Шесть лет спустя
Однажды в 2015 году талантливые разработчики, трудившиеся на благо Avalanche Studios, решили, что геймеры уже вдоволь наигрались в Just Cause и пора бы преподнести им что-нибудь новенькое. Увы, боссы идею не оценили, а разочарованным коллегам пришлось оставить рабочие места и объединиться в студию Experiment 101. Недолго думая, творцы приступили к игре своей мечты, которую сами называли не иначе как «кунг-фу-сказкой в постапокалиптическом мире».
Официально игра была анонсирована в 2017 году и сразу же привлекла внимание многих геймеров. Мы тоже были впечатлены анонсом и даже взяли интервью у разработчиков
Однако вместо скорого релиза наступила… тишина. Вероятно, причина крылась в слишком масштабных амбициях, которые плохо сочетались со скромным размером команды и небольшим бюджетом.
За прошедшие годы многие успели позабыть о Biomutant и счесть проект отменённым, но не так давно студия восстала из пепла, заверила общественность в скором релизе и после пары переносов всё-таки завершила работу над многострадальным творением. Несмотря на конский ценник в 3 419 рублей, около 55 тысяч геймеров решили оценить проект — а следом на детище Experiment 101 обрушилось огромное количество отрицательных отзывов.
Biomutant — действительно самая противоречивая игра последнего времени, которая дарит очень странный опыт и сочетает огромное количество плюсов и минусов. Хотя проблем у проекта всё-таки гораздо больше, чем достоинств.
Мутанты вперёд
Большую часть времени геймеру придётся не вникать в историю, а исследовать мир и решать вселенские проблемы. К слову, карта в игре довольно большая и поделена на множество биомов, в каждом их которых есть на что посмотреть. За визуал разработчикам вообще стоит выразить респект: им удалось компенсировать техническое несовершенство игры очень живописным дизайном локаций. Путешествовать же по миру можно, как на своих двоих, так и на множестве транспортных средств, среди которых есть как фауна вроде коз и лошадей, так и металлические роботы.
Если на каком-нибудь козле можно кататься повсюду, то на робота, водный байк и прочий специфический транспорт можно забраться лишь в конкретном биомеЕсли на каком-нибудь козле можно кататься повсюду, то на робота, водный байк и прочий специфический транспорт можно забраться лишь в конкретном биоме
Впрочем, как сказал бы рассказчик: «красота в глазах смотрящего» — а значит наш герой не менее важен, чем мир вокруг него. Biomutant встречает геймера предложением создать своего героя, и кастомизация поначалу восхищает. Игра предлагает распределить характеристики, выбрать класс, определиться с любимой стихией и много чего ещё — складывается ощущение, что билдам в таком разнообразии нет конца.
А ещё характеристики героя здесь зависят от внешнего вида. Какой мутант будет у вас: большой, сильный и тупой или маленький, ловкий и умный?А ещё характеристики героя здесь зависят от внешнего вида. Какой мутант будет у вас: большой, сильный и тупой или маленький, ловкий и умный?
Увы, затем героя бросают в бой, знакомят с прокачкой и, наконец, дают понять, что обширная кастомизация в общем-то не имеет ни малейшего смысла
Неважно, какого мутанта вы создали: толковых навыков, перков и умений здесь так мало, что вскоре герой освоит все действительно необходимые способности и станет ультимативной машиной для убийств, которая впитала в себя сильные стороны каждого класса. Самые разные стартовые билды спустя пару часов сводятся к единой константе — и это печально
Не лучше реализованы и сами сражения. На словах боевая система кажется крутой: в Biomutant есть немало видов орудий ближнего и дальнего боя, крутых приёмов, увороты и парирования, эффектные способности, которые позволяют замораживать, поджигать или гипнотизировать врагов — вот только на деле всё это просто не работает. Какими бы навыками герой не пользовался, а бои будут одинаково скучными.
Начнём с того, что враги очень глупы, никак не реагируют на атаки и не бросают ни малейшего вызова. Да и обо всех богатых возможностях лучше забыть, ведь всё, что нужно для победы — это по пушке в каждой лапе. Дальнобойное оружие в Biomutant — это ульта, которой ничего не могут противопоставить ни рядовые враги, ни большинство боссов. Разработчики, конечно, пытались компенсировать проблемы в боёвке за счёт красочных эффектов, забавного слоу-мо и довольно разнообразных врагов, но когда у механики нет фундамента, это не помогает.
От осознания факта, что бои — это главное занятие в Biomutant, становится дурно. Практически каждый сюжетный и дополнительный квест требует от героя отправиться в дальний уголок карты и как следует навалять злодеям. К примеру, первым делом игра требует одолеть несколько вражеских племён: для этого нужно ослабить их, захватив три заставы, а затем отправиться на штурм укреплённой крепости — каждая подобная активность, конечно же, сводится к череде утомительных арен.
По-настоящему интересными можно назвать разве что сражения с Мироедами, поскольку каждое ставит перед геймером необычные условия: например, с кем-то придётся сражаться верхом на роботе, а с кем-то — на водной глади. Да и выглядят боссы довольно впечатляюще, хотя бросить достойный вызов, увы, тоже не могут.
Помимо путешествия по миру и сражений игра то и дело подкидывает головоломки, которые реализованы под стать другим механикам. Самый популярный тип загадок предлагает геймеру крутить шестерёнки таким образом, чтобы их цвета совпали. Задачки эти настолько просты, что справится с ними даже трёхлетний ребёнок — впрочем, даже в случае неудачи героя просто ударят током и предложат попробовать ещё раз. Однако, какими бы неинтересными не были головоломки, а Experiment 101, вероятно, сочла их отличной идеей и щедро раскидала по игровому миру, зачастую сделав их решение обязательным.
Бессмысленный мутант
Сюжет рассказывает о далёком будущем, в котором Земля перестала быть домом для людей. Вместо того, чтобы с благодарностью принимать дары родной планеты и нежиться под лучами Солнца, человечество день за днём разоряло свою колыбель. Точкой невозврата стали действия некоей корпорации, которая не придумала ничего умнее, чем сбрасывать особо токсичные отходы в океан. Вскоре Земля стала непригодной для жизни, звери начали стремительно мутировать, а люди собрали вещи и отправились искать новый дом (а что если BIomutant — приквел к неплохой Outriders?).
В итоге брошенный мир достался животным, многие из которых научились ходить на прямых ногах, строить дома, объединяться в союзы, пользоваться оружием и инструментами, да и вообще начали заботиться о Земле. Центральную же роль в этом благоденствии играла семья главного героя — увы, однажды беззаботная жизнь закончилась: огромное злобное существо разрушило родную деревню героя, убило его родителей и ушло в закат.
С того дня племена начали отдаляться друг друга, а затем и вовсе начали открытую конфронтацию. А чтобы бытие совсем не казалась мёдом, на огромное Древо Жизни, отвечающее за процветание мира, нападают четыре особо могучих твари, именуемых Мироедами. Как понимаете, только герой способен положить конец вражде племён, сразить Мироедов и заодно выяснить отношения с убившем его семью злодеем.
Пусть данный синопсис и раскрывается в первые тридцать минут игры, по сути в нём заключено всё, что будет происходить на протяжении всего прохождения: история здесь банальна, наивна и не особо интересна — до самого финала разработчики так и не найдут, чем удивить даже самого молодого геймера. Сюжет Biomutant имел огромный потенциал, но ни сценаристы, ни режиссёр не справились с его воплощением в игре. Это же относится и к важным кат-сценам, которые вроде бы концентрируются на очень драматичных моментах, но поставлены настолько бесталанно, что из эмоций вызывают разве что недоумение.
Не помогают повествованию и персонажи. Все они до ужаса плоские и не имеют адекватных отличительных черт: этот персонаж — изобретатель, этот — охотник, а этот… любит выпить — знать о зверюшках что-то большее, видимо, необязательно. А ещё каждый второй собеседник просто обожает философствовать не по делу, чем начинает раздражать уже со второго часа игры.
Диалоги — это вообще большая беда Biomutant: практически все разговоры пусты и раз за разом вдалбливают вам в голову пафосную чушь о добре и зле, затягивая и без того не самый динамичный геймплей. А ещё у авторов большая любовь коверкать словечки и называть маму — мумой, папу — папсенем, охоту — ухотой и так далее. Впрочем, это как раз напрягает не сильно.
Что действительно выбивает из колеи — так это манера повествования. Дело в том, что всю игру героя будет сопровождать незримый рассказчик, который вводит его в курс дела, переводит тарабарщину зверей на понятный язык, даёт советы, да и вообще болтает без умолку. При этом реализация ни капли не похожа на забавную перебранку Зевса и Прометея из Immortals Fenyx Rising — спустя пару часов рассказчик начинает напоминать дементора, который своим заунывным монотонным голосом высасывает из геймеров жизнь. Конечно, в настройках количество его бессмысленных речей можно сократить, но на совсем он вас в покое не оставит.
А ещё сюжет Biomutant концентрируется на борьбе добра и зла. В целом, в этом нет ничего плохого, но игровая вселенная чересчур сильно поделена на чёрное и белое. К примеру, в самом начале игры герою нужно выбрать племя, которое он будет поддерживать: первое — ангельские святоши, которые желают всем счастья и процветания, а вторые — злобные негодяи, стремящиеся поскорее погрузить мир в пучину хаоса и перебить слабаков. В самом деле, кого же выбрать?
Игра полна подобными очевидными решениями, в которых 99 процентов геймеров займут светлую сторону: мало кто захочет без причины казнить случайно встреченных персонажей и убивать миленьких белочек. Детище Experiment 101 насквозь пропитано детской наивной философией, делать выборы в рамках которой совершенно неинтересно.
А вот за сеттинг и мифологию Biomutant хочется похвалить: разбираться, как звери обосновались на Земле, какая у них иерархия и чем они занимаются, довольно интересно — при этом мир словно пропитан притягательной вселенской грустью и по атмосфере местами напоминает Shadow of the Colossus. Жаль, что это всего лишь ложка мёда в бочке повествовательного дёгтя.
Вердикт
Biomutant — это игра про зачистку локаций и сбор мусора. Здесь есть сюжет с ноткой философии и выбора, но он не заставляет сопереживать или думать о проблемах персонажей, а второстепенные миссии так вообще пустые. Здесь есть интересная система оружия, но она теряется на фоне несбалансированной боевой системы. Довольно быстро вы начнёте всех убивать одной атакой, потому что в боях нет постановки — все враги просто копошатся вокруг вас и примерно одинаково воспринимают урон.
Здесь красивый мир, но в нём нечего изучать: все локации — это точки добычи ресурсов, которые вы, скорее всего, продадите или разберёте. В памяти остаются лишь сочные цвета и яркие виды местной природы.
Эта игра для медитативного репетативного геймплея, когда вам не во что поиграть и не хочется сильно напрягаться. Но она явно не стоит тех денег, что за неё сейчас просят. Скорее всего, вы перестанете в неё играть на середине или добьёте сюжет и навсегда забудете про её существование. И я не могу сказать, что игра плохая, но есть ощущение, что из-за отсутствия уникального опыта в определённый момент вы просто устанете в неё играть.
Biomutant не спеша была пройдена примерно за 16 часов на ПК. Игра доступна на ПК, PlayStation 4 и Xbox One, но разработчики обещают выпустить версию для PlayStation 5 и Xbox Series.
Сюжет
Планета окончательно загажена, а разлив в океаны радиоактивной жижи привёл к появлению мутировавших животных. Вы как раз играете за одного такого кислотно-пушистого грызуна, который спустя годы скитаний возвращается в родное село. Там вы узнаёте, что Древо жизни в опасности — огромные Мироеды грызут его корни, и если их не остановить, то всему живому придёт конец. Также вы узнаете, что вокруг Древа живут несколько племён, которые воюют друг с другом за территорию. Теперь всё это — ваша забота. А ещё по округе бегает злодей, который убил вашу семью, и вам надо решить, что с ним делать.
А решать, что делать, вам придётся, потому что у всех ваших действий есть светлый или тёмный окрас. Если решите объединять племена, то получите плюс к светлой ауре. Если решите дать Мироедам сгрызть корни Древа, то получите плюс к тёмной ауре. Даже мелкие решения могут добавлять свет или тьму в вашу ауру. Правда, аура влияет лишь на доступность некоторых дополнительных способностей — изменений в сюжете или повествовании не будет. Тем более вы можете накопить ауры одновременно и на светлые, и на тёмные способности.
Помимо центральных сюжетов, есть ещё и второстепенные, но они почти все однообразные — сходи, убей, принеси. Я пытался найти хоть одно интересное, загадочное или хотя бы забавное задание, но не смог. Понятное дело, что не стоит ждать от миссий «обыщи 15 стиральных машин» какого-то креатива — небольшая головоломка, и вы просто получаете лут. Но есть задания от уникальных персонажей мира (скалолаза, механика, парикмахера, охотника), и они точно такие же: сходи туда, принеси то, спасибо, молодец. Разве что у них бывает уникальное оружие или броня. Спустя пару часов просто перестаёшь читать тексты, потому что в них всё примерно одинаково.
Проблем добавляет стиль повествования: животные здесь разговаривают на каком-то своём языке, а диктор его переводит, словно читает вам книгу. Поначалу это хорошо работает и погружает в атмосферу. Но позже начинаешь понимать, что частенько диалоги несвязные, наполнены большим количеством бесполезных данных и лишь оттягивают твоё время. Каждый грызун обязательно расскажет тебе своё мнение о твоих мировых действиях, добавляя разный философский подтекст, и будет делать это максимально развёрнуто. А так как сначала ты слушаешь «мур-мур-мур» на родном, а потом перевод закадровым голосом, то всё это тянется ужасно долго.
Плохой мутант?
Biomutant напоминает типичную игру Ubisoft, которую обделили бюджетом и лишили мастеровитых разработчиков. Творцы придумали огромное количество амбициозных идей, но ни одну из них не смогли качественно реализовать.
Побочные квесты ужасно унылые, зато наградой за некоторые могут стать ценные навыки вроде планированияПобочные квесты ужасно унылые, зато наградой за некоторые могут стать ценные навыки вроде планирования
В Biomutant есть красивый мир, но он совершенно пустой; занятный сеттинг, да вот только истории в нём совершенно заурядные; вроде бы разнообразная боёвая система, но она не работает — и так с каждым аспектом игры. Однозначно хорошо у разработчиков получились разве что живописный мир и сражения с Мироедами — всё остальное, как минимум, сомнительного качества.
Складывается ощущение, что Experiment 101 лихо начала разработку, но за шесть лет так и не смогла довести ни одну механику до ума — вырезать лишнее было жалко, а дорабатывать не хватило сил. В итоге получилась Biomutant.
Основной сюжет можно пройти часов за 12, а вот выполнение побочных заданий займёт все 50Основной сюжет можно пройти часов за 12, а вот выполнение побочных заданий займёт все 50
Быть может, критика геймеров была бы не так сурова, если бы творцы (или издатель) трезво взглянули на своё творение и поставили соответствующий ценник. К сожалению, разработчики оценили проект в 3 419 рублей на PC — и очевидно прогадали.
При этом нельзя назвать Biomutant совсем уж кошмарной игрой: в ней можно с удовольствием провести некоторое время — всё-таки талант разработчиков порой виднеется, а мир нарисован с душой. Быть может, научившись на ошибках и поумерив амбиции, в следующий раз они смогут создать по-настоящему классный проект.
***
Для многих Biomutant была одной из самых ожидаемых игр года, но на деле творение Experiment 101 оказалось типичным проходняком. В принципе, игру можно купить на грандиозной распродаже или — ещё лучше — забрать в какой-нибудь раздаче, но 3 419 рублей она совершенно точно не стоит.
Что думаете о Biomutant?
- Игроки громят рейтинг Biomutant. Несмотря на это, в Steam проект стартовал лучше, чем Days Gone
- Интервью о Biomutant — постапокалиптическая кунг-фу сказка с мутациями
- Авторы Biomutant рассказали, почему выход экшена про боевого енота задержался на два года
Визуал и графика
За что хочется похвалить Biomutant, так это за внешний вид. Яркий постапокалипсис выглядит очень красиво и при этом умиротворяюще. Живописные виды природы, хороший арт-дизайн, немного вырвиглазные кислотные цвета, но они отлично вписываются в сеттинг. Например, мир в Far Cry New Dawn в розовых тонах выглядит очень странно, а здесь всё, начиная от локаций и заканчивая персонажами, переливается словно бензиновое пятно на воде. И это смотрится органично.
Придраться можно разве что к устаревшим кат-сценам и анимациям. Персонажи двигаются аляповато, анимации выглядят очень по-любительски. Понятное дело, что это скорее инди-разработчики и их первая игра, но и денег за неё они хотят как за большую и качественную. Да и издатель у них есть, и немаленький — THQ Nordic. То есть нельзя сказать, что анимации ужасные, но качественными их тоже не назвать. Дешёвенькие они.
Геймплей
Бо́льшую часть времени Biomutant старается походить на Devil May Cry: динамичные бои, разные комбинации атак, специальные приёмы и внушительный набор оружия. Помимо того, что вы можете брать в разные руки например меч и пистолет или два клинка, само оружие по сути состоит из разных частей. Это напоминает Borderlands, только с тем исключением, что рандомно сгенерированное оружие можно ещё и по-разному менять.
Приклады, обоймы, прицелы, стволы, рукоятки, лезвия — всё это взаимозаменяемо за небольшое количество ресурсов, имеет свою степень качества и дополнительные свойства. То есть можно собрать меч или винтовку чисто под себя — правда, для этого сначала придётся перерыть кучу помоек, чтобы найти подходящие детали. Ну или купить их в магазинах. Или разобрать уже имеющиеся. Или улучшить на верстаке.
Короче, система крафта оружия крутая, но тоже не очень работает. В попытке создать вундервафлю вы разберёте и продадите огромное количество одинакового хлама. Я, например, бо́льшую часть игры бегал в одной и той же броне с парой качественных улучшений, потому что мир не мог предложить мне ничего лучше.
Многообразие стволов и модулей превращается в рутинную очистку инвентаря от мусора, а поиски лучшего ствола закончатся где-то на 15-м уровне, когда винтовки начнут наносить огромный урон даже боссам. И всё, больше способности вам не нужны. Тем более что они идут как небольшое дополнение, да и доступно их не очень много.
Есть и вторая проблема: враги. По подходу они почти ничем друг от друга не отличаются. Где-то во второй половине игры появляются полностью бронированные существа, которых не берут пули и надо бить их только оружием ближнего боя, но это всё. Враги покрупнее впитывают чуть-чуть больше ударов и выстрелов, но опять же, где-то после 15-го уровня даже крупные боссы будут умирать от ваших выстрелов и ударов очень быстро.
Нет разнообразия врагов, нет постановки боя — все просто крутятся вокруг вас и периодически (почти рандомно) пытаются ударить. Это также убивает необходимость использовать разные приёмы и атаки.
Так как карта игры довольно внушительная, в Biomutant есть несколько видов транспорта. По основным локациям вы можете перемещаться на местных животных — правда, они почти все не сильно быстрее того, с какой скоростью передвигается персонаж. Также есть водная зона, для которой есть специальный транспорт, и заражённая — здесь надо находиться в специальном роботе. В том числе робот и водный глайдер используются для битвы с боссами.
Самым бесполезным видом транспорта оказалась «рука-танк»: она очень медленно ходит и с «пушкой в пальце» наносит очень мало урона. При наличии других довольно уникальных видов транспорта для меня осталось загадкой, почему они все так медленно двигаются в масштабах очень большой карты.