Мнение автора блога «Час Хобби» — Максима
Проект Венера
За две игры никто ни разу не воспользовался новым стандартным проектом «Очистка воздуха» для продвижения по шкале Венеры. Во-первых, он дороже самого дешевого стандартного проекта (астероид), а дает такой же эффект. А во-вторых, зачем его повышать? Для завершения игры все так же надо достичь тех же трех целевых глобальных параметров.
Эллада и Элизий
Новое игровое поле лучше всего смогло разнообразить игру. Новые достижения и награды заставили задуматься над новыми стратегиями. Новые территориальные бонусы позволили по другому взглянуть на старые корпорации. По-моему получилось интересное дополнение.
Что в итоге?
Считаю, что карты новых корпораций, новые проектов и новые игровые поля требует детального анализа и продумывания тактик. Возможно после этого, появятся новые неожиданные идеи, вероятно тогда «Покорение Марса» заиграет новыми красками, а пока для меня эта старая-добрая хорошо известная настольная игра.
Мнение верующего в единорогов бухгалтера — Матвея
Считаю «Покорение Марса» одной из лучших настольных игр в которую мы играли, поэтому когда пришли дополнения, они заинтересовали всю нашу компанию. Добавились новые карты проектов, карты корпораций, механика с аэростатами и новая карта с новым параметром, а так же изменилась карта Марса. При этом, дополнения по своей сути ничего не меняют в процессе игры, что несомненно большой плюс, т.к. на сегодняшний день игра неплохо сбалансирована не смотря на преимущественные эффекты/действия некоторых корпораций. Но этим грешила и базовая игра. Среди новых корпораций встречаются как заметно сильные, так и аутсайдеры. Но всегда можно бороться и выигрывать, если конечно приходят сильные карты проектов. В остальном, дополнения является именно дополнениями. Они не меняют игру, а привносят в нее новизну и вариативность, что может только порадовать тех людей, которые уже до дыр истоптали тапки покоряя Марс.
Мнение победителя в первой партии с дополнениями — Юрия
Проект Венера
Дополнение «Покорение Марса. Проект Венера» немного смутило. На мой взгляд дополнительное поле авторы добавили для того, что-бы просто что-то добавить кроме карт, т.к. поле совершенно бесполезное и играют на нем только те, кто строит свою тактику через новые проекты. Кстати о них. По сравнению с картами проектов из базовой игры, эти карты кажутся значительно сильнее. В отыгранных нами партиях два человека независимо друг от друга скомбинировав несколько карт из дополнения, только на жетонах с этих карт набрали 30+ победных очков к концу игры! Это чересчур. Карты проектов из базовой игры на такое не способны.
Эллада и Элизий
На моя взгляд идея обновление карты Марса отличная! Территориальные бонусы , новые достижения, новые награды, а значит и новые стратегии. Все это повышает реиграбельность. И это хорошо!
Негатив
Ожидание хода «не лечится»
Ну просто «чудовищные даунтаймы», причем опыт не спасает. Можно натренироваться и минимизировать время ожидания, но искоренить ситуацию по-моему невозможно. Дело даже не в игроках, а в самой механике. Вы можете обдумать действия заранее, но к моменту, когда подойдёт очередь, ситуация изменится несколько раз – сдвинутся глобальные параметры, произойдёт терраформирование на планете. Предвидеть все варианты развития невозможно, поэтому сколько бы вы не подгоняли оппонентов и не винили бы их в параличе анализа, сами рано или поздно окажетесь таким же тормозом.
Дизайн и эргономика
Оформление не выдержано в едином стиле, картинки на картах в своём большинстве «из клипартов», поле не вызывает никакого воодушевления. Многообещающая коробка содержит внутри портотип в плане оформления – выглядит странно, местами нелепо и точно не соответствует потраченным на покупку деньгам.
По качеству компонентов претензий нет к гексам и полю – картон хорош, «лён» даже есть. А вот карты подкачали – тонкие, протекторы потребуются с момента «рождения», учтите это заранее. То есть, цена игры снова возрастёт (((
Пластиковые компоненты на любителя. Крашеный пластик эффектно выглядит на фото, «пуская» марсианскую пыль в глаза. В жизни же со временем краска царапается, компоненты лёгкие и «скользкие» из-за глянца, перемещать их с планшета в запас мучение – норовят выскочить их руки и разлететься по столу.
Последний «гвоздь» — это планшеты игроков: оформление, мягко говоря, скромное, но самое главное, что пользоваться ими сложно – пластиковые маркеры постоянно сбиваются с неудобных шкал. В идеале, придётся использовать накладки на планшет… и снова цена игры растёт (((
Личные планшеты жуть неудобные
Прискорбно, но в плане тактильных ощущений и «дружелюбности интерфейса» «Терраформинг Марс» образцовый антипод, местами просто-таки вызывает раздражение (касается только момента использования личных планшетов, чтобы избежать возможный негатив, подумайте всё-таки о накладках из акрила или фанеры).
Стоимость
С учётом указанных выше косяков издания и необходимостью «доработки напильником» (протекторы, накладки) цена разочаровывает. С одной стороны, вы платите за продуманную идею и честно её получаете, но оформление не дотягивает до заявленной планки. В итоге, вы переплачиваете. Самое забавное в этой ситуации, что гик поймёт и простит, поворчит, но деньги даст, а на большую аудиторию игра и не рассчитана.
Чтоб земляне не понаехали
Марсианские хроники: история проекта
«ЭкзоМарс» – проект Европейского космического агентства (ESA) и Роскосмоса по исследованию Марса, его поверхности, атмосферы и климата с орбиты и на поверхности планеты.
С начала 2000-х годов «ЭкзоМарс» разрабатывался как совместный проект ESA и NASA. Предполагалось, что американцы предоставят для запуска двух миссий две ракеты Atlas, а также будут участвовать в разработке марсохода. Однако в 2013 году NASA прекратило свое участие в проекте из-за сокращений бюджета. Место NASA занял Роскосмос. В рамках проекта российской стороной будет разработан десантный модуль с посадочной платформой, а европейской стороной – перелетный модуль и марсоход.
Графика: АО «НПО Лавочкина»
Считается, что основной научной миссией проекта «ЭкзоМарс» является поиск признаков жизни на Марсе в прошлом и в настоящее время. Но не только эту загадку Красной планеты предстоит разгадать «ЭкзоМарсу». Целью проекта также является исследование водной/геохимической среды как на поверхности, так и в недрах планеты. Как известно, вода на Марсе – больше не миф. Впервые о ее наличии заявлено около двадцати лет назад. За все это время воду на Марсе изучили с поверхности и картографировали. А в июле прошлого года был назван первый постоянный водоем: радаром MARSIS обнаружено озеро на Марсе на глубине 1,5 км подо льдом Южной полярной шапки.
Сегодня появилась загадка не менее важная – марсианский метан. Впервые ученые сообщили о метане на Марсе в 2003 году. Обнаружен был этот газ в ничтожно малой концентрации, а общий объем выброса соответствовал 42 тыс. тонн газа. Для сравнения, это примерно треть среднего танкера-газовоза.
В 2012 году американский марсоход Curiosity провел первые исследования и установил, что метана на Марсе нет. Но примерно через год Curiosity снова зафиксировал наличие метана в кратере Гейла. Так что исследование метана, а также других газовых примесей и их источников в атмосфере Красной планеты также является одной из ключевых миссий «ЭкзоМарса».
Первый этап программы «ЭкзоМарс» начался в 2020 году именно с целью разгадки метановой головоломки. Тогда с космодрома Байконур была запущена станция «ЭкзоМарс-2016». Она состояла из научного орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) и демонстрационного спускаемого модуля Schiaparelli. Аппарат Schiaparelli должен был отработать технологию входа в атмосферу, спуска и посадки на поверхность планеты перед запуском второго этапа миссии, но не сумел успешно совершить мягкую посадку и разбился.
TGO в апреле 2020 года начал выполнение своей научной программы, успешно передает снимки Красной планеты и сейчас ждет своей основной миссии – начала функционирования в качестве станции-ретранслятора для марсохода и автоматической научной станции в рамках второго этапа «ЭкзоМарса».
Дополнение «Покорение Марса. Колонии»
2018 год подарил нам еще одно дополнение к настольной игре «Покорение Марса» — «Колонии».
Состав дополнения
Дополнение «Колонии» упаковали в такую же по размерам коробку, как и «Проект «Венера», внутри мы нашли:
- 49 карт проектов;
- 5 карт корпораций;
- 11 жетонов колоний;
- жетон торговых флотов;
- 8 торговых флотов;
- 8 маркеров колоний.
Колонии и флот
В игру добавили новый стандартный проект «Строительство колонии» и новое действие «Торговля с колонией». Зачем они нам? Для взаимодействия с колониями.
Во время подготовки к игре случайным образом выкладывают по одному жетону колонии за каждого игрока и дополнительно еще два жетона. На каждом жетоне изображена колония (это спутники и карликовые планеты), описаны бонус колонии и доход колонии. На крайнее левое положение трека торгового дохода колонии выкладывается белый маркер.
Разные колонии приносят разные ресурсы: сталь, титан, микробы, животные, аэростаты, карты проектов и т.д. Стоимость стандартного проекта «Строительство колонии» — 17 мегакредитов. Построив колонию вы помещаете свой маркер игрока (цветной кубик) на крайнее левое деления торгового дохода. Если там уже стоит маркер другого игрока, ваш маркер помещается на клетку справа от него. Белый маркер сдвигается на одно деление правее. На каждом жетоне колоний не может быть больше трех колоний игроков, а каждый игрок не может иметь больше одной колонии на каждом жетоне колонии.
Действием «Торговля с колонией» вы перемещаете фишку своего флота на жетон колонии и получаете торговый доход по показателю белого маркера, а владельцы колоний получат бонус этой колонии. После торговли с колонией белый маркер сдвигается на крайнее левое свободное деление.
На жетоне колонии может одновременно находится только один торговый флот. В фазе «Солнечной системе» происходит «Производство в колониях» — движение белого маркера на одно деление.
Корпорации
Stormcraft Incorporated – играет только с дополнением «Проект «Венера». В начальном бонусе только мегакредиты, а вот эффект корпорации очень сильный. Аэростаты и так зло! А тут им добавляется еще функция в виде обмена на тепло.
Arklight – начальный бонус с увеличенным на 2 пункта дохода поможет на раннем этапе. А эффект корпорации позволит скопить к концу игры некоторое количество победных очков, если вы играете через растения и животных. В целом сильная корпорация, особенно если вы играете через драфт, но все будет зависеть от прихода карт проектов с нужными метками.
Polyphemos – сильнейший начальный бонус в 50 мегакредитов, увеличения производства мегакредитов на 5 и получение 5 титана. Но эффект корпорации увеличивает стоимость покупки проектов на руку до 5 мегакредитов. Начальный бонус нивелирует увеличенную стоимость проектов, даже если к концу партии вы купили 30+ проектов.
Aridor – играет только с дополнением «Колонии». Начальный бонус, помимо, мегакредитов, позволяет выложить дополнительный жетон колонии в дополнении к тем, которые уже были выложены на старте. Неплохой начальный эффект. Можно выбрать колонию под свою стратегию, что в дальнейшем при торговле с этой колонией будет приносить пользу. Эффект корпорации позволит быстро нарастить доход мегакредитов. Весь потенциал данной корпорации раскрывается в 2-3 поколении.
Poseidon — играет только с дополнением «Колонии». Начальный бонус позволит выложить колонию на любой жетон колонии. Не сказать что это сильно, но приятно. А вот эффект гораздо сильнее. Можно неплохо увеличить свое производство мегакредитов при строительстве колоний.
Мнение
Новая механика на колониях интересна первые 2-3 игры, потом хочется вернуться к классическому Марсу. Все потому что «Строительство колоний» довольно дорогой стандартный проект и из-за этого весь потенциал колоний раскрывается ближе к концу партии. Данную проблему частично решает дополнение «Пролог», давая игрокам достаточно ресурсов в первых поколениях для освоения колоний. Но даже при этом, не покидает ощущение перегруженности игры. Возможно, сказывается большое количество наигранных партий в классику, как говорится «прикипели». В целом дополнение «Колонии» разнообразит игру и дает возможность корпорациям еще больше раскрыть свой потенциал.
Единственный негативный момент с которым могут столкнуться игроки, это не подходящие колонии. Бывает так, что бонусы ни одной из выложенных колоний не подходят вашему экономическому движку.
Эффективность карт
Стандартные карты
Автор проанализировал карты базовой игры и вывел среднюю стоимость ресурсов в игре. Естественно, когда продумывался «движок» игры, была создана базовая стоимость ресурсов, от которой создатели отталкивались. В этом же разделе он указал, что цена розыгрыша карт может быть вычислена сложением того, что приносит карта по таблице, при учете двух поправок. Собственно, нас фраза «…сложением того, что приносит карта…» уже насторожила. Согласны, базовую стоимость карты вычислить можно, но реальный эффект от карты и соответственно связь эффективности и стоимости можно определить только в конце игры при подсчете победных очков. И то, это будет крайне сложной (если вообще возможной) и бесполезной задачей.
Карты Эпохи Корпораций
Речь идет о стоимости меток и о колебаниях стоимости карт дополнения «Эпохи Корпораций» по причине … да без причины, разработчики так решили. На наш взгляд, ценность метки определить тоже крайне сложно по ряду причин:
- невозможности розыгрыша некоторых карт из-за условий наличия меток;
- возможности получения достижений, наград благодаря меткам;
- обесценивание ряда меток в зависимости от эпохи, объявленных наградах, достижениях и т.д.
Самодостаточность
Здесь автор статьи указывает, что соотношение стоимости все же не стопроцентное. А если к этому прибавить специализацию корпорации? Окажется, что стоимость уже совершенно другая. А так как нет смысла играть стандартными корпорациями, то данный расчет будет не справедлив для многих корпораций.
Стоимость растения вообще не стабильная вещь. Если растения превращаются в жетон озеленения при уровне кислорода ниже максимальной отметки, оно может принести два очка победы. А если поставить возле своего города, то три очка. А если этот лес позволит взять достижение «садовод», то еще пять. А если еще и возле океана или на место где ты получишь ресурсы/карты проектов. Поэтому все настолько ситуативно, что рассуждать о соразмерности стоимости бесполезная затея.
Так же он употребляет термин «бесполезная карта». Ну это, господа и дамы, глубочайшее заблуждение, в этой игре нет бесполезных карт! Все зависит от ситуации. Учитывая, что вы играете не вакууме, иногда необходимо выложить тайл, чтобы не дать победные очки другому игроку. Как в таком случае считать стоимость этой карты или стандартного проекта?