Орлеан – Обзор игры

Немного впечатлений от базы и хоумрул для зданий

Не удержусь всё-таки от выжимки своих впечатлений от самой игры «Орлеан».

Самый интересный момент для меня, что не удивительно, — это каждый ход тянуть жетоны из мешка и начинать прикидывать, что же я могу с ними сотворить и как выжать максимум очков. Это очень увлекательно и интересно.

Главное же, что мне не нравится в этой игре, особенно в базе — так это идентичные начальные условия в каждой партии. Меняется только расположение товаров на карте, а этого далеко недостаточно для того, чтобы каждая партия казалась свежей и непохожей на предыдущую.

Особенно мне не нравилось то, что прямо с начала партии игрокам доступны все здания, которые есть в игре. Т.е. игроки могут раз за разом использовать одну и ту же стратегию, ничего не меняя.. (Да, для меня это странно, но реально есть такие игроки, которые не хотят искать новых путей, если нашли уже что-то одно, что приводит к победе.)

Trade and Intrigue добавила разнообразия в события, интереса в поле Благих деяний и мини-целей с заказами, однако не решила проблему со зданиями. Поэтому я взяла дело в свои руки и ввела хоумрул на здания, согласно которому:

Из каждой стопки зданий сразу для покупки доступно 3 штуки. Рынок зданий обновляется следующим образом:

  • В базе: когда выходят два паломничества, кроме первого.
  • С дополнением Trade and Intrigue: когда переходим на каждую новую букву — B, C, D — т.е. 3 раза за игру. Однако можно смотреть по ситуации, если к переходу на B никто ещё не брал торговца и не строил здания, возможно, их стоит оставить до перехода на C (как минимум здания II уровня точно можно оставить до C).

Или, если здания и так неплохо обновляются, можно рынок вообще не обновлять, а, например, добавлять по монетке каждый ход на те домики, которые никто не берёт, повышая их привлекательность. Или для прокрутки рынка можно установить таксу 3 монетки раз за ход, чтобы обновить какой-то один из рядов зданий. В общем, варианты здесь есть.

Мне пока нравится такой вариант с 6 доступными зданиями, он лишает любителей ипользовать одну и ту же стратегию доступа к любимым зданиям (да, я знаю про официальное правило о том, что каждый игрок может выкинуть перед игрой одно из зданий, но мне этого недостаточно) и добавляет вариативности в партию, где никогда не знаешь, какие из десятков зданий будут доступны в какой момент.

Ведь так и так в «Орлеане» есть такие здания, которые хотят все (например, жутко читовый Lair), а есть такие, которые редко кто строит, и такой вариант даже добавляет привлекательности каким-то зданиям, которые обычно редко играются, и заставляют шевелить извилинами, что можно из доступных зданий придумать.

Ещё один плюс: снижение даунтайма, потому что игрок теперь при строительстве выбирает из 3 или 6 тайлов, а не из всех стопок, да в игре с новичками им не надо все *дцать зданий сразу объяснять. В общем, если вам, как и мне, не хватает в этой игре стартового разнообразия, то советую попробовать этот вариант.

Пс, буду рада комментариям! Любите «Орлеан»? Какая любимая стратегия? Какие здания самые читовые? 😉

Впечатления от модулей

• Новые события. Шикарное нововведение, которое делает игру намного интереснее, нежели базовые события, которые быстро приедаются из-за однообразия и повторения. И реиграбельность увеличивается, хотя и только формально. Но в любом случае всегда интереснее, когда каждый ход случается что-то новое и неожиданное, причём события есть очень и очень любопытные.

Кроме того, события распределены по четырём буквам, т.е. их порядок выхода более упорядочен по сравнению с базой, где подряд могли выйти все 3 налога или 3 чумы и т.д.

Вердикт: маст-хэв! Со старыми больше не играем.

Играли первый раз, и я неправильно разложила награды за завершение благих дел %)

• Новое поле Благих деяний. По сравнению со старым полем, где в большинстве своём за отправку туда жетона вы получали монеты, а если закрывали последнее свободное место, — то горожанина, в дополнении награды стали гораздо более разнообразными и интересными.

Теперь можно получать товары, шестерёнки, деньги, книги, горожан, строить здания и даже путешествовать! Причём для 2 игроков сделали разграничение и ограничение доступных мест, уменьшив количество свободных ячеек по сравнению с игрой с 3+ игроками.

Вердикт: маст-хэв! Со старым полем больше не играем.

• Поле Интриг. Это поле похоже на поле Благих деяний, только всякий раз, когда вы отправляете туда свой жетон, вы заставляете своих соперников терять что-то или отдавать вам (деньги, станции, жетоны, товары и т.д.).

Честно говоря, я ни разу не пробовала играть с этим модулем и не собираюсь. Мне достаточно соперничества за жетоны/города на карте и без этого элемента take that. Мне вообще кажется, что подобному не место в такой игре, как Орлеан.

Вердикт: отправила в топку (фигурально :)), лично я не собираюсь играть с этим модулем.

• Заказы. В отличие от остальных модулей Заказы добавляют в игру новую механику: pick up and deliver, которая лично мне очень по душе. Заказы — это карточки, на которых изображено, какие товары в каких городах нужно сбросить, чтобы получить очки. Они ещё и очень выгодны, потому что приносят всегда больше, чем стоимость самих товаров.

В общем, я всегда стараюсь выполнять заказы, когда получается, но, к сожалению, в игре на двоих иногда может просто не повезти, и большая часть заказов будет где-нибудь по краям карты, куда быстро не доберёшься, поэтому рынок заказов будет обновляться медленно. Например, в нашей прошлой игре только 2 заказа за всю игру были выполнены, до остальных просто не успели добраться. А в игре на троих, помню, их разбирали очень бодро, и было интереснее.

Ещё не очень нравится, что и на поле, и на картах города написаны мелко, и только крестики помогают определить, куда же всё-таки везти нужный товар.

Вердикт: если по душе pick up and deliver и есть желание добавить новую механику, то рекомендую использовать. Я всегда играю с заказами, но не сказала бы, что это прям маст-хэв.

• Новые здания. Ну, тут особо нечего говорить, просто добавляем их к остальным и всё 🙂 Здания интересные, и, кстати, все завязаны на жетонах товаров.

Общее впечатление от дополнения: Trade and Intrigue делает «Орлеан» разнообразнее, интереснее и реиграбельнее, но при этом его легко можно вводить и в играх с новичками, потому что правила несильно отличаются от базы. Для поклонников игры я бы назвала доп в целом мастхэвом (если не считать поле Интриг), и без некоторых модулей уже нет никакого желания играть.

Часть 1. Что внутри?

Оказалось, что это даже не полноценная коробка — это набор картонных компонентов, которые упаковали в другой тонкий картон. Хорошо хоть в плёнку упаковали… Чтобы вы представляли толщину дополнения:

Из любопытного: на обратной стороне Made in China. Печатают в Китае.

Дополнение добавляет 4 модуля. Первый модуль позволяет заменить поле добрых дел планшетом либо торговли, либо интриг. Вот поле торговли:

А вот поле интриг:

Как видите, вместо обычного получения денег добавляются различные свойства. На поле торговли они мирные: например, архитектура позволяет взять человечка-множитель, а благодаря алхимии можно достать другой жетон из мешка и тут же его применить. Также изменились бонусы за то, кто последний заполнит соответствующие блоки.

На поле Интриг свойства откровенно агрессивные. И направлены на взаимодействие между игроками. Не каждый оценит…

Обратите ещё раз внимание на поля интриг и торговли. Автор игры смасшатбировал поля для разного числа игроков

По два нижних блока свойств полностью не работают при игре на двоих. Также при игре на троих необходимо закрыть некоторые ячейки специальными чёрными жетонами. Годное новшество.

В дополнение добавлены 3 здания:

Также вместо старых событий теперь новый модуль с событиями. В него входит 32 тайла событий разделенных на 4 типа по 8 тайлов (a, b, c, d). На каждую партию формируется стопка, состоящая из 4 случайных тайлов каждого типа.

