Anno 1602: поселенцы непонятно откуда приплыли непонятно куда
Когда мир был больше, а жесткие диски меньше, свет увидела не одна крутая стратегия на ПК: Age of Empires, The Settlers, Caesar, его младшие братья – Zeus и Pharaoh, список можно продолжить. Anno 1602: Creation of a New World (или 1602 A. D.), вышедшая в 1998 году, в чем-то похожа на каждую из них, но не похожа в целом.
Несмотря на то, что название игры намекает на колонизацию Америки (как раз в начале XVII века англичане основали первые колонии на территории нынешних США), с исторической достоверностью разработчики из Max Design решили не заморачиваться. О своей национальной принадлежности наши поселенцы не догадываются, а жить им приходится не на материке, как это было на самом деле, а на островах, которых вы не найдете на карте. К тому же у поселенцев нет никакой возможности связаться с метрополией и пригласить к себе друзей с родины, как в Sid Meier’s Colonization. О том, что когда-то колонисты жили в другой части мира, напоминают лишь странствующие торговцы и пираты, берущиеся непонятно откуда.
Размеры вверенного вам поселения очень скромны, определяет их первое построенное здание – склад, где хранятся все честно заработанные блага. Только в зоне его действия можно строить все остальное, учитывая то, что значительная ее часть приходится на морские просторы, места для строительства остается довольно мало. Но есть и хорошая новость: в Anno 1602 можно не ограничиваться одним поселением. В таком случае каждая колония вовсе не обязана быть самодостаточной – то, чего недостает жителям одного поселка, вполне можно доставить из другого.
Помимо денег (которым, кстати, разработчики не дали названия, что тоже не способствует исторической достоверности), для строительства потребуются лес, камень, инструменты. При этом стоит выбирать правильные места для построек: например, если лесопилку разместить недостаточно близко к лесу, когда деревья в зоне действия здания закончатся, ваши лесорубы начнут бить баклуши вместо того, чтобы приносить пользу обществу.
Одна из главных особенностей Anno 1602, как и последующих игр серии – почти полное отсутствие войны. Да, вы, конечно, можете нападать на коренное население, например, но результат сражения всегда будет предсказуемым – у кого больше юнитов, тот и победил. Гораздо интереснее сосредоточиться на благополучии своих колоний, удовлетворении потребностей трудящихся, сборе и производстве ресурсов (а их здесь много, только съестного несколько наименований) и экономическом росте.
У первой части серии есть два дополнения – New Islands, New Adventures и By Royal Command, также вышедшие в 1998 году.
Anno 1800: эпоха перемен
16 апреля 2019 года у поклонников серии появилась возможность познакомиться с ее новой частью – Anno 1800. Если две предыдущие игры отправляли нас в далекое и не очень будущие, то в этой, как нетрудно догадаться из названия, нас ждет начало индустриальной революции.
Anno 1800 – в какой-то степени возврат к Anno 1404: здесь тоже игроков ждут острова, каждый из которых богат определенными видами ресурсов. В целом же суть осталась неизменной – строим дома и прочие нужные здания, добываем ресурсы, перерабатываем из и производим товары, удовлетворяем потребности горожан, в общем, всячески растем и развиваемся.
Население разделено на пять классов, и если фермерам, чтобы быть счастливыми и не хотеть сбежать из-под вашего руководства, достаточно наловить рыбы и пошить простую льняную одежду, а для этого ресурсы найти можно практически всюду, то чем выше класс поселенцев, тем сложнее добыть и произвести то, что ему нужно.
Кроме домашнего, в игре доступен только один новый регион – Новый Свет, что выглядит как-то несерьезно по сравнению с количеством разнообразных регионов в предыдущей части серии. Зато игра всеми силами старается избавить новоиспеченного управленца от микроменеджмента, чтобы он мог уделить максимум внимания экономике.
Война в Anno 1800, конечно же, есть, но она так и не стала одним из ключевых элементов геймплея. С дипломатией же дело обстоит и вовсе странно: на низкой и средней сложности соседи не будут объявлять вам войну просто из вредности, но договориться с ними все равно не так просто, а вот на высокой они могут невзлюбить вас за сам факт вашего существования.
