О чём книга?
Недалёкое будущее, освоенный космос и планета Новый Свет, приютившая колонию землян. Благоприятная атмосфера, плодородные почва и флора, а также стопроцентные надежды на светлое будущее. «Но» здесь всего одно – аборигены-спэки, совершенно непохожие на бывших жителей третьей планеты от Солнца, и война с ними.
Искусственно созданный и выпущенный на волю вирус уравнял шансы немногочисленного коренного населения и агрессивных звёздных конкистадоров. За считанное время болезнь, как комбайн – пшеницу, выкашивает всех женщин, а оставшимся в живых мужчинам дарит последствие – Шум.
Дар телепатии, так часто описываемый фантастами в книгах, превращает существование выживших в кошмар. Любая мысль слышна всем, каждое желание превращается в очевидность для землян в радиусе нескольких миль. Шум не трансформирует уцелевших в скотов, не желающих мыслить. Он делает намного хуже.
Выжившие учатся жить с Шумом, меняются из-за него внутренне, приспособившись к вездесущей проблеме, и ходят по грани сумасшествия. Тодд, тринадцатилетний герой книги Несса, всю свою небольшую жизнь постоянно слышит соседей, знакомых и остальных жителей Прентисстауна.
Но есть и свои плюсы. Единственным другом этого ребёнка в мире взрослых мужчин, проигравших войну, утративших жён, подруг и любовниц, становится Манчи. Пёс, который умеет общаться с мальчиком при помощи мыслей, и они по-настоящему любят друг друга.
К 13-летнему дню рождения Тодд получает два подарка: дневник своей матери и Виолу, девчонку из космического челнока, разбившегося в лесу. Живую девчонку, ничего не понимающую и оказавшуюся в самом неподходящем месте для неё – в Прентисстауне.
Что нужно знать о второй части этого цикла?
«Вопрос и ответ» – именно так Патрик Несс назвал продолжение истории о Тодде. Мальчике, потерявшем… (вырезано цензурой из-за спойлеров). И это совершенно другая книга.
Первая часть представляла собой динамичное выживание в огромных лесах Нового света и казалась отлично «прокаченной» версией путешествия из точки «А» в пункт «Б» с обязательными схватками, потерями, изменениями героев и открытиями мира вокруг. Имея при этом многоплановость самой жизни колонистов и множество тайн, которые от уровня к уровню приходится разгадывать читателям.
Во второй книге автор решил попробовать кое-что другое, и бодрый Young Adult, не желающий становиться «штампованным», превратился в психологический триллер, насыщенный героями с двойным дном и полным отсутствием черно-белого восприятия мира. А мэр Прентисс, злой гений Тодда, раскрылся с нескольких сторон, подарив множество отличных минут чтения поклонникам интриг и оригинальных персонажей.
Большая часть истории разворачивается совершенно не на огромных пространствах, в отличие от начала цикла. Да, здесь не будет гонки с преследованием и волков, много лет притворяющихся людьми, идущих по пятам героев. Динамика станет еще жестче, а крохотный городок, где это творится, лишь подчеркнет реалистичность.
Что куда важнее: финал, пока, дилогии оставляет нераскрытыми часть вопросов и радует надеждой на продолжение. А это великолепно.
Главная ошибка режиссёров
Тодд – подросток, только готовящийся встать на взрослый путь. Он растёт посреди постапокалипсиса, вновь случившегося по людской вине на планете надежды. Главный герой не особо грамотен и во временя чтения романа, перевод которого сделан уважительно к первоисточнику, не удивляйтесь встречающимся фразам, «ошибкам» и прочему. Патрик Несс постарался написать «Поступь Хаоса» языком современников-тинейджеров, максимально приблизившись к их мышлению.
Врагами Тодда неожиданно становятся взрослые, знакомые ему с детства, а союзниками – пёс, лес и упомянутая выше Виола. Спасая девчонку, оказавшуюся в безумно опасном месте, мальчик проходит обряд инициации с помощью жизни. Он, сжившийся с огромными лесными массивами Нового Света почти как Маугли, совершает самый серьёзный поступок своей крохотной жизни. Спасает существо, известное ему лишь из рассказов о прошлом, превращается в мужчину, тащит за собой и уводит от погони, идущей по пятам.
И пытается понять: каково быть мужчиной, ни разу не видевшим женщины. Особенно сложно осознать эту мысль по одной причине – Шум никак не помогает ему услышать Виолу. Она не отражает своих мыслей, и многие её поступки заставляют усомниться во всём, услышанном ранее о таких странных, непонятных и одновременно чудесных женщинах.
Авторы фильма, к сожалению, не решились взять на главные роли подростков и тем самым расписались в своём поражении ещё до выхода экранизации. Именно по этой причине, убравшей из кино многое, заложенное в текст, «Поступь Хаоса» на голову выше экранизации. Фантастическим боевиком сейчас вряд ли кого-то удивишь, в отличие от выживания на чужой планете и в обстоятельствах, когда герою приходится ломать все сложившиеся устои. И взрослеть по-настоящему.