Сольная игра и варианты
Помимо стандартной игры, в инструкции также описывается сольная версия и несколько версий игры. Во всех случаях игра ведется по основным правилам и только в деталях видоизменяется:
- Сольный вариант
- В соло-версии, как и в стандартной игре, игрок пытается набрать как можно больше победных очков. Вначале он уменьшает игровое поле на несколько полей, которые не используются в игре с двумя игроками, а также на все поля стоимостью 1 фунт стерлингов, на которые он кладет нейтральные фигуры в начале игры. Игра модифицирована дополнительной рыночной фазой, в которой рыночные цены изменяются случайным образом двумя рыночными кубами. Кроме того, для индивидуальных экспортных заказов будет удален ценовой куб.
- Упрощения
- Для новичков рекомендуются упрощения. Подсчет очков и тайлы гавани следует исключить, а подсчет очков импортных товаров упростится.
- Плотный план игры
- Неиспользованные тайлы гавани покрывают до четырех областей суши.
- Без клана
- Отсутствие кланов приводит к равным условиям победы без асимметричных преимуществ для отдельных игроков.
- Выбор клана на аукционе
- Выбор клана также может быть согласован на аукционе, когда игроки делают ставки победными очками за отдельные кланы, которые записываются как отрицательные победные очки для игрока в случае успешной кампании.
Расходы и прием
Кланы Каледонии были разработаны Джумой Аль-ДжуДжу . Он представил его в 2016 году на встрече геймдизайнеров в Геттингене в 2016 году и представил его на конкурс геймдизайнеров Hippodice в 2017 году. 25 апреля 2017 года он начал кампанию по игре на Kickstarter с целевой суммой в 29000 евро, которую до 18 мая 2017 года поддержали почти 6500 сторонников с почти 400000 евро. Над реализацией Al-JouJou работал с известным иллюстратором игр Клеменсом Францем . Игра была официально выпущена компанией Al-JouJous Verlag Karma Games для International Game Days 2017 в Эссене и за короткое время разошлась. В том же году игра была признана второй по популярности игрой на Swiss Gamers Award 2017. В 2018 году Clans of Caledonia заняли четвертое место в конкурсе German Game Award , а также были номинированы на премию MinD Game Award и португальский Jogo do Ano .
В дополнение к изданию на немецком и английском языках на Karma Games, Clans of Caledonia издавалось во всем мире как лицензионное издание. В 2017 году он был опубликован на испанском языке компанией Gen-X Games и на португальском языке компанией Meeple BR Jogos. За этим последовали в 2018 году на русском языке – Crowd Games, на польском – Czacha Games, на корейском – BoardM Factory, на японском – Ten Days Games, на итальянском – Red Glove и на французском – PixieGames.
Настольная игра Clans of Caledonia: правила
Вся игра делится на 5 раундов, и каждый из низ разделен на определенные 4 фазы:
- Первая – ПОДГОТОВКА ( при первом раунде она пропускается ). Жетон славы прошедшего раунда нужно перевернуть, заполнив на поле экспорта все пустые клетки, вернув тем самым своих торговцев.
- Вторая – ДЕЙСТВИЯ. Действия выполняются игроками до тех пор, пока каждый не спасует.
- Третья – ПРОИЗВОДСТВО. Любой объект, находящийся на игровом поле приносит определенный доход и товар.
- Четвертая – СЛАВА. Каждый игрок получает по жетону славы текущего раунда.
По окончанию 5-го раунда все игроки подсчитывают свои финальные очки, и тот, кто наберет больше всех очков становится победителем.
Фаза 1. Подготовка
Жетон славы переворачивается лицевой стороной вниз, пустые клетки на поле экспорта при необходимости заполняются экспортными контрактами ( исходя из количества игроков ). Все участники игры возвращают торговцев с рынка, размещая их около собственных планшетов.
Фаза 2. Действия
Ходы игроков осуществляются друг за другом ( порядок указан на шкале хода ), делая за один ход только одно действие.
Фаза заканчивается только тогда, когда каждый из игроков спасовал. Каждому игроку доступно только 8 действий на выбор. ( исключается только действие паса – за раунд его можно выполнить несколько раз)
- Торговля.
- Получение контракта экспорта.
- Заселение.
- Улучшение поставок.
- Улучшение технологии.
- Наём торговца.
- Выполнение экспортного контракта.
- Пас.
Фаза 3. Производство
Любой объект, находящийся на игровом поле, во время этой фазы игры каждому участнику приносит товар и доход.
Товары и деньги, производимые в этой фазе выделены символом “+” на свободных клетках планшета игрока.
Фаза 4. Слава
Во время фазы “Слава” все участники получают бонус, который указан в нижней части жетона славы данного раунда, по условию, указанному в верхней части.
Слава начисляется за счет продвижения фишки славы участника игры по шкале экспортного поля.
Если вы сделали полный круг в игре, вам необходимо перевернуть маркер славных дел.
Финальный подсчет очков
При окончании 5-го раунда все участники подсчитывают свои финальные очки ( для удобства, Вы можете записать их на листке бумаги ). Тот, кто наберет больше всех победных очков, становится великим вождем Каледонии ,тем самым объявляется победителем игры!
Зачем в это играть?
Clans of Caledonia – игра для тех, кто любит продумывать свою стратегию наперёд (вспомним в какой раз Terra Mystica) выводя её филигранью на протяжении отведённого количества раундов. При этом, в отличие от той же TM, в игру введён незначительный элемент рандома, заключающийся в выходящих на поле заказах, плюс – в не до конца определённой ценности трёх видов победных очков, на которую можно влиять и корректировать игровыми механиками.
И вот тут позволю себе выразить личное «мне нравится» – гораздо приятнее играть в настолку, по ходу которой приходится адаптироваться и менять свои планы более активно, так как в дцатый раз помянутой TM мне этого явно не хватает.
Справочные и игровые материалы
Тематически Clans of Caledonia находится в Шотландии, где игроки пытаются сделать свой собственный клан наиболее успешным в Шотландии за счет производства товаров, экспорта произведенных товаров и расширения в Хайленд. Игра длится 5 раундов, каждый раунд делится на несколько фаз. Игрок, набравший наибольшее количество очков в конце, побеждает в игре.
Помимо инструкции к игре, игровой материал состоит из:
- модульная игровая доска, состоящая из четырех частей, что позволяет 16 вариантов,
- рыночная доска,
- 6 прозрачных ценников для бирки,
- таблица экспорта,
- Фишки четырех цветов каждая:
- 16 голов крупного рогатого скота,
- 16 овец,
- 16 пекарен,
- 16 сыроварен,
- 16 соток,
- 16 заводов по производству виски
- 32 рабочих,
- 28 дилеров,
- Подсчет камней четырех цветов каждый:
- четыре маркера порядка
- четыре отгрузочных маркера
- четыре маркера поселений
- четыре маркера славы
- четыре экспортных ящика,
- четыре игровых поля,
- девять клановых плиток,
- 9 стартовых плиток,
- девять портовых плиток,
- 9 жетонов подсчета очков,
- четыре жетона славы,
- восемь технологических плиток,
- 16 указателей гавани,
- 70 монет (30 единиц, 20 пятерок и 20 десятков)
- Мы:
- 14 шерсть,
- 10 молочных банок,
- 10 сыров,
- 10 злаков,
- 10 хлеба,
- 10 бочек виски,
- 12 жетонов товаров,
- 50 экспортных заказов,
- три маркера для импортных товаров: хлопка, табака и сахарного тростника,
- два кубика (для одиночной игры)
- 1 плитку Макдональда в качестве маркера первого игрока.
О чём это?
Коробка повествует нам о буднях рабочих шотландских кланов, пашущих без продыху на полях конца XIX века, выращивая и производя всякие разные продукты для поставки за границу, в том числе вискаря в бочках. В общем, нас ждёт немного экономики и производственных цепочек, господа.
Говорить о бесплотности тем настольных игр уже так навязло на зубах за годы написания обзоров, что, пожалуй, впредь откажусь от этого и буду радоваться им. Вдруг кому именно подобная тематика интересна, как когда-то мне понравился антураж Terra Mystica, о котором впоследствии слышал немало «фу, ересь и банальщина какая-то». Так что лучше заткнуться и дать всем наслаждаться тем, чем они хотят.
Как в это играть?
Как в Terra Mystica. Строим на поле различные «здания» со своего планшета и получаем соответствующие им ресурсы в конце раунда. Коровы дают молоко, овцы – шерсть, поля – пшеницу, работники – деньги. Три других здания производят «сложные» ресурсы из простых: сыроварни – сыр из молока, винокурни – виски из пшеницы, хлебопекарни – хлеб из пшеницы.
Цель этого строительства и сбора всевозможных ресурсов – обменивать их на победные очки, напечатанные на тайлах контрактов. На каждом тайле контракта написано, что требуется отдать, чтобы получить что-то: в основном очки, ну, и иногда деньги или ещё какие плюшки выдают за выполнение. И, естественно, у каждого игрока собственный клан с личными абилками.
Как-то больше и рассказывать нечего =) Всё настолько евро-геймово, что… Давайте просто особенности перечислю интересные.
Первое – это динамический рынок, на котором за денежки можно приобретать любые ресурсы, а ещё можно там же их продавать. Причём цена изменяется в зависимости от спроса-предложения, что влечёт за собой взаимодействие игроков на экономическом уровне.
Второе – строительство требует золота не только на само здание, но и на траты по освоению земель. Каждый гекс карты имеет ценность от 1 до 6, и все игроки стараются поселиться поближе к выгодным для строительства местечкам, что создаёт нехилую конкуренцию за территории.
Третье – очки, получаемые за контракты, бывают четырёх типов, определяемыми правилами как «импортные товары», а именно хмель, хлопок, табак и сахар. И если хмель – это просто нормальные такие победные очки, то три последних товара имеют динамическую ценность, на которую влияют сами игроки. В конце партии она варьируется от 3 до 5, а собранное вами определенное количество хлопка, табака и сахара умножается на соответствующее число. Так что во время партии, если вы ловкач и предсказатель, то сможете ловко подкрутить свой множитель на циферку побольше.
Четвёртое – интересный ресурс «мясо», разделяющееся на баранину и говядину. Ваши коровы и овцы производят помимо молока и шерсти ещё и мясо, но только тогда, когда выполняется контракт, по которому требуется сколько-то единиц мяса. В этот момент вы должны убрать с игрового поля столько коров/овец сколько соответствующего сорта мяса необходимо доставить заказчикам. Очень интересный механизм, заставляющий искать пастбища подешевле для своих животин, так как, убирая их с поля, вы впоследствие вынуждены снова их «строить», расплачиваясь по полной цене строительства, включающей цену осовения земли.