Что же касается главного, экономики, рано или поздно придется построить настолько сложную и громоздкую систему, что времени на другие аспекты игры вроде экспедиций и составления газетных заголовков просто не остается. Впрочем, они не так и важны.
В целом же Anno 1800 – добротная экономическая стратегия, уж точно не хуже первых частей серии и во многом лучше предыдущей.
Anno 1404: Восток – дело тонкое
Серия Anno, как хорошее вино, с годами становилась только лучше. Четвертая часть, увидевшая свет в 2009 году, поразила живописными пейзажами и шикарной прорисовкой. В какой-то момент, когда вроде бы все построено, производство налажено, торговля идет, хочется наблюдать за всем происходящим, испытывая гордость за созданный собственными руками городок. Рассматривать крабов на песчаном берегу, шатающихся подвыпивших гуляк, снующих туда-сюда работяг – сродни медитации.
Но вот, что в Anno 1404 действительно ново – так это путешествия на Восток. Европейские виды покажутся серыми и скучными по сравнению с яркими восточными красками. Возможность развиваться в двух культурах сразу вносит в гейплей разнообразие. При этом к жизни в восточном городе придется приспосабливаться, ведь климатические условия отличны от европейских. Например, чтобы превратить кусок пустыни в плодородную землю, нужно строить оросительные станции.
Еще один приятный бонус – упрощенное по сравнению с предыдущими частями управление. В целом же получилась глубокая, красивая и неторопливая стратегия, лучшая в своем жанре по части визуального оформления. По крайней мере, на тот момент.
Через год, в 2010, вышло дополнение Venice. Хоть управлять самым романтичным городом Италии и нельзя (он выступает в качестве сильного соседа, то и дело подкидывающего разные задания), зато появляются новые сюжетные миссии и полноценный мультиплеер.
Скачать Anno 1404: Gold Edition вместе с аддоном можно в GOG.
Anno 2205: ticket to the Moon
Вышедшая в 2015 году Anno 2205 рассказывает о том, насколько в XXIII веке все плохо: предки все-таки довели многострадальную планету до почти полного затопления. Теперь мы строим огромную корпорацию, считаясь с мнением экологов, к которым наконец-то стали прислушиваться. Запросы подопечных уже не ограничиваются сытным ужином и теплой постелью – им подавай нейроимплантаты и омолаживающие инъекции.
Помимо базы в теплых приветливых краях, придется строить поселение еще и в Арктике. Как ни крути, оно будет убыточным, но только там можно производить разные высокотехнологичные штуковины для остальных баз. А позже мы еще и на Луну полетим, потратим там неприличную сумму денег, зато получим столько энергии, что вся наша империя будет в шоколаде.
Производственные цепочки сложны настолько, что становится просто нереально запомнить, что для чего нужно. Локации красивые, но их очень мало – всего девять штук. Воевать особо не с кем – временами будут происходить мелкие стычки на море, но в целом же люди будущего настоящей войны не увидят, как и конкурентов, которые появляются только в виде аватаров в таблице результатов. Зато есть куча квестов, за выполнение которых можно получить редкие ресурсы.
В общем, все сложно, долго, красиво и интересно, но без соперников и мультиплеера может стать грустно. Единственный шанс проиграть – вогнать свою корпорацию в финансовый штопор.
В 2016 году вышло сразу три дополнения: Tundra, Orbit и Frontiers.
Anno 2070: мысли глобально, действуй локально
Об экологических проблемах человечество, к сожалению, задумалось относительно недавно. И то не все, а тем немногим, кто пытается как-то помочь матушке-природе, крупные корпорации и нефтяные магнаты ставят палки в колеса. В Anno 2070, выпущенной в 2011 году, нам решили показать, что ждет планету уже в ближайшем будущем, если мы не перестанем беспощадно истощать ее ресурсы и уничтожать все, до чего можем дотянуться.
В пятой части снова придется бороздить океаны и колонизировать острова, но не из тяги к приключениям, а из отсутствия другого выхода, ведь уровень моря поднялся, оставив в нашем распоряжении лишь островки суши. Суть игры осталась прежней: строим, развиваемся, радуем население. Но теперь придется делать все с оглядкой на экологическую обстановку – каждое действие игрока влияет на окружающую среду.
Вам предложат встать на сторону одной из фракций: в Глобал Траст развиваются быстро, но совершенно не думают о завтрашнем дне, за что природа может жестоко наказать, в Эдемской инициативе все происходит гораздо медленней, но безопасней. Естественно, большинство игроков выбирают светлую сторону. Разработчики это предвидели, поэтому в некоторых миссиях буквально заставляют примерить на себя образ злодея или использовать оба подхода в равной степени.
Развивать технологии в Anno 2070 эффективней и интересней, чем в предыдущих частях, а получив доступ к исследовательским лабораториям, можно и вовсе изменить будущее мира.
Дополнение Deep Ocean, вышедшее в 2012 году, добавляет новые кампании, ресурсы и бедствия.
В 2013 появилась браузерная стратегия Anno Online, в которую разработчики перенесли все лучшее из серии, но сейчас игра закрыта. Зато при попытке попасть на страницу браузерки нам взамен предлагают симпатичную игрушку Anno: Build an Empire для Android и iOS.
Anno 1701: на Карибском фронте без перемен
Третья часть Анно вышла спустя три года – в 2006. Вот только в игре мало что изменилось: все так же нужно строить, исследовать, прокладывать маршруты, торговать, иногда воевать по чуть-чуть. Зато картинка стала куда красивей, (Anno 1701 многие даже окрестили самым красивым градостроительным симулятором на то время), все элементы прорисованы с истинно немецкой педантичностью, что не может не радовать.
А начинается все с того, что наш улыбчивый герой в новеньком камзоле высаживается где-то на Карибах. В руке у него грамота от Ее Величества, дающая право на основание колонии. В общем, работы непочатый край. Правда, периодически матушка-природа создает помехи в виде торнадо или извержения вулканов. А если в поселении разгуляется чума, торговые судна у вас швартоваться не захотят – дурно пахнет. Еще и королева потребует платить дань, не подчинитесь – карательная экспедиция уже несется к вам через океан на всех парах.
Третья часть, как и предыдущие игры серии Anno, сделана качественно, но все же создается впечатление, что души в ней мало. Поселенцы – это просто безликая толпа, если здания прорисованы с точностью и тщательностью, то люди в игре получились кривоватыми, а ведь именно их хотелось бы рассмотреть поближе.
В 2007 году вышла версия для Nintendo DS – Anno 1701: Dawn of Discovery, а в 2008 – дополнение The Curse of the Dragon, добавляющее кампанию из 12 миссий, ведущих к магическому артефакту Глаз Дракона, и новое стихийное бедствие – падение метеорита.
Anno 1503: долой историчность, даешь разнообразие!
Anno 1503 вышла в 2003 году. Как и в предыдущей части, разработчики проигнорировали историю и географию: африканские саванны соседствуют с американскими прериями, европейскими лесами и заполярной тундрой. И снова в нашем распоряжении окажется огромный набор ресурсов: здесь вам и хлопковые, пшеничные поля, плантации табака и сахарного тростника, виноград, конопля (чтобы веревки вить, а не то, что вы подумали), возможности животноводства и горнодобывающей индустрии. При этом виноград, например, в тундре не растет, так что от климатической зоны, в которой расположен ваш город, зависит его экономика.
Нам снова предстоит найти пристанище на островах, только теперь все стало красочней и симпатичней. Снова придется удовлетворять потребности граждан, а чем выше их уровень жизни, тем больше буржуазных излишеств попадает в список предметов первой необходимости. Статус горожан растет, из обычных поселенцев, которым для счастья было достаточно иметь какую-никакую крышу над головой, они постепенно превращаются в аристократов, чьи дни будут полны печали и тоски без парков и театров.
С международной торговлей и дипломатией мороки гораздо меньше, чем в первой части: достаточно заключить договор о сотрудничестве, проложить торговый маршрут и указать места прибытия и отбытия торговцев, а дальше все будет происходить в автоматическом режиме.
В 2004 Max Design выпустили дополнение Treasures, Monsters and Pirates с новыми кампаниями и сценариями.