Boots of Speed + Magic Stick/Wand – нестареющая классика. Обязательно к сборке в каждой игре на каждом саппорте.
  • Drum of Endurance – собираем первым же слотом. Думаю никому не нужно объяснять, что Барабаны в нынешних реалиях – это 6 выигранных файтов/снесенных вышек, грубо говоря, за 600 годы, конечно, при условии, что ваша команда в состоянии собраться в одного большого Павер-Рейнджера. Кстати, теперь имеет смысл собирать больше одних барабанов на команду. Как говорится, был бы я королем, издал бы указ о покупке 10-ти барабанов в каждом матче. Заголовок прошлой статьи «Покупаем барабаны и идем за птсами» применим абсолютно ко всем героям в нынешнем патче.
  • Vladmir’s Offering/Urn of Shadows – оба предмета дают отхил, выбор между ними делается опираясь на ваш пик, а также пик соперника (необходимость Вессела). Но если вы играете с тремя героями, бьющими с руки, против Морфа, то собрать оба артефакта не будет ошибкой – слотов у нас достаточно. Дают необходимый нам манареген.
  • Blink Dagger – максимально стандартный предмет для Брюмастера.

На этом список обязательный артефактов кончается, что собирать дальше подскажет ситуация на карте. Не стесняйтесь покупать Glimmer Cape или Force Staff – вы же все-таки пятерка.

Если звезды сложились таким образом, что вам удалось добраться до Аганима, то, конечно же, берем. Герой становится сильнее ~ в 3 раза.

Таланты Брюмастера

На 10-м уровне всегда выбираем +175 (7.27b) к здоровью, +12 к урону оставим кор-Брюмастерам.

На 15-м я отдаю предпочтение +15% к сопротивлению магии, потому что лишние 2,5 секунды замедления от Thunder Clap погоды не делают, а 15% резиста сильно повышают наше эффективное здоровье.

На 20-м уровне всегда берем талант на +1400 к здоровью воинов от Primal Split. В форме мы даем максимальный импакт, поэтому глупо было бы менять такой баф к духам на 80 скорости атаки, для которой у нас и урона-то нет.

На 25-м уровне берем талант на -65 секунд перезарядки Primal Split, и тут-то и начинается карнавал. С КД формы в 55 секунд мы лишаем соперника окна для драки, когда у нас нет ульта. 120% (7.27b) к критическому урону от Drunken Brawler мы оставляем все тем же кор-Брюмастерам.

Полевые испытания

– Чтобы использовать героя максимально эффективно, наш геймплей должен выглядеть следующим образом: кончается лайнинг, и мы, либо в драке, либо в таверне. Третьего не дано.

 – Для контроля пандаренов навыков микроконтроля достаточно столько же, сколько требуется для открытия банки пива. Они выделяются при призыве, и через таб просто начинаем развлекать команду противника. Думаю, в моменте разберетесь, кого поднять в ветра, какого Лансера иллюзии сдиспелить, каким пандой бить тавер, и в кого давать стан. Про инвиз тоже не забываем – миллион урона. Если ваш навык игры в Доту сопоставим с Dendi в лучшие годы, можете забиндить каждую панду на отдельную клавишу.

Но у меня по три пальца на руках, и я, играя через Tab, прекрасно себя чувствую.

На этой фотографии вам не составит труда посчитать мои пальцы.

– На удивление, команда все три раза достаточно лояльно относилась к Брюмастеру на пятерку. Может, я чего-то не знаю и NS уже давно выпустил свой гайд?

– Возвращаясь к теме NS-а, клэпать перед ультой все же, действительно, не стоит.

В погоне за облаками

Название Cloudwater происходит от японского слова unsui, которое переводится как «облако» или «вода».

«Это термин, обозначающий ученика, который прошёл обучение, — объясняет Джонс. — Мы не так уж молоды и не слишком неопытны, но, как однажды сказал буддийский проповедник Сюнрю Сузуки: „У новичка много возможностей, а у эксперта — мало“».