Ну и последний модуль — это колода заказов, которая очень хитро вложена в специальную картонку:

Сами заказы представляют из себя карты, на которых показано в каком городе, какие товары можно обменять, чтобы забрать эту карту. Заказы общие — выполняются любым игроком. В начале партии выкладываются 5 штук. Как только кто-то выполнил заказ, ряд пополняется.

Часть 2. Впечатления

После первой партии я могу смело заявить, что дополнение удалось на славу. По ощущениям я сыграл ровно в тот Орлеан, который и должен был выйти изначально. Отнюдь, я не списываю со счетов базовую версию! Но дополнение оказалось настолько в тему, настолько улучшило игровой процесс, что было полное ощущение, что я играю в какой-то Орлеан 2.0.

И самое интересное, что игру не сильно-то и усложнили: добавлена всего одна новая механика заказов, а игра всё равно как будто расцвела…

Заказы на практике оказались занятной механикой. Конечно, некоторые заказы выходили ровно там, где находился определённый игрок и создавалось ощущение несправедливости. Но периодически на выполнение заказов у игрока просто не хватало товаров. Например, я побывал в пяти городах с заказами на них, но выполнил при этом всего три. Выполненный заказ, как правило, даёт 4-5 дополнительных очков. То есть очков 10-20 на игрока за партию. Мелочь, а приятно. Добавляет ещё больше осмысленности движениям по карте.

Кстати, вот вам бесплатный лайфхак

Обратите внимание, что мы положили кристаллики разных цветов на пары город-заказ, чтобы удобно идентифицировать заказы и не вглядываться в картинку на карте

События в базовой версии выходили настолько хаотично, что автор игры на BGG выкладывал официальный хоумрул по их более осмысленному выходу. Но с дополнением можете смело выкинуть базовые события, как ненужные, из коробки. Решение из 32 событий, из которых сыграют 16, не огонь, а огнище! Некоторые события добавляют перца в беспроблемное существование в Орлеане… Наконец-то, во многом благодаря более интересным и может быть даже жёстким событиям, у нас игроки почувствовали на себе базовое правило пыток.

Плюс в стопку событий из допа изначально заложено, что сложность этих событий к концу партии растёт! Играешь и получаешь удовольствие от каждого раунда. Например, очень забавно было в каком-то раунде потерять сразу три своих жетона. И в этот момент у меня в мешке осталось всего 7 жетонов… Или пятерная пытка для всех… Или восстание крестьян, которое делает на один раунд из крестьян джокеров.

Мы играли с полем торговли (вместо благих дел). И тоже базовое поле можно ритуально сжечь… Различные свойства это: во-первых, не скучно, а во-вторых, добавляет столько стратегических возможностей, сколько по правилам даже не оценить… Это ещё один способ получить нужный товар, это способ заменить один жетон из мешка и по пути чуть почистить руку. Это способ получить здание. и т.п. Поверьте, это поле показывает себя во всей красе в живой игре…

Насчёт поля интриг я ещё подумаю и может быть сыграю когда-нибудь с кем-нибудь не обидчивым.

Здания в дополнение положили тоже не самые плохие. Например, я купил Brasserie (Пивбар) и получил товары на 10 очков. Неплохое пассивное свойство. Овечья ферма больше интересна не в качестве перегона сыра в шерсть, а как ещё один из способов двигаться по треку развития. А Дом торговца актуален для игроков, которые ударились в товары: по нему при такой стратегии несложно получить в среднем 8-12 очков…

Итог: Орлеан с дополнением получает от меня 9.5 из 10 (Просто базовой я ставил 8.5). MUST HAVE!

