Ни хоррор, ни экшен
The Sinking City основана на творчестве Лавкрафта, так что в ней полно «неописуемых ужасов», как любил выражаться писатель: обниматься с танцующими на длинных ножках вайлбистами и прочими бесформенными кошмарами уж точно не хочется. Вся эта фауна безумно агрессивна и убивает героя за считанные секунды, но пугает только при первой встрече.
Авторы обещали сыграть на человеческом страхе незначительности и других стандартных для Лавкрафта темах, но слепить хоррор им из этого не удалось. Монстры использованы довольно неумело и появляются неприлично часто. Вайлбисты в Окмонте — все равно что московские голуби
Разве что более назойливые и могут убить, если не обращать на них внимание
Типичная ситуация: патроны и здоровье на исходе, а безумие персонажа искажает картинку и мешает целиться в слабого, но юркого монстра
Не менее раздражают и попытки затолкать в The Sinking City сурвайвал-элементы. Когда Чарльз не болтает с кем-то об очередном деле и не плывет на лодке, он обычно копается в багажниках, тумбочках и шкафах в поисках ресурсов. Патроны, аптечки, ловушки и гранаты постоянно необходимо крафтить, иначе стычка даже с самым захудалым монстриком может обернуться загрузочным экраном (или бегством, если вы менее уперты, чем автор).
Диалоги статичны и показываются с одних и тех же ракурсов, но зато персонажи прилично анимированы и полностью озвучены. Дубляж, к слову, присутствует
Боевая система напоминает стрельбу в нечестном тире: целиться неудобно, а при попадании кажется, что ты стреляешь холостыми. Лучше бы игра и впрямь была стелсом или хоррором, в котором от врагов нужно убегать. Здесь же конфликт зачастую неизбежен, потому что сложно искать улики в комнате, где тебя активно пытаются убить. Призов за отстреленных тварей тоже не дают: в получите лишь жалкие крохи опыта, которые не сопоставимы с затраченными ресурсами и нервами.
The Sinking City застряла где-то в нулевых
Frogware попытались прыгнуть выше головы, реализовав дюжину амбициозных идей в игре, которой они только вредят.
Оказывается, улицы Окмонта были автоматически (и не без ошибок) сгенерированы в специальном редакторе, а смысла в свободе передвижений нет – вне миссии вы не увидите ничего интересного. Когда игра пытается подать какой-то нарратив, игрока все равно загоняют в невидимый коридор — лучше всего это заметно в подводных миссиях, где Рид надевает на себя скафандр.
И если в целом придираться к техническому исполнению, помня о весьма скромном бюджете игры, пожалуй, было бы некрасиво, то использование ужасных CGI-роликов низкого разрешения вместо катсцен в 2019 году вызывает настоящие шок и недоумение.
***
The Sinking City оказалась одним из тех дерзких межсезонных экспериментов, который может лечь в основу чего-то интересного в будущем, но сам по себе не вызывает интереса. Обидно, что балласт в виде лишних механик тянет на дно то, что могло бы стать хорошим квестом.
Обзор настольной игры City of Horror
Как зарождалась настольная игра City of Horror
По всему миру бушует волна зомби апокалипсиса. Все больше жертв уносит эта страшная эпидемия. Начало ей было положено еще в 90 году, когда вышла настольная игра zombie rampage. Но настоящий бум зомбификации настольщиков начался в районе 2010 год. Настольные игры на тематику оживших мертвецов захватили мировой рынок настольных игр. Игры про зомби начали появляться с невероятной частотой, пожирая мозги игроков и заставляя их желать все больше и больше игр про зомби. На данный момент, по запросу «Zombie» на boardgamegeek находится более 200 позиций.
Персонажи City of Horror
Все персонажи в City of Horror необычайно колоритные и стереотипные. Здесь и визжащая блондинка, и маленькая девочка и парализованная бабулька. Есть среди выживших священник, вор, охранник, гик, растаман и даже беременная женщина, которая может родить прямо во время зомби апокалипсиса. Все они нарисованы с хорошей долей юмора, а из способности весьма логичны своеобразны для персонажа. Оформлена игра довольно просто, но и не без хорошего вкуса. Миниатюрки заменены тут картонными фигурками на подставках, что тем не менее весьма положительно сказалось на цене игры. Огромным жирным плюсом игры является так же ее полная языко-независимость. На игровых компонентах нету вообще никакого игрового текста кроме названия, а игровые памятка и правила доступны в интернете на русском языке.
