Эпоха пара и стали. Обзор игры Brass: Бирмингем (Brass: Birmingham)

Одинаковое

• Основные правила и действия. На самом деле это логично, но всё равно было приятно осознать, что зная правила одной игры, другую понимаешь практически на лету. При этом правила «Бирмингема» сложнее, так что если начинали с него, то «Ланкашир» покажется совсем простым.

Все основные принципы игры одинаковые: у вас есть здания, которые можно строить на общем поле. Для постройки используются карты с руки, это могут быть либо карты предприятия либо карты городов. Также для строительства нужны уголь и/или железо, их можно брать из шахт и литейных заводов по одинаковым принципам.

Вы можете объединять свои здания в сети, для этого строятся либо каналы  в первую эпоху либо железные дороги во вторую. Стоимость соединений тоже одинаковая. Ну, и на всё, конечно, нужны деньги. И так далее.

Также действия модернизации, перестройки и взятия ссуды есть в обеих играх. Правда, в «Ланкашире» можно выбирать сумму ссуды, но по факту обычно всё равно все берут максимум: 30 фунтов. В Бирмингеме оставили только возможность взять 30.

Казалось бы, с настолько одинаковыми основными механика и принципами игры должны ощущаться одинаково, но этого нет. Посмотрим теперь на разницу.

Сравниваем впечатления

А теперь сравним ощущения от игр. Если совсем быстро и грубо: «Ланкашир» это элегантность и ничего лишнего, а «Бирмингем» — это давайте добавим ещё вот это и вот это, пусть будет.

Когда я сыграла в «Ланкашир» после многих партий в «Бирмингем» у меня возникли мысли, а зачем во втором Брассе так накрутили-то? Зачем пиво? Зачем ещё два вида товаров-зданий, которые нужно продавать? Если с гончарными ещё понятно, это какой-никакой аналог верфей из «Ланкашира», то со складами-коробками совсем странно, ну зачем они? К слову я так и не научилась их правильно использовать за всё это время.

Кроме того, меньшее количество зданий означает, что нужно будет меньше ресурсов. Я с этим столкнулась в первой партии в «Ланкашир», когда мой единственный литейный и шахта в первую эпоху едва-едва опустошились, в то время как в «Бирмингеме» железо и уголь улетает как горячие пирожки. Да просто ресурсы, особенно железо, практически не нужны в эпоху каналов. А в «Бирмингеме» уже с самого начала потребности в ресурсах больше. Это было для меня сюрпризом.

Огромным плюсом «Ланкашира» является специальный вариант на двоих игроков. Он шикарный, жёсткий, кризисный, плотный и в то же время не ограничивающий тебя искусственно половиной карты. Супер. Вдвоём хочется играть только в него.

Зато в «Бирмингеме» действительно больше вариативности

Коммерсанты выкладываются рандомно и это значит, что от партии к партии строиться будет выгодно в разных местах карты, особенно учитывая, как важно соединение с коммерсантами для продажи всего и покупки угля

Кроме того, в «Бирмингеме» на разных зданиях разное количество шайбочек, т.е. дороги будут по-разному приносить очки. В «Ланкашире» на всех зданиях нарисована одна шайба, т.е. прибыльность дорог в очках примерно одинакова каждую партию. В «Бирмингеме» чаще нужно смотреть по ситуации и по тому, что делают соперники, чтобы понять, куда выгоднее пристроить свои дороги. Хотя окружить Бирмингем всегда будет хорошей идеей.

Слышала мнение, что «Ланкашир» более линейный и рельсовый, знай выставляй на карту всё подряд и будет тебе счастье. Правда, я в своих партиях это пока не заметила, особенно разными у нас были две дуэли, когда муж в одной партии ушёл в верфи и умудрился построить целых две во второй эпохе, я же особенно сильно налегала на порты и мануфактуры. Разрыв был минимальный.

Но я чувствую, что это может быть правдой как минимум отчасти. Что в «Ланкашире» будет меньше реиграбельности именно засчёт того, что он более лаконичный и элегантный. Что каждую партию ты будешь делать более одинаковые вещи, хотя бы потому, что выбор зданий у тебя меньше. В «Бирминегеме» больше возможностей уйти в разные стратегии. Зато «Ланкашир» играется быстрее.