P.S. Пару слов про хоумрулы. Впервые опробовал самый популярный хоумрул бгг+советы. То есть тот самый, где есть рынок с тремя зданиями первого уровня и тремя второго. Обновление происходит после 5, 9, 13 раундов. На мой взгляд хоумрул отлично себя показал. Во-первых, он сократил время на объяснение всех зданий (у меня их вместе с промо уже 41 (20+18+3)) и уменьшил даунтайм при выборе. Во-вторых, избавил мир от всяких комб и сместил акцент на другие аспекты игры. Игровой процесс по ощущениям не пострадал от слова совсем. С игроками не супергиками и относительными новичками в Орлеан (у которых 1-4 партии за плечами) этот хоумрул просто идеален.

Главный вопрос: «Орлеан» или «Альтиплано»?

Так ли похожа «Альтиплано» на «Орлеан», что полностью может его заменить? Ответ: на удивление нет. Почему-то при наличии стольких похожих механик и торчащих отовсюду ушей по геймплею «Альпака» не напоминает «Орлеан», не создаёт ощущение, что это две одинаковые игры. При рассказе правил знание «Орлеана» помогает, но вот при игре о связи игр можно и забыть.

Ещё одно моё наблюдение: «Альтиплано» сложнее раскусить. При игре не возникает чувства, что вот это здание явная имба, и вот через эту стратегию легче всего победить (в «Орлене» уже через пару-тройку партий такие мысли начинают закрадываться). Я вообще до сих пор не знаю, что надо делать в «Альтиплано», чтобы победить и чтобы эффективно играть. Все три раза проиграла в пух и прах! %))

Если же вам принципиально надо выбрать, то вот мои мысли:

«Орлеан» нравится своим полем с товарами и перемещением по нему, наличием событий, которые меняют каждый раунд, чуть большим взаимодействием, полем благих деяний, где можно получить что-то хорошее взамен на жетоны (особенно с дополнением).

Не нравится тем, что есть явные стратегии и здания, которые более выгодны, а также доступностью всех зданий с самого начала и всегда одинаковыми стартовыми условиями. И без дополнения «Торговля и интриги» не предлагать.

В «Альтиплано» чистка мешка далеко не так интересна (перенос на склад для потенциального получения очков, и это ещё если удастся заполнить ряд), кроме того, есть ресурсы, которые просто могут мусорить мешок в принципе (еда). Да и чаще возникали ситуации, когда вытянул такое, что даже 1-2 эффективных действия с этим придумать тяжело, потому что видов ресурсов больше и комбятся они похуже. Время партии дольше, взаимодействия меньше.

Но мне нравится, что для выполнения действий надо ходить по локациям и продумывать наперёд все перемещения и порядок действий, что пока не найдено каких-то очевидно более выгодных путей к победе + нравятся все косметические улучшения по сравнению с «Орлеаном» (ограниченная доступность зданий, разные стартовые пресонажи и т.п.). База «Альтиплано» выглядит однозначно поинтереснее голой базы «Орлеана».

Круговорот рабочей силы в мешочке

Итак, что же нам предстоит делать в Орлеане и его окрестностях? А предстоит нам набирать жетоны различных работников и складывать их в свой мешочек, что в свою очередь позволит выполнять действия, указанные на личных планшетах игроков и приобретаемых тайлах мест. Но рассмотрим все это немного подробнее.

В нашем распоряжении имеется большое поле, условно разделенное на две половины. На одной половине располагается схематичное изображение региона, где город Орлеан выступает в качестве нашей отправной точки. На данной карте нам предстоит перемещаться от города к городу, используя морские и сухопутные пути, мимоходом собирая выложенные жетоны товаров. Помимо этого, в каждом городе мы можем строить свои фактории (в каждом городе, за исключением Орлеана, может стоять только одна фактория).

На второй половине поля изображены несколько треков. Каждый из них соответствует определенному типу работника и обладает своими особенностями и свойствами. Решая взять тот или иной жетон, мы обязательно должны продвинутся по соответствующему треку на одно деление вперед, выполнив при этом надлежащее действие. Например, при продвижении по треку фермера мы получаем жетон ресурса, изображенного над ячейкой. Более того, если мы опережаем других игроков, то каждый раунд мы получаем одну дополнительную монету. Или, скажем, торговец, позволяет взять из указанной стопки тайл места, дающий новое доступное действие или эффект. При этом, необходимо помнить одно но: как только вы доходите до конца того или иного трека, данное действие становится для вас недоступным, даже если там еще остаются жетоны.

Вкратце весь процесс выглядит следующим образом. В начале раунда переворачивается очередной жетон события (о которых мы поговорим немного позже), эффект которого либо действует на протяжении текущего раунда, либо выполняется в определенной фазе. Все игроки вытягивают определенное количество жетонов рабочих из своего мешочка (это количество определяется вашим положением на треке рыцарей) и выкладывают на доступные ячейки рынка, располагающиеся на их личных планшетах. Затем каждый должен запланировать и выполнить действие (или действия), исходя из вышедших и уже имеющихся жетонов.

Например, вы хотите получить уже упомянутого рыцаря. В этом случае вы выкладываете жетоны фермера, моряка и торговца на действие Замок, после чего во время соответствующей фазы вы продвигаетесь на одного деление на треке рыцаря, берете жетон и помещаете его в свой мешочек. Вдогонку за рыцарем отправляются и жетоны, использовавшиеся для активации действия. Теперь число доступных вам жетонов увеличилось, а в следующем раунде вы сможете вытащить больше работников, в соответствии с числом, указанным над делением на треке.

Игра продолжается 18 раундов, после чего происходит подсчет очков. В нем учитываются все имеющиеся у игроков монеты, товары, а также фактории и жетоны горожан, которые можно получить с разных ячеек различных треков. Здесь нужно упомянуть еще один важный момент – работники в конце игры очков не приносят.

Приятным ли будет лето в Провансе?

И не пугайтесь проскользнувшей выше фразы о всегда одинаковом начале. Реиграбельность у игры имеется в достаточной мере. Обеспечивается она не только немалым количеством различных комбинаций треков и зданий, которые приятно находить и распробовать самому, но также жетонами товаров, которые каждый раз выкладываются на поле случайным образом, что может заранее предоставить понимание в какую сторону предпочтительнее начать развитие. Более того, во всех раундах, за исключением первого, в котором всегда выкладывается жетон Паломничество, по-разному выходят различные события.

Кстати, поговорим немного о них. События бывают как полезные, так и такие, что способны подпортить вам жизнь. Скажем, уже упомянутое Паломничество запрещает в текущем раунде получать жетон монаха. Или, например, Чума может привести к потере работника – вы должны вытянуть из своего мешочка случайный жетон: если это стартовый работник, то вам повезло и его вы не теряете; если это любой другой, то вы обязаны вернуть его в соответствующую стопку. Есть и хорошие события: как насчет получить столько монет, сколько ваших факторий находится на поле?

Следует признать: в теории все это звучит интересно, но вот на практике результат получается немного странным. С одной стороны, случайный выход событий способен придать перчинки в начале игры, особенно если это будет что-то вроде Чумы. С другой же, выход некоторых событий в первой половине игры может пройти незамеченным – на какие деньги стоит рассчитывать, если во втором раунде у вас нет ни одной фактории? Учитывая, что в стопке всего шесть типов событий, по три жетона каждого, то не исключен вариант, что все полезные эффекты выйдут в первой половине игры, оставив вас только с плохими. Хотя ничего ужасного в этом нет (поскольку добавляется определенная интрига), общая реализация данного элемента создает впечатление какой-то сырости идеи. Но вроде бы в одном из дополнений к игре добавляется больший выбор событий, так что этот аспект должен раскрыться лучше.

«Альтиплано»

Сыграно: 2 партии на двоих, 1 партия втроём

Наконец удалось сыграть несколько партий в «Альтиплано» от Гаги, больно мне было интересно, как она в сравнении с «Орлеаном» и так ли способна его заменить, как я везде читала.

Мне в целом нравится «Орлеан», но есть у меня к нему несколько претензиий. И что забавно, пока я читала правила «Альпаки», как мы называем эту игру (хотя вообще слово «альпака́» имеет ударение на последнем слоге и не склоняется, оказывается!), у меня возникло стойкое чувство, что автор методично шёл от одного недостатка «Орлеана» к другому и пытался их исправить. Получилось ли?

Официальный Fan-Kit от издательства:

В составе деревянные компоненты: жетоны для улучшений, анимиплы и куча наклеек. Этим всем можно заменить стандартные жетоны. Также в состав входят компоненты для пятого игрока, запасные жетоны, 4 промо-здания и блокнотик для записи очков.

По отзывам Владимирса и Михаила Лойко это обновление опасное. То есть, попробовав, никогда не вернёшься к жетонам.

Минус — высокая стоимость: 27 евро + доставка около 20 евро. 3 000+ рублей — не та цена, которую хочется отдавать за необязательный апгрейд игры. Но если фанат, то почему бы и нет? Всё это можно взять отдельными лотами, исключив какие-то ненужные вещи, но экономия 3–5 евро того не стоит — доставка миплов съест выгоду.

Неофициальный способ защитить жетоны:

В принципе пятый игрок для «Орлеана» мне даром не нужен, а вот жетоны хотелось бы сохранить от потёртостей и они меня более чем устраивают. На BGG я подсмотрел способ, решающий эту проблему. Защита для монет, которую используют нумизматы, идеальна и для жетонов. На «Али» я купил 100 штук за 5,32 доллара (или 340 рублей) с доставкой. Пришли за неделю авиапочтой в Краснодар из Китая. Покупал у этого продавца (а альтернативных там и нет).

Обратите внимание, что для «Орлеана» нужно 104 жетона. Во мне проснулась жаба и я заказал 100, решив не одевать в защиту 4-х монахов

Если уж их все будут выкупать к концу партии, то просто будем менять бесчехловых с поля добрых дел.

Для «Орлеана» нужны самые маленькие чехлы — 21 миллиметр. Сами жетоны 20,5 миллиметра. Таким же образом можно одеть жетоны к другим играм («Ужас Аркхэма. Карточный» (25 мм), Runebound и т.п.).

Жетоны приходят в специальной пластиковой упаковке. На ощупь приятные и крепкие. Во время партии они не раскрываются даже от сильной встряски в мешке. Из мешка доставать их гораздо удобнее.

Вот такие пироги. Надеюсь, я помог хоть чуть-чуть разобраться во всём, что дополняет классную настолку «Орлеан»!

Но и это ещё не всё. В третьей части — уже в дневниках — я покажу чуть улучшенные мешочки. Не переключайтесь. 🙂

Выводы

«Альтиплано» — это евроигра на сбор мешка (получение товаров) и обмен товаров на другие товары с целью получения очков. Этакий вечный товарооборот, возведённый в абсолют.

Самыми интересными особенностями игры я считаю необходимость продумывать не только действия, но и перемещения между локациями, чтобы их выполнить. Ну, и конечно, построение мешка, которое является очень привлекательной для меня механикой, потому что дарит мгновения неожиданности и необходимости по-новому шевелить мозгами в зависимости от того, что в  этот раз вы достали из мешочка.

На первый взгляд в игре нет каких-то суперсильных стратегий, каждый игрок волен выбирать свой путь к победе без оглядки на других. И путей и стратегий этих здесь много, хотя поначалу игра кажется очень запутанной. Но потом, когда войдёте во вкус и наладите движок, каждый ход вас будет ждать небольшая головоломка, чтобы максимально эффективно использовать пришедшие жетоны, а цепочки действий, которые удалось запустить и скомбинировать, и приносят главное удовольствие от игры.

При этом «Альтиплано» игра очень мирная, даже медитативная. Прямого и даже непрямого конфликта здесь практически нет совсем, соперники вам мешать будут очень редко. Идеально для семьи, хотя время партии хотелось бы поменьше, а взаимодействия всё-таки чуть больше, хотя бы как в «Орлеане». 7,75 баллов.

Игру предоставило издательство Gaga Games, за что ему большое спасибо 🙂

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий