Впечатления
• Оформление у игры фактически присутствует только на коробке, но симпатичное. Хотя в российском издании стало более «шумным», чем было в оригинале. Пожалуй, оригинал нравится мне всё-таки больше, он слева:
Что касается качества компонентов, то тут всё ок: крупные деревяшки нетривиальных красивых цветов, к картону и картам претензий нет.
• Процесс игры очень простой. Концепция такая: где-то на поле есть одна-единственная клетка, где скрывается легендарное существо. У каждого игрока есть одна подсказка о том, что это за клетка. Но этого недостаточно, для точного местонахождения нужны все кусочки информации.
Вы все хотите найти чудовище, но не сможете, пока не разгадаете хотя бы часть подсказок других игроков. Для этого вы будете задавать им вопросы, а они должны отвечать «да» или «нет» посредством выкладывания на поле фишек определённой формы. В итоге каждый ход диапазон поиска сужается. Так продолжается, пока наконец чудовище не будет обнаружено.
• Вот тут вам и понадобится дедукция. Вы знаете одну часть головоломки, а для победы нужно знать хотя бы несколько. И только проанализировав и сопоставив действия других игроков и поняв их подсказки, вы сможете победить в игре. Осознанно победить, ведь можно, конечно, наугад тыкать во все клетки подряд и даже неожиданно попасть в нужную. В какой-то степени «Криптид» — из разряда тех игр, где сами участники заставляют её работать. Но если все будут пытаться по ответам понять подсказки других игроков, проводить анализ, то будет интересно.
Но тема игры, конечно, практически не ощущается, игра ближе к абстрактам, что подчёркивает и лаконично-схематичное оформление поля и компонентов.
• Зато у «Криптида» почти бесконечная реиграбельность. В комплекте идёт целая колода карт, которые отвечают за составное поле (из 6 частей). Причём есть два вида сложности. В общем, несколько десятков уникальных партий вам точно обеспечено, да и вряд ли вы и потом запомните, где на какой карте находится нужная клетка.
• Одно из главных достоинств игры для меня — то, как легко в неё играть. Подготовка очень быстрая: фактически нужно только составить поле, и можно сразу приступать. И в процессе игры всё, что нужно делать игрокам — выставлять на поле по 1-2 фишки в ход. И думать 🙂 Всё! Ничего не надо записывать, ничего не надо дополнительно отмечать, и это очень подкупает. Часто игра на дедукцию = куча писанины, и тут простота и элегантность процесса очень приятно удивила.
• Ещё очень порадовало, что игра действительно необычная и уникальная. Есть ещё одна игра, чем-то похожая, — «Тобаго», но там, всё-таки не такие механизмы. В «Крипдите» мы действительно ищем клетку, она всего одна, заранее предопределена, и наша задача её отыскать первому, анализируя поведение других игроков.
В «Тобаго» клетки с сокровищами вы «создаёте» сами, добавляя условия их нахождения на поле. Клетку можно «подвинуть» к себе и т.п., её место не предопределено и мы не пытаемся дедуктивным методом его отыскать. Плюс в «Тобаго» нужно делать много телодвижений по постоянному выкладыванию/сниманию с поля кубиков и т.д. Я играла в «Тобаго» один раз и в электронном виде и уже там стало понятно, сколько бухгалтерии и возни будет с игрой в реале. На этом фоне «Крипид» очень подкупает тем, как легко в него играть в плане процесса.
• Время игры тоже небольшое, особенно в простой вариант. Мы играли по несколько партий подряд, одной было маловато 🙂
• Вот только если играете в сложный вариант, велик шанс того, что вам может не хватить компонентов. У нас один раз случилось так, что нескольким игрокам (!) пришлось придумывать, чем заменять свои фишки, потому что собственные закончились. Это не очень приятно, могли побольше кубиков насыпать.
• Ещё из недостатков то, что нужно минимум 3, а лучше даже 4-5 игроков. Дуэльно она вообще не играется.
Закончились фишки 🙁