Итог
City of Horror — настольная зомби игра, в которой сами зомби не являются обязательным атрибутом. Она скорее про выживание и умение договориться в критической ситуации, поэтому настольная игра напоминает скорее интриги настольного Спартака, нежели стандартное рубилово других игр на эту же тематику. Тем не менее, атмосферу того самого зомби апокалипсиса, она передает просто прекрасно: Времени ни на что не хватает, каждый выживший норовит урвать себе побольше, да получше, но без совместной работы, все они скорее всего будут обречены на гибель. Если вы давно искали игру, похожую на Спартака, но немного в другом жанре, то City of Horror то что нужно.
Правила
1. В начале игры необходимо рассортировать жетоны. Улики отправляются в банк улик, врата складываются около поля. Остальные жетоны распределяются по типу и образуют отдельные кучки.
Игровое поле
2. Определите ведущего игрока. Выбрать его можно наобум или кинув игральные кости. Именно первый представитель будет ходить первым в каждой фазе.
3. Все участники выбирают листы сыщиков. Прочитав их вы узнаете как имущество необходимо для начала игры и стартовую локацию. Первичный набор включает в себя активы и заклинания. Рассудок и здоровье детектива так же указаны на карте.
4. Необходимо выбрать Древнего, который пытается пробудится. Определить его можно вслепую или путем взвешенного решения. Каждый Древний имеет свои особенности и одни считаются слабее других. На листе вы увидите предписания по подготовке к игре в раунде именно с этим потусторонним божеством.
5. Возьмите все жетоны чудовищ, кроме эпических (определить их можно по красному фону), и сложите в непрозрачный сосуд и перемешайте.
6. Рассортируйте карты. Уберите из колоды все лишнее. Какие карты будут использоваться в этом сражении указано на листе Древнего. Полученную стопку размещают рядом с игровым полем.
7. Разместите начальные эффекты. Рядом с Мифами необходимо разместить памятки для актуального количества игроков. Безысходность кладётся на шкалу, которая указана в в описании зла этой партии. Жетон Знамений определяется на специальный круг с кометой. Из колоды активов 4 карты необходимо поместить в резерв в раскрытом виде. Количество открытых врат на старте так же указано в памятке. Жетон экспедиции располагается в той части поля Древнего Ужаса, которое предписано в листе. Количество начальных улик так же прописано. Одна тайна располагается рядом с ужасом этого кона.
Игра неожиданно (и неоправданно) большая
В The Sinking City разработчики решили отказаться от камерности «Шерлоков» в пользу настоящего открытого мира. Но они не учли, что на это нужны совсем другие ресурсы и опыт — The Sinking City сама не знает, зачем ей вся эта нелинейность и огромный мир.
Город невозможно исследовать – он представляет собой череду пустых коридоров с полным отсутствием жизни и занятий. Поначалу немые жители добавляют Окмонту атмосферы: кажется, что ты попал в некое чистилище, где всем наплевать, что одна половина улиц ушла под воду, а другую заполнили плотоядные твари. Но потом ты начинаешь встречать в разных районах одного и того же голосистого продавца рыбы и понимаешь, что у разработчиков просто не хватило денег на озвучку остальных NPC.
Дополнительные костюмы, открывающиеся по мере прохождения, превращают любую сюжетную сцену в полный сюр
Половину странностей игры можно было бы списать на безумие героя. Мол, чудища на самом деле только у него в голове, людей он попросту не слышит, город ненастоящий и вообще все это — сон собаки. Но собаки не спят по 30 часов — столько займет полное прохождение с дополнительными заданиями.
Мрачные создания
Мокап использовали и для анимации демонов и других монстров. В Little Hope их дизайн был проработан до мелочей и пропитан символизмом, как в серии Silent Hill.
«Каждый демон — это бывший человек, которого казнили каким-нибудь жутким образом. Природа этой казни и должна сохраниться во внешнем виде монстра. Так, впрочем, определяется не только внешний вид демонов, но и то, как они двигаются, как звучат. Только так и можно сделать по-настоящему жутких и достаточно убедительных чудовищ», — рассказывал Ник Боуэн, руководитель разработки Little Hope.
Скриншот: игра The Dark Pictures Anthology: Little Hope / Supermassive Games
Разработчики намеренно не показывают демонов в кадре целиком, предпочитая делать акцент на их характерных чертах: обезображенных лицах и конечностях, цепях, волочащихся по земле, и так далее.
Darkwood
Довольно жуткий хоррор с необычным геймплеем для жанра. В Darkwood камера взлетает высоко вверх, но чувство страха от этого никуда не делось. Игроку предстоит изучать открытый игровой мир днем и собирать припасы, а ночью держаться подальше от кустов и жутких деревьев зловещего леса и томительно ожидать, пока наступит утро.
В Darkwood нет фиксированного сюжета – игрок сам создает свою историю, принимая различные решения, общаясь с персонажами и занимаясь разгадкой различных тайн этого мира. Примечательно, что этот инди-проект стоит копейки по сравнению с другими и имеет свыше 94% «очень положительных» отзывов в Steam.
Боязнь дверных ручек
При всей успешности, именно Resident Evil 4 стала объектом критики за уход от ужасов в сторону боевика. Очередной виток эволюции запустила технодемка Penumbra, представившая новую механику — теперь можно было зажать клавишу мыши и таскать любой не слишком предмет. При помощи этой технологии (которая стала возможна благодаря развитию физики в играх) нужно было дёргать рычаги, открывать и закрывать двери и чуть ли не размешивать чай ложечкой. Возросшая интерактивность окружения работала на атмосферу: теперь каждое действие ощущалось, будто игрок проделывал его своими руками. А значит, и играть было куда страшнее (особенно если учесть, что героя снова сделали беспомощным против монстров).
Penumbra стала родоначальницей поджанра хорроров с интерактивным окружениемPenumbra стала родоначальницей поджанра хорроров с интерактивным окружением
Впоследствии Penumbra разовьётся в целую серию, а на её основе выйдет стилеобразующая Amnesia: Dark Descent, в которой принцип «тягай — убегай» станет центральным элементом геймплея. Amnesia тоже разрастётся до отдельной франшизы, превратившись в источник вдохновения для разработчиков Outlast и игр про Слендермена.
Другое ответвление «беззащитных» ужастиков — совмещение жанров хоррора и ставшего популярным в 2010-х «симулятора ходьбы». Мода на них пошла после P.T., интерактивного тизера не случившейся Silent Hills, где был лишь один закольцованный коридор, один маршрут и один призрак, каждый раз пугающий до колик в животе.
Amnesia: A Machine for Pigs — одна из самых необычных walking-horror игрAmnesia: A Machine for Pigs — одна из самых необычных walking-horror игр
Вершиной в этом специфическом жанре можно считать Layers of Fear. Это своеобразный виртуальный аттракцион вроде «тоннеля страха», только вместо тоннеля — дом спятившего художника, плюс никто не запрещает следовать по цепочке «ужасов» в комфортном темпе: по дороге можно остановиться в любой комнате, изучить обстановку и даже повертеть в руках предметы. Ну и испугаться призраков, конечно. Кто-то считает «ходячие ужасы» деградацией жанра: знай себе ходи да пугайся, какой тут может быть интерес? Но это исключительно вопрос подачи: впоследствии именно из таких игр вырастет в очередной раз перевернувшая правила игры Resident Evil 7.
Resident Evil 7 можно назвать вершиной жанра — пусть и весьма неоднозначнойResident Evil 7 можно назвать вершиной жанра — пусть и весьма неоднозначной
Иван Афанасьев, специально для VGTimes
Ну, как вам материал? Хотели бы почитать про историю других жанров?
Под покровом мистики
Сюжет игр серии The Dark Pictures Anthology разворачивается вокруг необъяснимых феноменов и загадочных происшествий, которые упоминались в различных книгах и источниках. Из-за недостатка свидетельств их достоверность до сих пор остаётся под вопросом.
Скриншот: игра The Dark Pictures Anthology: Man of Medan / Supermassive Games
Так, события Man of Medan происходят на заброшенном грузовом судне S.S. Ourang Medan (в переводе с голландского — «Человек из Медана»). Его прототипом послужил одноимённый корабль-призрак из Голландии, экипаж которого погиб при неизвестных обстоятельствах. Достоверных источников, связанных с происшествием, практически нет — можно вспомнить разве что свидетельские показания в книгах 1950-х годов и исследования немецкого публициста Отто Мильке. Но легенда о затерянном в Малаккском проливе корабле стала поводом для многочисленных теорий. Существуют версии, согласно которым экипаж корабля погиб от отравления ядовитым газом, из-за химического оружия и даже вмешательства пришельцев. Подобные истории отлично вписываются в формат хоррора, чем и воспользовались сценаристы игры.
За основу сюжета второй части, Little Hope, взяли мрачный период конца XVII века в городе Салеме в Новой Англии. Местная пуританская община считала ведьм источником всех своих невзгод. Чтобы отправить человека под суд, достаточно было обвинить его в колдовстве и в сговоре с дьяволом.
По данным историка Дугласа Линдера, в течение полутора лет охоты на салемских ведьм девятнадцать человек приговорили к повешению, как минимум четверо умерли в тюрьме, один мужчина скончался от пыток камнями и до двухсот людей арестовали и заключили под стражу. Под горячую руку «правосудия» попали даже две собаки: их казнили как предполагаемых сообщников ведьм.
Скриншот: игра The Dark Pictures Anthology: Little Hope / Supermassive Games
Little Nightmares
История девочки в желтом дождевике, которая пытается сбежать с корабля-Чрева, наполненного гротескными существами, которыми движет лишь желание наесться до отвала.
На первый взгляд, Little Nightmares – это обычный, хоть и чертовски стильный, платформер с элементами головоломки. Но чем дальше продвигается по сюжету игрок, тем больше шокирующих подробностей Чрева перед ним открывается, а главная героиня предстает в совершенно неожиданном свете. Игра проходится буквально за 4-5 часов, но даже при всей скоротечности она подарит вам море ярких впечатлений.
Вышедший в 2021 году сиквел рассказывает историю, которая произошла до событий Little Nightmares.
Серия Dead Space
Культовая серия, созданная (и, к сожалению, уже успешно похороненная) компанией Electronic Arts в сотрудничестве с Visceral Games. Dead Space предлагает игрокам сражаться с некроморфами – жуткими тварями, которые появляются благодаря инопланетному артефакту и используют трупы для своего существования.
Главный герой серии, инженер Айзек Кларк, с монстрами не церемонится. Он успешно превращает рабочие инструменты в убийственное оружие и носит в своем арсенале множество способов уничтожения чудовищ. За счет этого, правда, временами геймплей почти полностью уходит из хоррора в экшен.
В 2021 году EA анонсировала ремейк первой части серии Dead Space, которым занимается студия EA Motive.
Alien: Isolation
Один из лучших хорроров, еще и выполненный по культовой вселенной «Чужих» – настоящий подарок поклонникам жанра. Игра рассказывает историю Аманды Рипли, дочери главной героини киносаги, которая отправляется на космическую станцию «Севастополь», чтобы найти информацию об исчезнувшей матери. Там она находит не только сведения, но и ксеноморфа, который постепенно расправляется со всеми жителями станции.
Авторы Alien: Isolation реализовали один из лучших ИИ в хоррорах. Поведение Чужого здесь нельзя предугадать, он может появиться где угодно и найти даже хорошо спрятавшегося игрока. Игра в кошки-мышки с непредсказуемым противником делает геймплей проекта очень напряженным, но в то же время увлекательным.
Серия Slender
Серия игр, порожденная интернет-легендой о потустороннем существе по имени Слендермен и породившая бесчисленное количество клонов сомнительного качества с однообразным геймплеем и дешевыми скримерами.
Но, безотносительно к последователям, оригинал достоин внимания: игрокам предстоит исследовать локации, искать разбросанные по ней записки, проливающие свет на тайны сюжета, и всеми силами стараться не попадаться на глаза чудовищу. Главный герой беспомощен перед монстром, поэтому при встрече с ним остается лишь бежать без оглядки, что делает игру весьма страшной и напряженной.
А дальше всё как в тумане
Resident Evil так здорово всколыхнула общественность, что сразу породила целый ряд подражателей — успешных и не очень. Стоит отметить серию Blair Witch, а также удачные Parasite Eve (добавившую к классической уже механике RPG-элементы) и Nocturne. Но лучшим из «подражателей», превратившимся в отдельную серию, стала Silent Hill, которая работала на тех же рельсах, но привнесла новое измерение страха. Вместо биологической угрозы и зомби — жуткие порождения больного человеческого разума и упор на общую «ненормальность» обстановки в туманном городке. Меньше экшена (который, вдобавок, стал ещё и дико неудобным), больше психологизма.
Silent Hill делала упор на неоднозначность и ненадёжность происходящего — привычная картина мира могла кардинально измениться в любой момент, друг превратиться во врага, человек — в монстра. Да что уж там, даже главный герой мог оказаться (и, как правило, оказывался) не таким уж пушистым зайчиком, каким выглядел в начале. Это ощутимо давило на психику игрока.
Silent Hill долгие годы была главным конкурентом Resident Evil. К сожалению, сейчас серия скорее мертваSilent Hill долгие годы была главным конкурентом Resident Evil. К сожалению, сейчас серия скорее мертва
Хотя Resident Evil и Silent Hill считаются чистокровными хоррорами, именно они добавили в «страшные» игры долю боевика — до этого игрок чаще всего был бессилен против исчадий зла. Появление в 1998 году ещё одного хита, System Shock 2, означало переход к новому измерению — теперь страху можно было взглянуть в лицо прямо из глаз героя. Безусловно, это в первую очередь RPG, но злоключения на «Фон Брауне» пробирали до дрожи — особенно на первых порах, когда игрок ещё не успевал освоиться с непривычно сложным внутренним устройством игры. Успех System Shock 2, а затем и вышедшей в 2001 году Clive Barker’s Undying, доказал, что хоррорам очень удобно живётся и в оболочке FPS, или, как вариант, TPS — вроде The Thing и Suffering.
Вершиной жанра «страшных шутеров» можно считать F.E.A.R., которая умело чередовала экшен-эпизоды с хоррор-вставками. А среди боевиков от третьего лица ей стала Resident Evil 4, делавшая упор уже не столько на классические приёмы вроде затаившихся во тьме монстров, сколько на создание атмосферы напряжённой борьбы за выживание. Эта механика позже станет основой для ряда других классических хоррор-TPS: от Dead Space до Alan Wake.
Condemned: Criminal Origins — уникальный хоррор от первого лица от создателей F.E.A.R., который совместил динамику шутеров и клаустрофобию RE-подобных игрCondemned: Criminal Origins — уникальный хоррор от первого лица от создателей F.E.A.R., который совместил динамику шутеров и клаустрофобию RE-подобных игр
Никто не ведет вас за руку по сюжету
Главная уникальность The Sinking City – ее, вроде бы, уважительное отношение к игроку. Подразумевается, что вы способны сориентироваться на местности без ярких маркеров и GPS (откуда ему взяться в 20-е годы?). Местоположение практически любого пункта назначения описывается словесно: север такого-то района, на пересечении таких-то улиц.Это заметно усиливает эффект погружения, ведь все-таки вы — только что прибывший в город чужак, который пока может здесь ориентироваться лишь по чужим подсказкам.
The Sinking City — не самая красивая игра, но в чувстве стиля ей не откажешь
С прохождением игры то же самое
Главный герой самостоятельно ведет журнал, в котором дела отсортированы по важности, а детальная информация по найденным уликам доступна в любой момент. Отдельный ползунок сложности расследования отвечает за количество подсказок
На самом низком уровне игра будет практически делать всю работу сама, а на высшем даст возможность показать, что у вас в голове больше одной извилины. Узнали что-то важное — значит, пора наведаться к работодателю. Нашли обгоревший договор об аренде судна — нужно направиться в подходящий архив и понять, по каким критериям копать информацию.
Серия Outlast
И снова главный герой, который не может дать отпор врагам. Разработчиков можно понять: внедрение такой игровой механики – самый простой (ленивый) способ сделать игру страшной, но все же многим геймерам хотелось бы не только бояться, но и сразиться со страхами.
Впрочем, Outlast есть за что похвалить. Здесь отлично передана атмосфера безумия окружения, в которое попадает протагонист. Психиатрическая лечебница в оригинале и религиозная община в сиквеле живут по своим законам и не очень радушно принимают случайных посетителей. Чтобы не попасться в руки кровожадным безумцам, приходится прятаться и убегать, пытаясь разглядеть дорогу в кромешной тьме через объектив видеокамеры с прибором ночного видения и надеясь, что батарейки не сядут в самый неподходящий момент.
Red Barrels разрабатывает кооперативный хоррор The Outlast Trials, который выйдет в 2022 году.
Серия Hello Neighbor
Игры из серии Hello Neighbor отличаются яркой мультяшной графикой, но за милой картинкой скрывается не самая веселая история. Ваш сосед что-то скрывает – уж слишком странно он себя ведет. Вам предстоит прокрасться в его дом и узнать, что находится за огромной дверью в подвале. Впрочем, вы и сами можете оказаться по ту сторону, если «дружелюбный» сосед вас поймает.
Hello Neighbor включает не только одиночные игры с описанной задумкой (а это оригинал, приквел к нему и сиквел) – еще есть асимметричный хоррор Secret Neighbor, в котором игроки в роли детишек решают сыграть в детективов и пробираются в дом соседа в целях найти что-нибудь интересное. Однако один из детей – это замаскированный сосед, цель которого – заманить других в ловушку.
Dying Light
Проект, который постоянно кардинально меняет свой геймплей, чередуя обычный экшен и напряженный хоррор. Все дело во врагах: в дневное время суток зараженный эпидемией город населяют медлительные зомби, расправиться с которыми можно без особых усилий, ночью же на охоту выходят очень опасные монстры, представляющие смертельную угрозу для тех, кто не успел вовремя добраться до убежища.
Из остальных достоинств Dying Light стоит отметить открытый мир, множество заданий, проработанные системы паркура и рукопашного боя, а также кооператив и асимметричный мультиплеер, в котором один из игроков становится монстром-охотником и пытается уничтожить противников-людей.
В декабре 2021 года состоится релиз игры Dying Light: Stay Human. Предзаказы уже открыты.
Что дальше?
Всего в The Dark Pictures Anthology заявлено восемь частей. Старший продюсер сериала Дэн Макдональд уже упоминал, что четвёртая и пятая части разрабатываются параллельно с House of Ashes. Для остальных есть только сюжетные наброски.
На разработку игр серии сильно повлияла пандемия. После выхода Man of Medan студия работала одновременно над тремя частями, чтобы выпустить одну за другой в течение года с интервалом в несколько месяцев. Но так как большая часть контента для сериала пишется в мокап-студиях, релиз Little Hope перенесли с лета на осень 2020. После этого сместились и сроки выхода других проектов.
Серия The Evil Within
Детище Синдзи Миками, создателя Resident Evil, рассказывает о последствиях экспериментов с машиной, способной объединять сознания людей и создавать на их основе новые миры (спойлер: ничего хорошего из этого не получилось). Главный герой The Evil Within – детектив Себастьян Кастелланос, попадает в жуткий сюрреалистичный мир, населенный зомби, призраками и другими тварями.
Миками, со свойственной ему фантазией, создал целую вселенную, полную загадок, секретов и намеков. Разбираться в хитросплетениях сюжета The Evil Within не менее интересно, чем убивать одержимых. Впрочем, и с геймплеем в играх серии TEW тоже все в порядке: геймеров ждет качественный экшен, чередуемый со стелсом, возможность прокачивать способности протагониста и создавать боеприпасы для оружия.
Серия Resident Evil
Знаменитая франшиза, насчитывающая несколько десятков игр на всевозможных платформах, ряд книг, несколько фильмов и анимационных фильмов.
С игровой линейкой Resident Evil не всегда все было гладко. Некоторые хоррор игры на ПК не показывались, другие получались сомнительного качества, серия несколько раз кардинально меняла направление развития. Но при всем этом Resident Evil остается одной из лучших хоррор-франшиз, в которой можно найти игры на любой вкус: с акцентом на экшен, с кооперативом, с классическим «медленным» геймплеем и головоломками
В первую очередь обратить внимание стоит на номерные части Resident Evil 4, 5, 7, Village, подсерию Revelations, а также ремастеры первых выпусков серии и ремейк Resident Evil 2
Первая кровь
На заре игровой индустрии технические возможности компьютеров были настолько смехотворны, что специально создать «страшную» игру, похоже, никто и не пытался. Один из первых проектов, отдалённо напоминавших хоррор — вышедший в 1979 году для игровых автоматов японский платформер Heiankyo Alien. Больше всего он был похож на прототип знаменитого Lode Runner. Безымянный самурай избавляется от чудовищ в лабиринте, выкапывая ямы-ловушки, где врагов можно после закопать заживо. Не успел — монстры становятся ещё быстрее и сжирают незадачливого воина. По нынешним меркам — безделушка. Но тогда игроки обменивались друг с другом секретами, как удачнее закапывать гадов и не попасться в когтистые лапы. Страх достигался простейшим приёмом — крайней уязвимостью героя, почти беззащитного перед многочисленными монстрами.
Первым же полноценным интерактивным хоррором в истории считается Haunted House, вышедшая в 1981 году. В ней игрок, управляя посетителем таинственного особняка, должен был собрать три части урны с прахом хозяина в полной темноте, уворачиваясь от пауков, летучих мышей и призрака самого владельца проклятого дома. Конечно, «полная темнота» здесь очень условная — просто чёрный экран с врагами и предметами, и по сегодняшним меркам напугаться этим совершенно невозможно.
Да, вот это должно было пугать зрителяДа, вот это должно было пугать зрителя
Другой предтечей хорроров в современном понимании считается утерянная ныне Uchuu Yusousen Nostromo — аналог Heiankyo Alien, только там герой (вроде как космонавт на космическом корабле) даже не мог защищаться: он лишь убегал от некоего глаза, собирая ключи, открывающие выход. 3D Monster Maze — другая игра, в которой игрок может только сматывать удочки, вышла в 1982 году. Там, глядя на мир глазами безымянного персонажа, мы спасались из чёрно-белого лабиринта от преследовавшего нас монстра. Никаких изысков: движение вперед, движение назад, поворот. Есть дверь с выходом, есть пиксельный динозаврик. Не успел — зубами клац, геймовер.
Вот он, прототип Outlast с тирексом вместо психов-садистовВот он, прототип Outlast с тирексом вместо психов-садистов
1980-е также известны как времена бума игроизаций популярных кинофильмов, далеко не всегда хороших — просто вспомните кошмарную E.T., ставшую одной из причин кризиса игровой индустрии в 1983 году. Тогда же подоспели многочисленные версии популярных хорроров: среди них можно вспомнить посредственные Halloween и Texas Chainsaw Massacre, которые стали коммерческим провалом и могли напугать разве что совсем уж малого ребёнка.
Halloween сегодня, конечно, пугает, но явно не так, как задумывалосьHalloween сегодня, конечно, пугает, но явно не так, как задумывалось
В первой классическая механика с убеганием от Майкла Майерса хотя бы разнообразилась мерцающим под заглавную тему из «Хэллоуина» светом. А в игровой «Техасской резне бензопилой» Кожаное лицо, гонявшийся за игроком, убивал его и вовсе бескровно, нежно дотронувшись своей бензопилой — это смотрелось попросту смешно. То же самое можно сказать о вышедших в 1984 и 1985 вариациях «Зловещих мертвецов» и «Пятницы, 13-е». В них, правда, можно было кое-как обороняться от нападавших монстров, а вторая хотя бы пыталась напугать мачете, воткнутым в голову пиксельного протагониста, и истошным MIDI-криком. В остальном же это были очень посредственные и несуразные игры.
Кстати, вышедшая в 1988 на NES Friday, The 13th, хоть и имела немало отличий от фильма (например зомби и босса — почему-то голову матери Вурхиса), была куда круче и интереснее своей предшественницыКстати, вышедшая в 1988 на NES Friday, The 13th, хоть и имела немало отличий от фильма (например зомби и босса — почему-то голову матери Вурхиса), была куда круче и интереснее своей предшественницы