Разное

• Действие джокера. В «Бирмингеме» есть особое действие «Разведка», когда за одно действие можно обменять две карты с руки на два джокера: один джокер предприятия и один джокер города. Их потом можно сыграть как и когда захочешь.

В «Ланкашире» это работает по-другому: в свой ход ты тратишь оба действия и две карты, чтобы построить что угодно где угодно один раз.

Получается:

  • В «Бирмингеме» ты делаешь из 3 карт 2 карты джокера за 1 действие (потому что 1 карта всегда тратится на выполнение действия). Две карты джокера можно потом сыграть в любой момент.
  • В «Ланкашире» ты делаешь из 2 карт 1 карту джокера за 2 действия и тратишь сразу. Выглядит менее выгодным и более кризисным, но зато не нужно заранее запасаться джокерами, можно сыграть так в любой момент, когда возникнет необходимость.

• Количество зданий и некоторые типы. В «Ланкашире» на один вид зданий меньше, а кроме того два вида зданий отличаются от «Бирмингема».

  • «Ланкашир»: шахты, литейные, мануфактуры, порты, верфи.
  • «Бирмингем»: шахты, литейные, мануфактуры, пивоварни, гончарные, склады.

• Действие продажи. Вот это одно из самых важных и сильных отличий между двумя играми, которое создаёт добрую половину разницы в ощущениях. Итак, продажи в двух играх происходят по-разному.

В «Ланкашире» продавать ты можешь либо через неперевёрнутые порты, чтобы их перевернуть (в том числе вражеские)

Либо на внешний рынок через те же порты (тут же неважно, перевёрнут или нет) или внешние связи, но тут есть шанс вовсе не суметь продать, потому что спрос на внешнем рынке ограничен и быстро падает

В «Бирмингеме» продавать можно только коммерсантам на краях карты, причём у каждого своя специализация и для большинства продаж нужно пиво. Пиво берётся из пивоварен либо своих либо чужих. Продажа без пива возможна только в ограниченном количестве (это похоже на продажи на внешний рынок в «Ланкашире»: кто первый встал, того и тапки), но зато за это дают какие-то плюшки тем, кто успел первый.

• Нет пива. В «Ланкашире» только два вида ресурсов, нет пива, которое используется в «Бирмингеме» для продажи и для постройки двойных дорог. По сути пивоварни чем-то похожи по своей функции на порты в «Ланкашире», потому что они нужны, если ты хочешь сделать продажу, и ты можешь пользоваться как своими, так и чужими.

• Пути сбыта. В «Бирмингеме» покупать уголь или продавать свои товары можно только коммерсантам, их ограниченное количество (до 5) и находятся они все по краям карты, куда не всегда можно быстро добраться.

В «Ланкашире» продавать и покупать можно не только через несколько внешних рынков, но и через любые порты, которых на карте по ходу партии становится всё больше.

• Деньги и очки за них. В «Ланкашире» вам дают целых 30 монет (25 в дуэли) в начале партии, в «Бирмингеме» же всего 17.

Зато в конце игры «Бирмингема» деньги не приносят никаких очков, в то время как в «Ланкашире» ваше богатство превратится в ПО. Именно поэтому в «Ланкашире» есть ограничение на получение ссуд в конце второй эпохи.

• Вариант для 2 игроков. И в «Бирмингеме», и в «Ланкашире» есть вариант сыграть на основном поле вдвоём, просто выкинув из колоды карточки для 3 и 4 игроков. Фактически, убираются один или два цвета городов.

Но в «Ланкашире» есть ещё и особый режим на двоих, на отдельной карте, где используются города всех цветов, но их меньше и меньше карт.

Личное мнение

Я люблю евро. Я обожаю евро! Но Brass мне не понравился.

Может быть это неоправданные надежды. Может быть перенасыщение евро-играми. А может быть это просто не моя игра. Ведь, как говориться, «на вкус и цвет…». Давайте я в нескольких абзацах подытожу что, по-моему мнению, не так с Brass.

Во-первых, нелогичные действия. Если для продажи продукции дополнительно нужно пиво, объясните зачем. Если оно нужно для строительства железных дорог, объясните почему.

Во-вторых, отсутствие стратегий. Я привык, что все евро позволяют продумать игроку партию на несколько шагов вперед, что любая случайность управляема, что от партии к партии можно играть совершенно разными стратегиями и выигрывать! Все это не про Brass. В этой игре одна стратегия — строить то, что пришло в руку.

Ну и в-третьих, сложность в освоении правил. Это характерно для евро-игр, поэтому ругать за это Brass нельзя. Но есть же решения, которые позволяют упростить освоение правил, и они успешно применяются и в «Сквозь века. Новая история цивилизации», и в «Великом западном пути». Почему авторы Brass их не используют?

В итоге, за шесть партий полюбить Brass мне не удалось, поэтому играть в него больше не сяду. Слишком много настольных игр лежит на полке в которые я еще не играл. Но продавать пока не планирую. Подожду когда раскупят второй тираж 🙂

Если вы любите евро так же сильно как я, рекомендую вам почитать наши обзоры на «Великий западный путь» и «Сквозь века. Новая история цивилизации».

Правила

Правила к данной игре написаны тяжело. Да, они небольшие и ознакомиться с ними можно за 20 минут. Но это не означает, что они хорошо написаны. В правилах очень много сложным оборотов. Над каждым предложением приходится задумываться и многократно перечитывать. А в выполнении ряда действий нет логики. Например трата пива.

Во-первых, почему надо тратить пиво что бы что-то продать или построить железную дорогу? В правилах есть историческая справка в которой сказано, что «в растущих поселениях не всегда хватало чистой питьевой воды, поэтому пиво часто становилось самым доступным и безопасным напитком». И что? Как связаны продажа продукции и строительство железной дороги с тратой пива? Мы снабжаем рабочих пивом вместо воды? Вы не подумайте, я не придираюсь. Такие вопросы задавали мне, когда я знакомил игроков с правилами. И я не мог объяснить логику продажи пива. Просто просил запомнить.

Во-вторых, из-за отсутствия логики, сложно запомнить условия траты пива. Если с потреблением угля и железа все объяснено — уголь везут через транспортные сети, потому что очень нужен и нужен срочно, а железо не к спеху, поэтому можно и лошадьми привезти, то с пивом все сложно. Если вы потребляете пиво со своей пивоварни — можно и на лошадях довезти, а если с чужой — только через транспортные сети. Почему?

И что это еще за халявное пиво у коммерсантов? Чье это пиво? Коммерсантов? Почему они отдают его просто так? И почему они его отдают первому продавцу, а не какому-нибудь «любимому», который больше всех покупает/продает?

Конечно же «Brass. Бирмингем» не единственная игра в которой плохо написаны правила. В настольной игре «Великий западный путь» тоже плохо написаны правила, возможно даже еще хуже. Но после первой партии все становится понятно благодаря инфографике. Даже не дочитав правила можно было понять, что означает то или иное действие. В Brass приходится все запоминать. А из-за отсутствия логики, запоминать сложно. Поэтому многие игроки делают ошибки в процессе игры.

Возможно это у меня и у моих друзей, игравших со мной в Brass, просто плохая память. Но оказывается нет. При подготовке к первой партии, а также после нескольких сыгранных игр, я смотрел множество let’s play и видео-правил на различных YouTube каналах. И в каждом видео были допущены ошибки! В каждом! Конечно авторы позже вставляли пояснения в виде наложенных на видео текстовых комментариев, но факт остается фактом — все нюансы правил запомнить очень сложно даже после нескольких партий и всему виной отсутствие логики.

Стратегии

В очередной раз просматривая, что пишет народ о Brass в Instagram, я натолкнулся на несколько постов иностранных настольщиков, которые характеризовали игру фразой «easy to learn — hard to master». Что касается первой части фразы — easy to learn, я говорил выше, и по-моему вообще не изи. Но сейчас бы я хотел остановиться на второй части фразы — hard to master.

За шесть полноценных партий в Brass я пытался играть разными стратегиями — через литейные заводы и угольные шахты, через гончарные мастерские и модернизацию, через пивоварни и железные дороги… И понял, что это не работает. В Brass нет стратегий. В Brass необходимо играть от приходящих на руку карт. А если вдруг вам приходят на руку карты городов в другом конце игрового поля от вашей транспортной сети, ну что ж, вам не повезло. Особенно остро это ощущается в эпоху железных дорог, когда транспортную сеть развить очень не просто.

Возможно именно умение играть приходящими на руку картами и вкладывается в понятие «hard to master». Мне же кажется, что в хорошем евро мастерство — это когда у тебя есть стратегия на всю игру, когда ты продумываешь комбинации в рамках выбранного плана, когда все твои действия направлены на выполнение определенной задачи. И пусть эта стратегия не приведет к победе, но она есть и она отличается от того что делают другие игроки. В Brass же все делают одно и тоже. У всех одна стратегия

И совершенно не важно какое предприятие ты будешь строить, строить надо то, что подвернулось под руку

Об игре

Игра «Brass. Бирмингем» — это история конкурирующихпредпринимателей в Уэст-Мидлендсе и его окрестностях в период английской промышленной революции в 1770—1870 годах. В этой игре вы будете строить собственную индустриальную империю, налаживая сообщение по водным каналам и железным дорогам, а также сооружать и модернизировать различные предприятия, такие как текстильные фабрики, угольные шахты, литейные заводы, мануфактуры, гончарные мастерские и пивоварни.

Игра рассчитана на 2-4 игроков с длительностью партии около 2-3 часов. Обучающую партию можно сыграть за 1.5 часа. И это даже с учетом того, что подготовка займет 30 минут.

На момент написания обзора «Brass. Бирмингем» занимает 3 место в BGG. А это о чем-то должно говорить!

Игровой процесс

В игре побеждает игрок набравший победных очков (ПО) больше других. ПО начисляются за жетоны сообщения и перевернутые жетоны предприятий после завершения каждой из двух эпох: эпохи каналов и эпохи железных дорог.

Каждая эпоха состоит из раундов и завершается когда на руках игроков и в колоде не остается карт. Раунд — это один круг розыгрыша карт всеми игроками. У каждого игрока на руке может быть не больше 8 карт. В свой ход игрок может выполнить до двух действий, сбрасывая за каждое действие карту с руки. Что же это за действия:

  • строительство — позволяет выкладывать жетоны предприятий с личного планшета на игровое поле;
  • продажа — позволяет продавать продукцию с построенных текстильных фабрик, мануфактур и гончарных мастерских коммерсантам;
  • взятие ссуды — позволяет получить дополнительные деньги взамен на незначительное снижение дохода;
  • разведка — позволяет взять сразу и джокер-локацию, и джокер-предприятия;
  • модернизация — позволяет убирать жетоны предприятий с личного планшета, что дает доступ к предприятиям более высокого уровня;
  • сообщение — позволяет выкладывать жетоны сообщения, которые расширят транспортную сеть игрока и открывают доступ к новым локациям.

После выполнения действий, игрок добирает до 8 карт из колоды и передает ход. Если колода разобрана, игроки доигрывают оставшиеся на руках карты и эпоха заканчивается.

Порядок хода в следующем раунде определяется по результатам финансовых затрат в предыдущем раунде. Игрок, потративший меньше всего денег ходит первым, игрок потративший больше всего — последним.

Хочется остановиться на интересном моменте с эпохами. Напомню, что когда вы доигрываете первую эпоху, вы подсчитываете ПО и начинаете вторую эпоху (вторую половину игры). Складывается впечатление, что при разработке игры авторам показалось, что игра получилась слишком короткой и они решили удлинить ее сделав вторую эпоху, в которой немного поменяли правила строительства дорог и зданий. По крайней мере во время наших первых партий у меня такое впечатление и сложилось. Именно из-за этой особенности игры мы несколько раз подряд заканчивали игру после первой эпохи со словами: «Сыграли, очки посчитали, победителя определили, делать тоже самое второй раз? Не-е-е, поехали домой».

Возможно это даже можно отнести к плюсам игры. Хочешь погрузиться на весь вечер в Brass — играйте обе эпохи. Решили сыграть в несколько разных настолок за вечер — заканчивайте после эпохи каналов.

Что в коробке?

Коробка игры стандартных размеров, но достаточно увесиста. При вскрытии оказывается, что основной вес коробки это делюксовые покерные фишки, заменившие местную картонную валюту. Но давайте обо все по порядку.

Игровое поле

Игровое поле двухстороннее. На одной стороне «дневной» Уэст-Мидлендсе, на другой — «ночной». Поле очень интересно прорисовано — детальные города, соединяющие их реки и железные дороги, орнамент по периметру поля и вокруг мест выкладки карт, а на «ночной» стороне — «освещающие» поле масленые фонари.

Но возникает вопрос. Зачем печатать одно и тоже поле на обеих сторонах, пусть и в разной цветовой гамме? Почему бы не сделать разные поля как это было реализовано в дополнении «Эллада и Элизий» к настольной игре «Покорение Марса»?

Личные игровые компоненты

Каждому игроку выдается целый набор компонентов:

  • 14 жетонов сообщения;
  • 45 жетонов предприятий;
  • двусторонний (день/ночь) планшет;
  • жетон персонажа, фишка победных очков и фишка дохода.

Жетоны сообщения представляют собой двусторонние жетоны, на одной стороне которых изображен теплоход, на другой — паровоз. Используемый тип транспорта зависит от этапа игры. Одновременно оба типа транспорта применяться не могут.

Жетоны предприятий. У каждого игрока 45 жетонов предприятий. Жетоны разделены на 6 групп — мануфактуры, текстильные фабрики, пивоварни, гончарные мастерские, литейные заводы, угольные шахты. В каждой группе жетоны отличаются только уровнем, который скромно указан в верхнем левом углу. Кроме этого, у каждого игрока все жетоны одинаковой формы и цвета. Это сказывается на времени стартовой раскладки — приходится всматриваться в каждый жетон и выкладывать на предназначенное для него место. При этом велика вероятность допустить ошибку и положить предприятие не туда. Если же вы педант и после раскладки жетонов сравните ваши планшеты и количество жетонов в каждой стопке, то сможете быстрой обнаружить ошибку. В противном случае вы узнаете об ошибке в процессе игры, когда уже будет поздно.

Планшет представляет собой территорию промышленного предприятия с железными дорогами и каналами. По берегам каналов горит свет, а из труб строений идет дым. С планшетами игроков такая же история что и с игровым полем — один и тот же планшет на обеих сторонах, только в разной цветовой гамме. И такой же вопрос. Зачем?

Общие игровые компоненты

Как и в любой подобной игре общеигровые компоненты, как правило, это жетоны ресурсов, карты и деньги:

  • кубики угля и железа;
  • бочки с пивом;
  • карты — карты локаций и предприятий, джокеры-локаций и джокеры-предприятий, памятки;
  • жетоны коммерсантов;
  • жетоны денег.

Карты нарисованы в такой же стилистике, что и игровое поле — детально проработанные изображения в сдержанных тонах с орнаментом по периметру карт на лицевой части. Выглядит очень интересно!

Карты локаций и предприятий позволяют, соответственно, возвести любое доступное предприятие в указанной локации и наоборот — указанное предприятие в любой доступной локации. Джокеры-локации можно использовать в качестве любой карты локации, а джокеры-предприятия — в качестве любого предприятия.

Жетоны коммерсантов определяют что и в каком городе будут скупать предприниматели у игроков. Есть как универсальные жетоны, позволяющие обменивать любую продукцию на деньги, так и ориентированные на вполне конкретные вид товара.

Уголь, железо и бочки с пивом — самые обычные деревянные жетоны. В делюксовой версии игры жетоны денег сделаны в форме покерных фишек.

Смотрится очень круто и на ощупь приятно! Но почему покерные фишки? Как покер связан с промышленной революцией в Бирмингеме? В игре ведь ни слова не сказано про покер. Например в настольной игре «Легенды дикого запада» используется покерная колода карт для выполнения различных действий. Применение покерной колоды в этой игре оправдано лором настолки и возможностью сыграть в так называемой «покер» во время партии. Чем руководствовались авторы Bass не понятно.

Если бы у меня был выбор, купить делюксовую версию подороже с пластиковыми покерными фишками вместо денег или обычную подешевле с картонными монетами , я бы выбрал второй вариант. Не покупаю «плюшки» к настолкам, потому что очень редко возвращаюсь к играм после 5-6 партий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий