Борьба за Галактику: чуть больше об игре
Карточная настольная игра Борьба за Галактику (Race for the Galaxy) – это космическая стратегия, в которой соперникам предстоит развивать галактические цивилизации, строить космические империи и объединять планеты и миры в эффективные военно-экономические структуры-альянсы. По большому счету, это игра на тему экономической экспансии в космических масштабах, и эта экспансия не предполагает прямых столкновений и активного взаимодействия с противниками. Что-то вроде «холодной войны»: боевых действий – ноль, а победитель будет!
Борьба за Галактику увидела свет после необычайно тщательного процесса разработки, включающего тысячи (!) тестовых игр. Игру отличает интересно решенный дизайн, необыкновенно продуманная iconography и необычный подход к взаимодействию игроков. Последний исключает прямое противостояние, но добавляет интриги, поощряя возможность паразитирования на сопернике.
Цель игры, вы не поверите =), набрать максимальное количество победных очков. Есть два основных пути. Первый – производить и потреблять товары в своих мирах с помощью реализованных в процессе игры преобразований. Второй – колонизировать новые миры путем экономической экспансии или враждебного вторжения и производить в этих мирах улучшения. И то, и другое приносит определенное количество победных очков. Сложностей хватает. Во-первых, постоянно приходится выбирать, какими картами жертвовать, чтобы реализовать то или иное улучшение, освоить тот или иной мир. А карты в этой игре – это наше все… Во-вторых, надо продумывать стратегию на несколько ходов вперед, намечая планы и стремясь к оптимальным путям развития, не имея при этом информации о том, какие карты тебе придут.
Какую фазу выбрать? Какими картами рассчитываться за миры и улучшения? Брать ли бонусом продажу товара за карты или удваивать победные очки? Не выберет ли соперник нужную фазу? Тогда можно выбрать вторую более нужную. А что, если рискнуть и реализовать улучшение-6 (это такое улучшение, которое суперулучшение)? Какие карты скидывать, какие из них нужней? Что за … тут вообще творится? Вот вопросы, которые полностью вытеснят на время игры какие-либо другие мысли из вашей головы.
Игра осваивается не сразу. По разным оценкам, к 3-5 партии. Но уже после первой игры хочется играть еще и еще. Многовариантность игры практически безгранична. Если среди читателей есть алкоголики, наркоманы или семечкофилы, они нас поймут. Всех остальных просим просто поверить: освоившись с правилами, оторваться от игры практически невозможно.
Впечатления
Игру не возьмешь с наскока. С первого раза правила немного трудны для понимания. Карты тоже не облегчают жизнь, по крайней мере в начале: почти никакого текста на них, только цифры, кружочки, цвета, странные символы. Новичка это пугает, прямо скажем. Проверено. Но после нескольких партий наоборот помогает – быстрого взгляда на карту достаточно, чтобы понять ее функцию и возможности. И это тоже проверено.
Как и очень многое в «Борьбе за Галактику», мир игры предельно абстрактен. Как такового сюжета нет: некие империи, повстанцы, пришельцы без всяких объяснений и художественных описаний. Определенную пищу для полета фантазии предоставляют иллюстрации, благо они занимают основную часть карт. Работы, выполненные художником Мирко Сузуки, очень напоминают обложки научно-фантастических книг 70-ых гг., местами выглядит нелепо, но достаточно обаятельно и позволяют немного наполнить жизнь/бэком игру. Возможно, это отдано на откуп игроков, в конце концов, игра сосредоточена на экономических и стратегических аспектах.
Собственно, суть игры заключается в выстраивании верной стратегии сбора победных очков: Миры, Улучшения и Разработки требуют серьезных ресурсов, все купить не получится и придется четко понять, на чем лучше сосредоточиться в данный момент. И это тоже надо учитывать: благодаря элементу случайности ситуация может меняться каждый раунд.
В то же время в игре почти нет никакого взаимодействия между игроками. Конечно, они соревнуются друг с другом на скорость создания империи, опосредовано воздействуют через фазы (их наличие или отсутствие), но по-настоящему влиять на действия других игроков, их ресурсы или Миры нельзя (кстати, как было и в «Мачи Коро»).
В составе настольной игры 5 карт родных миров, 109 карт миров и разработок, 36 карт действий, 4 памятки по правилам (очень полезно) и 28 жетонов победных очков (разного размера и достоинством в 1, 5 и 10 очков). Карты тонки и могут поизноситься в процессе игры, возможно, стоит подумать о проекторах.
В оригинале к игре в свое время вышли три дополнения, которые добавляли новые карты, соло-режим, увеличение партии до шести игроков, возможность захватывать чужие миры и новые способы победы. Но на русском они не выходили, и на данный момент неизвестно появятся ли, между тем базовый набор переиздается второй раз. При этом “рубашки” русских карт выполнены с локализованным логотипом. Как вы понимаете, если захочется где-то найти и купить дополнения на английском, их совмещение с русской базой может стать проблемой.
Вердикт
Игра непростая, во всяком случае мастерство придет не с первой партии, она требует вдумчивого подхода. «Борьба за Галактику» – это не казуалочка, а серьезный экономический симулятор в оболочке космической научной фантастики, и тем игра и хороша. Рекомендуется закаленных игрокам и тем, кто жаждет большего.
«Борьба за Галактику» — карточная настольная игра, в которой игроки захватывают и осваивают новые планеты, создавая собственные империи в разных секторах космоса.
В ходе игры участники пользуются общей колодой, состоящей из карт Миров и Улучшений. Эти карты могут выступать в роли новых субъектов империи, в роли инвестиций, необходимых для освоения новых Миров и Улучшений, и в роли Товаров, производимых в некоторых Мирах. В начале партии каждый получает по исходному миру и стартовую руку игровых карт. Также игрокам достаются идентичные наборы карт действий, с помощью которых они будут определять вектор своего развития в каждом отдельном раунде. Эти карты соответствуют пяти разным фазам хода, в течение которых игроки совершают те или иные действия, например, в фазу Поиска берут карты из колоды, а в фазу Потребления обменивают Товары на карты и/или победные очки. Текущий ход состоит только из тех фаз, которые были заявлены игроками с помощью карт действия, остальные пропускаются. Некоторым фазам соответствует по две разные карты, эффект которых немного отличается.
В начале хода игроки втайне от остальных выбирают по одной карте действия и выкладывают их перед собой рубашкой вверх. Как только все сделали свой выбор, все карты действий одновременно вскрываются и по порядку проводятся указанные на них фазы хода. При этом игрок может воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему каждая открытая карта действий, даже если она была выбрана другим игроком. Однако при выполнении «своей» карты действия игрок получает бонус. В случае, если несколько игроков выбрали одно и то же действие, эта фаза проходит только один раз, но все сыгравшие карту игроки получают бонус.
Игра заканчивается в конце того раунда, когда либо кто-то из игроков создал Галактическую Империю из 12 Миров или Улучшений, либо игрок забрал последний жетон победных очков. Побеждает тот, чья Галактическая Империя принесла ему наибольшее количество победных очков.
«Борьба за Галактику» считается одним из эталонов среди карточных экономических симуляторов. Она абсолютно неконфликтна, обладает высокой реиграбельностью, предоставляет игрокам широкий выбор, как на тактическом, так и на стратегическом уровне.
У «Борьбы за Галактику» есть вариант игры для двоих опытных игроков, при котором каждый раунд участники играют не по одной, а по две карты действия. При этом они выбирают не из семи, как обычно, а из девяти доступных карт действий.
Помимо исходной игры, выпущено три дополнения: , позволяющая играть впятером или одному игроку в режиме «пасьянс»; , позволяющая играть вшестером и захватывать чужие планеты, и , вводящее в игру новое понятие — Галактический Престиж и новые стратегии игры.
На русском языке издана только базовая «Борьба за Галактику».
Race for the Galaxy на iPad
На iPad Race for the Galaxy реализована потрясающе. Очевидный настоящий и будущий успех приложения стоит на трёх больших китах:
- Дизайн и юзабилити. Для меня самым удачным примером реализации карточной игры является Ascension. Другие компании даже близко по удобству не смогли приблизиться к детищу Playdek. Но вот выходит Race for the Galaxy на прекрасном движке. Никаких лишних действий, кликов. Всё настолько очевидно, удобно и логично работает, что диву даёшься – почему так не делают другие. Многие действия перенесены на автоматику и лишь иногда требуется подтверждать свой ход. Это требуется, чтобы игрок мог его откатить.
- Очень хороший и сильный AI. Не секрет, что цифровые настолки хороши тем, что можно не дожидаясь компании в любой поездке, в любой очереди сыграть в любимую игру. Поэтому главным критерием в них является наличие сильного искусственного интеллекта. В приложении три уровня ботов и тот, который Hard, играет очень и очень сильно. На самом деле сильно! Я уверен, что даже самые опытные игроки не смогут у него выиграть 10 из 10 партий. Также в игре есть онлайн, в котором несложно найти соперников.
- Наличие дополнений. Приложение было запущено сразу с двумя дополнениями, которые доступны через встроенные покупки. Дополнения существенно расширяют Race for the Galaxy и делают реиграбельную базу ещё более вариатативной.
Race for the Galaxy: The Gathering Storm (2008) – первое дополнение даёт ещё больше карт и приносит новую механику. В игре появляются случайно выбранные перед партией общие цели. Четыре из них дают 3 очка первому, кто цель выполнит. Пример цели: построить в своей галактике три мира Alien. Также есть переходящие две цели. Пример: как только военная сила у игрока становится 6, жетон (он в конце игры принесёт пять очков) переходит к нему. Если кто-то превысит военную силу владельца жетона, то жетон переходит уже к нему и т.д.
Примечательно, что приложение позволяет играть с дополнением The Gathering Storm, но отключая механику целей. То есть просто с бОльшим количеством и разнообразием карт в колоде.
Race for the Galaxy: Rebel vs Imperium (2009) – второе дополнение, которое нельзя включить без первого. Оно добавляет прямое взаимодействие между игроками. Появляется возможность захватить мир другого игрока. Правила непростые, поэтому мы в картонной версии играем без захватов. Приложение позволяет тоже их отключить.
New Worlds: Promo Pack – специальное дополнение из 6 карт стартовых миров (идёт с базовой версией, покупать отдельно не надо). С ним старт партии можно начинать с выбора одного из двух миров. По умолчанию выбирается 1 из 5 случайных.
Недостатки и особенности
В приложении возможно играть только 2-4 человека/бота. На самом деле игрушка рассчитана на 2-5 человек в базе и 6 с дополнением. С другой стороны выбор фазы в игре на 5-6 человек почти пустая формальность – теряется большая доля стратегичности.
Race for the Galaxy на iPad не имеет русской локализации. Разработчики в личной переписке признались, что читали комментарии к новости на нашем сайте и постараются локализовать игру на несколько языков (в том числе русский) в самое ближайшее время. С другой стороны, многие считают Race for the Galaxy языконезависимой игрой. Это почти правда, ибо абсолютно всё на картах представлено значками, а текст лишь поясняет значки. Через 3-4 партии я этот текст особо и не читал – привыкаешь именно к значкам… Но локализация явно прибавит поклонников игры в нашей стране, ибо тем, кто совсем не знает английский, придётся расшифровывать описания (особенно в дополнениях):
Видео геймплея:
Вывод: Race for the Galaxy – одна из самых качественных реализаций карточных игр в App Store за всю историю. Рекомендую. 5 из 5.