Джонс усмехается, прежде чем засмеяться, понимая, что его речь может показаться довольно претенциозной. При взгляде со стороны Джонс может казаться немного дерзким, но, познакомившись с ним лично, вы поймёте, что это довольно забавный парень. Он хорошо одет, уверен в себе и говорит с убежденностью в хорошо подготовленных планах для своего бизнеса. В его голосе слышен мальчишеский энтузиазм, который позволяет понять, насколько искренни его усилия. Он имеет опыт в музыкальной индустрии, что явно повлияло на его деятельность на новом поприще. Кажется, что Джонс управляет пивоварней так же, как продюсер — записью музыки. Его видение кристально ясно, и он собрал опытный персонал, чтобы реализовать свои замыслы.

Энкоутс — небольшой район Манчестера, примерно в десяти минутах ходьбы от центра города. Местная площадка Cloudwater частично напоминает пивоварню, частично — буддийский храм. Яркий свет отражается от белых стен и стальных резервуаров. Электронная музыка мурлыкает из громкоговорителей, установленных на стенах.

Половину здания занимает сама пивоварня, а в другой половине находится небольшой тапрум, который открывается по субботам. Вы не можете просто прийти сюда и насладиться пивом — придётся заблаговременно совершить заказ, чтобы уведомить персонал пивоварни, включая самого Джонса, который также будет участвовать в дегустации. Оставшееся пространство в здании используется для хранения пива.

Горькая правда

Манчестер тесно связан с историей британской культуры пивоварения. Здесь живут два известных британских традиционных пивовара: Джозеф Холт и Дж. У. Лис. Также раньше тут работала пивоварня Boddingtons, которая, несмотря на то, что теперь находится в упадке, когда-то экспортировала свою продукцию более чем в 40 стран.

В свои лучшие годы Boddingtons славились своими бледно-соломенными и в то же время горькими сортами, что характерно для пива северо-запада Британии. Boddingtons была в конечном итоге приобретена в 1989 году пивоварней Whitbread, а Whitbread в 2000 году была приобретена компанией, ныне известной как Anheuser-Busch InBev. Со временем пиво Boddingtons постепенно стало темнее, и его сильная горечь почти исчезла, на смену ей пришла пустая, сахарная сладость.

В Манчестере сейчас действуют более 70 пивоварен, и большинство из них открылись за последние три года. Marble Brewery открылась в 1997 году и оживила бледный, хмелевой стиль региона, для которого был характерен Manchester Bitter, что привело к возрождению Манчестера как одного из величайших центров британского пивоварения.

Однако Джонс не заботится о буквальном следовании традициям манчестерских пивоваров.

«Традиционалисты предлагают нам совершенно другую бизнес-модель, — говорит он. — Я думаю, что они обеспокоены больше как арендодатели, чем как владельцы пивоварен и тысяч кранов в более чем 600 пабов региона. Меньшие, независимые пивоварни, сражающиеся за краны, сильно отличаются от крупных компаний, которые хотят сохранить свои традиционные пабы и гостиницы как предмет гордости за своё место в жизни местного общества. Они выступают против любой другой пивоварни в мире, которая хочет представить своё пиво на кранах в Великобритании по разумной цене».

Хотя Джонс уважает местную сцену, масштаб его целей соотносим с масштабом его идей.

«Мы не ограничиваемся лояльностью к Манчестеру, и не собираемся останавливаться, как только создадим лучшее пиво в городе, мы не ограничиваемся желанием соответствовать или превзойти пиво из Лондона или других мест в Великобритании», — объясняет пивовар.

Крафт теряет лицо

Конечно, в критике крафта хватает нытья разочарованных отцов-первопроходцев, которые и хотели бы запретить злосчастным хипстерам пользоваться плодами своих трудов, да не могут. Но нет сомнений, что популярность крафтового пива серьезно изменила его сущность.

Если изначально пивовары пытались возрождать забытые стили пива или проводить безумные эксперименты со вкусами, то сейчас уже сформировалась модель успешности: вари мутные IPA, которые так красиво смотрятся в инстаграме, и хотя бы как-то протянешь. Да, технически на рынке существуют сотни стилей пива, но, по признанию самих российских пивоваров, продать хотя бы пару тонн чего-то, если это не IPA и не кислое пиво (а, например, классический браун-эль, или копченый лагер, или блонд в бельгийском стиле) нераскрученному производителю уже может быть проблематично вне зависимости от качества и вкуса его продукта. Уже немного напоминает ситуацию с пивгигантами, в свое время сделавшими доминирующим единственный стиль пива — легкий светлый лагер, да?

Свою роль в утрате крафтовым пивоварением идентичности сыграли и социальные сети. В Untappd уже были случаи целенаправленной травли пивоваров (с соответствующим падением рейтинга) и накруток этого самого рейтинга модными пивоварнями — обычные маркетинговые приемы, крафт продается точно так же, как и пылесосы. Да и вообще Untappd превратилось в большой анекдот, а образ биргика, который не пьет, а чекинит, стал хрестоматийным. Особенно это касается постсоветского пространства.

Достоинства пивоварни Easy Brew, iBrew и Guten Brau.

  • К самому основному достоинству данной пивоварни можно отнести то, что она автоматически затирает солод по заданной программе.
  • Умеет варить пиво почти в автоматическом режиме.
  • Имеет удобный кран для слива сусла с фиксатором положения (защита от случайного открытия).
  • Вполне годная корзина для солода с телескопической переливной трубкой, регулируется в зависимости от уровня засыпи солода. Очень удобная система фиксации корзины как внутри пивоварки во время затирания, так и при ее изъятии при промывке (этот плюс не относится к модели на 70 литров).
  • Хороший кран для регулировки напора перекачиваемого сусла в корзину.
  • Удобный механизм съема носика подачи сусла в верхнюю часть корзины.
  • Звуковая индикация перехода по паузам и времени заброса хмеля.

Сексизм

Да, свободное и открытое крафтовое пивоварение зачастую не чуждо сексизма и других форм дискриминации. Объективация женщин и использование традиционных гендерных стереотипов — излюбленная тема рекламы пива от крупных компаний. Поначалу маркетологи образ кроткой спутницы жизни, подливающей пиво в бокал мужу, как на плакате 1913 года. Во второй половине XX века реклама стала более агрессивной, и в 1970–1980-е годы пивгиганты новый канон «пивной девушки»: красотку в бикини, которая является таким же атрибутом красивой жизни, как качественное пиво, дорогой автомобиль или отпуск на курорте.

Пивная культура — преимущественно мужская, и это вполне применимо к крафту. Сложившийся образ производителя крафтового пива — здоровенный мускулистый татуированный бородач (несмотря на множественные примеры того, что пивовары и в США, и у нас выглядят, как правило, иначе, а в России история крафта идет не в последнюю очередь от пивоварни Knightberg, и главный пивовар там — женщина).

Основные потребители пива — тоже мужчины. Например, в Великобритании женщины составляют лишь 17% от пьющих пиво. Корпорации неоднократно пытались изменить эту ситуацию, выпуская «женские» сорта, но проблема тут аналогичная: их реклама и маркетинг основывались на все тех же гендерных стереотипах («женщины любят сладенькое», «женщины захотят пить пиво из бокала для шампанского»). Кстати, некоторые гендерные различия во вкусах исследователям все же удается найти, но они отнюдь не очевидны.

Социальное расслоение

Крафт — это определенно не демократичное пиво. По данным Ассоциации пивоваров США, крафт в 2018 году занимал всего 3,9% пивного рынка США по объему — но при этом аж 13,2% по продажам, то есть крафтовое пиво дороже обычного в несколько раз. Такая же ситуация в других странах: если «просто пиво» в российском магазине стоит 40–70 рублей, то отечественный крафт вдвое-впятеро дороже. А в барах даже ходовые сорта от отечественных крафтовых пивоварен продаются по 250–300 рублей за 0,4 или 0,5 л. Это в какой-то степени логично: себестоимость производства на небольших заводах в разы выше, чем на крупных предприятиях. Тем более что во многих сортах крафтового пива большую часть себестоимости составляет хмель, а его тут может быть в десятки и сотни раз больше, чем в «просто пиве». Но, как и в любом подобном бизнесе, большую роль играет наценка на бренд и эксклюзивность: любители пива приобретают не просто выпивку, а обещанный им уникальный опыт. Бутылка более-менее редкого пива в магазинах США может стоить и 20, и 30, и больше долларов. У нас в специализированных магазинах не редкость импортное пиво за 800, 1000 и более рублей. Да и российские сорта стараются не отставать: «Лоботомию» от питерской пивоварни AFBrew продают за 500–600 рублей. Есть и другой аспект: любое пиво в крафтовом баре становится крафтовым.

Описание скилла

Чтобы начинать разбираться, нужно вообще понять, что нам говорит Дота о Cinder Brew. Скилл много раз меняли, и многие с непривычки могут не знать, что он вообще должен делать.

Описание скилла на русском языке выглядит так.

Когда враги под действием пива получают любой урон от любой способности, они начинают гореть. При “горении” длительность способности продлевается на 3 секунды. Вроде всё просто. Но что вообще значит “урон от любой способности”?

По логике вещей, “гореть” соперник должен от любых способностей, которые “наносят урон”. Причем любой — физический, чистый или магический. И если с видами урона все в порядке, то со способностями, прокающими Cinder Brew, всё не так просто.

Слияния и поглощения

Крафтовая пивоварня может варить эли, может варить лагеры, но должна быть независимой. Или нет? В связи с этим у многих возникает вопрос: крафт — это маркетинговый, гастрономический или чисто экономический термин?

Разобраться с этим тем сложнее, чем быстрее крафтовый сектор из вчерашнего хобби самоучек превращается в большой бизнес, по сути не сильно отличающийся от того, чем занимаются корпорации. И вслед за этим меняется само понятие крафта.

Так, в США существует определение, данное Ассоциацией пивоваров, которая объединяет крафтовых производителей. С 2007 года оно менялось уже трижды. Крафтовая пивоварня должна быть малой (не больше 704 млн л в год) и независимой (меньше 25% должно принадлежать некрафтовой компании). Есть еще третий пункт, и как раз он постоянно переписывается. Если раньше он указывал на традиционность или инновационность производства, а потом на то, что пиво должно составлять не меньше 50% от общего объема производства, то теперь свелся к совершенно невнятному: «нужно иметь лицензию и делать пиво». Сделано это исключительно в интересах крупных производителей. Например, самый большой участник Ассоциации — Boston Beer Company, и основной прирост доходов ей дают сидр, алкогольные чаи, зельцеры и так далее. Если бостонская пивоварня уйдет из Ассоциации (то есть перестанет считаться крафтовой), объем крафтового пива в США сразу сократится на 8%, а Ассоциация недополучит существенные суммы от взносов.

Миф о том, что крафтовое пиво делается маленькими и независимыми, силен, но можно задуматься, как третьим по популярности IPA в США в свое время внезапно стало пиво этой самой Boston Beer Company. А просто потому, что объемы производства и налаженность логистики у компании (которая вообще-то всю дорогу ассоциировалась с лагером) сравнимы с таковыми у корпораций.

Другая история — постоянные скандалы вокруг уже упоминавшихся шотландцев BrewDog. Компания, которая всячески стремится выглядеть «панковской», на деле оказывается прилежным учеником пивгигантов: от скандалов на тему копирайта (они даже пытались закрыть семейный паб из-за совпадения его названия с их маркой) и до транснациональных амбиций (начиная пивоварней в Берлине и заканчивая гостиницей в Мексике).

Не дремлют и «настоящие» корпорации. Оказывается, ведущие крафтовые производители не прочь продать себя какой-нибудь акуле капитализма. Ballast Point куплена компанией Constellation Brands, Lagunitas — компанией Heineken, даже Anchor (те, с кого в 1968 году и началась «пивная революция») уже является собственностью японской Sapporo.

В России вопрос о покупках корпорациями мелких пивоварен пока что вроде бы не стоит — хотя некоторое время назад эксперты называли пару возможных кандидатов. Однако проблема с большими пивоварнями, которые притворяются маленькими, есть и у нас.

Что я получил в итоге.

Коробка весом около 1,5 кг с огромным количеством картонных элементов. Одних только жетонов партий пива 215 штук по 7-9 жетонов на каждый рецепт. На каждого игрока полагается по два личных планшета – пивоварни и лаборатории, два рабочих на рынке, три смены на производстве и 4 кубика исследований.

Все действия разворачиваются на нескольких общих планшетах:

  1. Планшет сезонов, на котором отмечаются раунды
  2. Планшет действий рынка (их может быть два, если играют 3 и более игроков)
  3. Планшет пивоварения

Скажу сразу, подготовка к игре занимает значительное время, даже если предварительно расфасовать жетоны партий пива по пакетикам, которых в комплекте идет не так уж много, поэтому либо придется класть несколько рецептов пива в один пакетик и потом их разделять, либо обзавестись как минимум 24 пакетиками только для жетонов партий пива. А еще есть ингредиенты, деньги, фишки стажеров, оборудования и т.п.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий